Теоретическая база
Потребности — главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в общении, проведении свободного времени в кругу друзей, в играх, развлечении, отдыхе, эмоциональной разрядке, в самоутверждении, укреплений позиций своего Я, в познании, в эстетическом наслаждении, в комфорте и т.д. Потребности тесно связаны с эмоциями — переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия.
Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье). Неудовлетворение — отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вариант деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.
Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. Как правило, выделяют следующие мотивы:
Мотив совершенствования — связан со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;
Мотив дружеской солидарности — продиктован желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;
Мотив долженствования — связан с необходимостью выполнять назначенные требования (ни дня без строчки, например);
Мотив соперничества — характеризует стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;
Мотив подражания — связан со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в литературе или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными с опытом;
Мотив спортивный — определяет стремление достичь каких-либо значительных результатов;
Мотив процессуальный — здесь внимание сосредоточено не на результате, а на самом процессе занятий;
Мотив игровой — когда творчество выступает средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;
Мотив комфортности — определяет желание заниматься творчеством в комфортных условиях, по настроению.
В побуждении людей к творческим занятиям важны не только мотивы, но и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью.
Когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес — познакомиться с ним.
В структуре интереса различают эмоциональный компонент, познавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей, в также с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности. В третьем компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребностей.
Показатели эмоционального компонента: удовольствие, удовлетворенность, величина потребности и оценка личной значимости.
Показатели познавательного компонента: убежденность в необходимости занятий творчеством, осознание индивидуальной необходимости занятий, определенный уровень знаний и стремление к познанию.
В зависимости от активности поведенческого компоненты интересы могут быть реализованными или нереализованными.
Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей, которые связаны:
— с удовлетворением процессом занятий творчеством (эмоциональность, новизна, разнообразие, общение),
— с результатом занятий творчеством (приобретение новых знаний, умений и навыков, испытание себя, улучшение результата),
— с перспективой занятий творчеством (издание романа, обретение денег и популярности).
Кроме мотивов и интересов, также важно общее отношение личности к творческой деятельности. Именно отношения задают предметную ориентацию, определяют социальную и личностную значимость творчества в жизни. Выделяют активно-положительное, пассивно-положительное, индифферентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное отношение.
При активно-положительном отношении ярко выражены заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регулярность занятий творчеством, участие в конкурсах.
При пассивно-положительном отношении мотивы остаются расплывчатыми, цели — неясными и неконкретными, интересы — аморфными и неустойчивыми, участие эпизодическое.
Индифферентное отношение — это безразличие и безучастность, мотивация в данном случае противоречива, цели и интересы отсутствуют.
Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негативизмом части людей к писательству, они для таких людей не имеют никакого значения.
Активно-отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении занятиям литературой, которые для таких лиц не имеют никакой ценности.
Пример
Для того чтобы вы понимали, каким образом были собраны первичные данные, я разберу процесс трёхшагового анализа на собственном примере выполнения данного задания. Вы его можете увидеть на рисунке ниже.
Шаг 1 — Определение системы мотивов
Мой пример, наверное, не самый лучший, но… в целом, довольно наглядный.
Мотив совершенствования = +3 (Движение вперед, Раскрытие личности, Самосовершенствование)
Мотив дружеской солидарности = 0
Мотив долженствования = +4 (Работа, Грамотность, Простота, Понятность)
Мотив соперничества = +3 (Конкуренция, Упрямство, Собственный путь)
Мотив подражания = 0
Мотив спортивный = +1 (Мечта)
Мотив процессуальный = +3 (Полет фантазии, Самореализация, Память)
Мотив игровой = 0
Мотив комфортности = -2 (Боль, Разбитые коленки)
Из него видно, что я предъявляю к самой себе высокую планку стандартов качества. Я отношусь к творчеству как к работе, поэтому пишу много и регулярно. При этом сам текст должен быть грамотным, простым и понятным для читателей. И вот это «простой и понятный» — та ещё задачка, я вам скажу!))) *улыбается* Также отсюда вытекает ещё одно интересное свойство моей личности. Если я саму себя загоняю в суровые и сложновыполнимые рамки стандартов, то и к другим отношусь соответственно. Отсюда растут корни всех моих «разгромных» разборов. Надеюсь, все невольно обиженные мой сейчас выдохнут с облегчением — себя я истязаю гораздо сильнее, потому что для себя у меня планка качества задрана максимально высоко, и делаю это на регулярной основе.
Поэтому отрицательное значение мотива комфортности — это не случайность. Мне больно и трудно. Писательство не приносит позитивных эмоций, но я продолжаю им заниматься из-за высокого мотива долженствования.
Следующий момент — выбор между мотивами совершенствования и соперничества и процессуальным мотивом с целью исключения одного из них, так как в сумме ведущих мотивов не может быть больше трёх. Для этого я от рассмотрения 1 столбца задания перехожу к рассмотрению 2 столбца.
Мотив совершенствования = +3 (Опыт, Урок, Рост)
Мотив соперничества = +2 (Прорыв, Профессионализм)
Мотив процессуальный = +1 (Творчество)
В итоге, у меня получилась следующая система мотивов:
— мотив долженствования,
— мотив совершенствования,
— мотив соперничества.
Шаг 2 — Определение уровня интереса
В этом случае те же данные (первый столбец задания) оцениваются по критериям компонентов интереса
Эмоциональный компонент = +2 (Полет фантазии, Упрямство, Разбитые коленки(-), Боль(-), Мечта, Собственный путь)
Познавательный компонент = +5 (Самосовершенствование, Раскрытие личности, Грамотность, Самореализация, Движение вперед)
Поясню, почему Упрямство и Собственный путь оказались приплюсованы к эмоциональному компоненту. Они отражают величину потребности и оценку личной значимости, т.е. мне важно заниматься творчеством. Не только умом, но и сердцем. Я эмоционально вовлечена в этот процесс, поэтому рядом с Болью и встаёт Упрямство как средство её преодоления для последующего Движения вперед.
Основной вывод из анализа компонентов интереса, который следует сделать, это определиться в том, что преобладает — эмоциональная привлекательность (слабый интерес) или объективная значимость (сильный интерес). В моём случае это будет второе.
Шаг 3 — Определение личного отношения
Для выполнения третьего шага вы все ( и я в том числе) писали эссе. Именно по нему можно оценить ясность целей и глубину мотивации. Я ещё раз приведу здесь своё.
Ребёнок
Я писатель-ребёнок, потому что пишу не то, что должна (чтобы обрести популярность, деньги, читателей и т.д.), а то, что хочу. В чём испытываю острую необходимость, пусть это и не приносит мне каких-либо ощутимых благ.
Мои истории – это разговор с самой собой на важные для меня темы.
В них я свободна от давления общества, правил, запретов, обязательств и внешних рамок. Я могу экспериментировать. Могу чудить и быть странной. Могу быть собой.
Я раскрываюсь в своих историях. В них, как клеймо на коже, выжжена моя личность. И это… маленькая девочка, которая ищет ответы на вопросы, мучающие её в повседневной жизни.
Почему люди ведут себя так, а не иначе?
Зачем они причиняют друг другу столько боли?
Можно ли этого избежать?
И… с какого момента можно считать, что точка невозврата пройдена? Когда противники превращаются в непримиримых врагов?
Я писатель-ребёнок, который в своей песочнице лепит неказистые куличики и радостно уничтожает их лопаткой, чтобы удовлетворить собственное любопытство – а как кулич будет рушиться? Интересно же!
Правильно на ККП писали, что мой главный герой меняет социальные роли и психологические состояния, как столичная модница платья. Это я их меняю. Это мне интересно понять, что происходит в головах окружающих меня людей, что лежит у них на сердце и как они справляются с одиночеством. Ради чего живут?
И сюжеты у меня детские.
Про дружбу, про взросление, про семью, про поиск своего места во враждебном взрослом мире, который нельзя мерять и оценивать с наивной простотой ребёнка. Ведь, даже если ты будешь хорошим и никого не обидишь, это не гарантирует тебе ровным счётом ничего.
Я писатель-ребёнок, потому что в реальной жизни веду себя по-взрослому, а быть взрослым 24/7 тяжело. Мне нужно место, где я смогу отдохнуть. Пространство, в котором солдаты будут ржать и пердеть, а красивые юноши – разыгрывать театр теней. Зачем? Да просто потому, что Я. Так. Хочу.
Я писатель-ребёнок, потому что хочу своими историями доказать, что добро сильнее зла. Что каждый, кого ни возьми, мечтает о самых простых вещах и хочет быть счастливым, просто… зачастую не понимает, чего именно он хочет и как этого можно достичь. Вот и бьётся, как пойманная рыба в сети, рвёт тело до мяса и в кровь, не достигая мучением, ограничениями и жертвами решительно ничего. Только становясь всё более уставшим и несчастным.
Я писатель-ребёнок, потому что у меня нет вразумительных доказательств своей правоты. Есть одна лишь надежда. Она, как недостижимая звезда, светит мне с небосклона и не позволяет сдаваться. А я…
Я просто иду вперёд.
Из него, я думаю, хорошо видны заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей и устойчивость интересов
Первичные данные
Таблица 2 — Распределение эмоции-когниции
Хочу сказать, что во время сбора первичных данных для анализа я столкнулась со следующими трудностями:
1. Очень тяжело оказалось анализировать именно то, что написано в задании. Особенно, когда это противоречило моим представлениям о человеке. Был велик соблазн «поправить» данные, чтобы подогнать результат под моё восприятие.
2. При составлении Таблицы 3 стал критичным объем написанного эссе. У тех, кто ограничился лишь парой абзацев или же добавил туда много отвлеченных мыслей, полученный результат — ненадёжный.
3. Моя большая недоработка — это то, что я не успела обсудить результаты первичного анализа с каждым участником отдельно. У меня не хватило на это времени и сил(( А это нужно было сделать, чтобы получить в ответ согласие или несогласие и, если потребовалось бы, скорректировать результат. Ведь я человек и тоже могу ошибаться.
Анализ
Шаг 1 — Разделение на группы
(прим. при щелчке на картинку она увеличится)
Разделение на группы проводилась по двум совпадающим критериям.
Собственно, в данной таблице содержатся искомые данные для составления курса «Мотивация». Она наглядно иллюстрирует, насколько мы разные и насколько разные мотивы побуждают нас заниматься творчеством. Теперь, надеюсь, всем стало очевидно, что мотивировать людей на работу, не понимая, какими они руководствуются мотивами — что припарки мёртвому делать. Это каждый раз действовать наугад и совершать ошибки, которых можно было бы избежать, имея информацию об участниках.Группа 1 = Совершенствование + Долженствование,
Группа 2 = Процессуальный + Игровой,
Группа 3 = Совершенствование + Процессуальный,
Группа 4 = Дружеская солидарность + Процессуальный,
Группа 5 — все остальные.
Шаг 2 — Описание групп
Группа 1
На мой взгляд, это группа с комплексом отличника. Люди, стремящиеся выполнять задание в срок и на величину в 105%. В этом их сила и их же слабость. Потенциально эти люди наиболее уязвимы перед прокрастинацией. Ведь, если у них не получается сделать задание на желаемую величину в 105% и быть perfect, то они за него с высокой долей вероятности не берутся.
Поэтому для них курс «Мотивация» и задания в нём должны быть направлены на преодоление прокрастинации. Это те самые задания в духе «написать неважно как (какого качества), но не меньше 500 знаков в день». Потому что именно требование к высокому качеству зачастую тормозит процесс творчества, превращая его в адовы муки.
Группа 2
Если к группе 2 применить то же задание, что и к группе 1, то вместо причинения пользы получится нанесение вреда. Для человека, который ценит процесс и игру, любая попытка превратить «я хочу» в «я должен» приведёт к протесту и последующему бунту. Они ценят свободу и не терпят, когда над ними пытаются выстроить внешние ограничивающие рамки.
Поэтому для них курс «Мотивация» и задания в нём должны представлять загадки/шутки/головоломки — всё то, что превращает процесс творчества в игру и делает его увлекательным. Задания в большей степени должны развлекать и заряжать эмоциями для пробуждения вдохновения, чем пинать и к чему-то обязывать.
Группа 3
Группа 3 похожа на группу 2 за одним очень важным различием. Если для группы 2 следует делать упор на эмоции и эмоциональную вовлечённость в процесс, то группа 3 не склонна тратить своё драгоценное время на пустые развлечения. Для таких людей обязательно наличие пользы в виде новых знаний или развития навыков.
Поэтому для них курс «Мотивация» и его задания должны быть выстроены как развивающий процесс овладения каким-нибудь ценным навыком. Например, в прошлом году были задания на формирования полезных привычек или использование упражнений для пальцев рук, чтобы в нудный час призвать вдохновение.
Группа 4
Здесь собраны классические командные игроки. Умение играть в команде — это ценный и крайне важный навык во многих видах спорта и хобби, в том числе и в писательстве, где существует соавторство и наставничество. Такие люди сами по себе сильны, но в кругу единомышленников практически непобедимы. Потому что черпают силу из невидимого источника — командного духа и общей цели — и заряжают своим настроем остальных.
Для них курс «Мотивация» и его задания должны рассказывать о том, как создавать пары для соавторства, как распределять роли и нагрузку, как совместно преодолевать сложности, как договариваться и т.д.
Группа 5
С трудом или совсем не поддаётся общему внешнему мотивированию. Чтобы был толк, с такими людьми нужно работать индивидуально.
Шаг 3 — Поиск «двойников»
Как вы могли заметить, в группах присутствуют «двойники». Это люди с совпадающими ведущими мотивами.
Группа 1: Микаэла — Lesnichiy.
Группа 2: Алиэнна — Зарубин Алекс — Федералова Инна — Мелоди — Нея Осень — Самсонова Катерина.
В общем смысле, «двойники» — это люди, ведущие себя в сходных обстоятельствах довольно похоже. Они интересны тем, что, опробовав какое-нибудь задание на одном человеке и оценив его реакцию, можно сделать предположение о реакции его «двойника». Это именно предположение, а не точное предсказание. Но иногда даже предположение помогает.
Шаг 4 — Выделение групп риска
На основе Таблицы 2 можно сформировать Таблицу 5.
Оранжевым цветом выделена группа риска 1. В неё собраны люди, которые как до предела затянутые гайки — видят цель, осознают её значимость и идут к ней. Жёлтым цветом выделена группа риска 2. В неё собраны люди, которые как кипящий котёл — они испытывают яркие и сильные как положительные, так и отрицательные эмоции. Т.е. речь пойдёт о крайностях.
Как бы… жёлтая группа, находясь под сильным влиянием эмоций, попадает от них в зависимость. Если подпитка эмоциями иссякнет, они с высокой долей вероятности бросят заниматься творчеством. Или же, если эмоции отрицательные, им не хватает веры в себя и в свои силы, чтобы самостоятельно преодолеть вставшую перед ними стену из негатива.
Эмоции — это их сила и их же слабость.
Тогда как оранжевая группа рискует перегореть по иной причине. Когда разум берет верх над эмоциями, с одной стороны, это говорит о выросшей осознанности занятия творчеством, но одновременно отрывает от источника вдохновения. Потому что вдохновение — это яркие эмоции. Это наша детскость. То самое «я хочу»! В оранжевой группе «я хочу» рискует оказаться затоптанным «я должен».
В данном случае следует стремиться к гармонии!
Шаг 5 — Пара слов про отношение
Как вы уже заметили, у всех позитивное отношение к творчеству. Неважно, активное или пассивное (между ними довольно тонкая грань). Главное, что положительное. Это описывает в целом оптимистичный настрой и готовность Клуба к работе
Послесловие
Данная работа отняла больше времени и сил, чем я изначально планировала, поэтому публикация следующего задания откладывается на неделю. Я выжата как лимон, но надеюсь, что вам было любопытно узнать результаты.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.