С. Гольшанская, «Неторенными тропами» (тема произведения в конкурсе)
Начну издалека, с тайных мотивов, разоблачений и личных интересов.
Светлана Гольшанская – автор, с которым я знаком очень давно. Впервые прочел ее творение лет… много уже назад, и это был отрывок из романа «Десять тайн Охотника на демонов» (серия «Сказания о Мертвом боге»). Прочел – и тогда мне не понравилось. Не понравилось, честно говоря, все: и герои, и логика мира, и подача. Тогда мы на разные темы поспорили… ну и все.
Прошло несколько лет, и я открыл, не помню уже, почему, ее «Северный путь» (часть той-же серии). И тут – о, удивление! – нашел живой, искристый талант рассказчика: объемный мир, характерные герои, бойкий сюжет и интрига, которая не отпускает. Славянский быт, имена, которые показались мне польско-литовской смесью язычества и христианства, зримая сказочно-мифологическая основа, поданная в реалистичной манере – все это напомнило мне Сапковского. Причем, показалось, что эта история ничем тому же Ведьмаку не уступает. Я, конечно, очаровался, принялся читать… и разочаровался после первых глав: мир съежился, сюжет разжижился и развалился, герои потеряли аутентичность, и – самое мною ненавистное – пошли длинные пустые диалоги. Я сдался и бросил.
Наверное, я так бы и не стал больше читать этого автора, но вот, в клубе романистов мы снова встретились. Посчастливилось, повезло!
Действительно, повезло. Потому что уже на этапе чтения по отрывкам было заметно, что это – совсем другой автор и совсем другой текст. Нет, Светлана не изменила себе, просто выросла. Теперь перед нами – не побоюсь этого слова – состоявшийся автор со своей идеологией и своим лицом.
А теперь, пожалуй, ближе к теме: «Сказание о Мертвом боге», история первая (?) «Нетореными тропами».
История написана в жанре самого настоящего эпического фэнтези и как таковая состоит из двух частей, которые одновременно и неотъемлемо связаны, и могут читаться самостоятельно. Связаны они судьбами сквозных главных героев, Лайсве Веломри и Микаша Остенского, и революционным историческим периодом – временем падения Ордена Сумеречников и восхождения новой единоверческой религии. Дело в том, что сумеречники, одаренные и обученные когда-то Безликим для того, чтобы защищать людей от демонов, просачивающихся в этот мир из иномирской червоточины, со временем утвердились как элита общества, разбогатели, обленились, погрязли в спеси и чванстве. Простые люди перестали доверять ордену. Теперь сумеречники для них – не почитаемые защитники, а мироеды и узурпаторы. Безликого, давно покинувшего свою паству, забыли, и в недрах недовольства зародилась новая религия: вера в Единого, спасителя, который придет и осчастливит каждого, независимо от положения, дара и богатства, кто последует за ним.
Лайсве — дочь лорда-сумеречника, сбежавшая из-под венца, чтобы найти и пройти свой собственный путь. Ее цель – пробудить Безликого, того самого Мертвого бога сумеречников, сначала – ради себя и своих не слишком ей самой понятных девичьих мечтаний, а в конце пути – ради спасения Ордена и всего человечества. Микаш – юноша-простолюдин, рожденный с сильным даром телепатии (один из талантов, присущих рыцарям-сумеречникам). Семью Микаша, как и все его село, погубили демоны, и теперь его единственная цель в жизни – поступить в орден и убивать демонов.
Первая часть Неторенных троп – это традиционный для жанра фэнтези роман-дорога и, кроме того, роман взросления главных героев. Тут описывается путешествие Лайсве, ее брата-близнеца Вейаса и примкнувшего к ним Микаша к гробнице Безликого. На пути все трое очень молодых и наивных поначалу ребят видят реальный мир, переносят тяготы жизни, попадают во множество опасных приключений и к концу дороги достигают определенных целей, каждый – своих.
Вейас Веломри… его судьба, пожалуй, самая печальная. Поначалу мы видим мальчишку-мечтателя. Он не хочет быть рыцарем, как запланировал для него отец, как вообще испокон веков было в его роду. Но Вейас – другой: любит книжки, звезды и травы, все новое и интересное. Он бы хотел изучать мир, а не сражаться. А еще он любит Лайсве, не только как сестру, но и как женщину. Эта любовь, как я понимаю, его и сломила. Осознав ее, и вместе с тем осознав всю преступность и невозможность своей страсти, Вейас отказывается от сестры, возвращается домой и принимает свою участь – становится рыцарем.
Лайсве находит Безликого и узнает, что все не так просто, что даже боги платят за свои желания. И порой цена слишком высока: Безликий брат-Ветер сделал все, что мог, чтобы оградить любимое человечество от гибели и поплатился жизнью. Развоплощенный, он лишен сил и воли и не может вернуться. Люди должны сами о себе позаботиться. Узнав такую правду, Лайсве теряется. Теперь ей снова придется выбирать: искать ли дальше пути возвращения в мир Мертвого бога? Или вернуться к отцу и выйти замуж? Или, быть может, дальше искать нетореную тропу, свой и только свой жизненный путь? Она выбирает третье.
А Микаш – просто любит Лайсве и хочет быть с ней рядом. Теперь они продолжают путь вдвоем.
Вторая часть истории посвящена жизни Лайсве и Микаша в Искандерии – крупном городе науки, театров и библиотек.
Пылает война ордена с единоверцами: рыцари сильны и хорошо обучены, но единоверцы многочисленны, новая религия все больше и больше захватывает умы народа, значит, и под знамена единоверческой армии встают все новые воины. Кроме того, самими заветами Безликого сумеречникам запрещено поднимать меч против людей. Но заветы рушатся, а вместе с ними и остатки нравственной основы рыцарства. Орден гниет изнутри.
Только один воевода – легендарный Гэвин Комри – не желает изменять своему предназначению. Он по-прежнему защищает людей и громит орды демонов. Заметив, что Микаш честный и искренний парень, кроме того на редкость силен и одарен, Гэвин берет его в орден. Сбылась мечта, теперь рыцарь Микаш, прозванный Остенским, может отомстить тварям за родных и близких.
Пока Микаш воюет и совершает подвиги, Лайсве ищет свое место в Искандерии.
Ученый муж Жерард Пареда узнает в Лайсве пророчицу Безликого и берет ее в свой проект по созданию оракула. Смысл проекта – через трех норн-пророчиц привлечь в мир силу их божеств-покровителей, и с ее помощью уничтожить единоверцев.
Дальше спойлерить не буду, попробую лучше проанализировать произведение.
Помимо ярких, аутентичных героев, которые мне, как уже понятно, понравились, большим плюсом я назову сюжет произведения: богатый, плотно сбитый и логично выстроенный. При таком значительном объеме автор на удивление сумел избежать провисов, топтания на месте и оборванных нитей: все герои, не только первого, но и второго, и третьего плана, имеют значение, каждая судьба доведена до логического конца и вплетена в общее панорамное полотно. Да простит меня признанный автор, но я нахожу сюжет ПЛиО, например, гораздо более рыхлым и бестолковым, чем «Тропы».
Недостаток (который мне кажется объективным, ага) один. Это слишком большое внимание идиллическим отношениям Микаша и Лайсве. Обилие любовных и эротических сцен подутомляло. Не то чтобы это написано плохо или я такой противник любви и эротики в фэнтези – ничего подобного. Просто уж очень у них там все было сахарно и мармеладно. Оно и правильно, так надо по сюжету. Но читать-то о чем, если конфликта нет? Эротика знатная, да, но как по мне, так хватило бы одного первого раза, а остальное – просто сказать, что было все также здорово, и все.
И второй – это уже чистая вкусовшина: пророчество. Ненавижу пророчества. Во-первых, мне тут видится такое заигрывание автора с читателем: а вот отгадай, каких я тут туманов напустил! И если ты текстом заинтересован, то будешь же как дурак отгадывать! А это в итоге ни то спойлер, ни то обман. И второе, почему не люблю – потому что пророчество порождает предопределенность. А мне больше нравится, когда персонажи сами решают свою судьбу.
Мир произведения… вот мне кажется, что мир – он и есть авторская идея. Сам мир, его утройство, его метафизика и мифология – а мифологии здесь очень, очень много – и есть то самое сокровенное знание, жизненное открытие, которым автор делится с читателем. Нам как-бы показывают: мир устроен вот так и вот по таким законам работает. Будете нарушать законы, получите совершенно конкретный разрушительный результат. А если хотите восстановить, то надо сделать так и этак. Такой подход, на мой взгляд, тоже роднит роман с мифом. Миф же зачем создается? Во-первых, записать историю народа, а во-вторых, закрепить в народной памяти уже изученные и проверенные предками законы морали и нравственности, которые нужны не «потому что бог сказал» и не «потому что добро», а потому что это и есть законы выживания.
Автор много раз прибегает к аллюзиям на известные исторические и мифологические предания, сказки и легенды, опирается на множество ритуалов разных религий, и этим самым как-бы тоже взывает к культурной, генетической памяти читателя, дает ему некоторые дополнительные опоры для понимания сюжетных ходов и стоящей за ними идеологии.
Ну вот, чтобы не быть голословным, попробую озвучить одну из идей романа. Все религии (моральные доктрины) – суть одно, потому что питаются из одного источника. А тот, кто развязывает религиозные войны, не принадлежит ни к одной из них. На самом деле он и есть враг всех богов (доктрин) и враг рода человеческого. Истина эта конечно старая, но на самом деле все настоящие истины – старые. И нуждаются в том, чтобы время от времени о них рассказывали иначе, чем всегда – стряхивали пыль обыденности и заставляли сиять новым светом.
И в заключении скажу пару слов о языке романа.
Язык мне показался средне-нормальным, таким, который не замечаешь: он не лезет в глаза ни красотами тропов, ни корявостями и ошибками. Я в принципе люблю стилевые изыски, и думаю, роман бы выиграл, будь язык поизысканнее. Но тот, что есть, тоже неплох, он нейтрален и функционален – и этого достаточно.
А вот с тем, что Светлана (как сама говорит) не умеет делать описания, не соглашусь. Мир и герои в романе показаны вполне зримо и богато. По крайней мере у меня при прочтении получился вполне себе блокбастер, а не какая-нибудь дешевая малобюджетка.
Вот… дорогие мои читатели, добрались до конца? Кто добрался – тому большое человеческое спасибо.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.