Часть 1. Структура.
Я не буду разделять абзацы на удачные-неудачные. Не умею я этого. Просто скажу свой взгляд о каждом в отдельности. Многословной не буду, обещаю.
Наша тусовка:
Гольшанская Светлана
«Нетореными тропами»
Последний путь обозначился на ночном полотне неба полосами: красной, зеленой, синей. Зубастой короной пульсирующего света в вышине раскрывались Врата Червоточин. Морозный воздух гудел и искрил, выстуживая душу сквозь уже почти омертвелую плоть. Далеко позади полыхали зарницы, лязгала небесная сталь, грохотали летящие с гор каменные глыбы.
— Когда же вы угомонитесь? Разве не видите, что все уже кончено? Скорее бы…
Каждый шаг давался с трудом. Меховая одежда насквозь пропиталась кровью и отяжелела. Рука устала зажимать рану на боку. Хорошо, что он утратил благодать, иначе зараза бы уже убила его, покрыв тело смрадными язвами. Какая ирония! Смертным он протянул немного дольше, чем если бы оставался богом. И хорошо… эти последние мгновения сейчас дороже всего золота мира.
Первые три предложения для меня – информационный мусор. Я не могу представить описанное. Ну, положим, я ещё могу представить три разноцветных полосы на чёрном небе, но так как это названо «последним путём», то мой мозг встал в тупик. «Врата Червоточин» — то же. Я не имею ни малейшего представления, что это за фигня и не могу её вообразить. Ровно как и «зубастую корону пульсирующего света» или морозный воздух, который «искрит». Я всегда против пышных и пустых метафор. Метафоры должны не звучать красиво, а вызывать мгновенную ассоциацию, картинку. Иначе – дешёвая мишура.
Но, когда речь зашла о чём-то более материальном и ощутимом – о меховой одежде, потяжелевшей от крови, то картинка появилась сразу, и я смогла её легко представить. Очень понравилась последняя фраза. Да, действительно, последние мгновения жизни очень ценны. Цепляет читать дальше, и это хорошо.)
Малышева Алёна
«Радужный венец»
Зимняя радуга вокруг солнца — явление редкое, красивое и тревожное. Впереди их всех ждут перемены. К лучшему они будут или напротив — покажет время. Но дар Богини подсказывает — многое будет зависеть от выбора одной из них, одной из жриц… Той, что родилась сегодня?
За спиной заскрипел снег под быстрыми шагами. Пока совсем тихо, но всё громче и ближе. Минутка одиночества и спокойствия прошла. Пора, видимо, возвращаться к своим обязанностям.
Аннета опустила голову, подула на замёршие чуть покрасневшие руки. Всё же нужно было надеть варежки. Зима в этом году студеная.
Тут то же, что и в прошлый раз. Поначалу мало понятного. Что за Богиня такая? Кого ждут перемены? Какие жрицы? Дана интересная картинка – радуга вокруг солнца. Красиво и любопытно, но потом сказано много загадочных слов, которые я не очень понимаю, так что мне остаётся только гадать, что они значат.
Потом передо мной возникает героиня Аннета, за ней хочется наблюдать, может, она приведёт к ответам на вопросы. В общем, хорошо.
замёрзшие
Саломея
«Красные волки»
Марк сопровождал коммодора Карен Рэджи на деловую встречу. Не понятно, почему она взяла телохранителем именно его. Но пока она в плохом настроении, спрашивать бесполезно: обожжет холодным взглядом, а если и ответит, то что-то вроде «не ваше дело». Он — капитан корабля, какой из него охранник? Да, он почти два года командовал взводом, но охрана это же совсем другое дело! Тут не стрелять из укрытия нужно, а наоборот, лезть вперед, отвлекая внимание от объекта. Очень важного объекта, работодателя, между прочим, и чертовски неплохого. Хоть и немного странного.
Это точно бы не стала читать. Или только под настроение. Выглядит как-то суетливо и сумбурно, отчего фокальный герой не воспринимается как мужик. Ну и меня убивают глупые ошибки, особенно если они в первой строчке. «Непонятно» пишется слитно. Сам стиль текста наводит мысль о каком-то простом, лёгком фантастическом или околофантастическом чтиве. Словом, не моё.
Из плюсов: с первых строк что-то происходит, явилось аж два героя, а это вполне занятно.
Исингардис
«Ключ миров. Судьбы выбрали нас»
Машина мчалась наперегонки с закатом по лесной дороге, подскакивая на ухабах и ямах, вымытых дождями.
Двойка возвращалась домой в хорошем настроении, неторопливо беседуя о погоде, колдовской ярмарке и удачных покупках.
Ворожея глядела из-под прикрытых век в окно, ловя щекой отблеск от стекла, и, улыбаясь свету, без устали говорила. Тихо, ровно, монотонно. В такт мерному качанию машины. А мальчик лет двенадцати спал, положив голову ей на колени, рябой свет играл на его русой макушке, путался в пепельных кудрях.
Мне нравится. Вполне любопытное начало. Не то чтобы прям вмиг цепляет, но интересно. Красивые образы, ощущение чего-то мирного, спокойного. Погружает в атмосферу.
Из минусов: это больше похоже на набросок картины, миниатюру, чем на завязку или хотя бы зацепку. Но не вижу в этом ничего страшного, если честно.
Bajchyota
«Проклятый маг»
Заброшенный Солстемский замок натужно дышал затхлостью, словно чахоточный. Факел в руке чуть потрескивал и, казалось, слишком плохо освещал остатки комнаты, которые раньше были чьими-то покоями. Покосившаяся на сломанных ножках кровать с истлевшим покрывалом у дальней стены; остатки стульев, и засыпанный каменными обломками и сажей камин. Наверное, когда-то здесь было уютно. Я поднял руку выше, задрав голову к потолку с зияющим в нём провалом, и на ходу едва не кувыркнулся через массивную спину своего пса, что догадался усесться прямо у меня на пути.
Очень неплохое начало, сразу создаётся картинка, с героем что-то происходит, он явно пришёл сюда по какому-то своему делу, и интересно узнать, по какому. Похоже, не всё идёт так, как ему бы хотелось, видимо, он угодил в неприятности. Абзац заставляет читать дальше, мне нравится.
Из минусов: замки не дышат натужно, они вообще не дышат, и трудно притянуть эпитет «чахоточный» к замку, даже в переносном смысле. Если бы он хотя бы раскачивался из стороны в сторону и скрипел – то, пожалуй, а так… ну, не. Мнение героя, было ли уютно в комнате, куда он угодил, мне кажется лишним. Вряд ли он думал об этом в тот момент.
Из разных изданных произведений:
Борис Акунин
«Внеклассное чтение»
Далась им эта любовь, подумал Собкор, шагнув на эскалатор и разглядывая наплывающий сверху рекламный щит. Реклама была такая: рука в старинной кожаной перчатке держит пышную розу за шипастый стебель, внизу двустишье:
Чтоб не пораниться колючками любви,
«Трех мушкетеров» ты на помощь позови.
И ниже готическими буквами: «Презервативы „Три мушкетера“. Размеры „Портос“, „Атос“, „Арамис“».
Стишки, конечно, дрянь, но с формальной точки зрения и они тоже поэзия. Разве не странно, что из трех основных инстинктов – насыщения, самосохранения и продолжения рода – поэзия зациклилась именно на третьем, наименее важном. Есть ли хоть одно гениальное стихотворение, воспевающее чувство голода или страха? Нету. А между тем пустое брюхо или смертный ужас – ощущения посильней любовного томления. Подумаешь, любовь. (Тут Собкор сердито покачал головой.) Теперь вот никакой любви нет, она пятьсот семнадцать дней как на Ваганьковском, а ничего, жить можно. Даже еще лучше, чем прежде. А будь любовь жива, Великая Тайна нипочем бы не открылась. Жил бы себе дурак дураком – «Поле чудес» смотрел да грядки на даче копал. А потом помер бы слепым бараном, не найдя Пути.
Великая Тайна, Путь, Презервативы. Интригующее начало.
Плюсы: интересно узнать, кто представший перед нами герой, что с ним было до и что собирается быть дальше.
Минусы: Я Не Понимаю Необоснованного Употребления Заглавных Букв. И с первых строк текст невольно воспринимаешь как лёгкое юмористическое чтиво, хотя очень неглупые люди мне рекомендовали «Внеклассное чтение» как страшно интересную книгу.
Василий Ян
«Огни на курганах»
Там, где угрюмый хребет Седых гор, прорезан узким ущельем Священных лоскутов близ источника Куропаток, под нависшими глыбами зеленоватого гранита с красными прожилками стоят полукругом кожаные палатки, растянутые на кольях. Они выгорели на солнце, и ветер не переставая треплет их.
Огонек костра с треском вспыхивает, когда в него подбрасывают пучок сухих колючек. Порывы холодного ветра уносят клубы густого дыма. Ветер раскачивает длинные стебли растений с желтыми цветами, гонит по дороге сухие листья фисташковых деревьев, которые растут по склону горы, вцепившись корнями в трещины скал. Иногда скатываются легкие высохшие шары перекати-поля и, прыгая, несутся по каменистому ущелью. По обе стороны тропы на всех кустах нацеплены розовые и синие выцветшие лоскутки, оставленные суеверными путниками. Ведь если не оставить подарка духам гор, спрятавшимся в глубине ущелий, то этим можно вызвать их гнев, и они сбросят скалу, напустят болезнь или заставят хромать лошадь, и путник не увидит родного дома.
Ну что сказать… Великолепно. Передо мной предстало потрясающе яркое описание. Описание изящное, написанное довольно длинными и сложными предложениями, но такое певучее, и главное – правдивое, о какое правдивое! Именно правда делает текст красивым, а не пышные метафоры. Да, за это я люблю реализм. За правду, за красоту правды.
Минусы: пока это только картина, но нет героя, которого хочется видеть и которому хочется сопереживать.
Однозначно, это произведение, которое я действительно буду читать дальше.
Стивен Кинг
«Зелёная Миля»
Это произошло в 1932-м, когда тюрьма штата еще находилась в Холодной
Горе. И электрический стул был, конечно, там же.
Заключенные острили по поводу стула так, как обычно острят люди, говоря
о том, что их страшит, но чего нельзя избежать. Они называли его Олд Спарки
(Старик Разряд) или Биг Джуси («Сочный кусок»). Они отпускали шуточки насчет
счетов за электроэнергию, насчет того, как Уорден Мурс этой осенью будет
готовить обед ко Дню Благодарения, раз его жена Мелинда слишком больна,
чтобы готовить.
Интересно, и очень цепляет читать дальше. Не могу даже назвать минусов. Это в самом деле то, с чего мне нравится начинать книги. Возможно, тоже прочитаю.
Братья Стругацкие.
«Понедельник начинается в субботу»
Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня, прижимаясь к самой дороге, зеленел лес, изредка уступая место полянам, поросшим жёлтой осокою. Солнце садилось уже который час, всё никак не могло сесть и висело низко над горизонтом. Машина катилась по узкой дороге, засыпанной хрустящим гравием. Крупные камни я пускал под колесо, и каждый раз в багажнике лязгали и громыхали пустые канистры.
Справа из леса вышли двое, ступили на обочину и остановились, глядя в мою сторону. Один из них поднял руку. Я сбросил газ, их рассматривая. Это были, как мне показалось, охотники, молодые люди, может быть, немного старше меня. Их лица понравились мне, и я остановился. Тот, что поднимал руку, просунул в машину смуглое горбоносое лицо и спросил, улыбаясь:
— Вы нас не подбросите до Соловца?
Славное, добротное начало. Возможно, несколько тривиальное. Впрочем, за этой простотой кроется что-то необычное. С нами есть герой, с ним происходят действия, вокруг хорошо нарисована картина – чем не начало интересной истории?
Дарья Донцова.
«Дантисты тоже плачут»
Я наступила на руку трупа. Бледная, безжизненная конечность противно хрустнула, и что-то похожее на крошки закопошилось под сапогом. Грязно-серая рука принадлежала длинному худому телу, шею венчала голова с растрепанными иссиня-черными волосами.
Я посмотрела на лежавшую у моих ног молодую женщину и дико закричала. Возившийся рядом в куче тряпья испитой бомж сердито проворчал:
– Ну чего верещишь, кошка драная? Манекен, что ли, никогда не видала?
Пришлось перестать орать и приглядеться повнимательней. В самом деле, среди пустых банок, бутылок и остатков пищи лежал манекен, один из тех, что пугает своей невероятной схожестью с живым человеком. Сердце перестало колотиться, и я окинула взглядом крупнейшую московскую свалку. Господи, чего здесь только нет, и как тут найти потерянное?
Вот уж не думала, что мне приглянется что-то из Донцовой, но этот абзац ничего, забавный и лёгкий. Первая мысль была: «О как быстро развиваются события. Уже труп!» Но это не труп, а манекен. А героиня на свалке, она что-то потеряла. И зудит узнать, как она попала на свалку и что она там ищет?
Первый абзац моего произведения:
Рваные клочья тумана стелились по глади маленькой бухты, переплетаясь друг с другом, густея, обволакивая плотной пеленой побережье, высокую скалу с маяком на вершине, пристань, рыбацкие лодки. Не было слышно ни шума прибоя, ни крика чаек, ни поскрипывания корабельных снастей. Безмолвие оцепило это унылое место.
На пристани сквозь пепельную вуаль тумана виднелась человеческая фигура. То была молодая женщина. Она стояла неподвижно на самом краю и всматривалась в двигающиеся без ветра волокна туманного кокона выпученными глазами, будто силясь что-то разглядеть. Её необыкновенно густые русые волосы были перепачканы в золе и местами слиплись от пота и запёкшейся крови. Лицо тоже было измазано в золе, что придавало ещё больше неказистости крупным угловатым чертам. Её широкие бледные губы приоткрылись, когда первый за долгое время звук прорезал воздух — в тумане что-то шлёпнуло по воде. Девушка задержала дыхание — всплеск не повторился. Наверное, это была рыба. Что-то вроде гримасы недовольства отразилось на физиономии стоящей. Она повертела головой, надеясь всё же увидеть источник звука, но залив вновь стал спокоен.
Вы ещё не уловили экшн? Я в вас разочарована.)))
Меня устраивает моё начало. Если я решу что-то изменить в нём, то изменю.
Середина.
К сожалению, мои нынешние главы настолько ужасны, что едва соответствуют требованиям этого задания. Но я попробую.
Глава I. Красные берега.
Тайна в этой главе заключается в том, что случилось с героями до описываемых действий. (Тайна раскрывается очень скоро с помощью воспоминаний Себрана).
Саспенс в этой главе заключается в том, что будет с героями дальше.
Вопрос-ответ.
В1. Зачем и кого ждёт девушка на пристани?
В2. Что с ней произошло?
В3. В чём причина её странного поведения?
О1. Девушка ждёт возвращения брата с другого берега.
О2. Их деревню сожгли дгуры.
В4. Смогут ли они добраться до порта?
О4. Да, они смогли добраться до порта.
В5. Смогут ли они сесть на корабль?
О3. Девушка сумасшедшая.
О5. Они смогут сесть на корабль.
В6. Что их ждёт на Иратане?
Ответ за кадром, выясняется в будущих главах.
Ну-у-у… не самый идеальный, конечно, вариант вышел, поэтому собираюсь немного изменить действия.
Часть 2. План и хронология.
Заранее говорю, что я составила план и хронологию так, как мне удобно. Так что я написала план по старинной схеме, которой меня научили в школе, без Excel, а хронологию составила относительную.
План.
I. Вступительная часть. Остров Иратан.
1. Бегство Себрана и Айнирили.
(планируется изменение действий, так что подпунктов нет)
2. Об Иратане и детстве Эйлана.
а) Кратко об острове.
б) О семье Эйлана и о нём самом.
в) Беседа с балбалами.
г) О древних городах. Сон Эйлана в лесу. Новая беседа с балбалами.
д) Знакомство с Магримом. Легенда о великих людях.
е) Последняя встреча с Магримом.
3. Лейранийцы отнимают Эйлана от родителей. Жизнь Эйлана в подчинении лейранийцам.
а) Эйлан прибегает и видит, что творится у них на ферме.
б) Лейранийцы хватают Эйлана и говорят, что забирают его на пять лет в уплату долга.
в) Встреча с Себраном и Айнириль.
г) О серебряной шахте, о жизни рабочих и о сумасшествии Айнириль.
4. Четыре года спустя. Бегство Эйлана в Тарину.
а) Эпизод с Айнириль.
б) Разговор с Себраном.
в) Тайник Эйлана.
г) Найта, товарищ Эйлана, рассказывает, что его родители умерли.
д) Побег.
II. Основная часть. Республика Тарина.
1. Эйлан год спустя. Знакомство с Врени и другими лейранийцами.
а) Осень на острове Трард.
б) Эйлан рассказывает знакомым свои идеи.
в) Потасовка в таверне. Знакомство с Врени и Малько.
2. Работа на лесопилке с Малько. Приступ эпилепсии.
а) Эйлан оскорбляет Малько.
б) Разговор с Малько.
в) Приступ эпилепсии и видение Эйлана.
3. Беседа с Врени. Убийство Малько.
а) Эйлан ругается с Врени.
б) Снова собрание в таверне. Малько странно погрустневший.
в) Эйлан услышал разговор Врени с другими лейранийцами.
г) Эйлан хочет спровоцировать Врени на ссору, но та уходит от неё.
д) Малько находят мёртвым.
4. Эйлан и Врени ищут убийцу.
а) Эпизод, когда они приходят и видят труп Малько.
б) Эйлан с Врени не хотят терять времени и идут по следу убийцы.
в) Они догоняют убийцу. Тот признаётся и сдаётся им.
г) Эйлан хочет убить его, но Врени встаёт на защиту.
5. Объяснение мотивов, рассказ преступника.
а) Приходят стражники, уводят убийцу.
б) Эйлан, Врени и друзья Малько требуют услышать объяснение от убийцы. Их допускают к нему и заставляют его рассказать свою историю.
в) Рассказ убийцы.
г) Суд.
6. Дружба с Врени. Эйлан убивает лейранийца в драке.
а) Врени рассказывает о себе.
б) Эйлан уходит один к берегу и размышляет.
в) В таверне случается пьяная драка, Эйлан убивает лейранийца.
7. Снова суд.
а) Свидетели обвинения.
б) Свидетели защиты. Выступление Врени.
в) Речь прокурора.
г) Речь защитника.
д) Приговор и внезапный приступ эпилепсии.
8. Галеры. Знакомство с Келом.
а) О перевозках грузов на галерах. О каторжниках.
б) Знакомство с Келом.
в) Эйлан рассказывает Келу свою теорию.
9. Эйлан пять лет спустя. Остров Юдда. Новая встреча с Врени.
а) О том, как изменился Эйлан за пять лет на галерах.
б) Плаванье на Юдду. Об острове.
в) Эйлан решается написать Врени письмо.
г) Встреча с Врени.
10. Эйлан и Врени попадают в неприятности и пытаются выкрутиться.
(подпунктов нет, план главы в разработке)
11. На Юдду приплывает Кел. Он очерняет Врени перед Эйланом.
а) Кел встречает Эйлана в порту.
б) Врени приходит к Эйлану. Между ними происходит разговор, Кел подслушивает.
в) На другой день Кел открыто обвиняет Врени и оскорбляет её. Эйлан не встаёт на её защиту, он очень зол на Врени.
г) Через некоторое время Кел клевещет на Врени. Эйлан верит.
12. Ссора.
а) Эйлан ссорится с Врени, они расстаются без прощания. (Врени перед этим получает письмо, и должна немедленно отправляться в Лейранию).
б) Эйлан садится на корабль и уходит с острова.
(может быть переход фокала на Врени, и читатель узнаёт, что она передумала садиться на тот корабль)
в) Эйлан приходит к острову Латтаро.
13. Корабль Врени затонул.
а) Эйлан ищет работу на острове. На одном постоялом дворе узнаёт, что корабль, на котором была Врени, затонул.
б) С Эйланом случается эпилептический припадок.
14. Знакомство со Сфеном. Эйлан поступает во флот.
а) Эйлан оказывается в лечебнице, где знакомится с соседом, которого зовут Сфен.
б) Немного о Сфене и днях, проведённых в лечебнице.
в) Эйлан упрашивает Сфена взять его в команду.
15. О сражениях с пиратами. Повышение в должности.
а) Атмосфера на борту, отношение других матросов к Эйлану.
б) Шторм.
в) Сражение с пиратами.
г) За заслуги Сфен, ставший капитаном, повышает его в должности.
16. Эйлана находит Кел и признаётся в том, что оклеветал Врени.
а) Заход в порт. Встреча с Келом.
б) Сфен услышал обрывок разговора, пытается расспросить Эйлана, но тот отказывается.
17. Поступает приказ двигаться к Краснобережью.
а) Успело пройти некоторое количество времени. Эйлана назначили младшим помощником.
б) Корабль подходит к берегам Иратана. Завязывается сражение с лейранийцами.
в) В руки Сфена попадают ценные карты, из них становится ясно, что лейранийские корабли могут обойти блокаду республиканского флота и вторгнуться в Тарину. Пленные подтверждают это.
18. Встреча с Айнириль.
а) Айнириль со своими людьми бросает корабль и плывёт в шлюпке к берегу. Эйлану дан приказ догнать её любой ценой.
б) Происходит сражение на суше.
в) Эйлан отпускает Айнириль.
19. Себран захватывает корабль Сфена.
а) По пути к флагману, корабль Сфена встречается с вражеским судном, которым командует Себран.
б) Происходит битва, но силы неравны. Сфен ранен, старпом убит.
в) Себран разговаривает с Эйланом и опускает их.
г) Эйлан узнаёт, что Сфен умер. Командование кораблём остаётся за ним.
20. Эйлан успевает предупредить флагман. Флот республики разбивает лейранийцев. Угроза миновала.
III. Заключительная часть. Иратан.
1. Война окончена.
а) Эйлану предлагают специальную награду, но он отказывается.
б) Эйлан возвращается к своему кораблю на Иратан.
2. Эйлан посещает места детства. В душе появляется странный покой.
3. Третья встреча с Келом.
а) Кел прибывает на Иратан. Он рассказывает, что Врени жива и где она находится.
б) Эйлан передаёт командование кораблём новому старшему помощнику.
4. Заключительный эпизод с балбалами. Эйлан садится на корабль, идущий в Лейранию.
Как видно, некоторые моменты сюжета я изменила со времени прошлого задания. Будет изменяться и дальше, однако не основной костяк, конечно.
Количество глав и пунктов в итоге может не соответствовать, некоторые пункты я, скорее всего, включу в одну главу.
Хронология.
Её нет. Строгая хронология будет только мешать. Поэтому составлю относительную хронологию.
— Точка отсчёта – когда Эйлана насильно забрали лейранийцы. Ему на тот момент 14 лет.
— За двадцать лет до этого Себран и Айнириль причалили на Иратане. Себрану было 14, Айнирили – 19, следовательно, на момент точки отсчёта им 34 и 39 лет.
— В подчинении лейранийцам Эйлан находится четыре года, после чего бежит. Эйлану на тот момент 18 лет, Себрану — 38, Айнирили – 43.
— Год Эйлан работает лесорубом на острове Трард. Он встречает Врени, которая младше его на год.
— Эйлан осуждён на пять лет галер. С галер он возвращается в возрасте 24 лет.
— На рубеже между 24-мя и 25-ю годами Эйлан поступает во флот. Через год он становится младшим помощником.
— На момент, когда происходит его сражение с людьми Айнириль, ему 26 лет. Айнирили – 51. Себрану – 46.
— Итого, история охватывает 12 лет.
Mecri beaucoup!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.