Оказалось, мне нравится ставить перед собой непростые задачи. Нечто вроде «а почему бы не слопать ещё одну книгу перед самым голосованием, рискуя не успеть?»
Непростой она стала оттого, что список романов уже был мной опробован, что-то даже покусано, но «как-то не пошло». Но раз уж задача поставлена, принимаю единственно логичное решение − присмотреться к тем романам, что были отсеяны в предыдущем заходе по разным причинам.
Крылья как раз отсюда. Просто потому, что в футболе я, как говорилось в эпоху моей спортивной молодости, «чайник», хоть мы и гоняли мяч после каждой (или почти каждой) тренировки. По иронии, меня часто ставили на ворота, а когда сей объект выше тебя чуть ли не в два раза защищать его непросто, оттого игра не клеится и вообще не интересно это (фи-фи-фи). Но опустим мелочи, писать надо о моём видении Крыльев, а не ностальгические байки (хотя, и они сюда закрались, да). Само собой я не обойдусь без спойлеров, вагончика имхо из личных хотелок, пожеланий, размышлений и мыслишек. Всерьёз воспринимать, само собой, не обязательно. Погнали.
Начнём, издалека. Раз уж книга прочлась быстро, мне отлично помнятся ощущения от знакомства с авторским стилем и подходом к построению сцен. Первое что пришло в голову к середине первой главы − «хо-хо… да у нас тут встреча с анимешником!»
Ассоциации, конечно же привели к небезызвестной в определённых кругах Galactik Football, но дальше этого цепочка развиваться не стала, ибо с сюжет вышеуказанной истории я не знаю. Это нормально, любая книга что-то да напоминает. Я веду к тому, что в книге то и дело встречаются сцены, узнаваемые для того, кто посмотрел… много чего такого жанра.
Когда Цубаки увидел, что Рэд вновь идёт к нему, на его лице поначалу появилась улыбка, но вскоре радость сменилась недоумением. Когда же черноволосый парень, приблизившись, резко выпрямил руку в его сторону, Цубаки и вовсе зажмурился, с опаской приоткрыв один глаз парой секунд спустя, так и не почувствовав удара. Указательный палец Рэда едва ощутимо касался его лба, а на лице так и застыло выражение не то раздражения, не то злости.
— Зима!
В карих глазах Цубаки скользнуло недоумение, и Рэд лишь еще больше приблизился, оперевшись на подлокотники инвалидного кресла, рычащими нотками выговаривая прямо в лицо:
— У тебя есть зима, чтобы доказать мне, что ты способен быть тренером! Только после этого я соглашусь создать вместе с тобой команду!
Сказав так, он выпрямился, скрестив руки на груди и сохраняя все то же недовольное выражение лица, так что вновь солнечно улыбающийся Цубаки выглядел рядом с ним невероятно контрастно.
— Я не против. Пусть так и будет.
Вот такая сцена. Построение, описание, акцентирование внимания − знакомо, знаю. Мешает ли это? Нет. Скорее всего, тот, кого миновала сей раздел японского анимационного искусства (или сидел на нем не так полотно как я) вообще пожмёт плечами, мол, что такого-то, сцена как сцена. Но это тоже мелочь, а я просто делюсь впечатлением.
Далее хочу коснуться «мира». Где-то в околокнижных комментариях мне на глаза попадалось пояснение автора, о том, что герои живут в неком абстрактном городе, некой абстрактной страны. Интересная мысль, лишающая необходимости придумывать городам и стране название. Но! В тексте точно есть понятие «американский футбол», а это тяжелый камушек, тянущий к реализму. Случайно так вышло или нет, но, думается мне, поискать синоним всё же стоит (сохранение атмосферы и всё такое)
Что касается имён. Я их запоминаю где-то между «очень плохо» и «просто отвратительно», потому солянка героев поначалу здорово царапала слух (пока не включилось "отпусти-и-и-и и забу-у-у-удь, Кей, ну что ты в самом деле"). Если относительно простые имена, вроде Макс, Михаил Браво, Рон или Рин укладывались в памяти легко, то такие ребята как Леонард Лар'е так и не обрели правильного «внутреннего произношения». Заморочки, конечно, мои, но считаю (как обычно имхо), что с именами стоит прийти к какому-то схожему территориальному происхождению.
Плавно перетекаем в тему языка. Не так давно, начитавшись Норы Галь, у меня в сознании что-то щелкает при виде ненавистных ей канцеляритов. В Крыльях они есть, и довольно много, если в описаниях мой не наточенный глаз ещё мог о них забыть, то в прямой речи героев цеплялся неприятно. Но это, как ни странно, тоже мелочь.
Теперь о хорошем. В моём восприятии, конечно же. ДЕЙСТВИЯ! Много-много действий! Уф! Эта книга создана для таких как я! Активное начало, относительно короткие главы, в каждой из которых происходит что-то значимое для сюжета. Тут я старательно отбрасываю очередную ассоциативную отсылку к аниме (из тех, что не грешат перегрузом бессмысленных филлеров). Что-что, а это вот ни разу не ошибка. Коротко ёмко и очень динамично. Жирный плюс!
Однозначно порадовали описания. Статику я воспринимаю туго, но в Крыльях всё было подано как надо и где надо. Вкусно, не очень затянуто и пропитано эмоциями. Знакомыми и понятными, особенно понятными другому спортсмену (на пенсии пусть и выбывшему). Описания эмоций и рассуждений ребят, в сложные этапы матчей, эхом отзываются в памяти, тревожа успевшие покрыться пылью воспоминания. Я тоже помню какого это, соревновательный азарт, холодный расчёт, экстаз победы и удушающая ярость поражения.
Чувство будто бы замедлившегося времени (… тяжелое дыхание противника, опережающего тебя всего на шаг на финишном перегоне эстафеты, исход которой решит итог соревнований…); дрожащий перед глазами воздух и вязкие неповоротливые мысли (… когда спускаешься с чёрт знает какого по счету подъёма 8-ми километровой трассы, и пытаешься понять, какого демона ты всё время поднимаешься, если старт на вершине, а финиш внизу горы…); чувство ликования, когда обретаешь место, которое можно назвать домом, для спортивной составляющей тебя; ненависть к травме, из-за которой тебе противопоказана нагрузка (… и пол соревновательного сезона теории, которой и без этого можешь других научить…) и ещё много всего.
Было, всё это. Было. Вторая из прочитанных мной книг на конкурсе, которая так бурно тормошит прошлое. Вот только в первый раз это было относительно свежие воспоминания. Сейчас же проснулся совсем другой зверь, который понимает, чувствует всем своим существом тонкие колебания событий, старается предсказать итог или подсказать, по мере сил и опыта, как и что нужно делать в сложившейся обстановке. Меня словно схватили за шкирку и вырвали из времени, а теперь я спешно стучу по клавишам, ибо до конца последнего дня конкурса остается всего пара часов.
Хочется похвалить серьёзную матчасть книги. Тактики, приёмы и психологические фишки, описанные здесь. Часть из них мне знакома, хоть сфера спортивных интересов носилась вообще в других лесах. И, тот редкий случай, когда мне не хотелось спорить. Я просто верю происходящему и оно кажется мне логичным и правильным, интуитивно. Но всё же подчеркну одну тонкость. Может как-то невнимательно читаю, не туда смотрю или ещё что, но описание приема «радуга» в книге не нашлось. Оно помечено звёздочкой, и, вероятно, когда-то было (или должно было быть) сноской, но, увы, описание радуги мне объяснял YouTube. Думаю, правильнее всего вплести описание в сам текст. Финту уделено много внимания и он важный элемент сюжета, пусть станет полноценной составляющей истории. К тому же это интересно − узнавать что-то новое.
Отдельно хочется отчитаться за собственное чувство реализма. Я не очень люблю книги со спортивным уклоном по одной простой причине − их цель всегда понятна. Герои проходят трудный путь и в конце побеждают. В Крыльях всё иначе. Финал и первой и второй части заставлял меня косплеить суровую кивающую собачку, неизменного спутника автопилотов 90-х. Несколько раз в книге мелькают описания со смыслом «высоко забрался − больно упадёшь» и, на мой взгляд, это очень точно описывает финальные аккорды каждой из частей. Но акцент этот, как ни странно, совсем не на футболе.
Пара слов о героях. В краткой характеристике от меня они не нуждаются, оставлю сию задачу автору (раз уж начало положено), коснусь лишь тех моментов, которые вызывали у меня некоторые сомнения.
Макс, он же Рэд, он же вспыльчивый капитан команды, привыкший сперва делать, потом думать и предпочитающий решать все проблемы методом грубой физической силы. Яркий во всех смыслах этого слова и… как раз в этом кроется моя мини-придирка. Я вообще редко обращаю внимание на внешность (а ещё реже запоминаю её), но ко внешности Макса хочу прикопаться, ибо заявлено, что у него есть крашеные красные пряди (или прядь, не помню точно). У меня возник некий диссонанс, ибо парень «с улицы» не особо похож на того, кто будет раз в 2-4 месяца ходить в парикмахерскую и подкрашивать волосы или красить их самому. Как-то это… не в его стиле. В моём видении Рэда.
Натаниэль был заявлен как бабник, но за всю историю лишь мельком упомянуто, что он с кем-то беседовал и неудачно подкатывал к Рин. Я не буду особо возмущаться, но, в своих литературных заморочках считаю, что заявленная характеристика должна играть либо на характер, либо на сюжет. Вот, к примеру, Цубаки боится автомобилей, на этой черте выстроен виток истории и раскрыт характер. Полезно? Полезно. Если выкинуть из анкеты Ната пунктик об отношении к девам ничего не изменится. Так может ну его? (Мысль, не учитывающая возможных планов автора на персонажа. Рецензент считает книгу законченной)
Рин на данном этапе мне не понятна как герой. Ей был выделен кусок, расписывающий характер и мотивацию, но… как-то не тянет она пока на полноценного повествующего персонажа, ибо не сделала чего-то запоминающегося. Человек на подхвате, важный нужный, но запас.
А, не. Она же Рэда остановила в момент особенно неподходящего «ой, всё», но… Нет, не хватает в моём восприятии значимости сего участия. Опять же имхо, но, раз пока она ничего не делает, так может и отодвинуть кусок за неё на неопределённое будущее, когда отведенная ей роль будет разыграна в полной мере?
Это так, мелочи. В общем и целом герои мне нравятся. Отлично поставленные диалоги, много мотивирующих речей, которые не выглядят пафосной нотацией, а воспринимаются именно так, как было задумано. Живо, ёмко, порой неожиданно прямолинейно ставят в тупик, даже заставляя пересмотреть собственные убеждения.
Пора сворачивать сей монолог, а то что-то меня совсем накрыло воспоминаниями. Подведу итог неким рассуждением, а зачем оно вообще нужно.
В Крыльях поднимается много вопросов и проблем, как личных, так и общественных. Они многому учат, показывают ситуации, в которых бывали даже те, для кого спорт не выходит за рамки экрана телевизора. Но, на мой скромный взгляд, Крылья стоит читать для того же, для чего шнуруем кроссовки или включаем футбольный матч − чтобы хоть ненадолго вырваться из рутины и почувствовать рокот стадиона, табун мурашек, проносящийся вдоль позвоночника, головокружение из-за того, что не заметил, как задержал дыхание в самый важный момент.
Хотелось бы мне перечитать Крылья ещё раз? О, да.
Но ещё больше мне хотелось бы увидеть следующий виток на пути к мечте мальчика, который создал себе крылья, когда разучился ходить.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.