Дарья Леднева. Рецензия на "Убойный уик-энд" Инны Федераловой
 

Дарья Леднева. Рецензия на "Убойный уик-энд" Инны Федераловой

+34

Ссылка на конкурсный топик

 

Вступление.

Я поклонница историй о демонах, о магии, да и вообще фэнтези – мой любимый жанр. Ведь это какой простор для фантазии и творчества! Столько возможностей проявить изобретательность.

 

«Написано с целью проведения развлекательного досуга» — сообщает автор. А что такое «развлекательный досуг»? Для меня – устроиться поудобнее с чашечкой горячего чая, неторопливо читать текст и наслаждаться каждой буквой. Увы, меня ждало разочарование. Стоило бы отложить текст после пролога, но решила продолжить. Во-первых, не люблю сдаваться. Во-вторых, комментарии и советы больше нужны начинающему автору, чем мастеру. Мастер сам разберётся. Новичок же будет плавать в тёмном болоте, пока не придут добрые люди с фонарями и не вытащат.

 

И ещё о развлекательном досуге. Хорошая книга – та, которая и развлекает, и поучает. Но это не наш случай. Я не получала удовольствия от текста и никаких мыслей, которые могут перевернуть жизнь, не почерпнула.

И считаю, что «с целью проведения развлекательного досуга» — канцеляризм.

 

Жанр.

«Убойный уик-энд» — это подростковая проба пера. Ни характеров, ни сюжета (на минуточку! Это ведь детектив!), ни интриги, ни стиля.

Начнём с жанра.

В топике жанр определён как магический детектив. На мой взгляд, детективы условно можно разделить на два вида:

1) читатель с самого начала знает, кто убийца. Интрига – как именно это будет раскрыто.

2) читатель не знает имени убийцы. Интрига – кто убийца?

Автор почти сразу сообщает, что главная тайна в том, кто истинный отец Таро. Имя отца мы тоже знаем. Интрига в том, как об этом узнает Асмодей и как отреагирует? И – ничего. Эта линия просто обрывается. Может, интрига в том, накажут ли Таро за случайное убийство девушки? Но эта ниточка тоже теряется, глав, этак на десять, пока читатель и автор разбираются с Герцогиней и её мужчинами. Словом, детективом это можно назвать лишь условно.

 

Далее, когда из топика переходимна страничку произведения, то видим: Приключения / Сюрреализм / Юмор

«Сюрреализм! Ура!» — обрадовалась я. И была разочарована, когда поняла, что сюрреализмом тут и не пахнет. Что такое сюрреализм? Это другой уровень восприятия мира. Это сон, перетекающий в реальность. Это реальность, перетекающая в сон. Это дикая философская смесь яви и нави.

 

Дали. Магритт. Бретон. Аполлинер.

Не смущайте читателей. Уберите из описания сюрреализм.

 

У автора – самое обычное фэнтези, причем низкой пробы. И сразу оговорюсь: «развлекательный досуг» — это ни в коем случае не низкопробное чтиво. Кого вы хотите этим развлечь? Тех, кто вырос на Гарри Поттере? Поклонников «Игры Престолов»? Кто вообще целевая аудитория? А ведь ЦА — это очень важный вопрос. Для кого мы пишем? Писатель должен ясно представлять своего адресата и рассказывать ему.

 

Юмор. Я понимаю, почему автор поставил отметку «юмор», только ничего смешного в произведении не вижу. Над чем смеяться? Над тем, как автор коверкает русский язык, над небрежностью, над одинаковыми персонажами? Это не смешно. Это грустно. Смешно – это басни Крылова, пьесы и рассказы Чехова, истории Ольги Громыко, «История рыжего демона» Шекли и Желязны. Меня сейчас, возможно, захотят забросать помидорками за то, что ставлю в один ряд таких разных авторов. Но юмор бывает только двух видов: удачный и неудачный. Удачный – и неважно, классика, сатира, пьеса, или современная фэнтези. Читателю либо смешно и приятно, либо нет.

У нашего автора неудачная попытка.

Сюжет и персонажи.

Такое ощущение, что автор сам не определился, какую историю хочет рассказать, кто у него главный герой, и в чём загвоздка. Рваное повествование скачет от одного героя к другому, от одной проблемы к другой. Сначала читатель думает, что это история о взрослении Хиро и Таро. Но нет, мы вскоре их бросаем и начинаем разбираться с личной жизнью Герцогини и компании. Потом на секундочку вспоминаем про мальчиков, приплетаем Серых Кардиналов, снова похоть и Герцогиню, а в конце все мирно и без шума расходятся.

 

Я обожаю, когда меняются фокальные персонажи. В «Игре престолов» это сделано круто и позволяет автору показать мир во всей красе. У каждого героя свои особенности, цели, принципы, страхи и страсти. Одно удовольствие читать.

В «Убойном уик-энде» постоянные скачки наоборот дробят текст. Особенно, когда в одной главе по несколько раз меняется персонаж. Думаю, что в рамках этой истории лучше выбрать одного главного героя и рассказывать от его лица. Лично я бы выбрала Герцогиню.

 

— А это че за хер? — возмутился про себя Хиро в точности

Читатель думает так же. Столько глав мы о Хиро и Таро не вспоминали и вот, пожалуйста, объявились.

 

Немного похвалю автора.

В последних главах есть очень интересный поворот:

Прерывисто набрал в легкие воздуха, теперь вместе с ней.

— Ты одна. Это замкнутый круг, Лэр. Мы… То есть, я, Асмодей, Абигор, Уфир и Дар, и все-все-все остальные, переживаем эту же самую историю с тобой уже которую сотню раз.

Демоница повернулась к нему и снова устремила этот взгляд. Но в следующую секунду он переменился… на осмысленный?

Тоже вспомнила?

Все свои жизни.

Вспомнила!

— Честно? Я сбился со счета, — сглотнул он, опасливо глядя на просветление в ее глазах. — Пережили все, что только могли. Даже не могу предположить, что нас ждет в этот раз?… Знаешь, это и есть наш персональный ад. Ад демонов. И нам суждено вариться в одном котле у Люцифера.

— Что-то изменилось?

— Да, госпожа. На этот раз у наших бесопузиков гормоны просто зашкалили. Сама видишь, во что это вылилилось. Мы нос к носу столкнулись с Серыми Кардиналами.

«Ура! Неожиданный поворот! Вот! Интересно!» — я буквально запрыгала по комнате, когда, наконец, доползла до этого момента. Предлагаю все предыдущие почти восемь алок сократить до двух, и продолжить историю с процитированного момента. Мне, как читателю, было бы интересно почитать, как демоны вырвутся из замкнутого круга и какие это последствия будет иметь для Ада (наверняка, что-то где-то сломается). Из этого может получиться эпичная вещь. Хвалю автора за такой поворот. Жаль, что дальше тема никак не развивается.

 

Персонажи – однотипные. Инфантильные, незрелые, подростки, которые не могут обуздать похоть, и у которых, кажется, и целей и планов в жизни-то толком нет. Сравните с демоном Аззи («История рыжего демона» Шекли и Желязны). У него есть характер, цели, принципы, любимая женщина. Его действия логичны. Этому персонажу сочувствуешь. Влюбляешься и откладываешь все свои дела, чтобы поскорее дочитать книжку.

Демоны в «Убойном уик-энде» – подростки. Да, автор пытается показать их демоническую суть, тьму, которая их поглощает и разрывает изнутри. Но тьма должна быть притягательной, обворожительной, манящей, должна сладостным туманом окутывать читателя. А этого не происходит. Всё сливается. Дайте им индивидуальность. Пусть Герцогиня будет похотливой. Пусть один будет серьёзным-серьёзным и будет всех ставить на место. Другой пусть — дзен-буддист. Третий — азартный игрок. Четвёртый — помешан на приготовлении еды. Доведите каждую черту до крайности и будет много грехов.

 

Что мне очень понравилось — автор разбирается в кругах Ада, а не выбирает номера от балды. Наши демоны живут во втором круге Ада, а второй круг – это похоть и сладострастники. Собственно, такими герои и предстают похотливыми, сладострастными, не способными совладать со своей сутью. Хотя, казалось бы, они – демоны. Они должны мучить грешников в Аду, а не сами страдать. Но опять же повторюсь — однообразно. Знаете, сколько времени потребовалось, чтобы запомнить персонажей? Много.

 

Герцогиня. Поначалу ей сочувствуешь и симпатизируешь.

Что ж, если Таро чувствует себя ущербным, а Хиро страдает при виде его душевных терзаний, значит, так тому и быть — она вынуждена следовать этому нелепому совету. Ради собственных сыновей… Станет одиночкой.

Чем дальше, тем более запутавшейся и несчастной она выглядит. Женщина, попавшая в сети демонов, не способная разорвать этот порочный круг.

Могла бы выйти прекрасная драма. Про любовь. Про боль. Про отчаяние. Про семью. Фэнтези-драма. Это же прекрасно!

Но не вышло.

 

Дворецкий Себастьян. Я не против, когда заимствуют персонажей из других произведений. Я всей душой люблю отсылки, реминисценции, переложения и т.д. Но нужно понимать, что если берёте известного персонажа, то читатель неминуемо вспомнит другое произведение. Поэтому все заимствования и отсылки хороши только в том случае, если выполнены на уровне.

А «Kuroshitsuji» — это целостное произведение, продуманное, с интригой. А Себастьян из Kuroshitsuji – очарователен. В него влюбляешься. В вашего – нет.

 

Мир.

Мир – декорация. И декорация слабо прописанная. У читателя не возникает в голове никакой картинки. Почему именно Нью-Йорк? Как выглядит этот город? Какой там ветер? Какое солнце? Чем пахнет? Какое впечатление производит? Хочется прогуляться по улицам Нью-Йорка, познакомиться с городом, полюбить его, подышать тем же воздухом, что и герои. И это автор должен сделать текстом.

А у нас:

Верхнего Ист-Сайда — Карнеги Хилл. Форма этого квартала, ограничиваемая 86-й и 98-й улицами Пятой и Лексингтон-авеню, напоминала неправильный треугольник.

Или Ад. Как выглядит Ад? Где он находится? Как глубоко под землёй?

Сейчас наследники Вертерона пребывали в спортивном зале, находившемся на третьем нижнем ярусе замка и отдыхали после утомительной тренировочной программы «прокачки» тела, расписанной отцом Хиро, Абигором, и впервые заговорили о девочках.

Мне, как читателю, было бы интересно узнать, как выглядит адский тренажёрный зал. Я там никогда не бывала. И вообще: плитка или паркет? Ковры с длинным ворсом или с коротким? А электричество у них есть? Свечи? Маленькие летающие чёртики, которые освещают помещение? Или у демонов безупречное зрение? А Холодильник есть? А машины? А лошади? А бары? А грешники где горят? В котлах варятся? И т.д.

И если это замок, то как он поместился под землёй?

— А ведь за окном уже темно.

В том Аду, который я себе представляю, нет окон и нет света. У нас с вами разные представления об Аде. Так расскажите свое. Это же такая возможность пофантазировать и развлечь читателя! Неужели вы хотите, чтобы вместо чтения вашего текста, читатель полез в гугл смотреть фотографии Ада? Вы должны захватить читателя и не отпускать его до последней страницы.

Опять же советую почитать, как Ад описывается в «Истории рыжего демона».

Стиль.

Язык – это главная беда. Такое чувство, что автор только пробует буквы на вкус, учиться складывать слова в предложения.

В любом тексте, независимо от жанра, должны быть красота, изящество и богатство языка.

У автора нет чувства стиля. Автор легко мешает нейтральные слова, агро и устаревшие поэтические слова.

Я не против арго и просторечий. Если они к месту. Или вот, например, «Дневник московского пАдонка». Написано вульгарно, эпатажно, с соответствующей лексикой. Но я, когда читала, не могла оторваться. А у вас после каждого абзаца делаешь фэйспалм. Потому что всё не к месту.

Много повторов (местоимения, свой, был, зачем-то, отчего-то, глаза, губы, взгляд, улыбка). Улыбка – личный штамп автора. Но об улыбках в конце.

С громким хлюпом Лэр-Рэзамэль допила коктейль. До сих пор зажавший букет вдруг сунула под нос своему любимому дворецкому:

Лучше не писать оценочных фраз («своему любимому»). Покажите любовь через действия, и пусть читатель сам разбирается, кто кого любит.

А Лэр-Рэзамэль, только принявшаяся одевать заранее заготовленный прикид, оцепенело застыла: в том смысле, что, повернувшись, увидела помимо Себастиана, которому было позволено видеть ее без одежды, еще и вампира. Надо-бы было еще раз уточнить некоторые правила о вседозволенности между самими демонами и им, Даром.

Поняв намек, он выскользнул наружу и плотно закрыл за собой.

Что это? Авторская ремарка, примечание редактора, которое забыли удалить?

Так увлекся историей самой земной девушки, что за полчаса проглотил информацию размером с несколько десятков алок: начав с момента, когда Абигор впервые увидел Лэр за кулисами, будучи солистом группы Asmodenium — вплоть до вчерашнего дня.

Зачем вставлять писательский сленг?

Теперь, пользуясь запечатанной в крови архивной информацией, подобно рядовому ФСБ-шнику мог с успехом анализировать то, что видел.

ФСБ у нас, в России, а в Америке – Секретная служба США United States Secret Service — USSS, ФБР и ЦРУ. Действие в Америке происходит, герои выглядят как японские аниме-персонажи (спасибо, автор приложил много картинок), русские-то тут причем? Во всяком случае, нагуглись американское именно ФСБ не удалось.

 

Длинные каштановые волосы, обтягивающее стройный силуэт платье салатового цвета, выразительные стрелки над зелеными глазами и красная помада.

Описание внешности – это хороший шанс показать характер персонажа через детали его облика. А здесь сплошная банальность.

 

недоумевающе взглянул карими глазами, в которых сейчас отчетливо различились нефритовые пламенные всполохи, фиг знает что означавшие в его настроении.

Взглянул глазами…

 

— Страшно представить, что сейчас переживают наши родители, — вдруг с грустью изрекнул Хиро.

«Изречь» – это высокий штиль. Изрекнул – это невероятный перл. Но не смешно. Грустно.

Хиро махнул в его сторону рукой, скуксив лицо.

«В его сторону» — лишнее уточнение. В этой сцене их только двое.

Внезапно двери в спортзал распахнулись и со стуком ударились о стену, к ним лично вышел Дар фон Кейзерлинг, едва успели они упомянуть его имя всуе

Лично вышел. Лично. Т.е. если написать «вышел», то читатель может запутаться и подумать, что вышел не лично Дар, а его клон или пространственная проекция?

 

Ну, ему виднее. Если что, вся ответственность будет возлежать на нем.

Возлежать – тоже не ваш стиль.

И одно из моих любимых:

Не сосранья же они начнутся?

Оказалось, официантка что-то попутала с заказом, так как принисла сей десерт один на двоих — к тому же, такой большой.

Грубость и поэтическое в одной главе. Вы даже не представляете, как это режет глаз.

 

Сей — устар., поэт. этот, данный ◆ Сему-то почтенному мужу обязан я впоследствии развившейся во мне охотою к чтению и вообще к занятиям литературным. А. С. Пушкин, «История села Горюхина», 1830 г. ◆ Вот как они поступают в сём случае: сперва они устилают пол сухой землёй, потом кладут на неё ряд зёрен, которые покрывают тонким слоем земли и всякий день два раза вытаскивают свои зёрна для просушки. В. Ф. Одоевский, «Анекдоты о муравьях», 1835 г. ◆ Феодор Карлыч, прошу вас о сём происшествии написать рапорт. И. С. Тургенев, «Жид», 1846 г. ◆ Своей волею желал отрок сей послужить Отечеству, да здоровьем не выдержал. ◆ Его промыслом цвела сия Держава в тишине велелепной. ◆ Поелику же сие единство найболее разрушается от разности в обрядах веры, то каждый должен поставить себе в обязанность, чтобы Греко-Российское вероисповедание выводить всячески.

 

И всё это можно перечислять до бесконечности, в итоге процитировав почти каждое предложение.

Теперь – последнее. Личный штамп автора. Улыбка. Да, героям весело, они постоянно улыбаются. Но до скуки смертной однообразно.

В оффтопике собрание улыбок. Осторожно — много букв.

 

Оффтопик

Глава 1 — 14 раз

растягивая улыбку до ушей.

хором провозгласили дьяволята, также натягивая улыбку до ушей.

Услышала в ответ и улыбнулась

улыбнулась такой своей мысли и только хотела исчезнуть из виду

а уголок губ растянулся в полуулыбке.

постаралась улыбнуться как можно милее,

продолжал растягивать губы в улыбке.

состроила глазки и деланно улыбнулась.

Герцогиня довольно улыбнулась.

улыбнулась совсем слабо.

Супруг растянул ленивую улыбку.

поднял глаза, ободряюще подмигнул и радужно улыбнулся.

сверкнула белизной улыбки и обвела всех присутствующих взглядом, полным предвкушения.

повернувшись ко всем, улыбнулась «крошка».

 

Глава 2 – 13 раз

подмигнул и растянул уголок губ в полуулыбке.

Но в этот момент продолжал улыбаться — радости не было предела.

вдруг прыснул он, отчего губы Илэриас невольно растянулись в улыбке и она вполне дружелюбно толкнула его в плечо.

Обворожительно улыбнулась Таро и невольно приподняла левую ножку на высоченной шпильке.

Но, не обращая ни на кого внимания, вдруг улыбнулась ему и подмигнула.

улыбнулся он, обнажая синеватые зубы от недавно проглоченного моющего средства.

постарался улыбнуться как можно ослепительнее, забыв про маленький нюанс.

обворожительно улыбнулся и, взяв ее руку в свою, оставил кроткий поцелуй.

вновь очаровательно улыбнулся Таро.

ослепительно улыбнулся ей напоследок и махнул рукой.

радостно улыбаясь, крикнул за него Хиро, за что тут же схлопотал по макушке от Бенджамина.

довольно улыбнулся он.

также обворожительно как и всегда улыбнулся ему Себастиан. — Зря ты напился.

Глава 3 – 13 улыбок…

И остальное (всё не процитируешь)

он лишь больше растянул губы в улыбке.

отвечала, стараясь незаметно растянуть губы в улыбке.

улыбнулась в ответ

широко улыбнулся в ответ.

Невольно растянула губы в улыбке, в душе искренне пожелав ему победы.

думал он, и невольно растягивал губы в улыбке, глядя на нее одну. Ребята и девушки, с которыми она стояла, то и дело присвистывали и гоготали, глядя на его маму.

и, слабо улыбнувшись ей, подмигнул.

подмигнул и улыбнулся Таро.

шире позволил себе улыбнуться тот, чем привел инкуба в еще большее бешенство.

Лэр позволила себе улыбнуться, хоть и натянуто.

улыбнулась снова натянуто.

отчего-то улыбнулся Абигор.

 

Вы не представляете, как тошнит от этих улыбок.

 

Могу дать лишь три совета:

1. Начните читать классику. Да, сначала будет тяжело, но вы втянетесь. И потом будете писать лучше.

2. Сделайте такое упражнение: перефразируйте процитированные «улыбки» (особенно «растянуть губы в улыбке»), найдите новое, оригинальное, своё, после чего читатель воскликнет: «Ух, как вкусно автор пишет!».

3. Начните с маленьких рассказов. Их проще править. Пишите маленькие тексты, пока они не станут идеальными. Читатель должен прыгать от восторга и замирать в ожидании каждого вашего слова.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль