(К девочке) Часть 1. / Нетелефонные разговоры с учительницей физики… / Вальтер Светлана
 

(К девочке) Часть 1.

0.00
 
Вальтер Светлана
Нетелефонные разговоры с учительницей физики…
Обложка произведения 'Нетелефонные разговоры с учительницей физики…'
(К девочке) Часть 1.

— Да?

— Здравствуйте, вы меня не знаете …

— И что дальше?

— Я понимаю, что это нетелефонный разговор, но я хочу с вами поговорить.

— Обнадеживающее начало. Не люблю разговаривать с незнакомыми людьми.

— Мне … Я… В общем, мне так проще, чтобы Вы меня не знали.

— А мне? Откуда я знаю, кто ты и зачем звонишь. Может это тебе приятно щекочет нервы, может ты так «прикалываешься», или как вы там говорите?

А я, — простодырая, буду тут с тобой сюсю — масю разводить?

— Да нет, мне больше не с кем поговорить, а с Вами сказали можно, хоть о чём… Что Вы поможете.

— Кто же это так меня рекламирует?

— Девчонки из Вашего класса.

— А… Вообще-то у меня здесь не телефон доверия и не служба спасения. И, видишь ли, я не готова обсуждать с тобой любые темы.

— Почему?

— Ну, во многих я просто не сильна, а на уголовные и сексуальные темы боюсь разговаривать.

— Боитесь?

— Ну да, боюсь. А что? Думаешь бояться — стыдно? Когда я была помоложе, мне было стыдно бояться, а теперь — нет. Стыд — это ведь тоже чувство близкое к страху. Запутаешься тут с тобой. Короче, чтобы позволить себе быть трусом, надо тоже иметь мужество. Не важно, в чьих глазах, своих или чужих боишься.

— А мне всегда стыдно признаться, что я боюсь.

— Ну, вот и не стесняйся, сними с себя запрет. Дай свободу страху, дай ему право на существование. Разреши себе не бояться бояться. Увидишь, как легче станет жить. Разреши страху быть, и он меньше будет тебя терзать.

Да, так о чем ты хотела со мной поговорить? Говори, у меня еще есть время.

— А мы уже разговариваем. Спасибо, что не бросили трубку. А можно я еще позвоню?

— Давай, валяй. Не знаю пока, нужно мне это или нет? Какой у меня тут личный интерес? А? Разве, что своим «обширным» жизненным опытом поделиться, чувствуешь иронию!? Только ты можешь не потянуть моих условий, сразу говорю: надо терпеть мое занудство (учительницы все зануды, знаешь об этом?), о жизни говорить на пределе откровенности, т. е. не врать ни себе, ни мне, не перебивать, стараться понять, не обижаться, не бросать трубку, если буду говорить очень неприятные или непонятные вещи (это я много могу)… Так, и еще, — звонить вечером и лучше в субботу. Сама понимаешь — семья: муж, дети и уроки. Уроки входят в понятие семьи, потому что, когда мама решает задачи — всем вздохнуть и не дышать. И потом, — скажи хоть, как к тебе обращаться? Конечно, если тебе мои условия подходят.

— Татьяной меня зовут… А вы тоже будете со мной откровенной?

— Это, как получится. По мере необходимости и возможности. Ты же знаешь сказку Экзюпери "Маленький принц " и его слова: ты всегда в ответе за всех, кого приручил? — Я еще не готова отвечать за тебя.

— Я не читала этой сказки.

— Ну, вот! Это же классика, как впрочем, и сказка "Алиса в Стране Чудес и в Зазеркалье" Кэрролла.

— И эту я не читала.

— Что же вы читаете теперь? Властелина Колец или Гарри Поттера? Да и это, наверное, не читаете. Давай-ка, восполни свои пробелы. — Я может, тоже перечитаю с тобой, хоть и читала обе по несколько раз. "Маленький принц" — очень нежная и трепетная сказка. В " Алисе " много логики. Я бы сказала, что "Маленький принц" — попытка чувственного познания мира, а " Алиса " — познание мира на уровне интеллекта. Так, что, Татьяна? Будем считать, что первый разговор состоялся?

— Да, спасибо, Ирина Викторовна.

— Пока не за что. До свидания.

***

— Добрый вечер, Ирина Викторовна.

— Здравствуй, Татьяна.

— Вы меня по голосу узнали?

— Узнать по голосу не сложно. Особенно, если развивать свои слуховые и интонационные анализаторы. Голос и интонация дают много информации для тех, кто умеет слушать. Как же еще с тобой познакомиться, если не видишь лица твоего, ни глаз твоих? А?… Конечно, в этом есть своя прелесть. Но… Кстати, о голосе, интонации, выражении лица и жестах, — видишь, все собрала. Я вот о чем. Ты смотрела фильм "Особенности национальной охоты"? Не могу оценить все его достоинства и недостатки, но эпизоды, где молодой финн и Кузьмич вдохновенно разговаривают на разных языках без переводчика, прекрасно понимая друг друга — это шедевр! Я не могу даже вразумительно объяснить, почему эти кадры вызвали такой восторг и восхищение у меня. Что это? Проявление неосознанного желания полного взаимопонимания и проникновения друг в друга? Не знаю, где авторы сценария это подсмотрели или где прочитали? Как они смогли найти средства обратить наше внимание на то, что иногда голос, глаза, жесты говорят больше, чем слова? Такое великолепное восприятие потока чувства, направленного на другого человека! Можно многое понять и без слов, если научишься анализировать голос, интонацию и чувства, которые ими передаются.

— А что вы поняли по моему голосу?

— Например, что ты сомневалась — звонить или нет, что ты устала, что ты чем-то озабочена.

— Вообще-то так. Я подумала, не много ли я на себя беру, используя ваше личное время? Я так подумала, и мне стало неловко.

— И все же ты позвонила? Почему?

— Потому, что обещала.

— Ну и хорошо сделала. Ты конечно права, время — это самое дорогое, его нельзя одолжить и вернуть, нельзя ничем скомпенсировать. Взять его можно у человека, а отдать нет. Но к нашему случаю это отношения не имеет.

— Как это?

— Я ведь не просто разговариваю с тобой. Я продолжаю вместе с тобой познавать мир, людей. Это так интересно и настолько важно для меня, что даже на уроках физические законы и явления я пытаюсь объяснять, используя психологические аналогии.

— А нельзя ли попроще?

— Да и так просто. Ты сейчас практически заканчиваешь изучать физику, поэтому мои примеры будут тебе более или менее понятны. Можно я начну издалека? Как-то мне попались нравственные письма Сенеки, и меня поразило то, что психология человека очень мало изменилась за двадцать веков, что человек от века к веку испытывает одни и те же чувства, и эволюционирует в целом очень медленно. ( Может, в одинаковости чувств и заключено бессмертие для человека, как в сезонной повторяемости зеленого убора леса. Это довольно сложная для меня тема, и, если ты захочешь, мы об этом поговорим отдельно.) Изучая описание некоторых явлений и процессов, невольно обращаешь внимание, как некоторые из них похожи на жизненные каждодневные ситуации, в которые попадает человек. И возникает вопрос — а не является ли физика, такая, какая она есть в нашем понимании, отражением нашего внутреннего мира, некоей проекцией законов психологии человека на материальные объекты и явления? Т.е. не являются ли физические модели аналогом моделей поведения человека? Или наоборот, не помогает ли нам наше подсознание описывать внешний мир, как свой внутренний? Правда, не нужно проводить аналогии слишком глубоко и широко. Любая аналогия начинает страдать, если пытаться провести полное отождествление. Например — ядерные модели: капельная и оболочечная. Каждая из них не описывает полностью структуру и свойства атомного ядра, а лишь объясняет отдельные характерные особенности. Так и психологические аналогии — они высвечивают, делают понятнее и нагляднее частности физического процесса, если они похожи на то, как бывает в жизни. Одна моя ученица назвала корпускулярно — волновой дуализм света двуликим Янусом. Как тебе это нравится? Можно привести и более прозаический пример. Человек раздражен, разговаривает громко, сердито, плохо владеет собой, — он возбужден, его где-то "накачали" избыточной энергией, и подобным поведением он ее "сбрасывает" на окружающих. Постепенно такой "носитель" энергии успокаивается, возбудив кого-то еще, и переходит в основное — нормальное состояние. Узнаешь атом водорода? Силы молекулярного притяжения и отталкивания в плане психологии взаимоотношений людей тоже понятны. При знакомстве с человеком мы проявляем интерес к нему, пытаемся сблизиться с ним. Но бывает наш интерес заходит слишком далеко, и на смену сближения приходит отталкивание. Мы заступаем на чужую территорию. Психологи дают определение области психического и физического пространства, вводят понятие интимной зоны, дотошно объясняя важность неприкосновенности чужих границ. А нам просто говорят, чтобы не лезли в душу. И мы будем довольствоваться тем " расстоянием близости" на какое нам позволят подойти. Но знаешь, Татьяна, самым уникальным явлением, на мой взгляд, не до конца познанным даже учеными, можно считать резонанс. Он до сих пор служит источником различных научных и околонаучных гипотез и догадок. Если предположить, что человек — система, работающая на некоторых, только ему свойственных частотах, то многие жизненные ситуации окажутся сходными с резонансом в физике. Скажем, возникновение любви (чего уж мелочиться) — как усиление взаимной симпатии при совпадении частот. Он и Она, последовательно или параллельно, выступают в роли вынуждающей силы, что и приводит к резонансному усилению чувства. Так же и взаимная вражда, переходящая в ненависть. Любой конфликт дома, на работе, с друзьями возможен, если к нему уже готовы, настроены на одну частоту и "работают" в резонансе. Используя теорию резонанса, можно научиться гасить конфликты, регулируя собственное состояние. Для этого надо суметь изменить частоту собственных вибраций. Методом проб и ошибок ты найдешь свой способ. А когда я готова ринуться в бой, когда я нервничаю, психую, когда я готова обижать и унижать, когда я готова орать благим матом, я говорю себе — Ира, расслабь живот. Только не надо смеяться… Я не знаю, какие процессы при этом со мной происходят, но мне кажется, что в зажатом животе генерируются какие-то агрессивные частоты или что-то еще происходит. Не знаю. Расслабляясь, я перехожу, видимо, на другие частоты, и уже могу себя более или менее успокоить и сосредоточиться. Я могу изменить тон, выражение лица и даже сменить тактику поведения. При расслабленном животе я более способна на конструктивные решения, так как становлюсь способной к анализу. Если одна из взаимодействующих сторон дисгармонична — конфликт может потерять свою силу и сойти на нет. Так вода перестает выливаться из ведра при изменении ритма шагов человека, несущего ее. Или перестает страшно раскачиваться подвесной мостик, если идти по нему быстрее или медленнее. А еще, почему на вкус и цвет товарища нет? Почему то, что смешно для одних не вызывает улыбок у других? Какие струны души у нас начинают звучать, когда мы испытываем восторг, умиление, восхищение? Не резонанс ли это внешнего и внутреннего? А помнишь опыт, демонстрирующий правило Ленца? На иглу одевается два колечка на перемычке, одно из них с разрезом. Если к целому кольцу подносить магнит, то оно будет отталкиваться. Если руку с магнитом отводить назад, кольцо начинает двигаться вослед. Я предлагала своему классу описать ситуацию стихами Пушкина, ну-ка, а ты догадаешься? "…Чем меньше женщину мы любим…"

— Так, так — тем легче нравимся мы ей. Видишь, уже начинаешь меня понимать. А как русская народная поговорка формулирует третий закон Ньютона?

— Наверное, как аукнется, так и откликнется.

— Примерно так. Но ты знаешь, не всегда психологические аналогии позволяют лучше понять некоторые физические процессы, случается и наоборот. Например, рост кристаллов или эволюция Вселенной. Мне эти, теперь уже физические аналогии, очень дороги. Они помогли мне понять в свое время маленькую толику в законах развития человека. Тебе известно, что природные кристаллы очень разнообразны по форме. Они могут иметь от четырех до нескольких сот граней. Грани кристаллов развиты в различной степени, поэтому и физические свойства их неодинаковы в различных направлениях. Человек — своеобразный кристалл. Рождается ребенок, он как некая затравка будущего кристалла, а его окружение — питательная среда. Каждая грань — качество: веселый, любознательный, добрый, сообразительный и пр. Окружающая среда позволяет выращивать грани характера человека, но она питает их неодинаково, некоторые грани остаются невостребованными, их рост не нужен по каким-то причинам, и он тормозиться. В повседневном общении человека даже во взрослом состоянии требуется только определенное количество граней. Но задавленные грани все равно "ищут" возможности к росту. При попадании в другую среду у нас могут востребовать эти грани характера, и они начинают расти. Мы ведь всегда хотим стать лучше, интереснее, значимее для других, а значит многограннее. Вот почему иногда, из-за невостребованности граней своей души, люди меняют свой круг общения, все бросают и начинают заново: уезжают, разводятся, меняют работу. В связи с этим встречается интересное, на первый взгляд, парадоксальное, явление. Два человека долгое время живут вместе и общаются примерно с одним кругом знакомых. Один из них говорит, что ему в жизни очень повезло, т.к. на его жизненном пути ему попадались только хорошие милые отзывчивые люди. Другой утверждает прямо противоположное. И, тем не менее, они оба правы. Мы сами разворачиваем к себе людей определенными гранями, и от нас зависит, какими гранями к нам поворачиваются люди. А модель расширяющейся Вселенной вообще неисчерпаема для подобных аналогий. Представь, Татьяна, если сможешь (я лично не могу), что до момента взрыва точки, находящейся в сингулярном состоянии, не было ни пространства, ни времени. А была некая "квантовая пена". Это нечто из чего могут рождаться вселенные. Если говорить о человеке, как о Вселенной, то, что было до его рождения, и что будет после его смерти, он не знает. Ни до, ни после мира для него не существует. После взрыва-рождения Вселенная начинает бурно расти — расширяться, меняя свою структуру, захватывая все большие горизонты. Хотелось бы знать — чего? Знаешь, как Насир Хосров (таджикский поэт и философ 11 века) спрашивал:

"….И за гранью Вселенной крутящейся что?

Если скажешь: Вселенной крутящейся вне

Лишь пустая, бездонная есть глубина, —

Объясни: относительно ли к той глубине,

Где Вселенная? Движется ли она?"

Так же растет и усложняется мир родившегося человека, расширяются горизонты его сознания и знания. И все же он еще очень маленький, почти весь мир его сосредоточен в материнском тепле. Мама, папа, бабушки, дедушки, друзья, знакомые — все близки. Ему кажется, что это один общий мир. Души их проникают друг в друга. С годами они становятся дальше, пространство расширяется, души разбегаются. И вот человек — звезда. А души других как звездочки: редко и далеко. Мало звезд — душ, летящих к нему, трудно удержать их рядом, да и зачем? Человек понял, что он одинок, и сам отвечает за все в своей жизни. Теперь нельзя переложить вину на другие плечи, спрятаться и отсидеться. Надо за все быть в ответе. И когда человек почувствовал и осознал меру своего одиночества — он стал взрослым. Одиночество и взросление вообще отдельная и нелегкая тема, и мне не хотелось бы задевать ее вот так, походя. Но может быть, мы к ней когда-нибудь еще вернемся? Я приведу еще одну аналогию, она списана с моих собственных переживаний. Я называю ее душевный коллапс. Вы уже проходили на астрономии эволюцию звезд, и ты знаешь, что конечной стадией эволюции достаточно массивных звезд, после исчерпания запасов ядерной энергии, должен быть коллапс. Внутренние слои звезды под влиянием силы тяготения, которой уже не может противостоять газовое давление, обрушиваются к центру звезды. Вещество падает само в себя. За очень короткое время звезда как бы "пропадает", т.к. перестает излучать и становится "черной дырой". Вот такой душевный коллапс мы переживаем в момент горького, всеобъемлющего разочарования, связанного с предательством или потерей любимого человека. Это так непереносимо больно, что душа падает сама в себя. Кажется, некуда деться, нет нигде приюта, душа болит и страдание замыкает ее саму на себя, концентрирует внутрь, в точку. Внешний мир исчезает, и ты теряешь способность видеть и ощущать. Сплошная боль — сингулярность души. Но такое состояние кратковременно, потому что неустойчиво. Так устроен человек. Он не может долго и сильно переживать одно и то же чувство. Я не знаю, почему это так. И душа — Вселенная взрывается, образуя другое пространство — время, идет зарождение нового, жизнь продолжается.… Видишь, как у меня здесь все перепуталось: и Вселенная и взрывы сверхновых. Но в конечном итоге понятно, что идет полное обновление. Как рождение Вселенной с новыми фундаментальными константами. Как бы то ни было, главное, что из душевного коллапса всегда есть выход. Хочется снова жить и радоваться жизни. Наверное, на сегодня хватит?

— Да, я хочу подумать.

  • Плавни / Грохольский Франц
  • 41."Снежок" для Арманта, Илинара от Паллантовны Ники / Лонгмоб "Истории под новогодней ёлкой" / Капелька
  • Колония / «ОКЕАН НЕОБЫЧАЙНОГО» - ЗАВЕРШЁННЫЙ КОНКУРС / Форост Максим
  • Есть только миг / kraft-cola
  • Таракан / Архипов Александр
  • Раскрытие тайн / Секретный-икс / Чиловег Саундрыг
  • Пикантное / Саркисов Александр
  • По "грибы" / Стихи-1 ( стиходромы) / Армант, Илинар
  • Танец / Kartusha
  • Праздничная феерия (Немирович&Данченко) / А музыка звучит... / Джилджерэл
  • Хочешь, сказку расскажу? (Армант, Илинар) / Песни Бояна / Вербовая Ольга

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль