Ксения Грон. Рецензия на роман Арисы Вайи "Лепрозорий"
 

Ксения Грон. Рецензия на роман Арисы Вайи "Лепрозорий"

+23

Лепрозорий

«Лепрозорий» увлёк меня с первой главы ещё на апрельских отзывах. Вообще, у меня большой список на чтение и по логике этот роман должен был попасть в его конец, ибо есть вещи, которые хочу прочитать ещё с прошлого года… Но, как видите, я послала в бездну всю очередь. Времени в это лето у меня намного меньше, чем в прошлое, но к героям «райского сада» я вернулась.

Кстати, хочется сказать «А-та-та!» автору за синопсис. Нет, он неплох, всё к месту… но, когда читала его на заданиях не привлёк внимание никак. Ни отторжения, ни увлечения — просто оставил равнодушной. Если б не апрельское распределение…

Ну-с, со вступлением закончу, приступим к рецензии.

 

Идея

Идея, что лежит на поверхности крутится вокруг мести, предательства, чувства долга, верности и дружбы. Какие грани между всеми этими понятиями? И есть ли они, вообще, эти грани? Или, может, люди придумывают их сами, загоняя себя в рамки.

Героям предстоит пройти долгий и трудный путь, чтобы познать ответы, по пути познавая себя. Возможно ли найти себя, когда кажется, что уже и искать не надо? Следующая идея связана как раз с открытием новых граней личности. И с обретением цели тогда, когда она уже вроде бы и была не нужна…

О, бездна, как мне близки эти темы и идеи. Пусть я их облекла в совсем другую форму и историю, но… Не о том речь сейчас, простите.

А речь сейчас пойдёт о главной идее романа (конечно, о той, которая стала главной для меня). Отношение к миру, к окружению, к обстоятельствам. Можно понимать, что вокруг цирк уродов, а весь мир — лепрозорий, но любить его таким. Можно понимать и пытаться изменить. Можно не понимать и обвинять Создателя во всех бедах. А можно… да тысячи вариантов. Каждый выбирает сам, что ему делать: радоваться или плакать, сдаваться или бороться, жить или существовать.

Ну и конечно же в лепрозории осталось место для любви. Она есть в романе. Хоть отодвинута на второй план, но по сути является двигателем всего. Неким катализатором всей истории. Любовь может быть странной и искренней, беззаветной и болезненной, настоящей и придуманной. Любовь может быть детской, родительской, к наставнику, к себе, к империи. Между мужчиной и женщиной, наконец. Между создателем и творением. Несовершенной и совершенной… как и весь этот цирк, тоже разной.

Исполнение

Герои полностью справились со своими ролями в романе и работают на все идеи. Не убавить, не прибавить. Разве что мне Лиона как-то не хватило. Он долго оставался тёмной лошадкой и его действия были непонятны. Хоорс, кстати, тоже. На протяжении всего повествования он позиционировался как «павлин». Но «павлиности» тоже не хватило. Всё-таки видение его глазами Люции перевешивало. Какой бы характеризующий эпизод, где бы вся его натура проявилась во всей красе, не оставив сомнений… Потому что сейчас его предательство немного покоробило, показалось не до конца логичным. Изабель показана довольно истеричной особой, что в общем вписывается в историю. Понятны её мотивы. Не нужно было бросать девчонку одну… Но не вписывается безграничная любовь к Люцифере. То есть она несколько раз декларируется, но показано-то всё совсем иначе. Может, стоило убрать эти упоминания? Оставить восхищение силой, желание обладать той же мощью, способностями, а привязанность убрать. Хотя если такое отношение тоже рассматривать как грань болезненной любви — не знаю.

Раз уж речь зашла о героях, то отвечу на вопрос автора о положительных и отрицательных героях. «Добро — это те, кто победили». Очередная интерпретация фразы: «историю пишут победители». Другими словами нет в лепрозории положительных персонажей. Сначала хотела Еву назвать, но она ведь тоже пошла на поводу у гордыни и осознанно убила скольких Волков. Пусть она и не знала, что они неопасны, но убийство трудно оправдать. А отрицательных и подавно нет. У каждого были причины поступать именно так, а не иначе, если задуматься.

И пожалуй все герои лицемеры. Алиса убила свой отряд. Чудовищно даже не то, что у них были друзья, родные и т.д., а то, что они ей подчинялись, доверяли, считали опорой. Киране предложили мир, отдав статую кого? Мёртвой Люции. Подписав приказ о подчинении кому? Живой Люции. Лион тоже бросил всё на кон. Скольких предал, убил? Сама Люцифера идёт по головам. И своих, и чужих. Даже в последний день, расчищая себе дорогу, убила всех попавшихся Охотниц. Стоили их жизни её собственной? И так можно перечислять о каждом герое.

Так, ещё что хочется сказать про исполнение. Первые две части прочитались влёт. Полнейший восторг, интерес и желание узнать, что же дальше. А вот третья пошла почему-то со скрипом. У меня возникло предположение, что автор устал редактировать ближе к концу. Хотя последние главы, где-то с сорок второй, полетели опять с бешенной скоростью. Последовательно меняя стадии: «ну ещё маленько, одна сцена и всё» — «ну до конца главы чего тут осталось-то?» — «а, в бездну, сон для слабаков!»

Ну и немного конкретных придирок

Ну и немного конкретных придирок. Мне это всё особо не помешало, но вопросы и ощущения кое-какие возникли.

Диалог Люции и Хайме про женщин-воинов. Показался каким-то несуразным и не к месту. (Глава “Мужчина и женщина”) То есть я понимаю, для чего он дан. Здесь неплохо раскрываются оба персонажа, но как-то уж нелогично они перешли на этот спор. В общем, вызвал большое недоумение.

Диалог Рауна и Лиона про предателя. Непонятное начало, непонятные рассуждения Рауна про Алису. (Глава “Всё ради обстоятельств”) У меня почему-то не связался он нормально ни с историей до, ни с историей после. Раун говорил очевидные вещи, а Лион поддакивал. Единственное, для чего всё это было, чтобы Лион осознал, что сам подставил Инпу, но… в целом, странный диалог.

Глава “Я хочу быть как ты». Непонятное начало: сколько прошло времени? Ночь? Час? Неделя? Потом есть ответ, но не хватает этого сначала. Так, прошла неделя. Почему за это время так и не появился Хайме с яблоком? Почему тянул, ведь Химари могла умереть? Про паутину и лиловую тень — раньше не было этого нюанса. Говорилось, что если провидица увидит, то она усиливает вероятность этого варианта будущего. Теперь откуда-то появилось новое условие про тень. Почему она не рассказала Люции о видении? Что та презирает пророчества — слабая отмазка. Какие мечтания? Ей по характеру предполагалось дрожать и бояться… Почему не разбудила Люцию, как только поняла, что волки пришли? Коты гнали последних волков, чтобы те создали коммуну. Неужели Хайме и правда не знал, что гонит их на Люцию с Евой?

“Легенда о Самсавеиле и Еве”. Проклятие Евы. Она прокляла себя или Кошек? Зачем она это сделала? В общем, я не поняла вот этот абзац:

“Мы так часто находили Ее и приводили к нему, что однажды Она нас прокляла. И, видит Самсавеил, нет ничего сильнее Ее проклятия. Ни один Кот и ни одна Кошка не может привести Еву в Райский сад. Ведь тогда Ева непременно умрет. Снова. И снова воскреснет, но уже другой.”

“Нет ничего пагубнее женщины». Разговор Лиона и Алисы местами показался со сбитой логикой. Ну или какими-то странными реплики Лиона, начиная вот отсюда: “— А то ты не знаешь? —» В общем, непонимание. Вот я выше уже говорила, что мне не хватило Лиона до этого. Может, тогда и этот диалог смотрелся бы нормальным.

“Счастье для чудовищ». Диалог Хайме и Химари — непонятно признание про слежение веками. То есть он за ней следил, когда она уходила на задания, а она не могла узнать в тигре его? Хотя говорилось, что в Храме уже в войну она узнала его, но он молчал и она поверила, что это просто дикий тигр. Так почему раньше-то никак не могла узнать его (до войны)? И в принципе я так и не поняла, почему он не сказала ей что выжил с детьми. Ну отдал он свои три жизни за неё, а почему сказал сыну вернуть на площадь сожжённого города?

И в конце Самсавеил оказался прикован в Райском саду. Понятно, почему Еву могла привести только Люцифера. Непонятно, почему Кошки не могли освободить его раньше.

Ну и в целом, третья часть хуже вычитана. Опечаток больше, чем в первых двух (там их вообще почти не было). Не помечала — читала то с читалки, то с телефона. Может, это уже отразилось в косметическом ремонте, не знаю.

Впечатление

Несмотря на все «фи», что были выше, впечатление прекрасное. Отношение Люции к миру оказалось мне очень близко. Не сама героиня и её принципы (или наоборот беспринципность, это как посмотреть), а именно её философия и отношение к жизни. Да, мир прекрасен. Да, он несовершенен в совершенстве и совершенен в несовершенстве. Если б мир и окружение было б другим, мы бы тоже были не такими… И я безумно люблю свою жизнь такой, какая она есть. Здесь, мне кажется, произошло стопроцентное попадание. Срезонировало так, что…

При этом остальные герои не разделяют это мнение. Ева не понимает, Химари понимает, но до конца не осознает или просто думает чуть иначе. Самсавеил считает по-другому, будучи не согласным в корне. Но ведь это и прекрасно, разве нет? Если б все думали одинаково, было бы скучно. Все больны проказой, но каждый по-своему…

Кстати, была ещё одна мысль у Люции, которая совпала с моей. Про ненужность самобичевания. Трезвый анализ, осознание своих ошибок, выводы на будущее — да. Самоистязание, мысленное возвращение в прошлое, «а что если бы я тогда поступила не так, а так» — нет. Нет, не поступила бы.

В общем, спасибо. Книга «на подумать», оставляющая после себя не осадок, а послевкусие. Желание размышлять и возвращаться к героям. Пожалуй, эту историю стоит прочитать ещё раз через некоторое время. Уверена, что тогда она ляжет по-иному. Кристаллы заискрятся совсем по-другому, поворачиваясь новыми гранями.

P.S.: Я тоже думаю, что всем нужна Люцифера.

«Все мы должны были понять, что можем быть счастливыми, какими бы мы не были на самом деле. И какой бы ад нас ни окружал. Счастье — оно в нас самих, оно не зависит от красоты и удобства нашего мира, не зависит от окружающих нас людей. Единственное, от чего зависит наше счастье — от нас самих. И только мы за него в ответе. Возненавидим — получим удар по самому дорогому. Испугаемся — получим много боли. А если полюбим — сможем жить, а не существовать. От этого жизнь не станет проще, но станет легче дышать».

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль