Законный сын валашского господаря Влада Драгула II и молдавской княжны, которую, согласно румынским генеалогическим архивам, звали Василиса Мушат, дочь Александра I Доброго.
Тронное имя: Раду III (Раду I Валашский — его прадед; Раду II Праснаглава — дядя). Этимология имени "Раду" производно от славянского "радость". Фамилия "Драгул", вопреки утверждениям любителей мистики еще тех времен, не происходит от названия рыцарского "Ордена Дракона" (Societas Draconica) или от румынского термина "драк" — дьявол, а в реальности исходно от румынского слова "драг" — дорогой, любимый, ценный. Тогда как Драгулеа, Драгуля или Драгула — это румынский патроним, что означает "сын Драгула". Род Дракулешти восходит к Басарабу I Основателю (1310-1352), династия которого разделилась на две ветви: старшая Данешти (от Дана I) и младшая Дракулешти (от Влада II Драгула).
Год рождения Раду спорный. В письмах его отца воеводы Влада первый раз имя принца было упомянуто в документе 2 августа 1439 г. вместе с его братьями: "… мои сыновья, Мирча, Влад и Раду". Однако сомнительно, что именно эта дата может быть днем его рождения, возможно, Раду тогда было уже год или два, так как с 23 августа 1437 по 1438 год нет документов с упоминанием сыновей вовсе. Выходит, что принц родился не раньше осени 1437 г. и не позже лета 1439 г.
По логике отец не станет упоминать еще не родившегося сына в документе. Если быть исторически точным, можно смело решить, что Раду родился в 1438 г (в моем романе чуть раньше, в октябре 1437 г.)
Исторически Раду родился в Тырговиште, столице Валахии, потому как где-то в 1437 г. Влад и его двое сыновей переезжают в Тырговиште, на княжеский двор. Скорее, именно там Раду и родился.
Все годы, начиная с 1437 и ближе к середине 1440 годов, в регионе происходят смены власти, гражданские войны и натиск османов на Сербию, Трансильванию и захват Дуная. Скорее всего, Раду находился для сохранности в столице, рос и обучался там всем наукам и знаниям. Из этого вывод: нет доказательств общения Раду со своими братьями, поэтому стоит полагать, что он не особенно дружил с ними, а будучи, младше жил и воспитывался отдельно, пока старшие чаще находились рядом с отцом.
В 1442 году Влад Драгул попадает в плен к туркам, его подозревают в измене османской империи. До 1444 воевода остается в заключении, пока он не договаривается с султаном Мурадом II, что отдаст в османский двор своих двоих сыновей Влада и Раду в залог доверия.
12 июня 1444 г. состоялась последняя аудиенция: Мурад принял делегацию из 4 послов с Запада с планами на переговоры по поводу короля Польши и Венгрии, Владислава III Варненчика, с подписанным договором, сделанным в Буде. Главным в делегации был серб Стойко Гизданич, как посол Венгии и Польши. Ему сопутствовал некий Витислав, как представитель Яноша Хуньяди, и два посланника от правителя Сербии, Георгия Бранковича: один из них был Атанасий Фрашак, митрополит Смедерево, а второй, по имени Богдан, как секретарь Георгия Бранковича. Процессию послов сопровождало 60 всадников. Султан пожаловал послам несколько аудиенций. Сначала Мурад принял Гизданича, затем двух посланников деспота Сербии, и, наконец, представителя Хуньяди. По завершении аудиенции Мурад распустил всех послов с документом, обещающим 10-летний договор, гарантирующий все обычные клятвы, говоря прямо о Владе Драгуле, господаре Валлахии, чтобы он был освобожден из вассальной зависимости от турков. Послов сопровождал Сулейман Бей из Порты до Буды, чтобы получить равное подтверждение соглашения: "recte et fideliter sine aliquot dolo" — "добросовестно и должным образом без любого рода лукавства".
Сразу же после договора сыновей воеводы Драгула Влада и Раду прислали в империю, это было в конце июня или ближе к середине июля. Также есть вторая версия, что Влад Драгул был захвачен в плен вместе со своими сыновьями, но для ее подтверждения нет достаточно верных документов.Однако то, что пишетисторик-современник Ахмад ибн Яхья, известный как Ашикпашазаде, согласуется с остальным версиями (пояснения в скобках в изначальном тексте отсутствуют):
"После того как он (Мурад) вернулся от Исфендияра,Дракула пришел к вратам с двумя своими сыновьями. Он оставил своих сыновей там, чтобы учились они служить государству".
(Мой перевод с турецкого, Ашикпашазаде, История сынов Османа)
Говоря о вратах (в тексте Капу), историк подразумевает царский дворец, а значит, Эдирне. Здесь нет речи о крепости Эгригоз.Либо историк не упоминает о том, что мальчиков затем переправили туда. ДалееАшикпашазадедобавляетстихотворение о том, что "Дракула поклонился перед султаном", и что воевода "сдался перед Диваном, сожалея о своих прошлых преступлениях". Согласно османским источникам, Влад вступил в битву с Фируз Беем, но, узнав о победе Мурада над Исфендияром, сдался. Османский историк давит на то, что Драгул "признался в своих грехах с великим чувством сожаления" и"он был прощен Мурад Ханом".Однако этот случай может быть преувеличенным, если не надуманным.
После этого, согласно свидетельствам польского историка-современника Яна Длугоша (1415-1480), Драгул вернулся в Европу и извинился перед королем Венгрии и Польши Владиславом III, который уже в сентябре выступил из Сегеда с армиями и в ноябреперешел Дунай, прибыв в Болгарию. Армия шла к самому Адрианаполю.
"В то время как король и его армия отдыхали за пределами Никополя, воевода Трансильвании Дракул пересек Болгарию и явился к Владиславу просить прощения за то, что он сдружился с турками".
Влад просил короля отказаться от похода против турок, видя малое количество воинов в его армии, но после того как король остался при своем, Драгул предложил свою военнуюподдержку и готов был даже послать своего сына Мирчу в помощь. Дальше историк подробно описывает главные события крестового похода: битву при Варне, которая произошла 10 ноября.
Вначале лета 1444 года, когда Раду было 6.5/7 лет (учитывая его дату рождения по моей версии), мальчика с его старшим братом отправляют в Турцию. Неизвестно, где проживал Раду: в Эдирне — столице османской Империи, или в крепости Эгригоз, где по обычаю держали государственных заложников (для своего романамне была предпочтительна первая версия).
Касательно этого события есть записи поздневизантийского автора Михаила Дуки весьма анти-турецкого направления; он тоже упоминает тот факт, что Драгул дал присягу перед османским советом, и двух его сыновей отправили в Османскую Империю, даже уточнив место высылки:
"Дракул, который пришел в Адрианополь, чтобы поклониться Мураду, был схвачен и в цепях отправлен в Галлиполи, где он был заключен в тюрьму в башне, под предлогом того, что он намеревался предать Мурада, когда вел его через Венгрию, по другим выдуманным обвинениям, которых Фаталлах (визирь Мурада II) замыслил. Когда он (Дракул) проводил долгие дни в башне, они (турки) потребовали его сыновей в качестве заложников. Соответственно, он послал за ними, и когда они прибыли, он предоставил их, даже если они были все еще подростки. Мурад взял их под стражу, и были они переданы в крепость Нимфайон в Азии с приказами, чтобы их тщательно охраняли. Дракуле было разрешено вернуться во Влахию после того, как он дал свою торжественную клятву, что он и в будущем будет верным слугой". (Дука, Турко-Византийская История)
Странно, что Дука называет крепость Нимфей, тогда как в распространенной версии считается, что это и была крепость Эгригоз (с тур. кривой глаз), которая находилась в городе Амед, раннее в Анатолии этот город назывался Тиберополис, а это совершенно другой город в отличие от Нимфей, который турками назывался Ниф. От Амеда (Эмет) до Манисы чуть более 243 км. А крепость Нимфей, о которой говорит Дука, находилась где-то в 22 км от Манисы, города, в котором маленький Мехмед правил провинцией, и где находилась его постоянная резиденция до 1451 г.
В то время 12-летний Мехмед находился в Эдирне, где правил как регент, пока отец его был занят войной с туркоманской династией Караманидов. Принимая во внимание эту версию, Влад скорее остался в Эгригёз, а Раду мог быть снова отослан в Эдирне. Утверждение основывается на записи Турсун Бега, который описывал уже события воцарения Раду на трон в 1462 г.
"Закончив с местью, завоеватель Шах, в свою очередь, вручил правление этой страны брату этого негодяя (Влада Цепеша), названного Радулом Воеводой, который был будучи, принят в Порте и провел много лет на службе императорского двора".
Турсун Бег, кстати, один из тех османских историков, который называет имя Раду, потому как он лично участвовал в походе османов против Валахии в 1462 г. Здесь историк ясно говорит о том, что Раду много лет служил при дворе, а не только пребывал там как заложник. Хотя и Влад не мог постоянно оставаться в Эгригоз, мальчиков могли время от времени пересылать из Анатолии в Румелию и наоборот.
Нет историчной информации, чем именно юные принцы занимались в османской Империи, как жили, учились и воспитывались. Например, Критовул Имвросский сообщает:
"Этот муж (Влад) и его брат (Раду) бежали, когда Янош Гетанец (Хуньяди), правитель пеонов и даков (венгров и румын), пришел со значительными войсками и, убив их отца, он отдал правление другому человеку. Отец нынешнего султана (Мурад II, отец Мехмеда) приветствовал этих двух беглецов, которые спаслись бегством к нему. Он благородно лелеял их во дворце, пока они все еще были молодыми юношами, и после своей смерти он оставил их султану, своему родному сыну. Он тоже воспитывал их с большой заботой и почетом, и обеспечил им царские условия".(Критовул, История Мехмеда Завоевателя)
Как сторонник султана, Критовул лестно описывает ситуацию, в то время как на самом деле учеба и служба в османской армии были строго дисциплинированы, строги и жестки.
Однако из этого упоминания, как и из многочисленных других записей, очевидно, что в плену у турок Раду с самого начала встречается с Мехмедом. Имперский дворец находился тогда в Эдирне, а летом 1444 года Мехмед как раз находился там, он был там еще с прошлого лета, и как раз в августе этого же года в возрасте 12 лет он становится регентом своего отца.
И на посту султана он остается 3 года, до сентября 1446 года. Можно вполне полагать, что Раду переехал с Мехмедом, высланным в Манису, где и мог продолжать учебу. В то время Раду было бы уже 9-10 лет, а значит, он мог жить в Эндеруне (с тур. внутренняя служба). Это отделение являлось дворцовым центром внутренних покоев, где Раду мог учиться вместе с другими мальчиками. Например, хасс-од,так именовались около 30 пажей султана, которые проходили службу и обучение под предводительством капу-ага, белого евнуха. Хотя это только предположение о том, какую службу Раду мог исполнять, но оно самое точное, так как Раду уже с самого начала мог войти в круг доверенных лиц султана. Более того, никто в имперском сераглио без дела не сидел. Мальчики должны были учить языки, разумеется, турецкий, и еще персидский, арабский, греческий, латынь, вдобавок совершенствовать славянский; они также были обязаны изучать науки, литературу, религию, политику, боевое искусство, виды спорта, такие как верховая езда и бег. Можно представить, как их готовили стать вассалами османской империи.
Все эти доводы я сопоставляю вопреки заблуждениям, что Раду жил в гареме и мучился от разврата. Во-первых, Раду был не достаточно маленьким, чтобы быть в гареме, ему было 6-7 лет, когда он попал в османскую империю, значит, в гареме он фактически уже не мог жить.
По правилам в 7 лет мальчики выходили из гарема и не имели права играться или общаться с девочками. Сегрегация полов была обязательна. В этом возрасте дети начинали учебу. Все мальчики и евнухи дворца, как и султан, проживали в Эндеруне.
Важно заметить, что гарем не являлся спальным домом или квартирой для любовниц султана, как в этом заблуждаются даже вроде бы нормальные историки. А приписывание авторами 300 "наложниц" Мехмеду — это полное заблуждение. Любопытно, почему никто не считает 340 юношей и 100 евнухов, которые проживали и служили в сераглио Мехмеда, будучи его любовниками. Недоразумение с числом женщин, проживавших в гареме, происходит из-за того, что в нем могли пребывать и жены султана, а историки с 15 по 19 века, не вдаваясь глубже, просто копируют популярные, но искаженные факты, как например, приписывая им древнеперсидские обычаи.
В сущности, влюбиться и завести отношения с кем-либо султан мог и в пределах дворца и за его пределами, но никакой систематической сексуальной эксплуатации женщин или мужчин не было, а тем более насилия или разврата.
Гарем служил не только женской половиной дворца, а целым институтом, где девушки вовсе не были любовницами правителя, а проживали и учились точно также, как и пажи Эндеруна, и ни на одну из женщин гарема султан посягать не мог без разрешения старшей супруги и главного евнуха.
Точно также в Эндеруне над пажами стоял евнух капу-ага, который также являлся администратором дворца. На каждые 10 огланов (мальчиков) определялся один белый евнух, который обязан был воспитывать и учить их, а также следить за их нравственностью, поведением и благообразностью. Ведь каждый оглан готовился пойти в янычары, либо стать чиновником при дворе: все требовало усердной учебы и строгого порядка. Что говорить, даже у янычар — воинов, было категорически запрещено пить алкоголь и блудить, тем не менее дозволялось иметь любимого мальчика и брать обещанные военные трофеи. На службе же не допускалось даже сквернословие.
Сам султан, кроме ичогланов, имел ближайших слуг, которые назывались бостанджи, гвардия, охранявшая султана и дворец, а также выполнявшая другие, чаще секретные задания для двора. Они исполняли полицейские функции и следили за порядком дворца. Бостанджи имели большое влияние, так как несли личную охрану султана и исполняли его указания, например, по устранению или устрашению неугодных личностей. Те же хасеки, специальный пост при дворе, использовались для исполнения особых услуг султану. И это еще не все чины и их обязанности. Все служащие дворца были распределены по рангам и должным обязательствам. Весь дворец поддерживался в строгой иерархии и дисциплине. Поэтому здесь не может быть и речи о беспорядочной жизни Раду. Всякий мальчик во дворце жил под контролем, тем более Раду — валашский принц и государственный заложник.
Раду с братом прожил в Турции более 4-х лет, когда осенью 1447-го (или по некоторым источникам зимой 1448-го) венграми и боярами был убит их отец Влад Драгул, а на трон встал Владислав II, наместник из рода Данешти, при поддержке Яноша Хуньяди, венгерского регента. В начале 1448 года Мурад снова идет войной на Венгрию, и отправляет юного Влада в октябре этого года как наместника трона. Раду, естественно, остается при османском дворе.
В мемуарах сербского янычара Константина Михайловича из Островицы, который сам побывал пленником у турок, написано об этом следующим образом:
"Драгул, воевода валашский, имел двух сыновей, старшего звали Влад, младшего — Радул. И обоих отдали во двор императору Мехмеду, ему на службу. После того, как он (Драгул) умер, когда услышал он (не Мехмед, а Мурад) о смерти его, то одарил старшего сына Драгулы деньгами, лошадьми...как положено господину и с почестями отправил его на землю валашскую, и Влада поставил на место отца своего под условием, чтобы тот каждый год приходил к нему с платой, как ранее было им дано. А его младшего брата он (Мехмед) оставил при своем дворе".
("Хроника о турецких делах" известное как "Записки янычара", я составила свой дословный перевод с сербского издания 1959 г, глава 33)
В то время Мехмед был не султаном, а регентом своего отца (лишь в январе 1445 года он был коронован как султан).
Однако, как упоминается выше, осенью 1446 года он перестает быть султаном. Важно упомянуть о восстании янычаров, которые своим бунтом создали предпосылки к удалению молодого падишаха с трона. Не секрет, что командир янычар дружил с визирем Халилем Пашой, который недолюбливал Мехмеда за его стремление окружать себя иностранцами-рабами, которых еще с юности проталкивал к власти.
Поэтому в 1448 г. Мехмед, сломленный протестом армии, уже пребывал в Манисе и вряд ли распоряжался политическими делами, а посвятил себя изучению наук и, разумеется, Раду мог учиться вместе с ним. Поэтому важно пояснить, что отправили Влада в Валахию по указаниям не Мехмеда, а Мурада.
С 17 по 20 октября 1448 года произошла битва на Косовом поле (в то время территория Сербской деспотии, являвшейся вассалом Османской империи), и военными действиями руководил сам Мурад.
После 31 октября Влад, сын Драгула, официально получает власть, правда ненадолго. Похоже, что все это время Раду находился в османской империи и мог знать о событиях своей семьи.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.