Катерина Самсонова. Паутина времени — конкурсный топик
Давно заметил, что одинаково трудно писать рецензии на очень хорошие книги (ведь там всё хорошо и сказать что-то кроме «здорово» рука не поднимается)… и на откровенно неудавшиеся книги (даже не знаешь что отметить, если куда не кинь, всюду клин). К сожалению, книга Катерины Самсоновой «Паутина времени» относится именно ко второму типу. Поэтому дальше буду ругаться, грубо, много и однообразно. Скидку на «первый опыт» тоже делать не буду.
Итак, перед нами приключенческий квест. Есть некий Фортум, есть ряд локаций, есть главный герой Сирил и несколько других героев. Есть злодей барон Вальтер, цель квеста – чего-то там добиться с помощью Фортума. На этом литературная идея книги и заканчивается.
Характерно, что от структуры компьютерного квеста произведению досталась в наследство и глобальная, и локальная композиция. Глобально произведение состоит из ряда литературных локаций, слабо связанных друг с другом: лишь общим направлением сюжета. Подозреваю, если часть локаций выкинуть – мы этого не заметим вообще. Строго аналогично построена и каждая локальная сцена. Как некое место с набором персонажей и действий, которые необходимо выполнить в правильной последовательности. Сделал – пошёл дальше. В итоге эмоций это вызывает ровно столько, сколько успешное прохождение компьютерной игры. Минимум сопереживания героям. Кстати, масса сюжетных ходов тоже соответствует правилам квеста (сунь руку в карман пальто, найди записку).
Теперь о персонажах. Это некий набор функций игры, каждый из которых действует ровно в рамках изначально заданной программы. Сирил – жертва, Агата любящая девушка, Вальтер злодей, Алексей – друг девушки. Никаких изменений, никаких терзаний и моральных проблем. А также никаких отличий друг от друга за пределами функции. Поменяй в какой-нибудь главе имена и читатель не заметит. А всё потому, что автор даже близко не озаботился индивидуальностью персонажей, фоном. Кто-то любит сыр с плесенью, другой терпеть не может бутерброды, третий имеет привычку ковыряться в носу… И где всё это? А нету. Аналогично и с описанием сцен в стиле минимализма. Это комната, а какая – думайте сами. Нет, иногда на нас вываливают детали… И становится ещё хуже. Автор не умеет строить картинку по базовым опорным деталям и всё разваливается.
Таким образом повествование скатилось к голому сюжету, действию. Даже диалоги – информационный обмен в вакууме, никто из героев даже не чихнёт. Они перекидываются репликами… такое ощущение исключительно для игрока (читателя) сами персонажи и так всё знают. Да что там, даже манера говорить у персонажей как под копирку.
Теперь о слоге. Он тоже откровенно плохой. Он часто скатывается в пафос вместо масштабности, эдакая патока. Слог перегружен то словами паразитами, то откровенными канцеляризмами (хотя тут оговорюсь – канцелярита немного). Но главное – это тяга автора к вычурным словам, в результате чего персонажи смотрятся неестественно, ведь бытие определяет сознание. Водопроводчик. Даже образованный, не станет говорить как академик.
Общее впечатление: не стоит автору эту книгу переделывать. Лучше забросить и написать что-нибудь с нуля. А перед этим потренироваться на рассказах.
p.s. Уф, ради конкурса – но я книгу дочитал.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.