NB: Всё ниженаписанное является личным мнением и на великую литературную критику не претендует. Ибо ночь темна, полна спойлеров и резких негативных комментариев…
В первую очередь к этой книге меня привлекли жанр и аннотация. Когда заявлены магический детектив и демоны, искушающие смертных, — сразу в голове возникают десятки образов и сюжетных линий, одна другой интересней. Магические преступления, разнообразные искушения, возможно, какие-то противостоящие демонам силы добра (смертные или не очень), философская составляющая в плане людских желаний и душевных метаний — этакая смесь «Люцифера», «Константина» и «Сверхъестественного». К сожалению, это впечатление оказалось обманчивым с первых строк.
Я не люблю бросаться категоричными заявлениями, но этот роман мало того что не соответствует жанру, так он ещё и романом по сути не является. В нём отсутствует структура, которая должна делать его таковым. К примеру, завязка ещё худо-бедно есть, а вот с кульминацией и развязкой как-то не получилось. А учитывая некоторых персонажей (о которых я упомяну позже), можно смело называть этот опус фанфиком, причём довольно низкопробным. Тем более, что на другом ресурсе приквел к «Уик-энду» так честно фанфиком и именуется. Но об этом чуть позже.
Что по определению должно присутствовать в магическом детективе? Магическая составляющая — и детективная составляющая. И если первая худо-бедно в наличии (всё-таки, главные герои — демоны, которые владеют магией), то второй практически нет. Да, убийство в тексте присутствует, и за него даже вроде как пытаются наказать, но эта линия настолько скомкана, мелка и явно не нравится автору, что её смело можно не считать. То есть, детектива — нет. Нет тайны, нет расследований, тем более магических расследований. Есть кучка демонов, решающих свои семейные проблемы, во главе с красавицей Лэр, которую все хотят и которая хочет всех, — и очень слабо и скудно представленная команда Серых Кардиналов, которые им вроде как противостоят, но в конечном счёте — нет.
Содержание «Убойного уик-энда» можно пересказать парой фраз: на пикник в мир людей выходит пачка демонов, единственный женский персонаж из которых не может разобраться со своими мужчинами в этой пачке и за её пределами — а её дети оказываются от разных отцов, причём местами не таких, как все считали. Они притворяются рок-группой, бухают, танцуют, развлекаются, но, кроме двух-трёх жертв, никого не соблазняют, занимаясь, в основном, друг другом. В процессе умирает одна девушка — и на это дело выходит группа из одной невнятной организации надзора, но один из них западает на нашу любвеобильную даму, и в итоге даже после «махача» (да, это авторское название их столкновения) эта попытка конфликта утихает каким-то неловким и нелепым образом. Основной же конфликт заключается в том, кому даст и с кем останется дама. На этом всё.
И в принципе, из этого можно было бы сделать неплохой сюжет, развив фанфик в любовный роман — и чёрт с ним, даже с элементами магического детектива. На самом деле, мне как мастеру и автору очень понравилась идея, высказанная уже под финал всего действа: что эти события на самом деле повторяются раз за разом, просто не все об этом помнят, — и это получается личный ад для самих демонов. Это очень хорошая мысль, из неё можно было бы сделать конфетку, ещё и философии додать. Но увы. Всему мешает… всё. И да, я ещё раз прошу прощения за категоричность и негатив, но это именно так.
То, что текст отчаянно нуждается в бете, — это меньшее из зол. Да, большие проблемы с пунктуацией, очень много ненужных дефисов (кто-бы, всего-только, как-бы, не разлей-вода, по-обычаю, по-крайней мере), автор путает крестника с крёстным, но повторюсь — это ерунда. По сравнению со стилистикой, содержанием и общей подачей текста и персонажей.
И тут я даже теряюсь, не зная, с чего начать.
Наверное, с того, что написано это отнюдь не литературным языком. И под литературным я подразумеваю не высокий штиль с навороченными метафорами, а просто грамотную письменную речь. То, что мы видим в тексте, — это крайне скверный вариант разговорной речи откровенно неграмотного человека, перенасыщенный дворовым сленгом, сюсюканьем, жаргонизмами и совершенно неуместными рядом с ними, редкими оборотами высокого слога. И нет, я сейчас говорю не только о речи и мыслях персонажей. Выражения «дружбан», «брательник», «пучеглазила», «разгневился», «бесопузы», «очаровашка» и «капризные писюки» присутствуют не только в речи гоповатых хамов-героев, но и в словах автора, сиречь — повествовании от третьего лица. И наряду с ними — торчащие, как МПХ на женском теле (прошу прощения за сравнение, но уж очень подходит), «сие» и «лицезрея».
Автор ничтоже сумняшеся заигрывает с читателями, оставляя совершенно ненужные в художественном произведении комментарии в конце или начале глав, как бы вызывая читателей на диалог примерно в таком стиле: «Ути-пути, если тебе есть 18, читай там-то то-то и то-то — и приготовь ОГНЕТУШИТЕЛЬ!!!» Я почти цитирую. Подобные кокетничанья в попытке привлечь внимание хоть к чему-то в своём произведении (а как же, горяченькая клубничка, налетайте, граждане со спермотоксикозом!), а также куча скобочек-смайликов и капс заставляют покрыться фейспалмами и вспомнить фикбук в его худшие годы.
Кстати о фикбуке. Я уже упоминал о том, что «Убойный уик-энд» по сути является фанфиком. И дело не только в том, что в тексте присутствует откровенно напрямую взятый из аниме «Тёмный дворецкий» демон-дворецкий Себастьян (и автор отнюдь этого не скрывает и не стесняется, даже иллюстрацию предъявляет соответствующую) — никак не изменённый, с каноничной внешностью и даже фирменными жестами. Тут ещё другое. Меня не оставляет ощущение, что это по факту переделанная текстовая ролёвка с какого-нибудь форума или того же флаймера, когда игроки берут себе разных безумно красивых сексуальных персонажей (желательно — демонов, вампиров и т.д.) и начинают играть в отношения с откровенным сексуальным уклоном. Тут — то же самое. Постоянный упор на то, как выглядят герои, какие у них накачанные кубики пресса, идеальные тела, безумно красивые глаза, нарочито сексуальная и ничего не скрывающая одежда, умопомрачительный бюст (один, поскольку женский персонаж тоже, по сути, один, две-три статистки не в счёт), длиннющие ноги и демонстративно развратное поведение. В угоду ролёвке же говорят иллюстрации в виде аватарок штампованных корейских мальчиков. Они разбросаны по тексту слишком часто, чтобы поверить, что это делается лишь для того, чтобы читателям было легче визуализировать героев. На мой сугубый взгляд, это делается для того, чтобы читатели вместе с автором лишний раз на этих героев… хм, полюбовались, скажем так. «Асми», «Себушка» и «Уфирчик» в речи автора только подчёркивают это стремление.
С другой стороны, в самом начале текста — экспозиции персонажей как таковых нет, кроме Таро и Хиро. Случайный читатель не сразу перестанет путаться, ху из ху и почему Лэр-Рэзамэль и Илэриас — это одна дама, а не два разных человека. Я понимаю, что это уже второй «том» данной эпопеи, но не зря же и во вторых книгах очень многие уважаемые авторы легко и ненавязчиво напоминают читателю, кто все эти люди и как они выглядят.
И — нет, я вовсе не противник фанфиков, хоть ориджиналов, хоть нет. Когда-то я очень любил под настроение почитать годно написанные произведения из разных фандомов. Мало того, я сам пишу фанфики время от времени. Но — и я повторяю это «но» © — и фанфики тоже нужно уметь писать хорошо. А то я гляжу вот на это у автора: «дьяволёнок с чёрными как ночь волосами», «взглянул синими безднами», «”стальная” попа», «мягкие полные полусферы», «кавайно протянул»,
— и меня аж ностальгия охватывает по сахарно-сиропным постам с беона.округлил свои глаза цвета грозовых туч, окрасившихся лучами Розового Солнца. Они у него были прозрачно-сиреневыми.
Ах да, чуть не забыл ещё один откровенно фанфикерский момент! Смена POV. Вернее, буквальное об этом упоминание. Серьёзно. В начале главы или раздела: POV Илэриас, POV Асмодея… Большими и красивыми латинскими буквами.
Наличествуют пропуски личных местоимений там, где не надо:
— недоумевающе взглянул карими глазами, в которых сейчас отчетливо различились нефритовые пламенные всполохи, фиг знает что означавшие в его настроении.
Услышала в ответ и улыбнулась.
Расстанься тогда с Абигором и прими нейтральную сторону, — тяжело вздохнул.
Корявое построение предложений:
решила акцентировать внимание на воспоминании их свадебного дня и том, что случилось в Куин-сити, городе, теперь которого нет.
Чьё лицо, простите? Себастиана — или того, кто по-доброму улыбался?вдруг усмехнулся Себастиану совсем по-доброму, отчего лицо его покрылось красными пятнами.
Ещё из перлов: накрахмаленные руки, дружественный звон стекла, замкнутое сцепление (об объятьях), солоноватые глаза, гипнотическая тряска тела в духе Востока, фейерверковая эйфория, первозданные манеры, внушимый ожог, сием известием, вершать дела, сгребсти…
Персонажи — под стать своему языку. Вроде бы они заявляются как высшие демоны, важные чины в мире ада, который у автора называется Демонией. Сплошь короли и генералы, один Асмодей чего стоит. Но они говорят и ведут себя, как не очень умные, неуравновешенные малолетние гопники, у которых понтов много, а знаний, умений, навыков и реальной силы подняться до действительно значимых товарищей не хватает. Вот они и сублимируют как могут. Кстати о неуравновешенности: такая быстрая смена настроений, безудержный смех и судорожные тряски руками — признак психопатии. И это воистину объяснило бы тот безудержный бред, который творится на страницах этого произведения. Что взять с сумасшедших? Может быть, это вообще — клиенты какого-нибудь узкоспециализированного закрытого заведения, которые посапывают себе мирно под капельницей и видят себя во снах могущественными инкубами и вампирами? Мне в это легче поверить, право слово.
Нет, я не спорю, даже тысячелетний демон вполне может общаться на молодёжном сленге: когда это нужно, чтобы слиться с толпой смертных, или среди своих, или просто — нравится ему! Но у меня в голове не складывается образ могущественного верховного владыки, который, как обиженный ребёнок, брызгая слюной, кидает в лицо своему противнику нелепое и откровенно детсадовское «ржаку в сраку» перед тем, как кидаться мутузить ему это самое лицо своими царственными кулаками. Пусть бедолага Асмодей действительно вежливостью не страдает, но «ржаку в сраку» — это какой-то… позор? Милейший, да над вами потешаться будут. ©
И к слову о драках, эти великолепные боевые кличи — объявление удара перед его нанесением! И какие…
Я очень люблю «Наруто». Но… вы серьёзно?— Попробуй-ка мою нахренвыносилку!
— Погребающий пинок!
— Крученый удар!
— Суперпогребающий кулак!
— Челюстьдробилка!
Ещё несколько оборотов из уст героев, «дополняющих и раскрывающих» их образ могущественных жителей Ада: сыкую, ужжести, офигевши, охренела на корню, пущай, «хрен с тобой, золотая рыбка», пшёл нах, ты ж моя заечка, агась.
Обязаны ли говорить подобные индивиды исключительно высокопарным слогом, чураясь любой непотребщины? Отнюдь. Но, во-первых, у них должна быть мотивация и обоснуй для такого стиля речи. У читателя не должно возникать чувство когнитивного диссонанса, герои не должны казаться школьниками, которые враз забыли свой тысячелетний опыт и общаются только словами последнего десятилетия. Нарочитая грубость и фамильярность должны быть обоснованы. Это во-первых. Во-вторых, то, что мы видим в тексте, — это не просто перебор, это слов таких нет, какой перебор. И потом, если действие происходит на Манхэттене (стало быть, общаются герои на английском — ведь не только между собой, ещё и с людьми), то откуда в их устах откровенно русские словечки? Художественный перевод — художественным переводом, но здесь это всё равно что сделать из «Deck the Halls» — «Во поле берёза стояла». Не надо так. А то на месте грузового фургона в Нью-Йорке сразу видится наша родная маршрутка, а ведь у них там «газелей» нету.
Несколько непонятно, какие у демонов правила по нахождению среди людей. Вот вроде бы они старательно не палятся, не палятся, представляются не семьёй, а рок-группой, но в первую же минуту — Хиро кидается пить моющее средство из бутылки, даже не купив его сперва. На глазах у публики. И наивная девочка, которая снимает это на телефон, не кидается звонить в скорую, а смотрит на его кубики пресса и обещает выложить на ютуб. Если они не хотели привлекать внимание к себе и своим сверхспособностям — неужели не могли устроить мелким ликбез по правилам поведения на Земле? Тем более, если существует такая организация, как Серые Кардиналы.
Они, кстати, не раскрыты в упор. И их отделения со сложнопроизносимыми названиями — тоже. И в сущности, помимо «крутецкого махача», они появляются лишь затем, чтобы на одного из них тут же запала главная героиня. А там дальше и оргазм от поцелуя, и сцена с нелегальными гонками, и слив конфликта в самом финале, а зачем фон Кейзерлинг обращал Таро и на кой у него татуировка, я так и не понял. Потому что он — сын дворецкого? О, кстати, а откуда его братец об этом узнал, если из всего разговора услышал только одно: «надо рассказать ей правду о Таро! — нет, не смей!»?
Без скромного упоминания о себе автор тоже не обошёлся. Мы видим его личным секретарём одного из высших демонов, старательным летописцем истории Асмодея. Почему я так в этом уверен? Ну, если упоминание этого труда в «несколько десятков алок» ©, написанного «с непередаваемой эмоциональной отдачей» не есть реклама собственного первого тома, — тогда я не знаю, что это и зачем вставлено в текст.
А что до финала… А его нет. Фанфик заканчивается ничем. Один конфликт слит, другие — не решены, герои все — как были, так и остались (да, Таро обратили, но что это ему дало? а не показано, а раз не показано — значит, ничего), никакого развития. Как пережил Манхэттен нашествие демонической семейки — тоже неясно. Никаких упоминаний о стирании памяти, разгибании уличного фонаря и Хиро — звезды ютуба. То, что было обещано нам в аннотации, в плане проникновения в сознание и универсального химического элемента в крови, так и осталось пшиком.
Что хорошего в этом произведении? Пожалуй, идея. Демоны в мире людей — это всегда интересно, особенно на противопоставлении (ведь подчас смертные оказываются хуже адских созданий), и организации Серых Кардиналов не помешало бы развернуться во всю ширь. А мысль о том, что всё это — личный ад для Лэр и компании, я по-прежнему считаю вполне себе блестящей. Но исполнение настолько оставляет желать лучшего и наводит на мысли о сублимации, что — увы. Ну, или это всё — глобальная пародия на подобные же вещи, но тогда — снимаю шляпу, господа, это надо было уметь написать ВОТ ТАК (да, я тоже опускаюсь до капса и смайликов))).
В общем, что я хочу сказать. Это — воистину классика жанра. Умопомрачительные красавцы азиатской внешности, из которых почти все хотят главную героиню, а та никак не может выбрать из этого набора, потому что хочет всех — и каждый раз «влюбляется навсегда». Фанфик про Мэри-Сью с персонажем из любимого аниме. Отсутствие сюжета как такового и повисший в воздухе финал. Низкопробный стиль, полный кривляний и издевательств над языком, который и языком-то назвать сложно. Неплохая идея, из которой действительно можно было бы что-то сделать: и тот же магический детектив, и, в целом, приличный любовный роман. Но ни того, ни другого я здесь не нашёл.
Вот как-то так.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.