апдейт_2012_Почему люди ожесточаются – нейропсихология бурных эпох / ЛЮДИ И НЕЛЮДИ / Каменский Сергей Иванович
 

апдейт_2012_Почему люди ожесточаются – нейропсихология бурных эпох

0.00
 
апдейт_2012_Почему люди ожесточаются – нейропсихология бурных эпох

апдейт_2012_Почему люди ожесточаются — нейропсихология бурных эпох

 

Разговор не о нелюдях — о людях. Они ожесточились, изверились во всем и во всех, потеряли точки опоры — и нормально существовать так крайне тяжко. Конечно, с человеком всегда остается надежда — что бы кто не говорил. Это закон природы, от рождения и до смерти. Некоторым отчасти помогает вера. Но еще больше не выдерживают, стремясь всеми способами уйти от невыносимой реальности: в алкоголизм, наркоманию, секты… Сейчас прибавились компьютерные игры, Интернет… Безудержное «потреблятство» и судорожный поиск острых ощущений рассматривать не будем. Речь о тружениках — в настоящем или в прошлом, — которым не до того. А их, живущих на краю бедности или за ним, процентов 70-80. Это на наших, бывших советских, землях…

 

Почему так происходит? Как отделить то, что зависит от самого человека и что он реально может изменить, от действия законов человеческой и общественной природы, как и законов Истории — над которыми никто не властен: они обьективны. Их можно только использовать: во вред или на пользу себе и другим людям.

 

Лет десять назад была предложена концепция о трех сосуществующих, взаимосвязанных и взаимодействующих сущностях человека: биологической, социальной и духовной. На сегодня она успешно прошла апробацию реальной жизнью, практикой. Она помогает прояснить достаточно туманные аспекты превращения новорожденного человеческого существа, младенца, в существо социальное и духовное — это если все сложится благополучно. И того, как зрелая личность (или антиличность) будет жить дальше.

 

Это из того самого цикла: Древние знания — на службу современности Часть 4

http://gidepark.ru/user/3471837089/article/91766

http://samlib.ru/k/kamenskij_s_i/ancientknowledgefortheneedsoftoday_part4.shtml

 

Цитата по существу дела: «…Во-первых, все живущие на Земле уже по факту своего рождения — люди и принадлежат к одному биологическому виду — Homo Sapiens, Человек разумный. Однако, его превращение в Homo Faber, Humanus et Moralis, т.е., Человека созидающего, гуманного и морального, одной нашей природой никак не гарантировано. (это у животных просто: кем тебе от рождения быть — скажем, волком… или зайцем…). Должно быть выполнено достаточно большое количество объективных и субъективных условий. Ведь биологической или природной сущностью заданы только основополагающие (системообразующие) векторы развития — в виде врожденных стремлений и инстинктов. Правда, явных встроенных блокировок процесса развития в структуре человеческой психики тоже не заложено — т.е., в принципе, какими-либо пределами оно не ограничено. Генетические характеристики или свойства, которые определяют индивидуальные особенности этого развития, как раз и могут проявляться (актуализироваться), или оставаться скрытыми, нереализованными — при способствующей этому или неблагоприятной окружающей среде. А для человека это, повторим, мир людей или общество...».

В самом общем смысле, по Марксу, «бытие определяет сознание». Но, с учетом закономерного наличия в природе обратных связей, верно и обратное — но только при достижении сознанием определенного уровня развития. И для отдельного человека и для общества в целом. Как с этим обстоят дела на планете в нашу эпоху, видно всем. И довольно об этом.

А то же, но другими словами: «Все мы, рожденные на Земле, по определению называемся людьми и человекообразны: разных рас, мужчины и женщины, здоровые и увечные, добрые и злые, богатые и бедные, верующие каждый в своих богов и неверующие… И как положено всему живому, имеем от рождения общую для нашего вида биологическую сущность. Она заключена в неосознаваемых, воистину биологических, стремлениях — их реализуют инстинкты или безусловные рефлексы. Обеспечивающие, удовлетворяющие столь же естественные потребности. И уже на их основе развиваются чувства — сначала единые у нас и у всего живого, а затем и чисто человеческие. Те, что относятся к социальной и духовной сферам личности. Вся их многоступенчатая иерархия описана в предыдущей статье…» — окончание обьемной цитаты — в конце статьи.

Что же происходит с человеком, когда условия жизни ужесточаются, как сейчас — вплоть до предельных, когда главное: выживание?

 

Его три сущности реагируют на это по-разному: ведь они очень непохожи. Представим себе: это не привычная матрешка. Биологическая сущность — цельная прочная структура (в глубине которой — эмоциональное ядро с центрами эмоций, отрицательных и положительных). На ней формируется, как на основе или матрице, следующий слой: социальная сущность — большей или меньшей плотности и прочности. И, в общем случае, параллельно с этим, тесно связанная с ней — духовная, если для этого имеются подходящие и достаточные условия. Вся эта целостная структура отграничивается от социальной среды, мира других людей, многоуровневой и многофункциональной системой психологической или личностной защиты. Вот такая эскизная, скелетная схема.

 

Устойчивее всего, понятно, биологическая сущность — она совершенствовалась многие миллионы лет в ходе эволюции живого на планете. Все неспособное выжить и продолжить род не закреплялось в надежном коде ДНК, выбраковывалось. И главной задачей биологической сущности было и остается выживание, сохранение стремления к жизни. Рабочий инструмент известен: инстинкт самосохранения. Степень его развития и определяет деление на людей и нелюдей (социопатов) — у них он с раннего детства гипертрофирован. Надежной (внутренней) уздой для него служит только мораль — если она сформирована социальной сущностью. Есть и внешняя: законы, установленные в обществе — и страх кары за их неисполнение.

У человека всему этому мощно помогает разум. Правда, он бесстрастен — и только выполняет задачи, поставленные эмоциональным ядром психики. Так что, если там что-то не в порядке и задания неверные, человек может и навредить самому себе. О вреде другим и говорить нечего — примеров каждый может найти в избытке.

 

Изложенное здесь известно в общих чертах давно: Пьер Абеляр, 11в.: «Человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощенности, называемом цивилизацией, поэтому и пугают нас случайные выпады его природы». Но тогда не было ни психологической науки, ни нейропсихологии. Как и систем высокоточного наведения оружия на любой вкус. Сейчас, в 21-м веке, эти случайности стали закономерностью, верно?

 

А теперь вернемся к реальности, к видимому всем массовому ожесточению, в пределе — расчеловечиванию, одичанию, озверению. Когда давление и температура социальной среды зашкаливает, начинает давать трещины, утончаться и отслаиваться социальная сущность и духовная вместе с ней. Удержать от этого может уже не столько страх и закон, сколько мораль — и вера, кто истинно верует. Ну а если она слезает как слой грунта и краски, остается прочное ядро: биология. И его сердцевина: стремление к жизни.

 

Это все давно проверено на практике: надежнее всего, со статистической достоверностью, в концлагерях. Гитлеровских и сталинских — разница невелика, вот только у нас печей, экспериментальных биолабораторий и т.п. «цивилизованных» штук не было. Был только голод, холод, постоянные унижения, побои и каторжный труд.

 

Убедитесь сами, перечитав сборники рассказов Варлама Шаламова. Равных этим свидетельствам нет. Так вот, «средний» срок до обнажения биологической сущности был порядка двух недель. Это если была хоть какая-то социальная. А любая внутренняя червоточина ускоряла процесс одичания. Дольше других держались люди глубоко, истово верующие и истинные интеллигенты. То есть крепкие верой или моралью. Для этого есть у меня, в духе современности, типовая формулировка «отягощенность гуманизмом». Или его отсутствие — вот такие простые диагнозы. В охране лагерей, кстати, преимущественно удерживались изначально асоциальные типы, по-нынешнему, нелюди.

 

Яростные споры ведутся сейчас по всем нашим человеческим делам. У большинства бывших советских. Но! Проблемы похожие, враги общие, судьба общая… Или — или.

 

Так что главная задача остается той же: помочь людям, окончательно не ожесточившимся (тогда это почти невозможно), разобраться в себе, понять, что с ними происходит. И не перепутать в водовороте событий, что такое хорошо и что такое плохо. Определиться, кто свои и кто чужие — и укрепить дух. Кто знает, сколько нам еще держаться…

 

И уж извините, повторю еще раз (ввиду исключительной важности для всех ныне живущих людей) обобщенный вывод, относящийся и к этой теме (из эпитафии на гибель Каддафи):

…В проблеме глобального выживания двенадцать ключевых, исходных — диалектически парных — понятий: Мировая Диктатура и Человечество, Капитал и Труд, Люди и Нелюди, Любовь и Ненависть, Правда и Ложь, Жизнь и Смерть. Все остальные операциональные понятия — производные. Поэтому, результативный анализ любой большой, социально-значимой проблемы, начинающийся с конца, с сегодняшних видимых следствий, невозможен по определению. Надо идти именно от них, исходных, базовых понятий. Тогда можно точно определить, кто друзья — и кто враги. И для всех и лично для себя — надежный Путь. Иначе нельзя — война. А нам желательно продержаться и потом, если выйдет, победить — и выжить. А о мелочах доспорим после …

 

По существу дела все. Sapienti sat.

 

Ceterum censeo Dictaturam esse delendam

 

Сергей Каменский 22 ноября 2011

 

Уточняющие детали из реальной жизни здесь:

Украина после февраля 2010. Ты за красных или за белых? http://gidepark.ru/user/3471837089/article/469607

 

И картинки в 3D из нашего большого мира людей и нелюдей:

Философская элегия о великом и ужасном роде Хомо Сапиенс, в ре-миноре

http://gidepark.ru/user/3471837089/article/390833

Вариации на тему Элегии о Хомо Сапиенс, до-минор.

http://gidepark.ru/user/3471837089/article/393955

Все работы, начиная с последних http://samlib.ru/editors/k/kamenskij_s_i/indexdate.shtml

Окончание цитаты: «…Социальная сущность, как известно, у младенца существует только в потенции — как возможность — и постепенно формируется в раннем детстве. В дальнейшем она, конечно, может несколько изменяться — в лучшую или худшую сторону. В зависимости от самого ближнего окружения и окружающей среды. Но очень сильно, радикально — только под воздействием чрезвычайных обстоятельств, что мы рассмотрим дальше.

При несформированной социальной сущности мы фактически имеем дело с биологическими квазиавтоматами, одаренными разумом — как ни грубо это не звучит. Если ребенок воспитывался среди животных, получается нечто вроде Маугли — сообщения о таких случаях приходят до наших дней. Воспитать такого человеческого детеныша в полноценного зрелого человека практически невозможно — время, отведенное для этого природой, безвозвратно упущено. Они не могут мирно сосуществовать в обществе с себе подобными.

 

Но очень часто такое происходит с детьми, выросшими среди людей, в нормальных или не очень, семьях. Они тоже не могут мирно вписаться в человеческое общество — т.е., в приемлемой степени соблюдать его нормы. В самом широком смысле, это присуще всем эгоистам — они стремятся всех и вся «подогнать под себя». Насколько позволят эти самые «все» и обстоятельства. Напомню, что латинское «эгоист» по-русски «себялюбец».

В науке же их именуют социопатами — с разной степенью патологии. А в предельном случае по-простому, нелюдями ( по-русски это звучит чрезмерно грубо, а по-украински полегче, «видлюдок»). Причем, высокие социальное положение и уровень образования здесь мало существенен. Даже хуже: практика показывает, что это вполне закономерно увеличивает опасность такой нелюди для общества.

 

Чем же они отличаются от людей? Исходить будем из известных на сегодня законов нейрофизиологии. Главное их свойство: гипертрофия инстинкта самосохранения при несформированной социальной сущности. Если она в какой-то степени успела сформироваться, то при сильной психотравме она закономерно деформируется. И тогда имеем человека с нравственным увечьем — но гораздо менее опасного, чем истинная нелюдь.

 

Нашу гипотезу косвенно подтверждает сам Аристотель: «Эгоизм заключается не в любви к самому себе, а в чрезмерной степени такой любви». Поэтому становится тошно, когда слышишь советы от многих новоявленных учителей жизни о том, что нужно любить себя. Так, мол, удастся решить все ваши жизненные проблемы. Не осознают они то, с чего мы и начали: главное — это мера! И если ее перейти, наказание за нарушение обьективных законов природы неотвратимо — им ведь не обманешь, взятку не дашь и даже на жалость не возьмешь. Только наказание это никем специально не озвучивается (законы природы безгласны!), да и реализуется как-то неявно — так что и претензий предьявить некому. Разве что другим людям — не себе же чрезмерно любимому. И такая жаба давит тех, кто выбрал этот кривой путь, до конца жизни. Так что кто сможет, есть смысл остановиться и крепко подумать. Может, еще не поздно…

 

Вернемся к нашей линии анализа: как же такой социопат формируется? Точка отсчета почти всегда раннее детство. Инициирует процесс какое-либо очень сильное внешнее воздействие. Результатом такой психотравмы закономерно является прямая и интенсивная стимуляция базовых инстинктов, в первую очередь, инстинкта самосохранения. На уровне физиологических потребностей формируется так называемая доминанта. Это стабильный очаг возбуждения в мозгу. Это означает, что ведущей, определяющей, становится биологическая сущность личности. Социальная сущность, в нашем случае, не формируется. Тогда имеем в самом мягком случае просто себялюбца. В худшем — то, что описано ниже.

 

В результате такого патологического развития вырастает среди людей такой или такая Маугли — только говорящий, умеющий ходить, пользоваться туалетом, чистить зубы, держать ложку и вилку, пристойно одеваться, водить машину и т.д. То есть практически неотличимый от нормальных людей. Это как раз и есть самое страшное. А потом он учится читать и писать и, может быть, поступает в ВУЗ. И, скажем, даже заканчивает аспирантуру. Все это практически не связано с воспитанием и моралью — для этого нашей человеческой природой отведено детство. Обучение только усиливает операциональную мощность интеллекта. Который по определению бесстрастен; задания ему дают и оценивают его работу подкорковые центры эмоций. В т.ч., обобщающие, интегрирующие: удовольствия и неудовольствия. Определяющие главное в нашей теме: что такое хорошо и что такое плохо. И начинает такой человек где-то работать. Ну и так далее — причем, пол, социальный статус, наличие семьи и детей не имеют решающего значения. Всяко бывает — это очевидно из новостных и милицейских сводок и репортажей из зала суда. А когда возникают подходящие условия в окружающей среде (а для человека это общество), то такая мина замедленного действия взрывается. Не потому, что сама так захотела, а по законам той же человеческой природы. И практически всегда нормальные люди задают разные недоуменные вопросы..».

 

Почему люди ожесточаются — нейропсихология бурных эпох

http://gidepark.ru/user/3471837089/article/472283

 

Это "письма правды" о Ливии-перевели их на 7 языков. И просили разослать.

Ссылка edittt.livejournal.com http://edittt.livejournal.com/891.html

Союз граждан Украины создан! — протесты против лечения ливийских крыс на Украине http://nstarikov.ru/blog/13233#more-13233

 

ЧТО ДЕЛАТЬ? — 9

Третья Мировая Война,

Кто и Как может Эту Войну остановить...

===============================================

Каменский С.И."Прошлое — Настоящее — Будущее...

Философия Быстротечности Бытия..."

Прошлое — ---> Настоящее — ---> Будущее… Философия быстротечности бытия

http://gidepark.ru/user/3471837089/article/317209

 

  • Вдребезги / В ста словах / StranniK9000
  • Глава 2. / Скиталец / Данилов Сергей
  • Стихотворение мизантропа / На что мне люди / Хрипков Николай Иванович
  • Подсматриватель за посетителями / Лонгмоб "Необычные профессии - 4" / Kartusha
  • Позови меня, милый, чрез тысячу лет / Мои Стихотворения / Law Alice
  • Конфета / Печали и не очень. / Мэй Мио
  • В ожидании Завтра / Мысли вразброс / Cris Tina
  • Akrotiri/ Блюм - ДВЕРЬ И ВЕРЕВОЧКА / Истории, рассказанные на ночь - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Чайка
  • мечтать не вредно / elzmaximir
  • Виртуальный роман / В. Карман, Н. Фейгина
  • Нервное. / Сборник стихов. / Ivin Marcuss

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль