Корин Холод. Рецензия на роман Анны Тао "Земля Нод"
 

Корин Холод. Рецензия на роман Анны Тао "Земля Нод"

14 июня 2016, 09:14 /
+34

Конкурсный топик

 

NB: Всё ниженаписанное является личным мнением и на великую литературную критику не претендует. Содержит спойлеры.

 

В отрывке интервью с автором, выложенном в группе вконтакте, есть упоминание о том, что вдохновением к этому роману послужили знаменитые «Вампиры: Маскарад» (или, по-простому, ВтМ). Меня это более, чем порадовало, поскольку я давно люблю эту серию игр — и вампиров оттуда, сам их образ, атмосферу: никакого гламура, идеализации, романтизации, свечения на солнышке. Я ждал этого в романе Анны Тао — и ожидания мои оправдались на все сто.

Атмосфера «Земли Нод» — вполне себе декадентская. Один только первый абзац чего стоит:

Летом все запахи становились настолько сильными, что начинало почти по-человечески подташнивать. Мария маялась бессонницей почти до полудня того жаркого дня, ворочаясь и сбивая простыни. Терракотовые, будто подгнившие, пионы на старых обоях расплывались, стекали на полки с джазовыми пластинками и капали на паркет.

Медленное увядание, больное безумие, бессмысленное уныние, тревожно-звенящий эротизм без пошлости, отголоски былой славы, за которую брат главной героини, Андрей, продолжает цепляться уже просто по привычке, не понимая — что всё, всё уже ушло или ещё уходит, остались лишь жалкие ошмётки, огрызки, осколки… И всё это написано красиво.

Я не очень люблю советский период в нашей истории, особенно — время Второй Мировой, но здесь текст написан так, что ты проникаешься этой больной, ржавой, прокисшей безнадёжностью и начинаешь пить её уксус, и этот уксус во рту превращается в вино — кислое, но сладость кагора здесь ни к селу ни к городу. Однако довольно лирики и абстракций, перейдём к конкретике.

  Как дэнж-мастер, по привычке начну с мира. Меня лично очень порадовала интерпретация происхождения оборотней и вампиров — и ещё молохов, которые в данной иерархии стоят выше вампиров. Она не банальна: обычно именно вампиров ставят на более высокую доску, уводя их род то к Каину, то к Лилит, а оборотням оставляют случайные эксперименты, проклятья, рабство и прочие неприятные вещи. Здесь — совсем наоборот, это оборотни произошли от ангелов, молохи — их сбившиеся с пути «младшие братья», а вампиры и вовсе «мясо», низшие твари, обречённые сходить с ума через какие-то жалкие пятьдесят лет, если только их не обратят в химер — тоже, в общем-то, презираемую прослойку сообщества кровопийц, но хотя бы разумную.

Идея противостояния Ордена и семьи Медведей ака Германии и Советского Союза — не нова, но хорошо обыграна. И то, что молохи не возглавляют страны, а лишь сотрудничают с их правителями, являясь этакими серыми кардиналами, — тоже не ново, но логично и грамотно прописано. Одно обоснование, почему в рамках насаждения атеизма по СССР прошла волна уничтожения церквей и прочее сопутствующее, — да потому что молохам претит упоминание имени Божьего, им плохо от молитв и крестов, не говоря уже о церквях. И чтобы паре самых опасных молохов в Восточной Европе было уютно и комфортно — люди берутся «за топоры», причём, в большинстве своём, сами не подозревая, а почему именно всё это делается.

Автор аккуратно лавирует между личными заморочками героев и высокой политикой, в нужной степени дозируя и то, и другое — и третье, и четвёртое, и всё остальное.

Про атмосферу я уже сказал несколько слов, но не худо бы и повториться. Всю её можно описать фразой одного из героев (к сожалению, точную цитату привести не могу): «Смерть всегда неприглядна». Тут сразу вспоминается Сапковский; с читателя беспощадно сдёргивают розовые очки и показывают (не тычут носом, а именно показывают): вот это — кровь, а это — грязь, кишки, сломанные кости, выбитые зубы, кровавые сопли и слюни, а это — смерть, выживание, предательство, интриги, безумие и жестокость, и вот как это всё выглядит на самом деле. Но — автор с удивительной чуткостью прозревает грань между подобной правдой и тем, что называется демонстративным реализмом. Поневоле, самым краешком, вспоминается Поппи Брайт — у которой даже самое отвратительное и ужасное написано красиво. У автора с ужасами и отвращением всё же полегче, поспокойней, но — красиво, действительно. И живо, очень живо.

Вот — Мария, главная героиня. Она не красивая, по сути-то, и автор, и героиня не забывают нам об этом напоминать — но деликатно, не навязчиво и не назойливо. Она худая, мосластая, с хриплым сорванными голосом, некрасивыми ступнями — ну, явно не Ким Бессинджер и не классическая леди-вамп. Но это стильно — и внутренняя сила её компенсирует недостатки внешности. Обаятельная и жёсткая, со своей историей, с логикой персонажа — Мария не хорошая и не плохая, но тут вообще нет положительных и отрицательных героев, что меня лично всегда привлекало в любых текстах. Даже Андрей, безумный убийца, предатель, лжец, распутник — всё же любит свою сестру и готов на всё ради неё, и именно от этой больной любви все его беды. И совесть у него всё-таки есть, и грызёт она его, и чувство вины перед погибшим другом и убитым птенцом его не покидает. Андрей был инфантильным ребёнком — и в какой-то степени им и остался, и эти его истерики — тому подтверждение. Мужчина, воспитанный женщинами, за которым всегда присматривала сестра, а потом дорвавшийся до силы и власти — образ пойман качественно. Андрей-то красив, да, но — как он агрессивно и безобразно играет на пианино, как выдирает себе сломанные зубы, как у него воняет изо рта — потому что невозможно вычистить все кусочки гниющей плоти из этого белоснежного частокола (хотя, по логике вещей, он должен бы быть жёлтым — но, может, потому белый, что Андрей так часто «меняет набор»?).

Кстати, текст постоянно апеллирует к разным запахам, от приятных до неприятных. Духи и запах застоявшейся крови, нежный, живой и пряный аромат от девочки-оборотня — и мёртвая вонь от молохов. Ещё один способ показать — вот они, ваши прекрасноглазые Дети Ночи, посмотрите, что таится за муаровым флёром их якобы вечной красоты и вечной жизни. И то, как Антуан видит в подвале Марию, когда ему кажется, что эта женщина — всего лишь оболочка для хищной, безобразной и смертельно опасной твари…

Вот и по поводу Антуана — я прекрасно помню, кто такой был Антуан Шастель, и такая интерпретация легенды о Жеводанском звере меня ой как порадовала. А хвост, который надо расчёсывать и заправлять в штаны, — ну что за прелесть!))

И в принципе, вот где хороший образ. И солдафонства в меру, и жажды крови и охоты, и нормальной реакции здорового мужчины на красивую женщину — и потом включается мозг, когда оборотень понимает, что его просто используют, как комнатную болонку. И — да, эта адекватная мужская реакция на подставу! Один из наиболее симпатичных мне персонажей.

Второстепенные и эпизодические герои — и те прописаны тщательно, с любовью, видно, что у каждого есть своя история, пусть даже и набросанная парой намёков то там, то сям. И простодушный Юрген, и наивная Вера, и хлюпик Уилли, и слепой Дмитрий, и прочие, и прочие — все прекрасны отдельно (я уже молчу про Иеремию Свифта, да...). Единственное, за кого обидно — за потерянного, но благородного поляка Винцентия. И даже не за судьбу его, а за недостаток истории — что было в его прошлом? Всего два эпизода из его жизни (причина обращения и Наташа) упоминаются кратко и скупо, даже про Наташу больше написано, пусть и в ретроспективе (а за безграмотный стиль её письма — отдельный респект!).

Вообще, тот единственный минус, который я вывел для себя (хотя кому-то это может показаться плюсом, не спорю), — стойкое ощущение того, что эта книга — явно не первая в серии, а продолжение. Очень много отсылок к прошлому, которые или раскрываются ближе к концу, когда уже смирился с тем, что ничего не понимаешь, или не раскрываются вовсе. История Наташи и Винцентия, история Матвея, Ефрем, Николай (которого я всю дорогу считал погибшим любовником Марии — возможно, убитым Андреем, а оказалось — вон оно как...), Ваня и Нина — их образы ярко вспыхивают посреди повествования, будто кадры, взятые из общей киноленты, но их историй явно недодают. С одной стороны, конечно, это создаёт впечатление «истории длиною в жизнь», глубокой, насыщенной и продуманной, и, в отличие от некоторых случаев, читателя таки подготавливают, не окуная головой в кипящий котёл событий, оставляя намётки и вешки — а это у нас будет здесь, а тут потерпите, вот это расскажут потом. Но с другой — всё равно возникает ощущение недосказанности и оборванности, некоторые флэшбеки — не на своём месте, что-то упускается вовсе. История борьбы с извергами упоминается так, что действительно создаётся стойкое ощущение, будто всё это было написано в первом томе, который автор от нас зажилил)

Зато заделье на будущее оставлено качественно. И недомолвки, и интриги, и обещания раскрытия истории персонажей, и та недосказанность, которая как раз на месте и по делу, — вот здесь автор не подкачал.

К языку и стилю тоже претензий никаких — образный, местами сочный, местами хрупко-ломаный, правдивый, красивый. Местами недовычитано, правда, есть мелкие огрехи, за которые цепляется взгляд. Но это решается простой-стандартной ловлей блох)

Резюме: это история не для тех, кто привык читать про красивую любовь, милоту и няшности. Это роман про тварей ночных — жёсткий, безжалостный, полный грязи, крови и красоты. И я очень надеюсь, что он найдёт свою аудиторию, потому что стоит того.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль