Кира Гофер. Рецензия на роман Катерины Самсоновой «Призраки во плоти»
 

Кира Гофер. Рецензия на роман Катерины Самсоновой «Призраки во плоти»

+24

Катерина Самсонова. Призраки во плоти

 

И после смерти не дадут поспать

 

«Три девушки, две живых и одна мёртвая, бежали по коридору…»
«Призраки во плоти»

«— Первый раз вижу, чтобы покойника готовили
к такой активной загробной жизни!»
«Человек с бульвара Капуцинов»

 

Роман Катерины Самсоновой «Призраки во плоти» представлен как городское фэнтези и мистический детектив.

В произведении три части.

Первая – абсолютный детектив, с загадками, намеками, разбросанными по тексту деталями. Пропустил в одном месте описание родинки – знай, во втором месте, когда автор будет тебе прямо намекать, кто в сюжете есть кто, ты не поймешь. Отлистывай назад, ищи эту родинку, строй версии. И, конечно, будь готов к тому, что неизвестный Немо или Аноним окажется известным тебе героем.

Вторая (по сюжету шаг назад, предыстория первой части) — полнометражное городское фэнтези, когда тени, полутени, призраки, колдуны и телепаты бегают по городу мимо тебя, пока ты идешь по своим делам. При этом им до тебя дела нет, у них своих забот полные карманы, а ты про их существование даже и не думал. Но ты идешь, а они бегают туда-сюда. Шустрые.

И третья — собственно, концентрация мистики, где торг за души переходит в битву. И именно в этой части звучит простая сильная истина – «За всё есть своя цена». Для всех сторон, конечно. Ведь если бы Вентиус пошел на нормальную сделку и сдвинулся бы в своих требованиях, глядишь, и остался бы жив… э-э-э… мертв… ох, не определишь… Остался бы!

 

Итак, действие происходит в современном Санкт-Петербурге. Как житель этого города, скажу, что было приятно настроиться — вот сейчас будут попадаться места и описания, знакомые, может быть, даже любимые. Однако настройка сбивается. Нельзя сказать, что автор совсем не дал города, но мало, мало точностей, мало конкретных указаний на места действия, мало расположения таких мест относительно известных исторических памятников.

Сюжет строится вокруг компании молодых людей, имеющих или приобретающих мистические способности. У кого-то все есть сразу, как у Агаты или Дениса; кто-то получил и принялся разбираться, что делать в состоянии полутени, как Марк; кто-то выцарапал у мира такую же способность, потому что было очень-очень надо, как Тина. Взаимодействие в компании — все за одного! И ведь реально собираются, куда-то бегут, помогают, выясняют. Проворные.

Завязка кажется несложной – приходит человек к колдунье, а потом выясняется, что он к ней уже приходил. Но автор хитрый, и усложняет то, что ты ждешь, что будет просто. Даже «приходит человек к колдунье» оборачивается в итоге тем, что вроде и человек тот, да не в том теле, и вроде с душой той, да все равно изменившейся, к тому же еще все забывшей. А персонаж, который хоть что-то понимает в этих сложностях, молчит до третьей части. И ты сидишь, уже и родинку нашел, думаешь, что разобрался хоть в чем-то, а все равно – автор улыбается и показывает тебе язык, мол, Тимофей – это не тот Марк, каким себя считает.

Закручено, короче. Хорошо закручено.

 

Многое в романе связано с музыкой, и мне хотелось бы как-то отдельно и восторженно это отметить. Но тут случилось непопадание чисто во вкус и в жанровый выбор. Поэтому не смогу сказать про то, как музыка отражает суть романа, но то, что музыка помогает лечить болеющие души и тела героев – это видно невооруженным читательским глазом. Не помню в романе события, чтобы музыка навредила героям так, как они вредили сами себе или друг другу. Музыка добрая. Люди… разные.

 

Основная идея романа, как мне показалось, в том, что свой кредит жизни выплачивать придется даже после конца жизни. И смерть Марка, внезапная, прямо в момент, когда вроде бы все закончилось и налаживается, мне кажется, говорит именно об этом. Своего рода напоминание, что еще проценты-ы-ы…

Но если за меня скажут сами герои, думаю, это будет гораздо точнее для выражения идеи:

«Жизнь не кончается смертью. Она течёт дальше, прорываясь сквозь любые препятствия, какими бы крепкими они ни были».

 

Из самых главных достоинств и недостатков отмечу язык. Да, именно так – он же и плюс, он же и минус.

Достоинство языка в его поэтичности – читаешь, и красиво становится на душе, когда встречаешь образы: ржавый голос, цветок вырастает из пепла, лепестки снега, туман, ластиком стирающий солнце с неба… Ох, чудесно!

Но тут же нагромождение лишних слов и неуместной геометрии: поверхность пола, фигура стояла и изучала фигуру (треугольник разглядывал круг, что ли?) и т.д.

Полоть. Полоть, полоть и полоть, убирая все лишнее, по два-три раза повторенное разными, часто безликими словами – и минус языка постепенно уйдет.

 

В целом могу сказать, что мне понравилось – роман необычен. Однако для большей симпатии нужен или молодой возраст, или сильная привязанность к жанрам тяжелой музыки и готике. Совсем хорошо – и то, и другое. Однако для того, чтобы воспринять, как возможную, активность потустороннего существования и его глубокое взаимодействие с миром живых, у меня всего хватило.

 

П.С. если встретите опасного призрака — бейте его фонарем по голове.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль