В жизни бы не стал читать столь объёмистое конкурсное произведение, но заинтересовался после прочтения комплиментарной рецензии Анны Корчменной.
Могу ли я сказать, что разочаровался? Нет, ведь я дочитал эти 33 авторских листа до конца.
Могу ли я сказать, что очарован? Тоже нет. Ожидал я несколько другого.
Одно могу сказать с полной определённостью: время потрачено не зря.
Что сразу можно отнести к безусловным плюсам? Автор тщательно поработал с языком. В романе практически не встречаются гусеницы дополнений, шипящие и лязгающие обороты и прочие цветы вольного вдохновения. Сделана большая работа – и это без отрицательной коннотации из известной байки про Стругацкого. Собственно, сделано то, что должен сделать автор в первую очередь, если уважает потенциального читателя.
Некоторые эпизоды сделаны очень хорошо. Особенно это касается боёвки и прочей динамики. Динамичные вещи должны быть именно такими – короткими и ёмкими как выстрел, без талантливого размазывания манной каши рефлексий по столу читательского внимания.
Также выдержан единый сюжет. Он не особенно сложный, он даже заставляет подозревать, что перед нами не роман, а повесть, но он есть. Фактически, это два квеста: внешний и внутренний. И если с внешним почти всё понятно, то с внутренним возникают проблемы.
Эти проблемы вытекают из
1) Космологии
2) Неясного места событий в исторической канве мира.
Космология не вполне ясна, даже неясна совсем. Получается, что во вселенной произведения существуют два параллельных мира: мир людей и силт ло и мир летар. Летары – это фактически персонифицированные платоновские идеи, вещи в себе. Идея гепарда, идея совы, идея собаки или идея свиньи, или идеи прочих животных. Почему выбраны именно животные – не вполне понятно. Единственное объяснение – чтобы можно было объяснить разницу в способностях летар.
Как мир летар и мир людей связаны между собой, что появилось сначала, а что потом — всё это укрыто тайной. И это несколько мешает, мне, по крайней мере.
С историей тоже затруднения. Причём затруднения эти специфического характера. Я почему-то пытаюсь додумать, что было раньше, что будет позже. Некоторые события, особенно из финала, заставляют подозревать, что весь роман вырван откуда-то из середины гигантского полотна. В частности, вопрос в судьбе короля. Раскрывать сюжет не буду, но роман кажется оборванным, не допиленным до финала.
Если у меня претензии и к мотивам героев.
Первая и самая большая к мотивам силт ло. Люди в мире романа живут очень долго. Силт ло расплачиваются за свою силу месяцами и годами жизни – без перспективы посмертия. Зачем им это нужно? Власть не стоит короткой жизни. Лучше жить триста лет и питаться падалью, чем тридцать лет на живом мясе.
Вторая претензия к мотивации летар. Я так и не понял нюансов их отношения к смерти. Когда она лишает их сущности, когда не лишает. Когда стоит нарываться на смертельное столкновение и надеяться, что тебя убьют, а когда это бессмысленно. Также непонятно их отношение к людям. То они готовы без раздумий убить, то впадают в странный альтруизм. И всякое прочее по мелочи.
К безусловной неудаче автора я бы отнёс «эпилог». Он ничего не объясняет, ничего не рассказывает, а только запутывает. В том числе и по мотивации Силт ло. Кстати, одинаковость имён нарицательных силт ло как магов вообще, и Силт ло, как важного теневого персонажа, читать мешала.
Есть в книге и паразитные персонажи. К таковым я отнёс был менестреля и генерала. Они добавляют объёма, но никак не влияют на развитие сюжета. Рефрен с чтением дневника вслух – то же самое.
Если и занятные находки.
Например, прокачка ) вил и особенно квантовая спутанность главных героев. Это было интересно и где-то даже чрезвычайно свежо.
Но в целом же, повторюсь, роман довольно забавен. Его бы только ужать раза в три – цены бы не было.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.