Росомахина Татьяна. Рецензия на роман Ольги Зимы, Киры Гофер "Проклятие Айсмора"
 

Росомахина Татьяна. Рецензия на роман Ольги Зимы, Киры Гофер "Проклятие Айсмора"

+21

Тема произведения в конкурсе

 

Вот и я прочла «Проклятие Айсмора», и тороплюсь написать рецензию — по свежим следам. Не уверена, правда, что получится в соответствии с рекомендациями… Ну, как будет.  

Текст встречают по одежке, то бишь по стилю. Стиль у авторов обстоятельный и сочный, полный выпуклых деталей. Встречаются иногда шероховатости и нагромождения, но кто из нас без греха? Восприятию картинки и сюжета это не мешает. Сам сюжет развивается без спешки, иногда подтормаживая в угоду ярким, детализированным портретам и городским пейзажам, сценам быта, экскурсам в историю, рассуждениям и чувствам. Но — развивается.

Тот, кто прочтет первую главу, не усомнится, что перед ним любовный роман. И ошибется. Потому что дальше куда больше страниц посвящено городу и его правителю, чем любовным утехам.

Первая глава в подробностях живописует картины телесной любви (вполне себе рейтинговые). Потом авторы неторопливо и со вкусом рисуют картины Айсмора — города-на-воде, где всегда плохая погода, где каждый норовит обмишурить, ущучить, а то и пнуть ближнего — ради выгоды или просто так, из любви к искусству. Самый воздух города пропитан склоками, сплетнями и взаимной неприязнью. Айсморцы страшно любят ругаться, и надо сказать, делают это весьма изобретательно. «Рыбьи» ругательства — замечательная изюминка работы, +100 баллов к колориту!

Легенды Айсмора под стать городу — о Черном человеке, способном наслать разрушительную стихию, о подводном чудовище, которое тащит все, что плохо лежит (и всех, кто плохо лежит). Горожане верят в них охотно, ведь «проклятость» места оправдывает их собственные неурядицы и дурные склонности.

Правит этим муравейником хитрый, коварный, жадный и властолюбивый, слегка безумный винир. А помогает ему мрачный, склонный к рефлексии, но брутальный Бэрр, гроза всего города и любимец женщин. Мрачен он потому, что ему против воли и совести приходится выполнять всякую черную работу на пользу виниру. Время от времени он пытается смягчить несправедливость и сам навести порядок, но как-то не слишком успешно. (Не очень понятно, правда, почему он не бросит все к дохлому лещу, раз эти обязанности так ему противны). Бэрр до того мизантроп, что даже сам себя не любит. Зато его любит прекрасная, нежная, доверчивая Ингрид, архивариус ратуши…

Надо сказать, что в мрачной, туманной атмосфере Айсмора изредка проглядывают-таки лучи света в виде добрых и честных личностей. Но все они так или иначе оказываются жертвами (к счастью, не смертельными) несчастий или мухлежа. Складывается впечатление, что честным людям — в силу их подчеркнутой наивности и простодушия — нечего противопоставить козням злонамеренных соседей и лично винира, и где-то к середине общая атмосфера повести из просто мрачной делается прямо-таки гнетущей.

Не знаю, получилось это намеренно или нечаянно. Возможно, «затемняя окружение», авторы хотели подчеркнуть светлые качества положительных героев. А может, увлеклись отрицательными чертами характеров и бытия вообще, как более интересными для изображения. Но в результате баланс в работе сместился в мрачную, антиутопичную сторону, по крайней мере для меня.

Разве что персонаж по имени Гаррик выбивается из общего настроения — он несет свою долю стражника бодро, даже с некоторым (необычным для айсморцев) оптимизмом. Вообще этот образ определенно авторам удался, он очень живой и сбалансированный. Наблюдать за ним интересно; доброта и честность не исключают в нем практической сметки и не мешают в нужный момент проявить настоящую решительность. Хороший парень, обоим ГГ без него туго бы пришлось.

Вообще Айсмор — местечко густонаселенное. Помимо проработанных образов главных героев (винира, Бэрра, Ингрид, Гаррика), авторы создают впечатляющую галерею колоритных персонажей. Тут и красноречиво сварливые старушки, и секретарь – одержимый обувной манией лизоблюд, и нищий-пророк Риддак… В одушевленные герои повествования попали и крысенок-альбинос, и мандарин в кадке, и даже здание ратуши. Описания мест и характеров у авторов часто несколько утрированные, на грани гротеска. Все вместе создает фактурное, нарисованное крупными, местами даже грубыми мазками полотно – наподобие полотен, к примеру, Ван-Гога. Этакая «пестрота» может показаться лишней, но, по мне, именно она придает работе неповторимый стиль и налет сказочности, дающий полное право на жанр «фэнтези».

В густонаселенном Айсморе происходит много чего. В основном это неприятности, и по ходу повествования все заметнее становится беспомощность честных людей против демагогии и произвола винира. Они сдают позиции даже там, где в принципе могли бы побороться. Опять-таки допускаю, что авторы хотели таким образом подчеркнуть злокозненность и изворотливость правителя. Но в некоторых моментах возникает ощущение «поддавков»: виниру несложно сбить с толку и обвести вокруг пальца своих противников, поскольку те покорно позволяют ему сделать это. В результате винир остается при своей выгоде, а побитые (кто в переносном, а кто и в прямом смысле) герои расползаются по углам без надежды восстановить справедливость.

Нет, это не конец. Как и чем дело кончится, узнает тот, кто прочтет. Не разочаруются ни сторонники хэппи-эндов, ни любители «фильмов-катастроф»!

Напоследок попробую сказать о сути.

О чем этот роман? О трудностях взаимопонимания в любви и ее целительной силе? Да. Но не только. Начинаясь как любовная история с романтическими героем и героиней, роман – намеренно или нет – обретает «социальное звучание». Меня он подвиг в очередной раз задуматься о природе власти, об отношении власти с народом и вообще об отношениях между людьми.

Кто виноват в бедах айсморцев – винир? или они сами? Властитель портит народ, или народ получает такого властителя, какого заслуживает? Может ли «в реале» существовать жизнеспособный социум, люди в котором в большинстве своем не сотрудничают, а… как бы сказать… со-вредничают? Авторы не дают ответов на эти вопросы, да и возникают они, наверное, не у каждого читателя. У меня возникли, за что авторам отдельное спасибо.

Роман не лишен стилистических и композиционных шероховатостей, а ГГ (у меня лично) частенько вызывали не столько сочувствие, сколько желание встряхнуть, чтобы перестали наконец страдать и занялись бы чем-нибудь конструктивным. Но работа цепляет эмоционально, заставляет поразмыслить, заново перетрясти и проветрить свои взгляды на жизнь. Не это ли – главное в литературном произведении?

Шероховатости уйдут, идеи и мысли останутся. Вдохновения авторам для новых, столь же насыщенных работ!

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль