Мария Чурсина «Чудовище хаоса»
Жило-было на свете три поросенка,
и звали их Нуф-Нуф, Наф-Наф и Завкаф…
Надеюсь, это первый и последний раз, когда на меня прыгает желание ставить эпиграф, да еще и строчкой из известного анекдота. Но не имей роман отношения к университетской жизни, его бы тут не было.
Итак, напоминаю, осторожно, СПОЙЛЕРЫ, ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ И ПОЛНОЕ НЕУМЕНИЕ ИЗЛАГАТЬ СВОИ МЫСЛИ.
Прежде всего хочу сказать, что роман нельзя однозначно воспринимать ни как фантастику, ни как фентези – несмотря на элементы того и другого, щедро рассыпанные в тексте. Тут ближе, наверное, определение фантасмагории пополам с байкой. В некотором роде при чтении эта история напомнила мне старенький фантастический роман «Дом в тысячу этажей» Вейсса – не столько сюжетом, сколько изолированностью мира, в котором все это происходит.
Антураж будущего, щедро присыпанный своеобразной магией – это всего лишь антураж, а главную суть (помимо сюжета) составляют все те же аллегории и аллюзии на реальную университетскую жизнь – будь то захват кафедры, переставшие быть частью жизни университета профорги (и из-за этого превратившиеся в тени), недоступные простому студенту ректора. Или даже знакомые всем «Это ненаучно!».
Язык… Язык живой, образный. Меткие, четкие описания, бьющее сразу в цель, оригинальные, зачастую красивые. Похожий стиль изложения я встречаю редко, и он мне очень нравится, поэтому, по большей части, многие огрехи автору я готов простить с запасом. Читается невероятно легко (если привыкнуть), и потому книга «проглатывается» за день-второй.
Антураж и мир. Как я уже говорил, тут нагромождение замысловатых, невероятных образов, видений и фантазий, полный гротеск. Этот мир нелогичен, неправилен, но он и таким не должен быть, это всего лишь фон и материал для изложения видения автора (насколько я себе могу это представить). С этого, словно с сырого теста, по нитям вытягиваются нужные сюжету вещи, люди, истории, но тут же и кроется одна штука, которая не давала мне покоя. Многие сюжетные повороты создаются из ничего, из вещей, неизвестных ни героине, ни читателю, в стиле « — А что нам делать дальше? — А нам меч нужен, о котором мы раньше не слышали ничего. Но он нужен, иди и ищи! – А у кого его искать? – А у нас тут ректор есть. Внезапно, ага!». Робкие попытки протянуть ниточки к началу романа обычно по большей части либо отсутствуют, либо же слишком незаметны (некоторые находятся при втором прочтении, но до этого еще дожить надо).
Во-вторых, взгляд автора подобен лучу фонарика на чердаке ночью – он выхватывает разрозненные вещи, одно, другое, третье, скользит по всему и ни на чем не останавливается – фонарик дрожит в руках труса, который боится осветить задумку полностью и рассмотреть ее. С одной стороны – это добавляет атмосферы, тревожности и определенным образом влияет на задумку. С другой – большая часть действия проходит в вакууме, хотя вполне можно предположить, что автору хватило бы фантазии и на большее. Поэтому часть фантасмагории – это просто чувства, которые происходят в нигде, а некоторые эпизоды – несмотря на высокую динамику повествования – выглядят, как не-пойми-зачем-если-мы-все-равно-несемся-вперед, к примеру, встреча в холле, когда Туман предлагают вернуться назад, во внешний мир. Мало того, тут появляются неизвестные ранее персонажи, дается описание наружного мира – и все это ради того, чтобы потом снова сгинуть. С одной стороны, ясно, зачем это – попытка придать внешнему миру больше реальности, сделать интроспекцию в прошлое героини, чтобы четче прописать ее портрет, но, с другой, эти эпизоды, на мой взгляд, можно практически безболезненно выбросить из повествования. Они должны быть либо частью чего-то большего, либо же их быть не должно.
Герои. Чего, хорошие герои(= Наиболее четко прописана Туман, но это и ясно – главная героиня. Остальные же за действием прописаны слишком бегло – и вроде есть намеки на глубину характеров, но вроде и не очень глубоко они прописаны. Такие себе полуфункции, полулюди.
Сюжет. Незамысловатый. Приходит в институт Избранная, сама того не ведая, но ведомая судьбой, по выяснении избранности ей выдается главный квест, пара побочных для выполнения главного, пара врагов, чтобы было кого бить, пара неприятелей с неясным до конца отношением к главной героине, чтоб не скучать – а дальше делай, что хочешь, крутись, выкручивайся. Но вся прелесть истории как раз в атмосфере, антураже и аллюзиях. Читать книжку интересно хотя бы из-за них.
Темп повествования – высокий. Героине определенно скучать не дают, да и сама она с удовольствием находит проблемы на свою голову, бесконечно мечась в мыслях от одной крайности к другой. Но высокий темп играет дурную шутку – мы на скорости пролетаем мимо множества всех интересных вещей, не успевая толком их рассмотреть.
Логика. В действиях персонажей есть, в мире – нет, впрочем, суть тут не в ней.
И, как итог, что мы имеем – естественно, с высоты моей колокольни?
Красивая, богатая фантазией на всякие мелочи история, незамысловатая, активная, красивая аллюзиями на университетскую жизнь, но слишком поверхностная по самому содержанию. Мы камешком по поверхности пруда несемся по повествованию, замечая по сторонам прекрасный мир, но не успевая его рассмотреть, чтобы в самом конце погрузиться и утратить его с виду совсем. С одной стороны, неплохо бы расширить историю, с другой – в том виде, в котором она есть сейчас, она тоже сможет привлечь своего читателя – такого же, как и Туман, наивного, настороженного, умеющего погружаться в проблему и такого же быстрого, несущегося по миру навстречу судьбе.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.