— Здравствуйте.
— Здравствуй, Татьяна. Как чувствуешь себя после каникул?
— Неохота учиться, на уроках сплю.
— Давай просыпайся. Осталось около пяти месяцев, и школа станет воспоминанием.
— Я пока не могу собраться.
— Что твой друг?
— Здоровается издали.
— А ты? Как считаешь, — правильно ли поступила?
— Я чувствую, что правильно.
— Ай, да молодец! Так мне и надо. Ответ твой не в бровь, а в глаз.
— Не поняла?
— Ну, как же. Ты только подумай! Я тебя попросила произвести логическую оценку своего поступка, а ты мне выдала чувственную. Не думаю, что бы они (оценки) отличались. Я на эти вещи так смотрю: люди познают мир умом и чувствами. Я вот не обладаю ни многообразием, ни мудростью чувств. Чаще ищу причинно-следственные связи, произвожу анализ, и свои знания пытаюсь выразить в логических символах, описывающих и объясняющих ход явлений. Мне кажется, что есть другие люди, у которых знание выражается в определенном наборе и последовательности чувств. И тогда, знание не облекается в короткую сжатую формулу (не обязательно математическую, физическую, химическую и т. д., формула может быть в виде общеизвестной истины, крылатой фразы, пословицы, поговорки; одним словом, мудрость бытия, выраженная коротким предложением), а существует в виде определенной совокупности и последовательности чувств, что, возможно, и лежит в основе интуиции. Вот! Видишь, что я тебе тут накрутила? Я это плохо умею объяснить. Мне кажется, что чувственный метод познания так же обладает своей логикой, позволяющей исследовать мир и ориентироваться в нем. Люди, познающие мир чувствами не всегда могут передать свое знание логикам словами, но это совсем не значит, что они не обладают знанием о мире. Другое дело, что чувственный метод познания так же однобок и ущербен, как и логический, если он преимуществен. Так к чему это пространное отступление? Мы с тобой в прошлый раз остановились на "избитых истинах". К ним окольным путем я и хочу вернуться. Помнишь, мы говорили, что любая поговорка, пословица — это формула — мудрость поколений, сжатая до нескольких символов — слов. Некоторые (а может быть многие, не берусь сказать — все) пословицы и поговорки, крылатые слова становятся «избитыми истинами».
Почему собственно" избитые истины"? Кто их "избил"? … Или об них бились не один человек, не одно поколение? И почему — истина? И что есть истина? (или думаешь, мне уже по возрасту такой вопрос задавать стыдно?). И все же? Всеобщее кровью и потом добытое знание и есть истина? И одномоментная ли она? И какие необходимы условия для ее постижения? А может истина, как народная мудрость, высказанная пословицей или поговоркой, будет существовать сама по себе, отчуждаясь от источника происхождения и существуя вневременно? И она, как некое достижение человеческой цивилизации, становится частицей гуманитарного знания? А знание вообще, мне представляется морем, конечно, синим, — бесконечным, бескрайним и бездонным. Человек плавает в этом море, и в его воле постигать окружающие его истины или нет. Собственно, чем хуже космос, полный информации, которую человек берет или нет. Но мне труднее придумать аналогию для "избитых истин". В синем море знаний они мне представляются большими белыми айсбергами. У них видна лишь макушка, остальное скрыто под водой. "Избитые истины" гипнотизируют нас своей знакомостью, своей кажущейся известностью и доступностью. Однако большая и главная часть айсберга остается не познанной или познается человеком при некоторых условиях. Наверное, существует психологический барьер в постижении основной смысловой части общеизвестной истины. Он и заключается в кажущейся знакомости. Ну, скажи, кто не знает таких простых вещей, что все проходит, что за все надо платить, что все получится, если захотеть? Кто не знает, что самый дорогой сыр в мышеловке потому, что плата — жизнь? И т.д. Коварство расхожих истин заключается в общеизвестности. Фраза — формула у всех на слуху и когда мы ее произносим, то делаем это без особого раздумья. Эти общеизвестные истины узнаваемы, что создает иллюзию понятности, никому и в голову не приходит в них сомневаться. Наше сознание скользит по верхушке айсберга, не проникая в глубь, потому, что нам кажется, что вот, — истина вся тут на поверхности. На самом деле не у истины отсутствует глубина, а у нас отсутствует субъективный опыт, подтверждающий или опровергающий данное утверждение.
Чем больше наш субъективный опыт, тем многомернее становится смысл, вложенный в данную словесную формулу житейской мудрости. Но наличие субъективного опыта не означает автоматического понимания. Этот опыт необходимо как-либо упорядочить. Необходим своеобразный житейский ряд Римана. Это из математики. Переводя на обычный язык, это значит, что всегда можно события в жизни сложить таким образом, что они будут подтверждать какое-либо правило, или же его опровергать. Наличие этого ряда в сознании и образует в нем некий вектор, на который нанизывается жизненный опыт.
Вот и получается, Татьяна, что скользит наше сознание по общеизвестной истине или постигает ее в полном разнообразии, зависит от того, готов ли конкретный человек к ее восприятию. Иногда понимание истины происходит как озарение, иногда как мучительный вывод. И что стоит за формулой человеческой мудрости для каждого из нас? Когда истина выстрадана до последней буквы, то она становится или осознается как философия жизни, как один из жизненных принципов. А если жизненного опыта мало, если душа и мозг не готовы, то житейская истина так и остается словесным штампом. Им можно перекидываться в разговоре, в своих мыслях, но эта истина так и останется для человека "понятной всем абстракцией", отражающей чужой исторический опыт. Например, слова Соломона, что все проходит. Они долгое время были для меня словесным штампом, т.е. сообщали вполне всем известную закономерность. Понимание пришло как откровение на уровне логики и чувства. Как будто логика и чувство пришли в резонанс и усилили друг друга. (Может понимание — это и есть результат резонанса ума и души?) Я почувствовала смысл фразы, "все проходит" каждой клеткой, каждой своей молекулой. Для меня это стали не просто слова, а мое миропонимание. Да, все проходит, и это надо было испытать на себе. Набраться мужества и смириться с этим. Набраться мудрости и не жалеть об этом. Набраться ума, что бы научиться осознавать это. Впрочем…, тебе еще рано об этом задумываться. Не буду тебя загружать.
И все же, не надо торопиться перелистывать страницы книги, что бы скорее узнать, что там, — в конце. Закончим на сегодня.
***
— Здравствуй, Татьяна. Я сегодня хотела бы поделиться с тобой очень важными для меня вещами. Если бы ты смогла набраться терпения выслушать, и желания понять меня, я бы была тебе очень благодарна. Видишь ли, бывает полезно поговорить о том, о чем много думала. Иногда приходит что-то новое и неожиданное на ум, или просто более глубокое понимание.
— Давайте попробуем.
— Понимаешь, мне почти сорок один год пришлось идти по жизни, чтобы понять смысл фразы — творчество приносит радость. И сейчас я не уверена, что постигаю его до конца. Понимание очередной истины для меня все равно, что освещение фонарем глубин моря, не ведомых мне. И всегда, когда я в этой жизни что-либо постигала, мне казалось при этом, что теперь-то мне открылась вся философия жизни, что теперь-то я знаю и вижу рычажки, движущие человеком. И каждый раз это оказывалось лишь мизерной частью целого. Мне казалось, например, что определением шкалы ценностей и вектором желаний человека я могу объяснить направленность жизни человека и результат его достижений. Мне казалось, что постижением смысла фразы "все проходит" я вылечу себя от страха смерти (если хочешь, мы об этом еще поговорим). Мне казалось, что пониманием истины "за все надо платить", я выберу оптимальный путь собственного развития. А теперь мне кажется, я открыла для себя (понимаешь, в чем уникальность жизни человека, — он делает массу открытых открытий, и они не становятся менее важными от того, что кто-то уже сделал их для себя) формулу счастья. Правда. Не больше, ни меньше… Не смейся, я ведь ее открыла только для себя. Все началось с анализа сетований по различным поводам близких и не очень близких мне людей. Я часто слышала: мне нужен отдых, нет в жизни радости, никто меня не любит, — просто стон или крик о помощи. Всем известная мысль, что творчество приносит радость, объединила эти сетования в одну логически связанную конструкцию. Когда человеку нужен отдых? Когда он устает. А от чего он устает? От работы, которая не приносит радость. А что есть работа, приносящая радость? Это работа творческая, когда в привычные, хорошо освоенные операции человек привносит что-то новое, оригинальное, непривычное. А потом анализирует, — хорошо ли получилось? И может насладиться плодами своих рук или головы, а может огорчиться, — бывает всякое. Вспомни хотя бы закон взаимодействия неподвижных точечных электрических зарядов. Как здорово Ш. Кулон применил крутильные весы для оценки сил взаимодействия зарядов. А. Попов изобрел свое радио, собрав примитивный приемник из деталей, которые применяли и до него. Понятно, что работа может быть не только физическая или умственная, а и психическая, душевная. Помнишь — "душа обязана трудиться". Творческая работа это то, чего человек еще не делал, но знает, что нужно делать и ищет пути, как это сделать.
— Не всегда знает.
— Ну, в общем-то, да… А может у него это знание в подсознании?
— Ага, на подсознание все сейчас любят ссылаться.
— Согласна с тобой. И все же. На мой взгляд, творчество — это создание чего-то известного новыми методами, создание нового старыми технологиями, или новое по-новому. Осознание, — я это могу, или, я это смогу, приносит радость. Реализация задуманного приносит радость еще большую. Радость, которую испытывает человек, как эмоциональная награда ему. Счастливый человек — радостный человек. Вот и получается, что творчество приносит с собой радость и счастье. А творческие искания и метания? Хлеб без соли не вкусен.
— А любовь?
— Любящий человек особенный, избранный, безусловно, — счастливый. Любовь — это творчество души. Видишь, Татьяна, как я тебя закрутила? Зато, теперь понятно, будет творчество — будет и радость. Будет радость — будет и счастье. Приготовься Татьяна, я тебя сейчас еще больше закручу. И я сразу согласна, что могу быть не права, что, как человек, имеющий отношение к физике, слишком увлекаюсь различными моделями. Поделюсь с тобой своим самым сокровенным. Для меня счастье это осознание полного слияния с миром, когда мир — это я, а я — это мир, растворение в мире и обесценивание собственного "я". Солнце для меня физическая модель счастья. Многотонная потеря вещества ежесекундно, превращение солнца в мир и мира в солнце (знаешь ведь, что солнце звезда второго поколения?). Растворение в мире и полное отождествление с миром. Что есть "потерянный рай" в этом смысле? (Даже не спрашиваю тебя, Татьяна, про Мильтона, читала ли. А надо бы…) "Потерянный рай" — это момент открытия сознания у человека и ощущение собственного "я", с его проблемами, слабостями, болезненным самолюбием. Ощущение и осознание маленького "я" в большом и агрессивном мире… Долгий путь к счастью. Может быть в человеке заложен инстинкт поиска собственного рая — счастья? Ощущение счастья, переживание чувства счастья кратковременно, как и любое переживание, но оно возможно, когда для этого есть основания. Основанием же является творчество. Любая форма познания мира — творчество. Апофеозом чувств является переживание, связанное с осознанием того, что у человека растет КПД познания мира. Счастье, на мой взгляд, и есть переживание, сопряженное с рефлексией этого возрастания. На твой немой вопрос отвечаю: КПД познания мира равно отношению отрефлексированной информации к общему ее потоку. Человек живет в информационном поле. Степень развития человека определяет качество и количество обрабатываемой информации. Познание мира мне представляется как процесс обработки информации на чувственном и логическом уровне, которая становится новым знанием для конкретного человека. Переживание им чувства любви странным образом становится катализатором, повышающим КПД познания мира. Наблюдается цепочка: любовь увеличивает КПД познания мира, а это переживается как счастье. Любящий счастлив. Цепочка замкнулась. Человек счастливый, как губка, которая впитывает в себя мир.
Мир — это человек.
Человек — это мир.
Отождествление с миром и потеря личного "я", насколько это возможно, приводит к выполнению еще одной жизненной задачи человека, — научению не бояться смерти. Если человек — это мир, а мир — это человек, то смерти нет. Мир существует вечно.
— Зачем тогда идти по дороге, теряя и приобретая рай? Зачем вообще нужно было появление человека с его "хождением по мукам"?
— Сначала, ты, Татьяна, ответь мне на вопрос. Можно ли увидеть луч света в вакууме?
— Он же там не на чем не рассеивается! Как его увидишь?
— Вот именно. Человек — система, в которой преломляется мир. Через человека Кто-то видит бесконечное его многообразие. Человек как призма, преломляющая свет и превращающая его в чудо — радугу. Но это моя особая и еще не додуманная теория. На этом пока и остановимся.
До свидания. Отдыхай от меня.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.