Мааэринн. Рецензия на роман Тадер Орди "Дорога забытого знания"
 

Мааэринн. Рецензия на роман Тадер Орди "Дорога забытого знания"

+26

Запрет на комментарии поставила Фиал. Всем спасибо за конструктивную дискуссию.

 

Тадер Орди «Дорога забытого знания»

 

Странное произведение. Этакая «вещь в себе» — роман, который не рассказывает, не показывает и ничем не делится. Роман, которому, по сути, читатель-то не нужен…

Но давайте по порядку.  

 

Самое заметное отличие «Дороги…», привлекающее внимание уже с аннотации – это, конечно, фант.доп. У людей этого мира есть некая способность к магии, которая появляется и усиливается благодаря обретенному знанию и (или) усвоенной информации. Не стоит говорить, что это вовсе и не магия, а что-то принципиально иное – нет, конечно, магия самая обычная. Причем еще и не слишком-то прописанная: на протяжении всего романа я так и не смог уловить хоть каких-то правил и (или) ограничений. Кажется, накопи достаточно ресурса – и ты бог. Твори, что хочешь: хоть вероятности меняй, хоть законами физики играйся, хоть оторванные руки-ноги заново выращивай. Вообще само слово «ресурс» и способ его пополнения – книжку почитать – наталкивает на ассоциацию с видеоигрой. Вот персонаж садится на пенек, достает из мешка книгу, открывает – и над головой бойко заполняется шкала «ресурса». Я уж не говорю о том, что если бы все это существовало в реальности, никто бы не называл магическую силу безликим словом «ресурс». Наверняка бы придумали десяток разных терминов, более метких, от высокопарных до жаргонизмов.

Несмотря на это фантастическая идея, несомненно, интересная, сама по себе возбуждающая воображение и заставляющая думать: а как бы такая способность, появись она на самом деле, изменила жизнь людей и мир в целом? Ведь это же не магия избранного круга и не магия ритуала или артефакта, которая проявляется только при определенных, очень специфических, условиях. Заявленная «информационно-ресурсная» магия по сути – новое качество любого человека в каждый момент времени. Она будет везде! А значит, мир тоже должен быть другим везде, совсем не похожим на наш с вами. И, конечно, хочется быстрее читать, чтобы понять, как же все эти вопросы решены в романе.

А в романе они решены опять же странно: неконцептуально. То есть, тут есть, а там – нету. Вот мы видим, например, город у серебряного озера, жители которого под воздействием серебра получили особое свойство магии: оживающие кошмары. И для того, чтобы не впустить в мир опасные сны, они вынуждены за день растратить весь магический ресурс на что угодно от уборки улиц и мытья фасадов до выращивания тропических цветов на снегу. То есть, тут, по этому конкретному вектору, концепция мира простроена и соблюдена. Как соблюдена она в описании затерянного рая, где все жители открыты новому знанию, а оттого одновременно потрясающе могущественны и трогательно уязвимы. Концептуально описаны светомузыкальные шоу, которые показывает зрителям группа Кима, и фантазии-испытания кандидатов в сотрудники Института – везде полный порядок.

Но вот рыбу почему-то продолжают ловить на блесну; основным средством мены остаются монеты из драг.мета; воры на базаре совершенно как у нас рассчитывают на ловкость рук и скорость ног. А «стертые» (страдающие амнезией) обитатели Центра реабилитации почему-то тупо трудятся на простецком производстве за копейки, пополняют ресурс третьесортными книгами и историйками, за которые еще и приплачивают деньгами, вместо того, чтобы хватать знания, разлитые вокруг совершенно даром! Просто бродить по улицам, смотреть, слушать трогать руками траву, камни. А потом уйти на луг, к реке или озеру, пройти босиком по росе, поплавать, на дерево влезть – и включить фантазию, набираться впечатлений, знаний, ресурса, становиться мощными магами. Ведь там-то для стертого ума куда больше информации, чем в простой книжке или рассказе.

Вообще социальное устройство мира произведения поразительно близко нашему обычному, а ведь такой фундаментальный фант.доп. должен был все изменить до неузнаваемости. Например, вопрос доминирования в обществе. Почему он по-прежнему решается за счет материального богатства и политической власти? Не слишком ли это примитивно для столь великих магов? Не слишком ли скучно и бессмысленно?..

Но к этому мы еще вернемся.

 

Теперь немного о персонажах. Тут по сути важна только одна главная героиня: роман от первого лица, а Кори – девушка изрядно эгоистичная и ни о ком особенно глубоко не думает, так, время от времени и в преломлении своих же интересов. Альтруизм ей чужд, как и повышенная эмоциональность большей частью. Почти всю дорогу она – такой созерцатель, камера, через которую читатель смотрит на мир произведения. Все меняется только в конце, но об этом опять-таки позже.

Другие персонажи – более функции, чем люди со сложной душой и большой историей… нет, истории-то у них, наверное, есть, да и души не так просты, просто Кори к ним равнодушна, а мы смотрим через нее. Вот и выходят функции. Три подружки – добрая, умная и похотливая; Возлюбленный и его группа – простые мудрые таланты, «вольный ветер», а Он среди них – самый мудрый, самый талантливый и самый вольный, конечно; коллеги из Института: добрый ученый, злой ученый, сумасшедший ученый. И, конечно, Черная Королева, могучая и прекрасная – главный противник нашей Кори, обычной «стертой» созерцательницы, внезапно преобразившейся в Неистового Ангела Мести в финале. К развязке Кори, конечно, превращается в классическую неубиваемую Мери Сью, которой море по колено, горы по плечо, все дается даром, сразу и огромной ложкой… и об этом-таки тоже позже.

 

А теперь о сюжете, конфликте и прочих структурных штуках произведения.

И структурно, и по смыслу роман делиться на три части, связанные между собой только миром и жизнью главной героини. В остальном же их запросто можно рассматривать как отдельные произведения «из жизни Кори», сюжет и идея каждой части вполне самодостаточны. Пересказывать я не буду, конечно, только остановлюсь на основных моментах: конфликт и смысловой посыл, как я его вижу.

Часть первая: Реабилитация. «Стертая» Кори в Реабилитационном центре города Нелоуджа.

Кори с подружками просто живут, работают, ходят на «охоту» за историями. Иногда то у одной, то у другой мелькает желание узнать свое прошлое, но все это вяло, зыбко, не особо колеблет эмоциональный фон героини, и на центральный конфликт не тянет. Однако проскакивают локальные конфликтики, вроде приращённой руки мальчика-воришки или драки с главарем шайки. По сути первая часть призвана показать мир Нелоуджа и познакомить с фантдопом, что и делает. Туманные намеки и хвостики на будущее можно в счет не брать.

Часть вторая: Дорога. Путешествие Кори с группой бродячих музыкантов.

Да, да, автор не грузит нас разъяснениями истории и географии – автор просто устраивает нам созерцательную экскурсию по миру на две трети романа. Причем за время этой экскурсии почти ничего значительного не происходит… но ладно, про Дорогу.

Кори встречает Кима, между ними завязываются любовные отношения. Ким зовет Кори гастролировать вместе с его группой, она соглашается. И потом целую треть романа они переезжают из селения в селение. Эта часть опять-таки показывает мир произведения, его тайны и чудеса, расширяет понятие о нем. За счет того, что именно в этой части мир наиболее продуман и с любовью описан, Дорога интереснее Реабилитации. Плюс к красотам мира в этой части добавляются некие авторские рассуждения о прелести свободы. Опять-таки интересно, но довольно вяло, потому что просто декларируется, нет выраженных через сюжет доказательств, нет конфликта и решения, просто красивые примеры, намеки и хвостики на будущее.

Тут я видел, девушки переживали, что любви мало, чувств… напрасно. Любви в отношениях Кори и Кима полно, настоящей такой любви, принимающей и необременяющей, светлой и дающей. Но ощущение такое, что чувств мало, есть, и происходит оно опять-таки от отсутствующего напрочь конфликта.

В общем, часть на любителя неплохая, но стоит ли писать путевые заметки о несуществующем мире?

Кроме того, тут о стиле сказать будет нелишним.

Такие вещи, как путевые заметки, здорово выигрывают как раз за счет отточенной стилистики. Не стерильной, а именно отточенной, выверенной. Но в этом романе со стилем проблемы. Например, совершенно точно без учета стилистической разницы употребляются слова «слухи» и «сплетни», «сильно» и «усиленно», конструкции «рассказать про что-то» и «рассказать о чем-то». Текст изобилует канцеляризмами, но это еще полбеды. Хуже, что канцеляризмы вдруг одним махом переходят в цветистые фигуры речи, подчас противоречащие друг другу. Или появляются вдруг устойчивые выражения, неверно переиначенные. А еще часто употребляются упрощенные безликие слова, вроде «сильный», «красивый», «длинный» и т.п. хотя более точные, конкретные и меткие звучали бы куда выигрышнее. Все эти огрехи в итоге размазывают и визуальный и чувственный эффект от описаний. Мир предстает несколько безликим, серым и туманным.

Часть третья: Институт. Кори уходит от Кима и его группы и поступает в Институт жить и работать.

Институт – некая социальная структура, обладающая огромными запасами ресурса и реальной властью в мире произведения. В Институте работают самые интеллектуальные представители общества, они свободны в выборе тем для исследований. Причем более важным считается не польза обществу, а объем получаемого от исследований ресурса. Кори работает с одной группой, затем с другой… внезапно наталкивается на секретную тему, намекающую на тайну Института и одновременно тайну ее прошлого.

И — о чудо! – в произведении, на последней четверти объема текста, возникает конфликт и сюжет! Наконец-то, дождались. Ура, товарищи…

Тут события начинают раскручиваться с бешеной скоростью, заваливая читателя тоннами пафоса, лавиной эмоций, аднаногими сабачьками, артефактами, роялями из кустов и прочей атрибутикой упрощенной сказочной беллетристики.

Возникает Главная Злодейка Элеонора, по совместительству руководитель Института, которая, оказывается, самолично велела мучить голодом, болезнями и увечьями простой люд, чтобы те несли последние заработанные непосильным трудом гроши ей, ради возможности купить исцеление и помощь. (Непонятно, правда, почему сами эти люди не могли надыбать ресурса и хоть как-то о себе позаботиться? Пусть не на уровне великих магов, но хоть просто выжить-то? У них же тоже эта способность есть. Она по условию есть у всех. Опять же, непонятно, почему в этом мире не нашлось достаточно гуманистов, чтобы изменить ситуацию? Все Кори дожидались, что ли? Ведь по сюжету есть высокоморальные маги: и бабушка, и добрый профессор, да и многие «стертые» не лыком шиты. Почему они не действовали во благо общества?)

Кори все это, конечно, молча терпеть не может. Она внезапно просыпается, накачивается мотивацией к действию. Мотивация разная, очень сильная: начиная от тайны прошлого и заканчивая неминуемой смертью через несколько часов. Крутеет буквально от строки к строке, превращаясь в того самого Непобедимого Ангела Мести.

Попутно всплывают отрывочные факты ее прошлой биографии с намеками на тайные знания и давнюю вражду с Институтом, что делает Кори еще более непримиримой.

Финальная битва.

Зло повержено.

Добро-с-кулаками (т.е. Кори) после победы доживает последние мгновения. И в это время, конечно, находит записку от самой себя до стирания, где рассказывается прямо и в лоб вся ее прошлая жизнь. Все читатели ожидаемо плачут. Потом записка заканчивается рецептом чудесного спасения. Все читатели ожидаемо ликуют.

Все, конец.

Можно было бы еще кое-что вспомнить… но ладно. Хватит уже.

 

В общем, мое мнение таково: автор, несомненно, умен, и идея произведения у него годная. Но вот исполнение – это самый начальный уровень. Учиться надо писать романы, много учиться и упорно, если, конечно, оно вам интересно не на раз.

 

И напоследок о главном экзистенциальном вопросе. Он в «Дороге…» не рассматривается, но очень мог бы – сюжет самый подходящий. А вопрос вот в чем: зачем великому магу материальное богатство и политическая власть? Зачем вся эта ерунда понадобилась всемогущей, как бог, Элеоноре? Какие-такие проблемы она могла решить властью и золотом?

Ведь Кори-то всего этого было не нужно! Она была крута и без этой мишуры.

Вот это противоречие реально интересно было бы обсудить и выводы сделать – ресурса прирастить немного ;)

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке

 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль