Когда-то я читала много печатной литературы, и изрядную долю ее составляла фантастика. Ставши автором, я все больше читаю в сети произведения товарищей по счастью. Некоторые из них я с удовольствием поставила бы на полку рядом со Стругацкими, Шекли и Гарри Гаррисоном. В том числе и книгу Киры Гофер «По осколкам».
Произведение это оригинальное не только по определению (не связано ни с каким фэндомом), но и по сути – не стандартное, необычное. Необычен мир – совокупность осколков некогда могучей цивилизации. Необычны герои, вернее, героини – женщины, причем женщины не в поисках любви или партнера, не в свирепой борьбе против мужского шовинизма, а женщины-профессионалы, трудящиеся на благо своего расколотого мира. Так что в каком-то смысле эта повесть – производственный роман.
Главная героиня, Основатель Инэн – из тех, кто «коня на скаку остановит и в горящую избу войдет». И не потому, что она выдающаяся Мэри Сью, а потому, что в этом и состоит ее профессия: входить в «горящие избы», то есть в опасные энергетические тоннели-переходы между осколками, и «останавливать на скаку коней» — исправлять опасных тварей, в которых превращаются попавшие в переходы крысы и тараканы. Делает она все это в паре с Мастером. По сути, Мастер и Основатель – половинки целого, ведь работать – переходить с осколка на осколок и исправлять Искажение — они могут только вместе.
Несмотря на опасную работу, жизнь у Инэн спокойная и понятная. И сама она — особа рассудительная, вдумчивая, не склонная к горячим эмоциональным всплескам и скоропалительным решениям, зато склонная к философскому осмыслению действительности. Не удивительно, ведь умение видеть и слышать суть окружающих предметов и явлений заложено в саму природу Основателя. Менять же окружающее умеет только Мастер, которую некстати грызет мысль – а зачем все это надо?
И с этой-то неуместной мысли и начинается раскол в жизни Инэн. Потеря Мастера – своей половины, сомнения в Старших – наставниках и учителях, обретение нового Мастера – юной, горячей гордячки Сатс с пылью знаний в черепе вместо опыта и сноровки… Все это рушит привычное существование Инэн. Буквально разбивает на осколки.
Дальше – больше. Мир оказывается не таким, каким представлялся, и всего опыта Основателя недостаточно, чтобы предвидеть неожиданные, опасные изменения. А выскочка Сатс на поверку оказывается полна чистого энтузиазма и искреннего желания спасать и помогать, да в придачу видит куда глубже, чем ей положено по природе и опыту. Инэн находит силу там, где ее не может быть, а слабость, подлость и трусость – там, где должна быть сила. Планы рушатся, надежды не сбываются, благие намерения не исполняются.
И вот среди хаоса ошибок и неудач Инэн открывает в себе новую способность – черпать силу в свете своей звезды, причем такую Силу, которая может рушить горы и кипятить реки. Открывает в себе Инэн и новые чувства, раньше не смевшие поднять голову над рассудком – жалость и сострадание, дружескую привязанность, воспламеняющий гнев и еще – необычное смятение и смущение перед могучим, мудрым вождем Т, значение которых она едва ли осознает…
Сила с чувствами – гремучая смесь! Она и взрывается, в буквальном смысле разнося на осколки все вокруг… И тот же катаклизм помогает Инэн обрести настоящую цель и цельность. Помогает осознать себя как сущность, способную не только выбирать, но и прокладывать свой путь. А путь впереди длинный, ведь финал повести оставлен открытым…
На мой вкус, под фантастически-приключенческим соусом в повести «По осколкам» подана философская история поиска собственной сути, собственного пути и смысла жизни (Впрочем, не об этом ли вообще вся литература?) Такой настрой работы находит отражение в композиции, где наблюдений, размышлений и рассуждений куда больше, чем собственно экшена. Боевки есть, и вполне себе энергичные, но ведут за собой сюжет не столько они, сколько интересные разговоры и мысли. Стиль изложения тоже неторопливый, раздумчивый, очень подходящий к характеру главной героини. Он требует внимательного чтения, а не быстрого скольжения глазами. Для любителей сугубо динамичного сюжета этакая вдумчивость может показаться недостатком. Но если читатель любит наблюдать и размышлять, текст ни разу не покажется ему затянутым или скучным.
Неторопливость текста не мешает его яркости (а кое-где даже способствует). Описания отличные – не только зримые, но и осязаемые, и обоняемые. Автору удалось изобразить невообразимое: пронизанные космическими ветрами переходы, песню растущих листочков, тоску чахлой колючки – последнего живого существа на умирающем осколке. Путешествие по расколотому миру получилось впечатляющее!
И, конечно, философско-психологические озарения героини придают повествованию особый смак.
К примеру:
«Мы состоим из осколков, они соединены, пока мы живы. Но откуда-то они взялись, как-то стали осколками. Будто бы мы были взорваны, разрушены, а потом нашелся кто-то величественный, такой, до кого дотягивается лишь вера, и сумел нас собрать. И вот теперь у нас свои множественные грани, кусочки. Мы движемся в жизни, ходим, крутимся… Каждый из наших кусочков оказывается важным в свой момент, нужным в своей нужде, решающим в своей внутренней силе. И каждый наш кусочек каждый миг влияет на нас и на наше движение по жизни.»
Возможно, на взгляд искушеннго философа-психолога-литературоведа в этих озарениях нет ничего принципиально нового. Да и вообще ничто не ново под Луной (или под звездами, Большой и Малой). Однако по жизни каждый из нас заново открывает для себя такого рода истины. Кто-то сам. А кто-то — с помощью вдумчивых, наблюдательных авторов и их героев, таких, как Кира Гофер и Основатель Инэн.
От повести у меня осталось послевкусие, как от беседы с умным человеком – вроде как развлеклись, но и мозгами пошевелили, и чудесами мира восхитились, и бездны души исследовали. Спасибо автору за такое насыщенное времяпровождение!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.