Согласно некоторым историкам, когда жена и дочь раду были захвачены, Раду участвовал в кампании Мехмеда против туркоманского правителя Узуна Хассана в 1473 г. в провинции Эрзинджан. 11 августа произошла битва при Отлукбели. Считают, что Раду защищал янычарские отряды. Однако здесь путаница в хронологии событий, если рассчитать, что почти все свое правление Раду находился в Валахии, мало шансов, что он в промежутках между борьбой за трон со Стефаном Великим мог отъехать в дальний край османской Империи.
1471
В марте Раду проигрывает битву против Стефана при поселении Соч (308 км к северу от Бухареста). Основой конфликта становится тот факт, что Раду был вассалом турок. С этого года он пишет письма в Брашов касательно Стефана и Басараба III Лайоты (Старого). Летом этого года султан Мехмед был занят штурмом крепости Негропонта (в греческом городе Халкис, острова Эвбея), которая пала в августе. Однако остаток всего года Мехмед проводит во дворце Стамбула, так как он тяжело болен (в моем романе Раду посещает султана почти каждый год), однако, несмотря на состояние, султан посвящает себя строительству новой мечети. По крайней мере, известно, что зимой этого года валашский воевода находился в Валахии.
1472
Раду по-прежнему у власти. Есть письма о том, что летом он пребывал в своей резиденции в Бухаресте, а затем в Гергице (графство Прахова). В то же время в Стамбуле вспыхнула эпидемия чумы, и Мехмеду со своей свитой пришлось покинуть город к берегам залива Золотой рог. В августе султан все равно вернулся, несмотря на риск. У него назревает война с туркоманским правителем Узуном-Гасаном.
Уже в октябре сам Мехмед с армией переходит в Азию, направляясь к государству Ак-Коюнлу на юго-востоке Анатолии. Неизвестно, где переждал зиму Мехмед в этом году, но согласно записям Анджолелло султан остановился в городе Амасья, куда также были вызваны его сыновья Баязид и Мустафа. Есть предположения, что Раду участвовал в этой кампании, так как в армии Мехмеда было 12.000 валашских воинов под предводительством некоего "Басараба". Тогда же только Раду был у власти Валахии, как член династии Басарабов. Однако, скорее, он мог просто выделить войска, или лишь проводить султана, а затем вернуться к себе (тем не менее, в моем романе он продолжил поход).
1473
Есть документ, что в мае Раду находился уже в Бухаресте (в моем романе письмо от имени Раду, написанное его подчиненным боярином). Этой весной армии османов во главе с Мехмедом продолжали двигаться дальше, и затем летом они достигли Эрзинджана, где 11 августа произошла битва при Отлукбели с результатом победы османов. Согласно архивным документам, 16 сентября Раду пишет письмо из Бухареста. Поздней осенью этого года Мехмед возвращается в Стамбул.
24 ноября Стефан вторгается Тырговиште и берет в плен его супругу и дочь. Раду убегает в Джурджу, видимо, чтобы обратиться к Мехмеду и просить у него помощи, потому уже в декабре того же года Мехмед возвращает его на трон, выгнав Басараба.
1474
Пока Мехмед был занят войной с Албанией, куда он послал своего фаворита, боснийского евнуха Сулеймана Пашу, чтобы штурмовать крепость Шкодры (принадлежавшей Венеции). Шкодра пала 8 августа. В то время в Валахии 10 августа Раду снова смещают с трона, и Стефан ставит Басараба III Старого (из рода Данешти). Считается, что это последний раз, когда Раду потерял трон. Он снова бежит в Джурджу за помощью к султану.
Интересно, что в этом году от имени Раду поступает последний хрисовул в монастырь Каменец и Салтава, в котором вначале сказано несколько странное утверждение:
"Уже известно монастырям, которым было даровано покойным Радулом воеводой, сыном Влада воеводы, как он пишет в своем уставе..."
Многие румынские историки считают именно этот год датой смертью Раду, однако это утверждение спорно, когда существую более поздние даты смерти/исчезновения Раду. Что странно, у вышеупомянутого хрисовула нет ни даты месяца, ни каких-либо других отметок. Вероятнее, что дата этого хрисовула ошибочна.
В архивах Брашова есть документ, свидетельствующий о том, что 10 августа Раду пишет письмо брашовянам, что он болен и просит их не помогать Басарабу.
На основе этого письма некоторые невнимательные историки, вроде Р. Флореску, делают глупый вывод, будто Раду болел сифилисом, но это вздорный плод фантазии историков (эта болезнь впервые появилась лишь к концу 15 века: например, на Руси только в 1497 г.). А говорить о других болезнях бессмысленно, тем более, когда нет свидетельств развязного образа жизни Раду. Факт, что валашский принц прожил при турецком дворе, и что он являлся любовником султана, еще не дает повода для таких абсурдных домыслов.
Письмо Раду больше похоже на политический ход, потому как в сентябре воеводе снова удалось кратковременно вернуть себе трон, когда Басараб по неизвестным причинам удалился в Молдавию.
Однако Раду опять быстротечно теряет власть, когда Стефан в октябре нападает на Валахию. Но на сей раз валашский трон занял Басараб Младший (сын Басараба II и племянник Басараба Старого).
Раду пришлось снова вернуться к туркам на Дунай. И снова теперь уже молдавско-немецкие хроники пишут о том, что он погиб: "Среди них погиб Раду воевода, так что никто не знал, почему он был избран".Догадка необоснованна и похожа на слух.
Тем временем Мехмед отвечает Штефану чел Маре армией под предводительством Хадыма Сулеймана. Война началась зимой этого года и продолжилась до начала весны следующего года.
1475
Несмотря на прочие предположения, вероятно, что Раду был жив и здоров и мог участвовать в этом походе. В письме самого Стефана Великого от 25 января, 1475 года отмечается, что в турецком войске под предводительством Сулеймана Паши участвовал некий "Господин Мунтении", в оригинале: Signor de la Montagna on tutta sua possanza — "Мунтянский правитель со всей своей мощью" (в немецком варианте текста: Mit dem Herrn aus dem Landt genandt Havaselve "С господарем из страны Валашской" ). Стефан не подчеркнул, кто это был, в то время как польский хроникёр Мартин Бельский (1495-1575) сообщает, что Султан Мехмед II:
"Турецкий император послал в Молдову воеводу Дракулу Валахии (Подразумевается Раду, сын Влада Дракула II) против Стефана с армией 120.000 турецких солдат, а также татар и валахов".
Это опровергает слухи о его смерти или болезни, явно доказывая, что Раду был в состоянии воевать и управлять армией. Как фаворит султана, он имел большие полномочия. В своем письме Стефан также перечислил Беев, которые стояли во главе армии османов, а никто из правителей Валахии тогда на стороне турок, кроме Раду и Басараба Старого, не был. Большинство румынских историков ссылаются именно на Раду, а не на последнего, и польские хроники это подтверждают.
В начале года османы вторгаются в Молдавию. Османская армия под командованием Сулеймана и с сопровождением Раду и его армии: турок было 120.000, валахов 17.000. На стороне Штефана чел Маре было около 48.000, и несмотря на меньшее количество он побеждает их в Васлуйской битве 10 января. Причиной проигрыша османов стала усталость армии после осады Шкодры летом 1474 года, а также зимние условия военной кампании.
Весь год о Раду больше нет ни упоминаний, ни даже предположений, где он находился. Я же предполагаю, что он находился у турок или прятался в Венгрии. С Мехмедом он, так или иначе, встретиться не мог, когда тот пребывал в Турции.
Кстати, его брат Влад, который отбывал в венгерском плену по ложному обвинению в союзе с турками, был освобожден не ранее весны 1475 г. Он так и не увиделся с Раду после 13 лет разлуки.
1476
Судьба Раду по-прежнему неизвестна. В июне этого года Мехмед самолично с армией из 30.000 (согласно османским источникам) или более 100.000 (согласно молдавским источникам), вторгся в Молдавию и одержал сокрушительную победу в битве при Валеа Альба (Белая Долина). Валашская армия в этом уже не участвовала. Стефан был вынужден признать свое княжество вассалом Османской империи. Валашский трон кратковременно занял Влад Цепеш, однако на трон снова встал Басараб III Старый. В декабре этого же года в сражении близ Бухареста Влад, брат Раду, погибает.
1477
И вот из последних архивов о Раду известно, что он умер не позже 1477 года. На это утверждение существует упоминание польского историка Яна Длугоша, который сообщает о событиях в 1477-м:
"Воевода Мунтении Стефан, пополнив новую армию, совершил еще один набег в Бессарабию, где он захватил сына Дракулы, Радула, которого народ Брашова добровольно сдал ему. Он захватил почти всю Бессарабию и изгнал турок". (Анналы Яна Длугоша)
И, действительно, исторически известно, что в ноябре того года Стефан вступает в Валахию, и ставит на трон Басараба Младшего (Цепелуша). Видимо, Раду все это время находил в убежище Брашова, однако венгерские власти нашли его и выдали Стефану в плен. Из этого румынские историки заключают, что воевода Раду был казнен или убит людьми Стефана. Как ни шокирует эта новость, но в лето следующего года, Стефан женится на дочери Раду, Марии Войкице.
Если брать первое предположение, дочь не допустила бы казни своего родного отца, да и супруга его к тому времени была еще жива. Хотя Стефан мог учинить правосудие без их ведома и скрыть это. Больше все-таки шансов, что Раду убили во время ареста.
Даже если Раду выжил, вероятнее всего не без помощи турок, он был тайно отпущен или сбежал, и вовсе не посажен в тюрьму, потому как если бы он умер, например, в тюрьме, то его захоронение осталось бы известно. Но в хрониках нет упоминаний ни об этом, ни о казни. Даже хроника Длугоша говорит лишь о том, что Раду был пойман.
После этого года записей о Раду в истории больше не существует.Он мог пропасть без вести, а затем умереть при неизвестных обстоятельствах. Но это предположение, потому как совершенно не существует никаких докладов о том, каким образом он погиб или как пропал.
Из этого следует, что все иные заблуждения, вроде того, что он был казнен или тем более слег от болезни, не обоснованы. На самом деле Раду погиб в разгар политических распрей, и у него было много врагов; не секрет, что его могли просто убить политические завистники и противники.
Неизвестно, где погребено тело Раду, могила до сих пор не найдена. Считается, что в монастыре Тынгану, который находится в (21.8 км) от Бухареста, потому как это единственный из монастырей, который основал Раду воевода.
Конец Раду печален тем, что он погиб без вести и молодым, ему было всего около 35-36 лет, и он все еще являлся членом семьи Дракулешти из великой династии Басарабов. Вопреки всему Раду оставил свой след в истории, пусть не большой, но достойный быть замеченным.
Оплакивал ли его Мехмед?
Это неизвестно, когда вовсе нет записей о том, как он узнал об этом. Если быть логичным, так или иначе, о смерти своего фаворита султан мог узнать. И, несмотря на тот факт, что последние годы жизни оба уже не жили вместе, и каждый был занят своими делами: Раду восстановлением трона в Валахии, а Мехмед войной с туркоманами на юге Турции, все же оба могли не забывать друг о друге. Несмотря на общее мнение, что Мехмед был холодным и непривязанным, все же сохранились записи о случаях, когда он горько сожалел о гибели своих фаворитов. Кстати он глубоко сокрушался по поводу смерти своего любимца, Хасс Мурада из византийского рода Палеологов, который был убит в засаде во время кампании против Узуна Хасана в 1473 году. Также Мехмед не был холоден к своей семье, например, когда умер его сын Мустафа в 1474 году, его реакция была весьма эмоциональна как описывает Джован-Мария Анжолелли, который был личным рабом Мустафы:
"Ковры, лежащие на земле были убраны и потому стоя прямо там он оплакивал своего сына; собрав пыль, он сыпал ее на голову в знак великой печали. Он бил ладонями по своему лицу, по груди и по бедрам и громко стонал и рыдал. Он провел три дня и ночи в этом состоянии отчаяния".
Султану на тот момент было 42 года. Это были как раз те же годы, когда с Раду он больше встретиться не смог бы. Не исключено что Мехмед мог таким же образом реагировать на смерть других близких ему людей, в том числе и Раду.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.