Светлана Гольшанская. Рецензия на роман Мааэринна "Силой и властью"
 

Светлана Гольшанская. Рецензия на роман Мааэринна "Силой и властью"

+26

Мааэринн. Силой и властью

Начну-ка я эту рецензию со слов «Как я люблю этого автора».

Мой путь к этой книге был достаточно долог, но нет, не потому что мне что-то не нравилось, просто… есть у меня такая черта – обжегшись раз на молоке, я начинаю дуть и на воду. Разочаровавшись во многих рекомендованных друзьями книгах, я с опаской подхожу даже к тем вещам, которые по всем внешним признакам не могут мне не понравиться. Наворачиваю вокруг них круги, как акула, пока не беру себя измором. Чаще всего, к сожалению, прочитав энное количество страниц, я книгу откладываю, разочаровавшись или мне просто быстро все надоедает. При этом переборчивым читателем я себя не считаю, редко придираюсь к книгам по мелочам и до того, как начала активно общаться в сети с другими авторами, на язык вообще не обращала внимания, воспринимая историю через образы, смыслы, эмоции, которые она у меня вызывала. А сейчас вот пришлось перестроиться, и это чаще всего бывает мучительно. Ну не стилист я, простите.  

Тем не менее, до сих пор для меня самым важным критерием остается то, смогла ли книга удержать мой интерес до конца. Эта книга смогла, значит, для меня она очень хороша, и я бы хотела иметь ее у себя в библиотеке в печатном виде.

На самом деле анализировать эту книгу мне достаточно сложно, столько эмоций она вызвала. Она стала для меня своеобразным вдохновением: во время прочтения то и дело перед глазами вставали сцены из моего собственного романа, к сожалению, не того, над которым я работаю сейчас, и жуткий зуд ломил пальцы все бросить и начать писать-писать-писать, пока все эти видения не окажутся на бумаги. Вот такое вот удивительное созвучие.

Язык книги, на мой взгляд, очень легкий, прозрачный – ни разу мне не приходилось гадать, что хотел сказать автор той или иной фразой – и вместе с тем богатый и образный. Тот язык, на котором ты отдыхаешь, чтобы всю концентрацию направить на восприятие смыслов.

Композиция здесь ближе к сборнику рассказов из жизни мальчика Адалана и окружающих его взрослых. Возможно, это из-за того, что книга – часть большой серии, тем не менее нареканий у меня не вызвало. Я сама использую такую форму, из фэнтезистов ее же успешно использовал пан Сапковский, так почему бы нет? Тем более, внутри самих рассказов очень четко выделяются пики и падения напряжения – происходящее не тянется на одной гнусавой ноте. В целом же роман можно охарактеризовать, как обманчивое море: тут у нас мертвый штиль в пещерном городе даахи или в школе магии Тирона, а дальше поднимается шторм в виде войны, степного мора, обвала в горах или неожиданного, как удар в сердце, отъезда всеми любимой наставницы.

Самый драматичный момент подается в самом первом рассказе об отце Адалана, сломленном судьбой юноше, которого жажда мести лишает способности любить и сострадать. Дочь врага, девушку, в которую он так пламенно был влюблен в детстве, он же сам губит, а собственное дитя, рожденное от страсти, от которой он так и не смог избавиться, становится его укором и проклятием. Родную кровь, знатную кровь Орбина, которой он некогда так гордился, он же сам жаждет продать в позорное рабство.

Собственно, саму историю с чистым сердцем отнести к популярному сейчас направлению «магическая академия». Архетипические мотивы – оторванное от корней, отверженное, проклятое дитя, которое еще не знает таящейся в нем силы, спасают добрые незнакомцы-даахи, готовые дать ему шанс на новую счастливую жизнь в школе магии среди мудрых учителей и добрых учеников, где его обязательно примут и поймут.

Любопытна мифология мира, отличающаяся от нашей в фундаментальных основах. Так люди здесь – порождения хаоса, а не строители упорядоченного косма-полиса, как это принято в классической мифологии, а драконы, канонически причисляемые к хтоническим чудищам, олицетворяющим хаотические силы природы, здесь являются легендарными детьми Закона, то бишь порядка.

И есть еще даахи, дети Любви Творящей. О, они прекрасны! В тексте говорится, что солнышко-Адалан непроизвольно вызывает к себе неодолимую любовь, но так на меня повлияли именно даахи. По природе своей они бескорыстны и гораздо ближе к гармоничному сосуществованию с мирозданием, чем погрязшие в мелких страстишках люди, упрямо следующие за бессмысленными принципами и страхами. Для них основа всего – это любовь, любовь к ближним, ко всему миру, понимание, помощь и утешение каждому без толики осуждения. Посему и смысл бытия для них гораздо более прозрачен, чем людей, плутающих в потемках собственных душ.

При этом, как ни странно, герои здесь очень человечны. До сих пор вспоминаю третьего «Человека-паука», в строй версии, а может второго? Затяжные сцены боев, героя со всей дури шмякали обо все стенки в городе, что даже для фантастического боевика потерялась всякая достоверность – герой уже давно должен был хребет себе переломать от такого, ан нет, аки Кощеюшка Бессмертный поднимался и шёл дальше бить супостатов. После этого меня от таких фильмов как отрезало. Скучно это на самом деле, если герой неуязвим и ты наперед знаешь, что ничего плохого с ним случится не может вообще и в принципе. В этой книге, чем она мне особенно понравилось, это не так. Герои ошибаются, иногда жестоко, иногда они эти ошибки исправляют, иногда – нет. И им приходится с этим жить. При этом они вызывают симпатию и никого я бы не назвала однозначным злодеем, даже буку Фасхила.

В романе затрагиваются очень животрепещущие для меня темы. Думаю, его хорошо бы читать взрослым, чтобы не забывали, что ребенок – это тоже маленькая личность, которая также, а может даже больше и острее чувствует мир, страдает от одиночества и непонимания. У него еще нет бронебойного панциря, который появляется с годами, когда приходится как-то выживать и справляться со своими проблемами самостоятельно, попутно еще и решая чужие.

Адалан, его эмоции очень понятны и близки: и страх кому-то навредить и потерять с таким трудом обретенных друзей, и жажда показать себя, понравится первой в своей жизни девчонке, и злость на откровенную дурость взрослых. О, как же я злилась на Жадиталь вместе с ним. Ведь не говорил Шахул бросать все, не дав любимому мужчине даже шанса себя показать или объясниться, решать за него и лишать свое дитя шанса узнать отца. А ведь это так важно для маленькой личности, Адалан знает это на собственном примере, как никто другой!

Есть в романе и множество других смыслов, множество других нравственных уроков, но, пожалуй, я оставлю их разбор для других рецензентов. Ограничусь лишь тем, что эти смыслы никуда не запрятаны, они лежат на поверхности и отдаются в ушах тех, кто готов их услышать и принять, у которых нет кожи, как у прекрасных даахи, чтобы чувствовать и понимать чужую боль. И любить, конечно же, не за что-то, а просто так, потому что это единственно правильно.

Спасибо автору за такую вдохновляющую книгу. Когда-нибудь, когда придет время для того другого моего романа, я обязательно ее перечитаю, чтобы снова пережить эти мгновения чистого вдохновения.

Ну а теперь я с чистой совестью готова отправится в увлекательнейшее путешествие по еще одной книге из нашего ККП.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль