Общие принципы курса:
10 число — объявление задания,
10 — 24 число — выполнение задания,
25 число — распределение взаимопроверки, объявление списков в исходном топике,
25 — 10 число следующего месяца — чтение заданий друг друга, обсуждение.
Каждое выполнение задания оформляется участником в виде отдельной темы в блоге «Курсы»
Заголовок: Курс «Мастерство». Имя Участника — Название задания
Теги: клуб романистов, сессия 4, курс мастерство, имя участника, название задания
Последней строкой в тексте должно быть:
Участвую во взаимопроверке
или
Не участвую во взаимопроверке
За каждое выполненное задание участник получает баллы, равные стоимости задания.
Обсуждение и помощь по мере поступления работ приветствуются, за комментарии от 300 знаков начисляется дополнительный балл.
Участники взаимопроверки получают четыре задания, которые нужно прокомментировать до 10 числа следующего месяца.
Пока обязательства по взаимопроверке не выполнены (если 10 число следующего месяца уже прошло), участник не допускается ни до какой активности в клубе, но не может быть исключён из-за этого из состава сессии.
Саспенс и тайна
Саспенс — состояние тревожного ожидания, беспокойства. Словом «саспенс» обозначают художественный эффект, особое продолжительное тревожное состояние зрителя при просмотре кинофильма; а также набор художественных приёмов, используемых для погружения зрителя в это состояние.
Саспенс нужен для того, чтобы читатель не заскучал, пока развивается конфликт.
Существуют два типа повествовательных знаков вопроса: напряжение (саспенс) и тайна.
Саспенс – вопрос, ответ на который находится в будущем
Тайна – вопрос, ответ на который находится в прошлом.
Саспенс, — это вопрос «что будет дальше?» Тайна, — это вопрос «как нас угораздило в это вляпаться?» Из них двоих, думается, тайна есть более изощренной, потому что представляет собой приглашение для читателя самому развязать сложную загадку. Саспенс более очевиден, потому что отражает принцип нашей повседневной жизни – происходит нечто неожиданное, и мы вынуждены на это реагировать.
Доведенный до крайности, саспенс создает литературный жанр, известный как триллер, — истории, в которых герой или героиня то и дело оказываются в новой опасной ситуации. На противоположном полюсе рассказ–тайна развился в «ху–дан–ит», то есть классическую детективную повесть, которая начинается от трупа и отступает во времени, пока не откроется причина смерти.
Одно из правил хорошего саспенса — это максимальная вовлеченность читателя, его информированность. Часто читатель знает больше или, по крайней мере, не меньше, чем сам главный герой.
Второе правило саспенса — это большое количество намеков или так называемых «крючков», которые цепляют читательский интерес. Автор все время намекает, что происходит что-то особенное, хотя никаких значимых действий нет.
И наконец, третье правило хорошего саспенса — действия по нарастающей! На вашего героя должны сыпаться неприятности одна за другой. Причем стоит герою выпутаться из одной проблемы, как на его пути возникает еще более серьезная. И так по нарастающей до кульминации.
В результате, читатель не может отложить книгу до того, как она закончится. Саспенс помогает умело поддерживать накал напряжения и таким образом сохранять читательский интерес.
21 прием для быстрого создания саспенса от Элизабет Симс
1. Укажите пальцем.
Исторический роман Мэри Рено «Персидский мальчик» начинается с катастрофы: смерти и разрушения семьи и дома главного героя. Перед смертью его отец произносит имя врага-предателя. Ну, и догадайтесь, с кем персидский мальчик встретится позже… намного позже?
2. Дайте ложную тревогу.
Притча о мальчике, который кричал «Волки», не только несет в себе морализаторский заряд, она еще и имеет сюжет, который держит в напряжении. Как только вы узнаете о плане пастушка привлечь внимание криками, что на овец напал волк, вы уже знаете, что рано или поздно появится и настоящий волк.
3. Устройте погреб или потайную темницу.
В рассказе Эдгара Аллана По «Бочонок амонтильядо» интрига строится на кровной обиде, и герой заманивает своего врага в ловушку, пригласив его проследовать в винный погреб, где и замуровывает его в закутке. Интригу создают догадки, что задумывает Монтрезор, когда заманивает Фортунато все глубже и глубже в катакомбы.
4. «Посейте» опасность и ждите.
Покажите опасность, потом пусть пройдет время (и множество событий) между первым упоминанием об опасности и собственно тем моментом, когда герой попадет в эту ловушку.
5. Подружитесь с паникой.
Хотя паника героя может показаться легким способом создания интриги (жертва запинается и падает, преследователь настигает), люди и в самом деле иногда паникуют на законных основаниях, и это можно использовать.
Достоверный способ — это создать героя с недостатками, особенно такого человека, который с самого начала делает неверные выводы. В этом случае действия под влиянием паники будут не только правдоподобными, но и ожидаемыми. Само по себе ожидание и предвкушение может нести в себе интригу, и потом, когда все случается, читатель получает «награду» и хочет еще.
6. Поливайте растение.
Рост может нести в себе невероятную интригу. Только подумайте об этом: вы сажаете семечко и поливаете его. Будет ли это росток пшеницы или ядовитая лоза? Наблюдение за тем, как со временем развивается герой, может быть интригующим, особенно если этот герой — ребенок с четко определенной наследственностью: сын серийного убийцы, зачатый во время посещения в тюрьме, дочь морально безупречного политика. В кого превратится этот карапуз — в проститутку-наркоманку или в нобелевского лауреата?
7. Утаивайте правду.
Утаивание информации от читателя может быть дешевым трюком, но есть и правильный способ — быть честным.
Утаивайте главное, но выдавайте информацию небольшими кусочками, дразня читателя.
8. Отправьте кого-нибудь в изгнание.
Почему изгнание — такой классный способ? Мы знаем, что персонаж никуда не делся. Злодей размышляет о своем наказании, точит топор и обдумывает планы мести.
Если у вас всезнающий рассказчик или представлены точки зрения различных повествователей, можно курсировать туда и обратно от изгнанника к мирному, спокойно поживающему племени, подогревая напряжение контрастом между этими мыслями и действиями.
9. Вдохновляйтесь заголовками в прессе.
Новости за день — потрясающий источник идей для создания интриги.
10. Расплетите один из концов.
На страницах книги напряжение в любой сцене можно создать при помощи мелких странностей, выбивающихся из нормального распорядка. Представьте себе раскачивающиеся завязки у кухонного фартука, оплывшую свечу, раскрытый оконный засов, ксерокс с замятой бумагой.
11. Одурачьте читателей.
Охранник выходит без разрешения, чтобы незаконно выкурить сигаретку, и мы догадываемся, что маньяк-убийца сейчас сбежит. Можно и так, но не лучше ли будет, если охранник вернется через несколько минут и найдет, что все в порядке? Во второй раз, возможно, охранник услышит подозрительные звуки, вскрикнет «О господи» и бегом обратно — а узник спокойно отдыхает в камере.
Сравните пример с криком «волки» и соблюдайте правило трех раз. В третий раз пусть все случится! Еще лучше будет, поскольку читатели будут готовы к обману, накрутить ставки: охранник возвращается, а узник не только сбежал, но и заполнил камеру окровавленными телами второго охранника и всех членов его семьи.
12. Спрячьте кого-нибудь.
«Прятки» можно понимать в переносном смысле, как и любой другой описанный в статье прием. Например, герой может скрываться под чужим именем или под покровом войны.
13. Включите подсадную утку.
Не секрет, почему так много детективных историй и триллеров включают информантов. Перелом в убеждениях или (гораздо чаще) страх тюрьмы заставляет многих преступников «стучать». Еще интереснее, когда они выходят на улицу с подслушивающим и записывающим устройством, чтобы собрать доказательства для подтверждения вины.
14. Замаскируйте.
Мы ожидаем, что профессионалы неплохо справятся с тем, чтобы избежать разоблачения. Но когда любитель попадает в опасную ситуацию, читатели будут в возбуждении с самого начала.
15. Усильте неизвестность.
Неизвестность — признанный в веках компонент интриги, он обычно используется в ужасах, научной фантастике и произведениях о паранормальном.
16. Подключите символы.
Красивое озеро может символизировать воды жизни или что-то более неприятное, например, если действие вашего рассказа происходит осенью, утренние заморозки начинают сковывать воды и постепенно превращают их в нечто холодное, твердое и опасное.
17. Переверните песочные часы — а потом переверните их снова.
В триллере «Сезон в чистилище» Доминик Данн искусно работает со временем, чтобы создать максимально напряженную интригу. С самого начала мы знаем, что много лет назад произошло убийство, и мы знаем, что убийцу найдут, поскольку повествователь рассказывает о криминальном суде. Но потом мы переносимся в прошлое к началу событий, когда все молоды, красивы и (особенно жертва) живы.
18. Играйте по крупному с долгом.
Каждый хороший гангстер знает, что вначале надо помочь людям, а уж потом просить об ответной услуге. Потому что, когда люди у тебя в долгу, тебе будет легче убедить их что-то сделать для себя.
Эта техника срабатывает в любой ситуации — политический босс и избиратели (или подчиненные), отвратительное соперничество между братьями или сестрами, группа друзей на празднике на курорте спа.
19. Изолируйте героев.
Изоляция отдельного героя или группы героев превращает самые обычные обстоятельства в напряженные. Интрига в изоляции прекрасно работает для пьес: по умолчанию все герои собраны на одной сцене, а нам известно, что крысы в клетке рано или поздно подерутся.
20. Ставьте палки в колеса.
Если вы откровенно используете случай, только чтобы выбраться из затруднительного положения, читатели станут жаловаться. Однако совпадения действительно случаются. И внезапное бедствие всегда подогревает интригу. Главное — чтобы оно было правдоподобным.
21. Настройтесь на это.
Вы как автор должны творить, проживая то, что пишете, дыша своим творением. Если вы будете так поступать, у вас есть все шансы, что читатели прилипнут к вашим книгам, затаив дыхание до самого финала".
Интрига
ИНТРИГА — сложные и запутанные действия и взаимоотношения персонажей, обеспечивающие развитие сюжета художественного произведения. В зависимости от жанра, это могут быть неожиданные поступки героев и события, необычайные ситуации, пространственно-временные смещения, новые, таинственные персонажи, которые круто меняют судьбы и поведение остальных героев. Интрига всегда придает произведению занимательность.
Итак, чтобы создать интригу, достаточно:
1. Придумать тайну. Любой сюжет может содержать в себе нечто, что можно скрыть от читателя. Но чем актуальней тот образ, который вы желаете спрятать, тем лучше для работы.
К примеру, профессиональные критики произведений пытаются высмотреть в них тайный смысл — что-то, что автор критикует или высмеивает, но не прямо, а иносказательно. То же пытается делать и тот, кто читает вашу работу.
Можно создать тайну и без иносказания. Просто умалчивать о каком-то ключевом факте, намекать лишь читателю о нём, давая пищу для размышлений. Так, например, поступают в детективах: ведь всем интересно кто и каким образом совершил преступление…
2. Резкие повороты сюжета. Да, неожиданные исходы событий волнуют читателя и заставляют его оживиться, если он уже впадает в спячку, раскусив автора и предугадав ход повествования.
Сделайте отрицательного персонажа положительным (сместите ракурс морально-этических норм, дав отрицательному персонажу гуманную причину своих поступков, если такое возможно).
Сделайте положительного персонажа отрицательным.
Добавьте новое действующее лицо, создав искажения и возмущения в сюжете и сместив акцент на него.
Придумайте необычную концовку. Подводите читателя к одной мысли, заставьте его поверить в ваш сюжет, подтолкните ход его размышлений в нужное вам русло. А затем измените вектор сил на противоположный.
Но мало создать тайну. Нужно, как акробату, постоянно балансировать между желанием подержать интригу побольше и дать слишком явную подсказку читателю. И то, и другое разочарует последнего.
Задание 1. Саспенс, интриги, тайны… скандалы, расследования (стоимость – 6 баллов)
Так как активность у нас в клубе затухает и все заняты подготовкой к ККП, задание будет всего одно, но стоить будет дорого.
Приведите примеры саспенса, интриги, тайны из своего рабочего произведения и проанализируйте их.
Доп. литература: Найджел Воттс «Как написать повесть»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.