Прохожий Влад - Какой выкуп даст человек за душу свою? / По закону коварного случая / Арт-Студио "Пати"
 

Прохожий Влад - Какой выкуп даст человек за душу свою?

0.00
 

Конкурс. Проза, статьи и эссе

Прохожий Влад - Какой выкуп даст человек за душу свою?

Пиктограммы на камнях — глиняные и восковые таблички с иероглифами — папирус и первые художественные произведения — бумага — каллиграфия и миниатюры рукописных книг — книгопечатание — микрофильмы и аудиозаписи — дискеты и диски — онлайн библиотеки… Задумывались ли вы, сколько за этот долгий путь написано людьми и для людей? Конечно, не всё равноценно в этой массе сочинённого или отображённого, но каждая книга, написанная мастерски, способна открыть перед читателем дверь в иную эпоху или в иную реальность, приобщить к чьей-то судьбе, заставить грустить или смеяться. Канадец Роб Гонсалвес изобразил на своей картине волшебство, которое позволяет человеку открывать эти двери. А давайте попробуем открывать их вместе? Помещённый ниже рассказ будет первым из задуманной серии заметок о путешествиях в мир литературы и истории. Рассказ на заданную тему: «Иногда люди, получив возможность делать все, начинают с побега»

 

 

Какой выкуп даст человек за душу свою?*

 

 

Всю свою историю человечество боролось за то, чтобы иметь ВСЁ. Вспомним далёких предков. Жили где придётся, поедали корешки, червячков и мелкую живность, которую удавалось пришибить метко брошенной каменюкой. А в это время вокруг бездомных человеческих ватаг вольно бродили горы мяса и тёплые шубы в виде мамонтов, в образе саблезубых тигров, пещерных медведей и разных других существ, не желавших делиться своим добром с голодными и голыми особями невыясненного происхождения. Но… Жадные глазёнки первобытного прямоходящего не могли не замечать этого изобилия пищевых и товарных ресурсов. Зарождавшаяся под низким лбом первая мысль требовала действий. И мысль эта была: «всё должно быть моим!»

Так и запустился прогресс общества, рождённый и подстёгиваемый жаждой стяжательства. На первых порах он обозначился в росте материальной культуры. Если можно, конечно, назвать культурой суковатые дубины и каменные топоры, изобретённые тогдашними Кулибиными и Эдисонами. Провизию и шкуры добывать стало легче, но другим последствием изобретательства стало расслоение вчерашних бродяжек-собирателей. Индивид с самыми широкими плечами и самой большой дубиной получал, естественно, самые большие и лакомые куски забитого мамонта. А если поначалу кто-то из сородичей пробовал возражать против зарождавшегося социального неравенства, то данный смутьян быстро призывался к порядку при помощи того же суковатого рычага прогресса.

Потом люди значительно изменили свой способ жизни: научились обустраивать пещеры, ликвидировав и утилизировав их прежних саблезубых и прочих обитателей, Кулибины придумали лепить посуду из глины и долбить лодки из деревьев, дабы разнообразить рацион рыбой из обильных в ту пору водоёмов.… И только «рычаг прогресса» в волосатых лапах вождя не терял своего значения в деле перераспределения благ и поддержания иерархии.

Шли века. Предки выбрались из пещер, научившись возводить жилища из всё расширявшегося перечня стройматериалов, приручили животных, поддававшихся дрессуре, вспахали и засеяли поля подходящими злаками, выплавили металлические орудия труда и орудия смерти из подземных даров планеты… Вожди обзавелись мечами, прислугой, мускулистым воинством.

Но параллельно с жаждой обладания всем материальным, природа то ли наградила, то ли покарала человека жаждой познания и творчества. Преемник плясавшего у первобытного костра дикаря стал артистом, творения художников намного превзошли рукоделие наивных наскальных рисунков, жрецы и колдуны превратились в священников, философов, поэтов.

И здесь-то и возникла коллизия между материальными и духовными стремлениями создания, получившего уже к тому времени статус «человека разумного». Необходима ли жажда иметь всё в смысле духовных богатств? Смотрите: многие народы Земли до сих пор живут в первозданной простоте, довольствуясь прадедовскими луками-стрелами-копьями, плясками у костра под рокот тамтамов, простейшими орнаментами и украшениями. Чувствуют ли они себя в чём-то обделёнными, не читая Толстого или Фолкнера, не посещая выставок Поленова или Дали? И то, что споры между племенами порой решаются при помощи автоматов Калашникова, вряд ли ставит воителей на одну доску с так называемыми «цивилизованными народами». При этом «цивилизованные», находящиеся на более высокой ступени развития, стяжавшие плоды и духовной, и материальной культуры, то и дело хватаются за пресловутый «рычаг прогресса» в виде тех же автоматов и других подручных средств уничтожения себе подобных. Под внешним лоском политиков и дипломатов прячется тот самый дикарь с дубиной, сколько бы умных книг они не прочли. А в гуще «цивилизованных народов» полным-полно особей, чьи интеллектуальные и нравственные качества вряд ли дотягивают даже до уровня аборигенов Амазонии. Но при этом нельзя не признать, что даже самому примитивному представителю гомо сапиенсов не чужда тяга к прекрасному (в пределах его понимания). Петеушница, млеющая от рулад Сергея Лазарева, алкоголики, будящие улицу пьяными народными песнопениями, футбольные фанаты и металлисты, громящие вагоны метро и электричек в экстазе от приобщения к мастерству своих кумиров — все они живы не хлебом единым.

С давних времён отыскивались люди, понимавшие двойственность природы человека-стяжателя, стремящегося одновременно завладеть и материальными, и духовными богатствами. Многие из этих понимающих обращали и обращают себе на пользу данный постоянный фактор, помогая тем, кто богат материально, завладеть и сокровищами, созданными стараниями людей искусства. Буржуинство династии Ротшильдов началось с лавки менялы, где их пращур Майер Амшель не только менял луидоры и талеры на гульдены и марки, но и приторговывал картинами и антиквариатом. Став толстосумами, его потомки сами принялись скупать шедевры, делясь своими подшкурными талерами с творцами духовного мира. А дал начало такому виду взаимоотношений между богачами и созидателями ещё древний египтянин, министр при дворе римского императора Октавиана Августа по имени Гай Цильний Меценат, чьё имя стало нарицательным. Кроме Ротшильдов можно вспомнить в этой череде меценатов и семейство Медичи, Эндрю Карнеги, отечественных Мамонтова и Третьяковых и многих других…

Вполне реально всё многообразие людских характеров представить себе в виде шкалы с крайними точками — от сугубо материального до сугубо духовного. Там на одном полюсе окажутся тот самый вожак с суковатой дубиной в обнимку с «народным слугой» (вечно голодным, сколько бы ни украл), а с противоположной стороны расположатся Диоген, Ван Гог, бесчисленные схимники, столпники и прочие подвижники. Ближе к центру находится основная масса человеческих натур, с разными уклонами в ту или иную сторону.

Возможно ли вообразить, чтобы человек, имеющий деньги, власть, авторитет в обществе, вдруг решил опроститься и добровольно оставить место на сытном краю той воображаемой шкалы в пользу скитаний и пищи духовной? История знает и такие примеры…

Вот наиболее близкий нам, как потомкам жителей Российской Империи.

«Всю жизнь свою провёл в дороге, простыл и умер в Таганроге» — краткая пушкинская эпитафия, конечно, остроумна. Но неверна. Что касается дороги, то да, герой нашего рассказа действительно много путешествовал, и по России, и за рубежами её. Но вот в его смерть в Таганроге, похоже, мало кто верит. Речь об Александре I Павловиче, Императоре и Самодержце Всероссийском, Царе Польском, Великом князе Финляндском, Протекторе Мальтийского Ордена и прочая, и прочая.

Названный своей бабкой Екатериной Великой Александром в честь Александра Македонского и Александра Невского, будущий царь к 24 годам достиг многого в государственной иерархии — столичный военный губернатор, сенатор, член всяческих комиссий и т.д. Именно в ту пору (1801 год), изрядно хлебнув шампанского для храбрости, группа заговорщиков под предводительством графа Палена и при участии гвардейских офицеров во главе с братьями Зубовыми придушила Павла І, отца Александра. Ведал ли сам будущий царь о готовящемся покушении, доподлинно неизвестно. Вернее, исследователи сходятся в том, что знал, но не ожидал столь радикального решения от подвыпивших служивых. Дескать, поставлен в известность был, но ждал просто батюшкиного отречения. Зная особенности императорского нрава, только крайне наивный человек мог сомневаться, что Павел, если и согласится уйти, то наутро откажется от своего отречения, выбитого гвардейскими кулаками. И вряд ли Александр был глупей, чем грубый солдафон Николай Зубов, с криком «Здесь всё окончить должно!» саданувший августейшего в висок табакеркой. Ещё не забудем, что в случае провала затеи будущее наследника выглядело непривлекательно — по слухам, выписанный Павлом из-за кордона принц Евгений Вюртембергский должен был жениться на царской дочери Марии Павловне и оттеснить её брата в списке преемников трона на вторую позицию. Как бы то ни было, но наутро после убийства Александр уже зачитывал с балкона свой манифест: «Судьбам Вышнего угодно было прекратить жизнь Любезнейшего Родителя Нашего, Государя Императора Павла Петровича, скончавшегося скоропостижно апоплексическим ударом...»

Никто из участников заговора не был строго наказан, хотя новый император и удалил их от двора, оставив при своей особе сановников, близких к Павлу, вроде верного служаки Аракчеева. Интересно, что трое крамольников, принявших самое активное участие в цареубийстве, впоследствии сошли с ума. Николай Зубов, превратившийся в «овощ», зачем-то пожирал собственные экскременты, Леонтий Беннингсен был отставлен от службы после триумфального выезда на военный парад в нижнем белье, Пётр Пален днями пересыпал в ладонях драгоценные камни, приговаривая: «Кровь…Кровь!». Казалось бы, эти подробности имеют к нашему персонажу только косвенное отношение, но… Кто знает…

Возвращаясь к теме очерка, можно поставить вопрос и другим образом: желал ли наследник получить все блага и преимущества абсолютной власти монарха? Может быть, и не такой ценой, но желал. Молодому великому князю претили выходки отца, весьма брутально относившегося к дворянской чести и достоинству придворных и армейцев (например — неслыханное дело — Павел распорядился за некие дерзкие слова дать тысячу палок штабс-капитану Кирпичникову, чем настроил против себя всё офицерство). И в целом, двор и армия к тому моменту просто устали терпеть эксцентричность самодержца. Был ли выбор у Александра? Трудно сказать, не будучи его современником и свидетелем событий.

Однако, всё, что свершилось той мартовской ночью 1801 года, стало отправной точкой в истории нового императора. И, кажется, послужило толчком к его последующему существованию. Вначале, приняв бразды правления, наш герой бодро принялся за реформы всего и вся. Воспитанный в вольтерьянском духе своим наставником швейцарцем Лагарпом, начинал строить, так сказать, «царизм с человеческим лицом», затем остыл к этим начинаниям и пробовал ввести что-то вроде «военного коммунизма» в отдельно взятых поселениях, куда услужливый Аракчеев сгонял солдат, казаков и прочий подневольный люд. Тем временем, «корсиканское чудовище», вольно резвившееся в деморализованной Европе, отвлекало внимание государя на военные походы и дипломатические игры. Что не оставляло времени о душе подумать.

Зато со временем, когда Наполеон был дважды изгнан, а вопросы послевоенного устройства континента решены, Александр вдруг ударился в религию и мистицизм. До 1812 года слабо интересовавшийся вопросами теологии, в период нашествия он увлёкся Библией, в частности, часто перечитывал Апокалипсис. Позже пришла пора знакомства с вероучениями заезжих проповедников со всей Европы и общения с местными клириками и юродивыми. Обеспокоенные чуждыми веяниями церковные иерархи вовремя поправили царя, под их нажимом он отказался от веротерпимости и приказал распустить масонские ложи, но религиозные настроения уже пустили в его душе крепкие корни.

И здесь мы подходим к переломному моменту нашего рассказа — к побегу. Скептикам вольно считать происшедшее легендой, но множество свидетельств и фактов говорят о том, что император инсценировал свою смерть в Таганроге и ушёл в странствия по России. Закрытый гроб с якобы царскими останками, доставленный в Петербург, спустя какое-то время был опустошён, что показала эксгумация середины 19-го столетия («актёр» из гроба, естественно, не годился в соседи покойным Романовым в Петропавловском соборе). А мнимый умерший, по неподтверждённым данным, несколько лет пробыл послушником в Саровской пустыни у преподобного старца Серафима Саровского, возможно, посещал и киевские святыни.

Но новую жизнь бывшего монарха реально отследить только с 1830 года, спустя пять лет после «кончины». В Красноуфимском уезде Пермской губернии полицией по доносу некого кузнеца был задержан старец-бродяга, назвавшийся Фёдором Кузьмичом Кузьминым. Никаких документов задержанный при себе не имел, сообщить, какого он звания, отказывался. В результате разбирательств получил 20 плетей и был сослан в Сибирь.

На новом месте прожил ещё 34 года, за это время снискав себе славу святого человека. Кормился тем, что давал уроки грамоты крестьянским детям, жил у сердобольных крестьян, казаков, потом в Томске, у богатого промышленника Хромова, где и преставился, пережив всех своих братьев и сестёр, за исключением Анны Павловны, скончавшейся годом позднее. Счастлив ли был этот человек, оставивший всё и сбежавший в другую жизнь? По-видимому, да. Во всяком случае, все, кто с ним общался в Сибири, называли старца незлобивым, бескорыстным и крайне скромным праведником. Возникали к нему вопросы у местных священников и активных прихожан, подозревавших Фёдора Кузьмича в недостаточно ревностном исполнении церковных обрядов. Однако выяснялось, что он просто не афиширует отправление своих духовных потребностей, а его критики после личной встречи резко меняли своё мнение о Фёдоре Кузьмиче. Так, например, кое-кто сомневался, что старец достаточно времени проводит в молитвах, но когда его хоронили, обнаружились солидные мозоли на коленях усопшего.

Так завершилась эта противоречивая жизнь, начинавшаяся с накопления мирских богатств и почестей, и закончившаяся канонизацией Феодора Томского, ставшего небесным покровителем города Томск.

К огромному сожалению, история эта ничему не научила родственников Александра-Феодора из дома Романовых. Золотой телец, жажда единовластия, суетность духа привели их к закономерному финалу. Династия, воцарившаяся путём убийства невинного четырёхлетнего сына Марины Мнишек. закончила своё существование подобным же образом а подвале Ипатьевского дома…

_________________________________

*Марк 8:36-37 «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»

 

 

  • Сага / Хрипков Николай Иванович
  • "Кошки-мышки." / Малышева Юлия
  • Двадцать четыре / Курганов Роберт
  • Пасхи не будет. / elzmaximir
  • Тональность сердца / Из души / Лешуков Александр
  • Корабль на верфи / Межпланетники / Герина Анна
  • Охота / Brigitta
  • Мой мир / Любви по книжкам не придумано / Безымянная Мелисса
  • 36 часов / Изнанка / Weiss Viktoriya (Velvichia)
  • Муза и Автор / Герина Анна
  • Сложный пациент (Вербовая Ольга) / Лонгмоб: "Работа как вид развлечений" / Nekit Никита

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль