Штрамм Дора. Рецензия на произведение Амарги и Анны Штайн. Химеры. Часть 1
 

Штрамм Дора. Рецензия на произведение Амарги и Анны Штайн. Химеры. Часть 1

+20

Амарга и Анна Штайн. Химеры. Часть 1

 

Я начну с самого главного: мне понравилось. Язык авторов – словно полноводная мощная река с сильным течением: подхватывает, несет вперед, пронося над мелями и порогами. Все, что остается – отдаться на ее волю и наслаждаться окрестностями. Если успеешь их рассмотреть.

«Окрестностей» в тексте много – города, государства, люди, их населяющие, политика, история, нечисть… И проще всего, конечно, разглядеть тех, кто, волею случая, вернее авторов, оказался ближе всего к реке – набережной. Это, конечно, фолари и Рамиро Иллен, подобравший одного из речных обитателей Ньета. С тем, что происходит дальше от реки – во дворцах и прочих городских помещениях, уже сложнее… Но давайте обо всем по порядку.

 

Добравшись до шестнадцатой главы, я вынуждена была перебороть-таки течение, выбраться на берег и идти обратно, делая по ходу путевые заметки, потому что происходящее начало терять для меня смысл. Еще раз хочу отметить, что я ни за что не стала бы этого делать, если бы роман мне не нравился. Забежав немного вперед, скажу, что, дочитав эпилог, я с большим интересом прочла аннотацию и синопсис. Синопсис вышел хороший, четкий, помог допонять то, что не удалось в процессе. Из него я наконец-то узнала, что дролери это, оказывается, темные фейри. Нет, по их остроухости я, конечно, отчасти догадывалась об их расовой принадлежности, но все же, мне кажется, эту информацию было бы неплохо включить в текст романа. Об этом я еще напишу ниже.

 

Пока у меня складывается ощущение, что «Химеры» — не первая книга цикла и где-то там, за ее пределами, осталась гражданская война и многое, многое другое. И, чтобы во всем разобраться как следует, надо читать ту, предыдущую книгу.

 

Но вернемся к моим «путевым заметкам». Надеюсь, и для авторов они окажутся не бесполезными. Итак.

 

Пролог. Прекрасно, завлекательно.

 

Первая глава. Все отлично. Рамиро, Лара, Десире, разговоры о новой театральной постановке, нечисть, Ньет – красиво, интересно, по-прежнему завлекательно, все ингредиенты смешаны в хорошей дозировке.

 

Глава 2. Снова Рамиро и Ньет. Потом объясню, почему обозначаю действующих лиц.

 

Заметка в газете, вернее, подпись под фотографией:

 

«В пятницу, третьего июня, в найфрагирском городе Аннаэ состоялась церемония открытия первого газодобывающего комплекса при участии короля Найфрагира, Его Величества Корво Лаэрта; предводителей ордена Рыцарей Моря; представителей министерств торговли и ресурсов обоих государств; а также корпорации «Камана» и ее главы сэна Алисана Лавенга».

Здесь я себе позволю небольшое отступление. Послали нас как-то на работе на курсы повышения журналистской квалификации. И сказали нам там, что не должно быть в одном абзаце больше трех названий, чисел или имен. Потому что глаза читателя их попросту проскочат. Проверено на людях специалистами. Понятно, что в случае необходимости перечисления участников некоего мероприятия или подписи к фотографии, перечисления не избежать, но: а) читающий газету, чаще всего знает представленных персон, плюс у него есть возможность посмотреть на фото, посчитать, кто там каким номером стоит слева, вернуться к подписи… А в сплошняком идущем тексте такой возможности нет. И, хотя здесь вроде бы всего одно название города и два имени, но добавляем к ним название государства и название корпорации – итого, имеем пять незнакомых названий-имен. Не знаю, кто как, я лично ни одного не запомнила, хотя текст, как я уже говорила, обладает магическим свойством затягивать и через строчку прыгать не хочется.

 

Далее. Пришествие Дня – дролери. Если с соплеменниками Ньета все понятно и прописано не только как они выглядят, откуда взялись, то тут – м?.. Кто это? Прекрасные воины-дролери, высокая легкая фигура, длинные вишневые глаза. На данный момент я догадываюсь, что дролери – некто человекоподобное, вот и все. Вернее, эльфоподобное. Учитывая, как потом Рамиро смакует воспоминания о совместной с Днем службе, можно было бы начать уже сейчас. И альфары, кстати, кто такие?

 

Авторы часто говорят: это, мол, такой прием-завлекалочка. Обозначить, но не объяснить. Вроде как пробудить интерес читать дальше, чтобы разобраться. Я могу говорить только о своем восприятии, и скажу, что в моем случае это не работает. Мне не нравится получить необходимую для понимания мира информацию через половину книги. Ньет идет к соплеменникам, и мы узнаем, что и альфары меняются. Знать бы еще, что меняется конкретно. Но ок, текст интересный, этим берет. Ну, не знаю я, кто такие альфары, да и бог с ними. Но вы же уже догадываетесь, в чем подвох? В том, что непонятки растут и множатся.

 

Конец главы. Появляется таинственный заказчик спектакля.

 

Глава 3. Снова театр. Упоминание альфаров:

 

с колоссальной личной силой, впору альфару какому-нибудь неслабому

Ньет, Десире. С самого пролога роман идет хорошо. В первый раз я споткнулась на обсуждении спектакля, но совсем чуть-чуть.

 

Ньет, Десире, таинственный заказчик – снова все хорошо.

 

Глава 4. По-прежнему Рамиро.

 

Кусочки истории: Катандерана, лорд Авероха, король Герейн… Нет, не думайте, что в первый раз я все это запомнила. При втором чтении вернулась назад, нашла – Катандерана – столица, ок. Значит, дело происходит пока что в ней.

 

Кусочек современной геополитики. И тут, кстати, перестроить сразу хочется второе предложение, потому как спотыкаешься на нем. «Южный Берег – бывшая провинция Дара…»

 

Испытания на атолах – хорошо, это нам знакомо по нашему миру. «Испытаниях» — нужны кавычки-елочки.

 

— А что там знать, все на пальцах ясно. Фервор занимает добрую часть Южного континента. Лестан с ними граничит. Дальше только Алое море, потом делянка правнуков папы Ливьяно, и мы. Большая часть семей Лестана присоединилась к Фервору сразу же после того, как они взорвали эту хренотень. «Во имя древней дружбы». Хотя доселе эта дружба заключалась в том, что жители приграничных селений воровали друг у друга коз. Хотелось бы знать, не воспылает ли той же древней дружбой и Южный Берег?

Мне вот на пальцах ничегошеньки не ясно. В предыдущей главе был кусочек информации о приезде королевы Амарелы, приуроченном к созданию промзоны на том самом Южном Берегу. Поминается дарский экспорт… По всей видимости, Амарела – королева Дара. А поминался ли Дар раньше? Идем смотреть. Ага, госпожа Карина, достояние Дара. Супер. Значит, мы в Даре, чья столица – Катандеран. Разобрались. И все же, продолжаю настаивать на том, что подобное вылавливание крупиц информации из массива текста – не есть хорошо.

 

И тут вдруг после очередных звездочек-разделителей авторы меняют уже привычный читателям ритм и формат повествования. За четыре с половиной главы мы успели привыкнуть к нашим персонажам, все действие крутится вокруг них, появляются какие-то новые фигуры, но все в рамках заявленного сюжета – театр, подростки-химерки, необычные обитатели города. И вдруг появляется новый пов – Амарела. С этого момента главы становятся мозаичными, рваными. Персонажи множатся, в текст вплетаются их истории, громоздятся имена, названия, события…

 

Как человек, пишущий с соавтором, я прекрасно понимаю, в чем тут фишка. Начали писать про одних, по ходу история начала разрастаться, захотелось еще вот эту точку зрения, и вот эту, и еще, а потом еще. Авторы свой мир знают, им в нем все ясно и понятно. Чего нельзя сказать о читателях. И то, что работает в сериалах, где в каждой серии показывают то про одного, то про другого, то про третьего, в книгах не дает разобраться с одним героем, проникнуться к несу, а тут уже надо переключаться на другого, на третьего, а информация все новая и новая… В какой-то момент ты просто отключаешься, и позволяешь течению нести тебя, не вникая в происходящее с новичками и цепляясь за по-прежнему понятный сюжет, вертящийся вокруг заявленных первыми персонажей. Может быть, у кого-то другого будет другое восприятие, но у меня было так.

 

светлая форма авиатора, серебряные волосы по плечам, в левой руке пара перчаток.

Старший в кресле, свободный серый костюм пошит по дролерийской моде, серебряные волосы по плечам,

А можно и сразу написать, что у обоих серебряные волосы по плечам…

 

Фервор активизировался, Лестан тяготеет к нему, следующая очередь ваша.

Ясности не прибавилось… Появляется какой-то Марген дель Сур. Ну а, это я уже с высоты читателя, дошедшего до 16 главы помню, что дальше это название мелькает то и дело. А сейчас мне ничегошеньки не понятно.

 

Дальше. Моя земля, говорит Амарела, Марген дель Сур. Аллилуйя! Она королева Марген дель Сур!

 

И снова таинственный заказчик, которого притянуло по какой-то неведомой причине к… Хм. И тут в третий раз закинул старик в море невод… Пошла я в третий раз перечитывать вышеозначенный кусочек. Нет. Ничего не понятно из него. В посольстве уже что-то происходит, но машина с Амарелой приезжает ПОСЛЕ. Может быть, ее там и нет, может, тетка на улице нашего таинственного незнакомца обманула, но мы, читатели, ничего не знаем об этом. У меня вообще при первом чтении сложилось впечатление, что все его переживания были связаны с переговорами Амарелы с Лавенгами. Но идем дальше.

 

Наконец-то в лоб сказано, что мы в столице Дара. Цветные лорды… господи, это-то, что значит? Дракониды? Да сколько там рас, в этом мире? Амарела выходит из машины.

 

Она вышла из машины, бросила взгляд за ограду — там толпились люди с плакатами и лозунгами.

 

Каким, позвольте полюбопытствовать, образом, Амарела пыталась заключить сделку с полуночью, если ее не было в особняке, когда происходил ритуал? К тому моменту, когда прибыла Амарела, нашего таинственного незнакомца отпустило. Значит, ритуал был закончен. И вызванный демон Амарелу любезно подождал? Ой, что-то я сомневаюсь. Дальше из воспоминаний выходит, что Амарела присутствовала все же. Так что пока я вижу либо косяк в последовательности описания событий, либо намеренное желание запутать читателей.

Появляется некто Асерли. Таинственного заказчика зовут Нож.

 

Глава 5. Ньет и Десире, Рамиро. Уф, знакомы лица, можно немного расслабиться :) Таинственный заказчик Нож – тьма и мерзость. Ок, принято.

 

Глава 6. Рамиро, День. Рамиро погружается в воспоминания о войне. Вернее будет сказать, что вспоминает-то он Дня. Ностальгирует, кажется.

 

Амарела. Заметим, я еще на данный момент не дочитала до конца и вижу все так, как подано здесь и сейчас. Она просила помощи у Полуночи и какого-то демона? Это когда с Лавенгами разговаривала? Или демон – Асерли? А Полночь – это что? А Сумерки? А наймаре? Амарелу взяли в плен, так-так, любопытно.

 

Дальше – чьи это воспоминания-то, господи… да еще и пойди и пойми, что это воспоминания, а не примчался кто-то на белом коне Амарелу спасать. Ага, это Нож, ясно. И Асерли таки полуночный демон. Уж не его ли детишки призвали там, дальше? Сдается мне, что его.

 

Глава 7. Рамиро и Лара в гостях у Агиларов.

 

Третий раз про прекрасные глаза попадается. То у Лары, теперь у Игерны. И у Дня, конечно :) Может и не говорится прямо, что они прекрасные, но внимание им уделяется немалое, так что, может, как-то разнообразить эпитеты?

 

На самом интересном месте – прыг на Амарелу. Однако, стоит сказать, что с этого момента события закрутились так, что читать становилось все интереснее и интереснее.

 

Однако снова – прыг! И мы уже в реке Ветлуше с Ньетом. Ну, зачем? Я, правда, не понимаю. Тем более что у Ньета как раз ничего особенного не происходит. Покачивается себе на волнах и предается воспоминаниям.

 

Господина Илена, мне кажется, надо бульдозером привораживать

Очень повеселило :) Нет, можно еще Днем. Имхо, неровно он к нему дышит :)

 

Глава 8. Рамиро и Лара снова в гостях у Агиларов. Вернее, все еще. Дролери пришли за сыном хозяев, которого мы уже видели раньше на крыше с Десире и Ньетом. Но я по-прежнему не знаю, кто такие дролери! А уже пора бы, 8 глава все же…

 

Нож, таинственный заказчик, летит куда-то, похоже, вслед за Амарелой.

 

Ньет и Десире. Явление наймарэ, по всей видимости, Асерли. Доперла со второго раза, ага.

Опять Нож – долетел. Говорит с местными про Амарелу.

 

Нет, я понимаю, что деление глав по-прежнему делается по сериальному принципу – здесь вот это время происходит одно, вот здесь – другое… Но мне, как читателю, было бы гораздо удобнее и приятнее деление по сценам и персонажам. Ну, можно дни и часы приписать в начале каждой главы, если это так уж принципиально.

 

Глава 9.

Герейн Лавенг, верховный король Дара – алиллуйя! Да, да, все мои догадки были верны! :)))

 

С этого места я бросила разбирать по главам. В общем-то, мне более-менее все стало ясно и необходимость в этом отпала. Однако не могу не отметить, что чередование сцен адского хаоса в конце у тех героев, которые еще воюют, с теми, кто уже находится в относительной безопасности и выбрался, стали раздражать. Если рисовать график напряженности событий, он будет похож на пилу ну или ладно, хорошо, на волны. И хотя говорят, что падения и взлеты сюжета должны быть равномерными, чтобы читатель не заскучал, но, мне кажется, не до такой степени все же. Такая болтанка вверх-вниз, ну никак не помогает поддерживать напряжение и проникнуться происходящим.

 

Если разбирать книгу по сценам, что можно отметить еще. Например, воспоминания Рамиро о Дне. Я догадываюсь, что он – любимый персонаж авторов и они им любуются глазами Рамиро, это очень, очень заметно. Но на сюжет эти воспоминания, как играют? И когда десантники (если не путаю), встретив Рамиро в конце, заголосили, что он – проблема Денечки… э-э-э?.. Простите?.. Каждый десантник в городе в курсе их взаимоотношений? :)

 

Театральная постановка. Да-да, я помню, что эта книга – первая. Но, учитывая обстоятельства, постановка вообще состоится? Пока ее смысл в том, чтобы ненавязчиво рассказать читателям историю Анарена Лавенга, таинственного заказчика спектакля и свести вместе некоторых героев. Но Анарен отлично справляется с рассказом о своей жизни — и куда лучше Лары. Живые воспоминания всегда лучше пересказа событий «галопом по Европам» от третьего лица. Естественно, я не призываю перестраивать роман, он, повторюсь, читается хорошо, кроме моментов, где говорится об истории и геополитике, но, имхо, все же со шквалом информации надо что-то делать. Да, мне понравилось, да я полезла разбираться, что к чему, но в то же время я понимаю, что надо прочитать еще минимум раз, чтобы разобраться во всем. Не многовато ли? Тут, конечно, авторы могут сказать. что надо быть внимательнее, когда читаешь… И, возможно, я даже соглашусь с этим, если придет кто-то, кто докажет, что все понял с первого раза, прочитав не по главам, пока писался роман и была возможность обсуждать прочитанное, а вот здесь, на конкурсе, одним махом.

 

Ну и по пунктам.

 

1. Общее впечатление от книги — положительное.

 

2. Сюжет — уф… вот прочитаю в третий раз когда-нибудь, тогда скажу точно.

 

3. Герои — а вот тут занятно. Из-за их обилия не удалось проникнуться ни одним толком. По идее, пожалуй, самый симпатичный из всех Ньет. Может быть, потому, что он единственный, кто вызывает сочувствие. Рамиро – он хоть и движущая сила романа, но он герой-ходилка. Он не решает никаких сверх-задач, он просто находится в водовороте событий. Амарела, с того момента, как ее похитили, сочувствие, разумеется, вызывала. Ровно до того момента, когда в конце стало ясно, что все столичные беды – ее рук дело. Тут она мутировала в безмозглую идиотку, пардон за резкость, вот и все. День? Мог бы быть симпатичен, но авторы слишком им любуются глазами Рамиро и цель этого любования мне не ясна. Вернее, ясна, конечно, госпожа Лара зря строит матримониальное планы, не так ли? :) Анарен… не знаю, почему, но нет. Скорее всего, просто потому, что слишком много всего вокруг происходило.

 

4. Язык и стилистика — самый большой плюс этого романа, искупающий все остальное. Очень яркий, очень образный, магический, не побоюсь этого слова.

 

6. Оригинальность — насколько я понимаю, мир более чем оригинален. Фантазии авторов можно позавидовать.

 

7. Востребованность — опять же, имхо, но, мне кажется, роман вышел более чем достойный.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль