Ольга Зима «О чем поет вереск»
Начнем-с. Сразу предупрежу, я ни разу не критик, а читатель очень ленивый. Читаю только то, что мне нравится. Поэтому разгромных рецензий от меня не ждите. Не умею-с.
Что привлекает в романе Ольги – это чувственность и нежность. Каждое слово, каждый образ словно напитан теплотой и излучает его на читателя, как маленькая печка. Романтика и эротизм показывается здесь через атмосферу и отношения, что, на мой взгляд, гораздо более интересно, чем описания голых телес и задранных юбочек, которые во мне отклика не находят. Видимо, я слишком кинестетик и сюжетник, и удовольствием испытываю от постижения смысла и размышлений о людях, а не от эстетики внешней образности и поэтичности языка. Хотя и это в книге есть… и даже где-то хотелось бы больше – описаний мира, черного замка ши, буйства стихий, потусторонней магии.
Роман основывается на кельтском мифе о «Сватовство к Этайн». Сюжет переработан в достаточной мере, чтобы считать текст самостоятельным произведением. Тем не менее, его мифологичность невозможно оспорить. Она присутствует здесь как в образах персонажей, так и в эсхатологических мотивах. Старый мир должен умереть, чтобы возродиться в чистом первозданном виде, вернуться к истокам. Именно в этом видит смысл большинства архаических мифов и основанных на их воспроизведении ритуалов ученый-исследователь мифологии Мирча Элиаде. Такой взгляд автора на мифологию добавляет тексту аутентичности, тоже не за счет воспроизведения внешней стороны быта, а за счет внутренних смыслов и логических связей.
Здесь часто используются аллюзии на сказки, как народные и классические, так и современные, типа «Лабиринта» Джима Хенсона. Такая интертектуальность размыкает границы текста и делает его глубже, отражает смысл в зеркалах культуры, уводя в бесконечный лабиринт, где можно блуждать вечность. А блуждать в этом мире хочется, мире Под Холмами хочется, настолько он чарующе таинственен и фантастичен.
В детстве мне повезло унаследовать от родителей большую библиотеку сказок и легенд народов мира, я любила их читать и перечитывать, но в них мне всегда не хватало именно мира – волшебной страны Тир-на-Ног, описанной вскользь, будто подглядываешь в замочную скважину. «Вереск» исполнил мою мечту. Благодаря фантазии автора мне удалось полностью погрузится в атмосферу волшебной страны, побывать там, прожить жизни героев, увидеть красоту их глазами, на краткий миг во время прочтения этот мир стал для меня реальней настоящего. И хотелось, очень хотелось идти за манящий далями горизонт и видеть больше, не покидать ее, и чтобы сказка не заканчивалась как можно дольше.
Как я уже говорила, здесь все начинается со сказки, с эдакой «Красной шапочки». Да-да, здесь есть юная медноволосая Этайн, которая беспечно собирает травы на вересковых полях одна, есть здесь и черный волчище-ши Мидир, попавший под ее очарование и последовавший за ней в расставленную на него ловушку. Есть здесь даже препротивнейшая бабка Боудикка, ведьма и интриганка, решившая нажиться за счет талантов своей прекрасной, как бриллиант чистой воды, внучки. Есть здесь и охотник – король галатов Эохайд, земной муж Этайн, особенно учитывая, что для его образа автор выбрал актера Криса Хемсворта, который как раз известен за роль охотника в фильме «Белоснежка и Охотник» (к слову, фильм был ужасен, единственной его достопримечательностью был этот актер).
Волк с позволения несколько простодушного Эохайда похищает Этайн и уносит в свой мир. Волк влюблен, но взять ее силой не может, потому что знает, что это ее убьет, потому решает на хитрость. Как в сказке переоблачается, только не в страшенную бабку, а в мужа Этайн, заменяет его образ собой, принимая на себя не только любовь к предшественнику, но и его прегрешения, и настолько заигрывается, что порой чувствует себя им, чувствует его вину перед ней, что пренебрегал и не любил достаточно, так, как она того заслуживает.
Собственно, своим отношением к любимой и близким, Мидир не может не вызвать сопереживания. Его ошибки прощаешь, всячески желая ему счастья, и так же остро переживаешь его трагедию, гибель его теплого верескового мирка… который обречен на гибель, как каждая вещь, построенная на непрочном фундаменте из лжи, какой бы прекрасной она ни была.
Мидир меняется, пожалуй, больше всех персонажей. Вначале он холоден и игрив. Он знает только плотские наслаждения, не позволяя себе испытывать сильных чувств. По мере того, как в многочисленных флэшбеках, раскрывается его прошлое, становится понятно, что он просто боится любить и потерять. Своих близких – бесшабашного брата Мэллина и серьезного не по годам Джареда – он держит на коротком поводке, боясь открыться им и одновременно не отпуская далеко от себя. Только с приходом Этайн он начинает потихоньку оттаивать, выучивает простую истину: если любишь, действительно любишь по-настоящему, то желаешь счастья любимому больше, чем самому себе, а счастье должно быть вольной птицей, золоченая клетка погубит ее, какой бы хорошей она ни была.
Эохайд вначале кажется очень легкомысленным и недалеким, он тоже не умеет любить, не так, как этого достойна Этайн. И, как водится, учится ценить, только когда теряет. И тоже готов рискнуть всем, даже своим царством, лишь бы вернуть утраченную любовь.
Этайн поначалу она казалась холодной, полной сдержанного расчета королевой, но потом выяснилось, что в поверхностно благополучном образе есть двойное дно. Если освободить его от романтичного флера, вскрывается мрачный, глубинно психологичный остов самого текста. О чем он? Об угнетении и насилии, о невозможности любить и жить своей свободной волей, выбирать то, что было бы естественно и доставляло радость. А любовь неестественная, навязанная силой так или иначе обращается черной ненавистью и гибелью для всего живого.
Этайн — это олицетворение природы, чарующа в своем свободомыслии, дерзком порыве в этом хрупком и внешне слабом теле. Внутри нее дремлет некий источник первозданной силы, магии, женского естества. Эта сила сводит с ума всемогущих властителей, заражая их жаждой обладания, низвергает королевства и даже миры. При этом она бесконечно добра, чувственна и вполне способна на любовь и сострадание, дали бы ей только свободу для этого.
Но свобода никого не устраивает, ведь нужно прилагать столько усилий, и всегда есть риск, что усилия эти не будут оценены – потому, видно, никто не хочет. И ломают ее, как ту березку из песни. Вначале родные, чтобы поудачней выдать замуж и получить свою выгоду. Потом друиды, они мне показались сродни Бене Гесерит Герберта, помешанные на власти и грубо вторгающиеся в естество экспериментами над физиологией и социумом. Но и тут, и там в дело вмешивается любовь и путает карты. Она самое естественное из чувств, выражение торжества природы над человеческими экспериментами, бунт ее – как восстание самой природы, которая жаждет уравновесить себя, вырваться из плена своей золоченой клетки.
Обоих мужчин здесь – Эохайда и Мидира – вполне можно назвать творцами, началом созидающим. Эохайд завоеваниями ли, союзами ли созидает королевство галатов, в то время как Мидир – и вовсе бог, Хронос – повелитель времени, и вовсе созидает и поддерживает свой мир – Мир под холмами. И оба они заворожены красотой этой нерукотворной природы – Этайн, тем, чего они при всей своей силе создать не могут. Она сама ищет своего покровителя и одновременно страшится навязать себя, ее мораль уже изменена родственниками и друидами, сама себе она кажется уже неправильной, хотя для обоих мужчин является самой правильной, подлинной и желанной во всем мире. Не говоря слова любви, они оба ломают ей крылья. Эохайд более грубо, по-человечески, напиваясь и насилуя, изменяя с наложницами, заботясь только о своих удовольствиях. Мидир в этом плане поступает хитрее, мягче, все-таки кудесник и устроен сложнее, чем простак Эохайд.
Тут, к слову, вспомнился другой валлийская легенда, о том, как король бриттов Утер Пендрагон полюбил леди Игрейн и с помощью волшебника Мерлина принял облик ее мужа, чтобы овладеть ею. И за это король отдал волшебнику ребенка, родившегося от этого союза – будущего короля Артура.
Здесь еще много важных персонажей второго плана, Ши, благих и неблагих. Линия других влюбленных, Лианны и Джилроя, а так же советника Джареда, подчеркивает мораль линии Мидира-Этайн. Джаред предпочитает благо любимой, которая без любви зачахнет, а самой Лианне дают волю выбрать того, кто ей действительно по сердцу, а не того, кого навязывают ей правила. Джилрой же ради любви отказывается от своих притязаний на власть. И хотя бы для них наступает счастливый конец.
Есть здесь еще и весельчак Мэллин, неправильный волк, великовозрастный ребенок, закатывающий истерики для того, чтобы брат только обратил на него внимания. Недолюбленный и одинокий. Часто он выглядит намного младше, чем его рассудительный племянник Джаред.
Бестиарий велик и своеобразен, чего только стоят битвы с дымным ши?
Концовка… хотя и не канонический хэппи энд, а все же разрешает конфликт единственно верным способом. Обман вскрывается, Этайн выбирает… и в конце пути находит в себе силы простить. А чего стоил их последний танец, когда она так и не узнала ши, который был ее мужем девять лет!
И да, несмотря на проклятье, на то, что из мира ушли магия и любовь, а прекрасный вереск пришлось отпустить на землю, все равно текст оставил такое ощущение света и доброты, какие не оставляли иные тексты с каноничными счастливыми концами, где все всегда правы, никогда не ошибаются и не грустят о прошедшем.
Спасибо автору за мой год Под вересковыми холмами. Его я не забуду никогда!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.