Кей Икон. Рецензия на произведение Марии Чурсиной «Хозяйка города»
 

Кей Икон. Рецензия на произведение Марии Чурсиной «Хозяйка города»

+27

Чурсина Мария «Хозяйка города»

 

В главном зале Мастерской пахло свежеотпечатанной бумагой. Народу немного, кто в кресле, кто на диване, а кто прямо на полу или у стены. Некоторые болтали о своём, показывая друг другу фрагменты рукописей. Другие возбуждённо перелистывали страницы – они где-то очень далеко. Были и такие, кто занимался непонятно чем, но и они не обратили внимания на вошедшего.

Не снимая капюшона, незнакомец осмотрелся и свернул в сторону письменных столов в дальнем конце зала. Кто-то поставил на них бумажные пирамидки: «читательские отзывы», «от друзей», «от врагов», «нейтральные», «подробный разбор»… Посетитель близоруко щурился и отпустил улыбку, когда нашёл нужную – «имхо». Усевшись поудобнее, он вытащил из кармана связку ключей и повертел перед глазами один из них. Потом взял чистый лист бумаги, зачем-то чиркнул по плечу щекой и вывел мелким, заваливающимся влево почерком:

 

Приятно видеть в списках знакомые фамилии. Образ Чудовища Хаоса ещё не потускнел, а календарь уже отсчитал целый год…  

Тряхнув головой, рецензент покосился на связку ключей. Затёртый метал ловил лучи умирающего солнца. Не стоит тратить время впустую.

 

Об этой книге мне хочется сказать одну абсурдную фразу: она не для всех. Абсурдную, потому что, на мой взгляд, только учебник орфографии (да и то не каждый) – книга «для всех». Понятное дело, что девочкам, так же интересно читать стрелялки-убивалки, как и мальчикам про принцев на конях, выражаясь образно. Не для всех звучит ещё и цинично, ты заочно делишь людей на «умных» и «дураков», а это неправильно и низко.

Скажем вот как. Хозяйка – роман специфичный. Помнится, год назад мне предложили читать Чудовище с установкой, которую я понимаю как «заткнись и слушай». Это очень важное пояснение, ибо всё, кому свезло нарваться на вычитку от меня знают о привычке бегать перед паровозами. В тексте объясняется чуть больше чем ничего. Возможно, это связано с тем, что Хозяйка третий роман цикла «Закрытый город». У последовательного читателя наверняка полно времени на изучение и запоминание законов мира. Рецензентам ККП придётся довольствоваться клочками и обрывками информации, веря автору на слово.

Признаюсь, большую часть времени мне было непонятно что происходит. Сперва казалось, что это детектив, потом появился антураж городского фэнтези, а ближе к концу стало чем-то вроде драмы с уклоном в любовь. По стилю повествования напоминает сон:

Ты немой наблюдатель. Перед глазами проносятся десятки, сотни картинок. Тебя шатает из одного места в другое, кружит в смерче звуков, образов и запахов, но сознание цепляет лишь некоторые – как воздушные мазки на картине умелого художника. Ты видишь образ города. Сознательно понимаешь, что он какой-то странный, нереальный, но во сне любой абсурд не вызывает нареканий. Молчи и слушай.

Герои не уступают. Никто не спешит вводить в курс дела и раскрывать предысторию. Всё живут своей жизнью, здесь и сейчас. Оттого складывается ощущение (у меня во всяком случае), что ты школьник, не подготовившийся к уроку. Не «автор умолчал», а именно «ты не готов», незнание – твоя проблема.

Неплохой пример того, что я считаю неформатом. Те, кто любит подробные описания (комната была такая-то, девушка, сидящая на диване, одета в то-то и то-то т.д.) вряд ли оценят. Потому что Хозяйка путает, оплетает жгутами проводов и утягивает в недра непонятного, странного и местами жуткого мира. Тут есть любовная линия, но про неё пусть скажут более просвещённые люди, в силу своей природы подобные вопросы я оценить не могу. Скажу лишь, что любовь это другая, мир не крутится вокруг постели, если мне простят это грубое сравнение. Нет, здесь я вижу что-то иное, честное и трагичное. В общем, есть над чем задуматься.

Как говорилось выше, роман (вроде как) третий в цикле, но глобальных проблем (не считая отсутствия объяснений) в понимании истории не возникает. Сюжет предсказать на 100500 шагов в перёд лично у меня не получилось. Отчасти из-за хаотичности, отчасти от незнания законов мира и персонажей. Он линейный и нелинейный одновременно. Выше писалось, о перетекании в драму. Пусть глобальная цель оставалась прежней, но мне события показались отдельными историями, объединёнными временной последовательностью. Вроде как герои те же, мир тот же, но связь… ммм… В каждой части думаешь о чём-то своём, вторая часть раскрывает новые мысли и отпускает то, что уже пройдено, а третья совсем не напоминает первую. Хорошо это или плохо пусть выбирает тот, кому придёт в голову решать «читать или не читать» опираясь на рецензии (и эту в том числе).

Добавлю, что, при всей моей любви к последовательности, логичности и простой, до безобразия скупой на приукрашивания механике, Хозяйка мне нравится. Задевает какие-то скрытые нервы, вводит в транс. А ещё мне очень нравится мир. Не буду бросаться громкими словами, но, думаю придёт тот день, когда бесконечные дедлайны дадут мне перекур, и я смогу глянуть другие книги этого цикла.

 

Затёкшая шея страшно хрустнула. Рецензент откинулся на спинку и взял в руки связку. Выкинув из общего впечатления 60% воды и бессвязного бреда, он потянулся и взял чистый лист.

Следующую часть стоило оформить отдельно, ведь она предназначалась автору и, возможно читателям, которые не боятся спойлеров. Боковое зрение отчего-то зацепилось за бумажную пирамидку на столе «подробного разбора», но рецензент вовремя одумался и остался на нагретом месте. Спокойно и безопасно. Для стола качественных разборов у него ещё слишком низкий левел.

 

Попытаюсь расписать свои ощущения подробнее, с примерами. Всё, что будет ниже субъективно и ни на что не претендует. Мне просто думается, что автору будет любопытно проследить за рассуждениями рядового читателя, бредущего по страницам его книги.

Осторожно, спойлеры

Ещё со времён Чудовища мне приглянулся этот своеобразный, можно сказать рваный стиль повествования. Я не люблю длинные описания, статика утомляет. Здесь наоборот — ближе к концу отмечаю, что отсутствие привычного (когда точно знаешь, что в комнате два стула и жёлтые обои, например) тоже утомляет. Герои перемещаются скачкообразно, вот он или она, к примеру, стоят перед домом, а в следующем предложении уже внутри и что-то делают. Начинаешь путаться и теряешься.

А может, корень в другом – динамические сцены.

Первый экшен — много. Много путающих элементов. Звуки, запахи, штрихи – это статика, пусть в авторском стиле это необычная статика, но, когда сцена требует динамики, хочется, чтобы движений было больше, чем описаний. Приведу пример, подчёркивая элементы, для наглядности.

Надя шарахнулась назад — на неё летело белое лицо, белые глаза, разинутый от уха до уха нечеловеческий рот. Света захрипела, роняя на пол кровавую пену. Закачалась подвешенная на цепочке лампа.

Надя спиной влетела в косяк и едва успела захлопнуть за собой дверь — когти продырявили дерево и вышли по другую сторону. На одном из них сохранилось алое пятнышко лака.

Путь отступления оставался всего один — к входной двери. Но без ключа она не отпиралась, а его не было нигде поблизости — куда хватало взгляда.

«Законы жанра», — мрачно подумалось Наде.

Дверь в том конце коридора шарахнула о стену. Чудище выпрыгнуло, слепое от злости. Вписалось в стену, как что на пол из шкафа полетели хрустальные статуэтки.

Надя отступила к гостиной, цепляя плечом штору из стеклянных трубочек. Здесь было чуть светлее — чуть меньше преимуществ у ночной твари. Как Надя и ждала, окна и балконную дверь заклинило намертво.

Она сдёрнула с дивана плед, намотала на руку, готовясь вышибать стекло. Что делать потом, она не думала — вряд ли выйдет перемахнуть на соседний балкон в одно мгновение. В другом случае уж лучше прыгать вниз, чем встречаться лицом к лицу с этой.

Девочка слепо металась в коридоре, ударяясь о стены и мебель. Звенело бьющееся стекло. Она искала добычу на ощупь и злилась, когда попадалось что-то другое, рвала в клочья ковёр, оставляла вмятины на стенах.

Надя ударилапо стеклу пошла трещина. Как назло, выбить окно было нечем — по углам притаилась массивная старая мебель. Ударила ещё раззвонко разлетелись осколки. Света выпрыгнула на шум.

Бледное получеловеческое лицо пошло чернотой. Комната застыла, погружённая в смертельную тишину и полумрак, и не верилось, что за тонким стеклом — солнце и полный город людей. Надя подхватила осколок покрупнее, выставила его остриём перед собой.

Страшный чёрный рот открылся, заняв собой всё лицо. Света нелепо дёрнулась, поднимая непомерно длинные конечности. Ноги спутались — она упала, ткнувшись в пол. Длинные волосы разметались по ковру. Долгую секунду она лежала неподвижно.

Не могу оценить, насколько понятны мои попытки объяснить суть проблемы с восприятием, потому, на всякий случай, скажу так: спокойные сцены книги воспринимались мной лучше чем динамичные (хотя обычно всё наоборот). Оттого в последних главах внимание стало вязким, приходилось перечитывать чуть ли не каждый абзац заброшенной больницы, чтобы понимать кто куда метнулся, зачем метнулся и что вообще происходит.

Сон подходит к концу, мозг отказывается принимать всё на веру и хочет реальных простых привязок. Не образов и красочных сравнений, а описание движения, скупой механики. Например,

Надя прошла мимо извивающихся плетей и оказалась у белого лица с раскрытой щелью рта. Он пропустил её удар — наверное, просто не ожидал подобной наглости.

Надя знала, что второго шанса ей не выпадет, потому била изо всех сил. Мысленные руки онемели от напряжения, в ушах зазвенела тоскливая песенка. Их тела молча и глухо схлестнулись. Надю швырнуло в стену, укрытую строительными лесами, а бесформенный ком проводов полетел вниз.

Хочется упростить до пары предложений. Куда именно пришёлся удар? В лицо? Торс? Ещё куда-то? Мысленные руки онемели, значит она ударила несколько раз? Или она ударила сразу всем, что было? Вот о чём думалось. Вероятнее всего, это и правда моя ошибка. Стоило сделать перерыв и дочитать со свежей головой.

Уже было сказано, но я не боюсь повториться, авторский слог мне приятен. Он серьёзен, но не лишён ненавязчивого юмора. Некоторые словообороты, реплики и предложения показались удачными и понравились настолько, что было не лень встать с дивана и черкнуть в блокнот. Для вдохновения, конечно же.

 

Рецензент снова вытер щеку о плечо и глянул в противоположную часть зала. Всё как и в момент его прихода. Тихие разговоры, шуршание бумаги. Ключи звякнули в ладони. Рецензент выбрал один из связки и сжал в кулаке. Мысли выстроились в нужном порядке.

 

Поговорим о героях. Первый вопрос, из отложенных мной из-за правила «заткнись и слушай» звучал так: почему восьмиклассники хотели убить Елизавету? Эта тема поднималась несколько раз и прочно закрепилась в памяти. Возможно, ответ на этот вопрос кроется в предыдущих книгах (или следующей), но без него остаётся ощущение недосказанности.

Может как-то невнимательно читаю, или чего-то не понимаю, но, говоря глобально, я вижу следующую картину причина-следствие:

Восьмиклассники призывают сущность, которая выходит из-под их контроля. Учительница успокаивает сущность, чем спасает множество людей. Но дети почему-то недовольны. Более того, учительница уверена, что они желают её смерти.

Что-то подсказывает мне, что ответ есть в первых книгах. Должен быть. Но в третьей книге его нет, а хотелось бы. Я принимаю события на веру, не выпрашиваю подробностей, но пазл не складывается. Либо я просто что-то упускаю. Может это навязанные Скрипачом кошмары? Но разве он может влиять на хозяйку города?

Вторая непонятность. Если Скрипач хотел быть с Ветой, то почему так настойчиво подкатывал к Наде? В главах, где Надя сперва пробралась к нему в логово, а потом решила убежать, у меня появились предположения, что глобальный конфликт развернётся как противостояние старого поколения хозяев новым, Скрипач как-нибудь расположит к себе Надю и дальше они будут думать на две головы. Ошибочная версия, бывает… но… всё же? Почему он такой непостоянный? Пытался ревность вызвать?))

Ладно, шутки шутками. Сложно рассуждать о мотивах, когда не знаешь истории целиком. Развязка тоже вызвала кучу вопросов, которые может и не возникли бы, знай я всё. К примеру, я не особо понимаю, зачем Антон подкинул Наде это дело. Если Скрипачу нужны были жертвы чтобы стать сильнее, не проще ли было бы получать их не поднимая шума и не привлекая того, кто слишком азартен чтобы отступиться раньше чем докопается до правды (невольно вспоминается Скайрим: в самом начале игры протагонист чудом избегает казни. Его спасает появление дракона, которого надо убивать в конце *THUMBS UP*)

Ещё мне не до конца понятна проблема Скрипача с непониманием того как ведут себя люди. Да, было объяснение, в форме сущности теряешь память, но, опять-таки. Если я всё правильно понимаю и ничего не путаю, Скрипач – форма куда более сложная, чем не-человеческая форма Нади. А Надя не без усилий возвращалась к жизни. Скрипач сильнее, конечно, но как-то не укладывается в голове, что можно побеситься ночь и утром как огурчик, будто я не я и лошади у меня нет.

В общем, можно считать эту часть негодующим возмущением. Мне ведь не дали шанса угадать, кто Скрипач. Просто вылили это на голову в конце истории, принимай как хочешь.

 

В остальном нареканий не будет. Больше всех мне нравится Сабрина, я как раз работаю над похожим характером, так что её образ помог взглянуть на план со стороны. Она купила моё признание одной репликой:

— Если он убивает, как нечего делать, то и от тебя может спрятаться, как нечего делать. Ну, исходя из человеческой логики.

Проклятье, этой реплики так не хватает стольким фильмам и книгам!

И, раз уж зашла тема о моменте, когда персонаж реально цепляет, то не могу не сказать и о Наде.

Она могла бы сдать Вету вместе с её фантомом города, вместе с Антонио, их неудавшимся романом, их загадочным прошлым и недоговорками. Несправедливо — они ведь даже не рассказали Наде всего. Велели, как служебной собаке: иди и найди.

Но жалость к самой себе не была конструктивной. Надя сморщилась, ткнулась лицом в локоть. Там всё ещё пахло лавандовым мылом и солнечным светом. И, чтобы не расстроится окончательно, заставила себя думать о другом.

Персонаж, который не начинает ныть когда всё плохо – хороший персонаж. Таких я сразу начинаю уважать.

 

Ключ в руке нагрелся, и рецензент сменил его другим. Стекло в окне давно почернело, а мысли по-прежнему кружили над головой требуя выхода. Оставалось надеяться, что все эти рассуждения достаточно последовательны и понятны.

 

Город очень интересный. О городе хочется узнать больше. Почему он такой? Что случилось? Зачем и как? Мне даже подумалось ненадолго, что из-за одного только города можно прочесть книгу. Много красочных мест, показанных кратко, мимолётно. Уже второй раз автор выводит для меня мир выходит за рамки фона и делает его важной частью истории.

По сюжету сказано где-то выше. Он казался тремя отдельными историями, случайно совпавшими хронологически. Первые две части как бы о борьбе со злом, используя разные методы (можно сказать живых и не-мёртвых), оба из которых оказались проигрышными. Третья часть вроде и расставила всё по местам, хорошие победили, но как-то быстро что ли победили. В первых двух частях были планы, подготовка, ошибки и просчёты, последняя же промелькнула как-то быстро. Пришёл-увидел-победил. Опять же вопрос баланса, после всех трудностей первых частей развязка показалась слишком быстрой.

Возможно, если я прочитаю первые книги, моё мнение изменится и многие затупы встанут на свои места. Я прекрасно понимаю, что к концу книги у меня осталось больше вопросов, чем ответов, но тем не менее Хозяйку города я определённо считаю интересной книгой, заслуживающей внимания.

 

Связка ключей перекочевала в карман. Рецензент взял блок стикеров, чтобы указать автору на найденные в рукописи мелочи.

Оффтопик
  • Часть 2, глава 4

Включились и заелозили по ветровому стеклу дворники. Он чертыхнулся, повернул ключ зажигания. Двигатель взвыл на холостых оборотах.

Капитан почувствовал, как звереет, дёрнул ключ ещё раз — и опять бесполезно. Истерично и коротко мяукнул Сентябрь.

Если правильно понимаю, тут речь идёт о заглохшем двигателе. Думаю, правильнее сказать о треске/хрипе стартера, например. Холостые обороты, это всё ж несколько другое.

 

  • Часть 2, глава 5

— Я не могу, спустись ты — запинаясь, проговорила Надя. Ветер пошатнул её, дёрнул к рухнувшим перилам, к пропасти за ними. Она упала, ободрав колено о сколотую ступеньку, но удержалась. Надины пальцы сами собой вцепились в связку амулетов.

Она же выбросила её в предыдущей главе, нэ?

Надя поправила ремни, перетягивающие грудь. Они ещё неплохо держались, хотя ржавчина безвременья начала разъедать пряжки. Связка амулетов вся почернела и превратилась в бесформенный комок металла и пластика. Надя стянула шнурок через шею и бросила в траву — всё равно теперь они бесполезны. Когда она вернётся в обличье человека, она соберёт новую связку. Если вернётся.

Собрав свои бумаги, рецензент выпрямился и направился к приёмной модераторов. В зале непривычно тихо — нормальные люди давно разошлись. Не все же достаточно безумны, чтобы перекраивать рецензию так же педантично, словно она новая глава. Делай либо хорошо, либо никак! Связка ключей одобряюще звякнула.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль