b) Политический брак / Раду Красивый или Раду Воевода / Ахметова Эльфира
 

b) Политический брак

0.00
 
b) Политический брак

Известно, что у Раду была лишь единственная жена — Мария Деспина, и один ребенок — его дочь Мария Войкица. Сомнительно, что брак был заключен по любви, когда обстоятельства можно выяснить по многим факторам, и главные из них:

 

1) происхождение Марии Деспины;

2) отсутствие наследника.

 

Первый пункт говорит выгодном браке ради союзничества, связей, богатства, а второй: об отсутствии стремления продолжать род. У Раду был только единственный ребенок — его дочь. Необоснованные выдумки про его остальных возможных детей от супруги, а то и внебрачных, это измышления заблудших авторов.

 

В анонимной молдавской летописи супруга Раду упоминается как Мария Деспина, что говорит о том, что она либо из Сербии, либо из Византии, разумеется, царских кровей, так как титул "Деспина" говорит о её принадлежности к царскому роду.

 

Диптих Бистрицкого монастыря в Румынии, а также бистрицкая летопись проливает свет на происхождение Марии Деспины. Славянские тексты сообщают:

 

"Помяни, Боже, души рабов Твоих: Радула Воеводы и Госпожи Марии. Мануила и госпожи Аны. Авраама и Анны, и Исаака, Иакова, Мелхиседека, Давида."

 

Первые имена: Мануил и Ана дают ключ к именам родителей Марии Деспины, хотя диспуты о том, кем же они являлись до сих пор открыты.

 

Существует предполоджение, что этот Мануил был никем иным, как Мануил Бохалис (Бохали — греческая знать), а его албанская жена Евгения, скорее и есть та самая Ана — мать Марии. Интересно, что в таком случае Мария Деспина становится троюродной племянницей Махмуда Паши Ангеловича, визиря Мехмеда, так как её мать Евгения (или Ана) приходилась троюродной сестрой Махмуду Паше.

 

Мануил Бохалис был деспотом Леондари (область в регионе Аркадии, на юго-западе Греции)После османского завоевания Мистры в мае 1460 года, Мехмед покорил Леондари ранним летом того же года. Об этом пишет Георгий Сфранзди:

 

"Султан же, покорив, как мы показали, Леондари и его окрестности, покорил к тому же крепость Святого Георгия… То же случилось бы и с их бывшими правителями Бохали, если бы их не разыскал подоспевший бейларбей Махмут*, так как жена Мануила Бохали была его троюродной сестрой, хотя тот отплатил ему за это злом. Ибо он дал им людей, чтобы они с удобством и спокойно уехали по дороге, ведущей из этой местности, а когда они доехали до Понтикоса и нашли судно, коварно убив сопровождавших их людей бейларбея, взошли на судно и бежали на Керкиру, избавив себя таким образом от забот".

 

*Подразумевается Махмуд Паша

 

Мануил Бохали бросил оборону Леондари и сумел сбежать на остров Керкира, и оттуда уплыл в Неаполь. Неизвестно, бежала ли с ним супруга с детьми. О дочери Мануила так же нет речи. Есть совсем обратная предпосылка, что правитель Бохали был пойман османами и казнен в Константинополе.

 

Версия родства Марии с семьей Бохали кажется наиболее правдоподобной, однако существуют и другие гипотезы происхождения Деспины. К примеру, интересно, что французский геолог и картограф Ами Буэ (1794-1881) в своей книге La Turquie d'Europe, рассказывая обИване I Черноевиче (ум. 1490), господаре княжества Зета, упомянул, что одна из двух дочерей его брата Андрея "была замужем за валашского принца Радула". К сожалению, о жизни Андрея Черноевича нет ясных источников.

 

Напротив этому существует еще одно предположение, что Мария Деспина приходилась сестрой Ангелине Сербской (позже взяла фамилию мужа, Степана Бранковича, того самого, что был ослеплен султаном Мурадом), обе же приходились дочерями Георгию Арианити, албанскому феодалу, кстати, он приходился тестем легендарному Скандербегу. И любопытно, что другая дочь этого Георгия, Войсава Арианити была замужем за зетского господаря Ивана I Черноевича (и другой занятный факт, что Мехмед завоевал княжество Зета между 1477-1479, и беспомощный Иван был вынужден бежать). Но эта версия слишком размыта; нигде в летописях Мария не перечисляется как дочь Георгия Арианити, хотя в путанице источников есть какая-то связь.

 

Должно заметить, что слухи о родстве Марии Деспины с Георгием Арианити идут от сведений, что дочь последнего, Катерина была замужем за некоего Николая Бохали (ум. ок. 1505), греческого капитана и кондротьера, да только кем последний приходился вышеупомянутому Мануилу Бохали — генеалогические архивы больше запутывают, чем разъясняют. На заметку, у Георгия Арианити было два брака и 10 детей, 8 дочерей из которых были замужем за разных принцев и государей.

 

Из всего этого можно заключить, что Мария несомненно принадлежала к сербо-греческому а также албанскому княжескому роду. И этот факт безусловно говорит о выгодном браке для Раду. Румынский профессор истории Георге Бузату (р. 1939) также соглашается, что брак с Марией Деспиной мог быть предложен Раду визирем Махмудом Пашой, который происходил из знатной сербско-византийской семьи Ангеловичей (восходившей к сербскому деспоту Константину Деяновичу, внуком которого стал последний император Визании, Константин XI Палеолог).

 

Эти догадки позволяют предположить, что имея связи с родом Бохали, Султан Мехмед мог разрешить своему фавориту Раду, через Махмуда Пашу устроить брак с их дочерью в 1462 году, 2 года спустя завоевание Леондари и Гардики. Хотя вряд ли такая инициатива радовала султана, но этот ход был бы весьма подходящим, дабы укрепить царские семьи вассальных государств во избежание кофликтов с главной державой — Османской Империей. От политических браков и сам Мехмед не мог отказаться, когда его женили на нелюбимую Ситт Хатун, или на Гюльшах Хатун и Чичек Хатун, обе которых были предложены Мехмеду их отцами — туркменскими правителями в знак мира и доверия(так как османы часто вели войны с туркоманами).

 

Вышесказанные доводы опровергают бездоказательные спекуляции вроде того, что супруга Раду была мусульманкой, будто сосватал её за Раду сам Мехмед (Мария была православной), или что Раду женился на Марии по любви еще с самого детства.

 

Как новый господарь Валахии, Раду явно искал пути выгоды для своей страны, и потому жениться он был вынужден целесообразно. Вряд ли его волновала семейная жизнь или более того, амурные дела с женщинами, а иначе в истории сохранились бы документы. Если даже о менее известных правителях той эпохи сохранились записи об их множественных детях, как от законного брака, так даже и о внебрачных, то у Воеводы Раду всё чисто.

 

Между тем, если принять версию, что Мария была из семьи Бохали и Кантакузино, то замужество за Господаря Раду ей могла устроить её мать, Госпожа Анна (Евгения), раз отец бежал в Италию.

 

Дата рождения Марии точно не установлена. Некоторые историки предполагают год 1440, чтобы она была чуть младше Раду, но им трудно поверить в другую версию, что Мария могла родиться в 1448 году. Если учитывать, что Раду родился не позднее 1439 г., а бракосочетание у них было примерно в 1462-63 г., именно когда Раду занял на престол Валахии в возрасте 25 лет, тогда Деспине должно было быть 14-15 лет. Она могла выйти замуж рано, и это не удивительно, учитывая, что в те времена девушек и юношей выдавали весьма рано, например, сербскую принцессу Мару Бранкович выдали за султана Мурада II в таком же возрасте.

 

Дочь Раду родилась почти сразу в том же году после бракосочетания. Видимо, Раду лишь единожды постарался выполнить свой династийный долг, но провалился, после чего уже не делал попыток.

С той поры прошло почти 9 лет, когда согласно анонимным Немецко-молдавским летописям, в 1473 г. Марии Войкице было как минимум десять лет, молдавский правитель Штефан чел Маре вторгся в Валахию чтобы сместить Раду с трона:

 

"В том же месяце (ноябре) 8 дня, в понедельник, Воевода Штефан с армией и хоругвиями в Мунтении у Милковой (реки); часть (войска из) 48 дружин, а с частью в 12 (дружин) он отправился против Раду воеводы, с Басарабом Воеводой на место Раду. Войска шли ночью, чтобы Воевода Раду со своей армией ничего не знали об этом. И они не думали ничего иного, как что оно (войско молдавское) так мало, каким они его видели. 21 дня, в воскресенье, на рассвете Штефан ударил по войскам Раду Воеводы и убил 64.000 человек. Раду Воевода едва бежал с оставшейся маленькой армией, отступив в замок Дымбовица. 23 ноября того же месяца, Штефан с армией осадил эту крепость (Тырговиште) штуромом, и ночью Раду воевода выскользнул из города".

 

Раду сражался как смог, но не в силах противостоять, был вынужден покинуть свою цитадель и скрыться. Как далее пишут летописи:

 

"В том же месяце (ноябре) 24 дня, Штефан Воевода взял город (Тырговиште) и войдя внутрь взял в плен супругу Раду Воеводы и его единственную дочь… и взял он всю его армию и сокровища, которые принадлежали Воеводе, со всеми хоругвямии обозом".

 

Летописи объясняют почему Раду проиграл: Штефан действовал ночью, чтобы Раду и его армии ничего не знали об этом, нападал быстро и потому с легкостью захватил столицу. С того момента семья Раду так и была оставлена в плену, и это был последний раз, когда Раду видел их. Так или иначе, Раду бежал к туркам за помощью. Те же анонимные летописи пишут о Раду в 1474 году:

 

"Они предполагали, что Раду Воевода пропал без вести, потому что никто не знал, куда он ушел".

 

На самом деле, Раду отправился к туркам в Джурджу, с целью вернуть трон, и он его получил, ведь в декабре того же года с поддержкой Мехмеда он сумел вернуть себе трон.

 

Марию Войкицу выдали замуж за Штефана в 1478 году (когда ей было 15-16 лет).

 

Мария Деспина умерла 11 мая 1500 года, пережив мужа почти на 25 лет. Её тело похоронено в монастыре Путна, старинная могила госпожи исчезла при неизвестных обстоятельствах; однако было сохранено надгробие со следующей надписью:

 

 

"Сие гробник Марии, супруги господина Радула Воеводы".

 

Те же молдаво-немецкие летописи не говорят о причине её смерти:

 

"В год 7008 (1500), в день 11 мая, в понедельник, упокоилась рабыня Божья, Мария Деспина, супруга Радула Воеводы, Господина Унгровлахии, принесенная Стефаном Воеводой, когда был взят город Дымбовица, была погребена с честью в монастыре Путна. Вечная ей память".

 

Вне сомнений, что у Раду был лишь один ребенок — его дочь. Он не мог изменять жене с другими женщинами (вот с мужчинами уже стоит вопрос). Если у него был сын на стороне, то такой обязательно объявился бы после его смерти. Как, например, после смерти Драгула, его сын, Влад Калугарул (Монах), также претендовал на трон Валахии и даже был в союзничестве с Раду. Когда другие воеводы обязательно перечисляли сыновей, Раду писал неопределенно:

 

"Те, кто будут после меня, родной ли плод мой, или от родственника, или, к огорчению моему, от иноплеменника".

 

В заключение о политическом браке могу лишь добавить, что все сведения из его жизни демонстрируют отсутствие интереса к женщинам и семейной жизни. Этот факт также указывает на его предпочтение к мужчинам. Сравнить многодетные царские семьи, а те же валашские воеводы, несмотря на строгие православно-христианские законы, даже не гнушались заиметь любовниц и внебрачных детей. Взять самого отца Раду, Влада Драгула, у которого, помимо двух законных сыновей, был еще и внебрачный; также Стефан Великий — зять Раду, который до Марии Войкицы приобрел внебрачного сына Петра Рареша, посему и женат был он трижды. С Раду этого не произошло: одна жена, один ребенок — и та дочь. Видимо, женщин Раду избегал, и это вовсе не влияние женоненавистнических нравов Турции того времени, а скорее личный выбор.

 

Известно, что любимым поэтом и учителем султана Мехмеда был Ахмед Паша, который согласно османскому биографу Латифи был "страстным мальчишником и жадным до любви", но тем временем "питал сильное отвращение к женщинам и увлечению ими;он тщательно избегал дружбы с ними и их общество… он даже не думал о том, чтобы разделить,не то что брак, даже поцелуй или объятие с женщиной". При всем том это не исключало его желания иметь детей, и что любопытно Ахмед Паша взял к себе одну рабыню, которая родила ему единственную дочь. Но его ребенок умер в 7 лет, после чего Ахмед окончательно разочаровался в семейной жизни.

 

Не исключено, что при дворе османов были и такие тенденции, которые влияли на воспитание, формирование личности и интересов юного княжича Раду. Разделение полов в обществе вне сомнения оказывало свое воздействие, однако фактор личного выбора оставался нерушимым.

 

Разве что Раду и на мужчин, кроме Мехмеда, не был сильно падок, из чего следует заключить, что личная жизнь у него не была бурной, вероятнее он старался держать ее в воздержанности, без разврата и морального разложения, как это теперь принято приписывать ему, впрочем, как и почти каждому правителю. Снова повторюсь, если бы были обратные доказательства, они обязательно остались бы в истории.

  • Смерть Орфея / Темная вода / Птицелов Фрагорийский
  • Брошенные поля похожи на бродячих собак / Парус Мечты / Михайлова Наталья
  • Ты ушел накануне... / ВПОЛГОЛОСА. Тексты для песен / Птицелов Фрагорийский
  • Легкое дыхание - Метаморфозы портрета / Собрать мозаику / Зауэр Ирина
  • Безвести. / Ситчихина Татьяна
  • Афоризм 343. О теплом месте. / Фурсин Олег
  • Эпилог / 14 минут / Дикий меланхолик
  • Пролог / Рыцари Пустоты / Диллинджер Кира
  • Критская сказка / Герина Анна
  • Пирамиды. Взгляд из-под земли. / «Подземелья и гномы» - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Михайлова Наталья
  • Словарь. Геноцид / Блокнот Птицелова. Моя маленькая война / П. Фрагорийский (Птицелов)

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль