Кей Икон. Рецензия на произведение Авиенды (Евгении Александровой) «Проклятый капитан. Колдовской знак»
 

Кей Икон. Рецензия на произведение Авиенды (Евгении Александровой) «Проклятый капитан. Колдовской знак»

+30

Авиенда «Проклятый капитан. Колдовской знак»

 

Распахнув дверь, неприметный, но частый посетитель конкурса с удивлением отметил, что людей в зале заметно прибавилось. На столе появились свежие стопки рукописей, стенд для рецензий оброс новыми листами. Среди гостей и участников мелькали знакомые лица. Под рёбрами шевельнулось тёплое чувство – похоже, вечеринка набирает темп.

Рецензент приветливо махнул рукой самым наблюдательным и улизнул от общения, прокравшись в дальнюю часть зала. Пара секунд на размышление, после чего он пробрался к насиженному стулу за столом «имхо». Связка ключей перед глазами. Метал лениво ловил блики, в завитках скопились пылинки. Рецензент потёр в пальцах один, задумчиво подпёр голову кулаком и потянулся за листом бумаги:  

Если память мне не изменяет, Капитан был прочитан ещё в апреле. Вернее, прочитана его переработанная версия, ибо я из тех, кто видел старый вариант. Возможно поэтому лично мне кажется, что многое в книге связано с первой частью, «Сковать шторм». Не только в плане развития сюжетных линий, но и конфликтов между персонажами, последовательностью событий и их исходом. Я пытаюсь представить реакцию человека, которому придётся впервые окунуться в мир Капитана, и понимаю, как странно всё может выглядеть. Позволю себе привести кусок синопсиса для тех читателей, кто подобно мне такие пункты при выборе книги пропускает. Чтобы сложилось хоть какое-то представление что было в предыдущей части:

 

Без спойлеров по Колдовскому знаку

Трёх героев судьба однажды свела вместе на борту торгового корабля.

Семнадцатилетняя Джейна должна была посвятить свою жизнь вере в Покровителя и стать одной из Серых, чтобы защищать мир от опасного колдовства. Но в решающий момент она, несмотря на искреннюю веру, сбежала из родной деревни и ушла на корабле, переодевшись юнгой. Ушла в чужую, враждебную страну только ради одной надежды – найти следы пропавшей матери и понять, что случилось с ней семь лет назад и кто был таинственный незнакомец, который однажды посетил их дом.

На корабле на помощь Джейне пришёл марсовый матрос Эрик – красавец и авантюрист, который оказался тем самым колдуном, чьими тёмными силами пугали на проповедях. И его противником и колдуном иной, более могущественной силы обернулся капитан корабля Алекс Дельгар, а в довершение ко всему и сама Джейна после найденной древней книги обнаружила в себе странные способности…

Судьбы всех троих оказались связаны слишком тесно, когда по прибытию в соседнюю страну Иввар всех их задержали и отправили в темницу.

Капитан надеялся на встречу с императрицей, с которой несколько лет его связывал любовный роман, но встреча обернулась предательством – Алекса хотели использовать в надвигающейся войне. Разочарованный, Алекс отказался стать оружием в чужих руках и призвал магическую бурю, рискуя раствориться в первозданной стихии. Он никогда не принимал себя и свою магию считал тем самым злом, поэтому предпочел бы погибнуть, лишь бы не стать воплощением безумного предка, сотню лет погрузившего обе страны в кровопролитную войну.

И в этой же магической буре сделали свой выбор Джейна и Эрик, сбежав от приговора и Служителей. Эрик отчасти виноват в том, что капитана задержали – это и было его заданием, невыполнение которого каралось смертью. Но после встречи с Серыми Эрик понимает, что обратного пути нет, никто не вернет ему свободу, а колдовской знак, выжженный на его предплечье, отмеряет последние недели жизни.

 

Как-то само собой сложилась ассоциация, что Проклятый капитан – это книжка про море. Эту мысль подчёркивали многие рецензенты, отзывы которых мне довелось читать. Море считают (и я в том числе) не менее важным героем, чем запечатлённая на обложке троица, оно в этой истории настоящее. Мокрое и с характером. Но Колдовской знак – это скорее воспоминания о море. О нём здесь говорят постоянно, но «большой воды» мало, немного в начале и в последние главы. Думаю, правильнее будет сказать, что эта книга сосредоточена, в большей степени, на внутренних переживаниях героев. А переживать им есть о чём.

Автор беспощаден. Ведёт подопечных по краю обрыва, время от времени нагоняя шквальный ветер, туманы, дожди и кусачий холод. Если среди чителей есть достаточно романтичные люди, считающие, что двухнедельное путешествие по незнакомой стране налегке (не являясь при этом Беаром Гриллсом) – приятная прогулка, то Знак наглядная демонстрация степени вашей неправоты :)

Да, пожалуй, эту книгу я могу сравнить именно с выживанием. Но, нельзя не признать, несмотря на всю жесть, ни один из героев не тратит время, свернувшись калачиком в уголке и наматывая на кулак сопли. Считаю это бесспорным плюсом, проявлением характера, потому как считаю, что слабаки не прошли бы эту историю до эпилога.

 

Морщинки наползли на лоб. Рецензент раз за разом вычёркивал, переставлял предложения местами, но всё равно выходила какая-то бессвязная ерунда. Откинувшись на спинку стула, он замер, прикрыв веки и сидел неподвижно минут пять. Связка ключей терпеливо дожидалась, лёжа на исписанных листах.

 

Сей очерк выглядит сумбурным т.к мне сложно собрать общее впечатление о книге, не ссылаясь на предыдущую часть. Многие связки теряют силу, если не знаешь что было до этого. Непонятны аналогии, мотивы поступков. Правила настоятельно рекомендуют мне говорить только по теме… Что ж.

Колдовской знак – приключенческо-выживательная книга. Череда неудач, трагедий и потерь (я не шучу, этого добра выше крыши) изредка скрашивается простыми житейскими радостями: лёгкий флирт и, можно сказать, наивная влюблённость; приятные воспоминания; интимная близость; еда (представьте, что вы не ели неделю, и поймёте, какой это праздник); ощущение, пусть и временной, безопасности (и возможность выспаться). Мир Знака выходит за пределы корабля «Ясный» и сразу показывает зубы.

Герои… держатся. Пока. По ходу чтения ощущается, что они бесконечно устали, но продолжают шагать, хвататься за малейшие ниточки, предположения и идеи. Может мне из-под своего пледика на мягком диванчике эти идеи могли казаться несерьёзными. Вот только когда дело доходит до «бороться или умереть», даже самая глупая цель становится гениальной. Людям нужно во что-то верить, наверно поэтому придумали высказывание, что на войне нет атеистов.

Подводя итог, скажу, что сюжет напряжённый, наполненный разочарованиями и ощутимыми (даже для слабо эмпатичных сухарей) эмоциями. Язык лёгкий, ненавязчивый. Автор очень красиво и образно передаёт описание всего магического.

Каких-то глобальных откровений из книги лично я не выношу. Отчасти потому, что это середина цикла, отчасти потому что знаю, чем всё кончится. Впрочем, если выделить идею «не ной и борись, даже если вокруг беспросветная капзда», то посыл книги весьма жизненный и полезный.

 

Взгляд лениво скользнул на стопку чистых листов. Рецензент не заседал в гордом одиночестве, вокруг слышались поскрипывания карандашей, невнятный шёпот. Кто-то за спиной чертыхнулся, смял лист и метнул в корзину для бумаги. Рецензент отметил точность броска боковым зрением.

Основные мысли по тексту автор уже получил, не хотелось повторяться. Перечитав вступительную часть, рецензент всё же стянул чистый лист, вдохновившись рабочей атмосферой вокруг.

 

Осторожно, спойлеры, имхо и прочие грехи

В этой части я время от времени позволяю себе наглеть, потому всерьёз меня не воспринимать. Меня вообще всерьёз можно не воспринимать, слишком уж я специфичный персонаж :-D

 

Сперва поговорим о героях. Их тут больше всего.

 

Настрадавшийся Алекс начинает свой подъём с, не побоюсь этого слова, настоящего днища. Настолько болезненным, что

Он зачерпнул из моря воды и от души плеснул Алексу в лицо. На удивление это помогло лучше всего — он резко вздохнул и открыл глаза.

— Где мы? — прозвучал наконец сиплый голос.

— В полном дерьме, — чуть не крикнул Эрик, но перешёл на шёпот. — Я чуть не сдох, пока дотащил тебя. Будь добр прийти в себя пока нас не схватили!

— …зачем? — равнодушно просипел капитан.

Вот с чего мы начинаем. Алекс себя уже похоронил, возможно несколько раз, а тут треклятые некроманты в лице надоедливых спутников используют чит «resurrect». Теперь требуют непонятно чего. Спасения? Сдался он ему лично. Если нужен был человек, знающий местный язык, надо было Тиану красть. Она из серых, нашла бы способ спрятать беглых магов (тем более, что Эрик её к себе уже расположил). Впрочем, откуда Алексу о ней знать…

Понемногу, шаг за шагом, он выбирается из тени смерти. Это не показано явно, но додумано мной: сперва полное равнодушие к жизни, обременённое долгом и ответственностью (всё же Алекс неисправимый паладин – спасти всех!). После он замечает свет в лице Джейны (да, звучит банально и глупо, но в моём запасе слишком мало кружевных конструкций на тему «любовь») тянется к ней, загорается сам. Просыпается его упорство, желание выжить, Алекс начинает генерировать идеи «без пинков» спутников. И пусть удаётся и получается у него далеко не всё, но… старается, действительно старается прогладывать маршрут правильно, найти всеобщее спасение, и спасение конкретно Эрика.

 

Последний в этой части катится в противоположную сторону. Если в первых главах Эрик бодр, весел и преисполнен желанием жить, то к концу замыкается, теряет здравомыслие. Помните пять стадий умирающего человека? Отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие, – их можно проследить.

Сперва Эрик отказывается думать о неизбежном. Он активен, соглашается на безумный план спасения Алекса, мутит кратковременный роман с похищенной девушкой Тианой и даже планирует найти её «когда-нибудь». Отрицание сменяется гневом, когда он находит безвольное тело вместо своего капитана. Это был вполне предсказуемый вариант развития событий (Эрик маг и знает, что такое расплата за силу (там сколько, пара дней прошла с момента «апокалипсиса»?), но он не подумал, может и не хотел думать, что Алекс будет вот таким). Ярость захлёстывает, но помогает сбежать. Затем начинаются торги: «если мы доберёмся до секретного города магов, ты спасёшься!» – ок, идём. «Оу, магов больше нет, давайте пойдём вооооооон в тот город, там я кое-кого знаю, может связи приведут к спасению» – блин, ну пошли, делать всё равно нечего. Добрались, решения не нашли. Начинается депрессия, перетекающая в апатию. Эрик то срывается, то рассуждает о смерти и наказывает долго жить, а то и вовсе отправляется повышать градус, так чтоб в конец забыться или провоцирует матросов на вражеском корабле. В конце концов выходит на принятие. Смиряется. Перестаёт бояться. Рискует уже не потому что «хочется», а потому, что риск может спасти близких.

 

Джейни, несчастная девочка. Думая о ней, невольно возникает вопрос, а стоило вообще ехать? Искать и найти ответ, что же стало с мамой? Наверное, стоило. В таких вопросах лучше быть уверенным наверняка.

Что поражает в этом персонаже, так это сила духа. Ей было плохо, страшно, больно, но она держалась и терпела. Мне повезло знать похожих людей в реальности. Такие люди вдохновляют, и я не могу не восхищаться их выдержкой. Своей открытостью, гибкостью к испытаниям и… верой, наверно. Если уронить прозрачный камень в грязь, он не помутнеет, с Джейной так же.

Как мне показалось, в эмоциональном плане она не сильно изменилась. Поменялось её мировоззрение, начала больше ценить настоящее и то что есть сейчас, приняла себя и свою природу, окрепла физически и духовно.

 

Талира. Насколько я помню, этот персонаж относительно свеж. Можно сказать, дебютировал в Знаке. Считаю, что образ получился интересным и многообещающим. Она уже не коварная интриганка, в сравнении с предыдущей частью. Здесь показана причина её поступков и позиции. Талира должна быть жестокой, если хочет удержать власть и оставить голову на плечах – все допускают ошибки, идут на поводу желаний, но, если ты императрица, ошибки могут (и, вероятно, будут) стоить тебе жизни. Талли пускает в ход всё что есть: связи, угрозы, влияние, женские чары.

На самом деле, как читателю, падкому на интриги, ветка этой дамочки интересна мне больше всего. Но, по закону подлости, Талиры в книге немного, а игр в политику и того меньше. Был занимательный совет, описывающий положение дел, но, рассматривая его мне казалось, что где-то случилось много интересного, а я, по какой-то непонятной причине, это упускаю. Мне, в силу своей природы, хотелось знать о чём будут говорить на собрании до его начала, видеть картину хоть с какого-то бока, но общее положение дел в мире показывает только Талира, а её в книге не так много.

 

Как писалось где-то выше, сюжет сосредоточен на внутренних проблемах героев и препятствиях типа «здесь и сейчас». Эти препятствия не кажутся основополагающими (не думаю, что они сыграют роль в дальнейшем), но с радостью возьму слова назад в случае ошибки. Это единственное что «спотыкает» меня в книге. Искать виноватых не стоит, чистая вкусовщина – я люблю, когда одно событие или сцена играют сразу две и более ролей и несут несколько смыслов. В Знаке же много препятствий, выросших будто бы назло героям (или во спасение им): староверы внезапно решили поболтать (Вы кто такие? С какого района!?) Преследователи, вышедшие в кадр как раз в тот момент, когда опасность для героев миновала. Другие преследователи появились, стоило только троице расслабиться. Более того, пожаловала сама императрица, которая с первого взгляда вычислила Алекса в толпе. Море вздумало перевернуть лодочку, но почти сразу на помощь поспевает корабль, на котором они быстро становятся всеобщими врагами.

Вот тут, стоит добавить отступление, вроде бы этого нет в моих правках внутри текстового документа: драка один против всех. Нет, Алекс мужик крепкий, но всё же не самурай-камикадзе. К тому же он голодал почти две недели, спал урывками. Для капитана (пусть и в хорошей форме), торгового судна это суровое испытание. Слишком суровое для эпичных поединков.

Поведение команды вызывает фейспалм. Я понимаю, что Алекса боятся, но не понимаю, почему команда на военном корабле сразу не использовала главный козырь, который точно подействует, – Джейну? Алекса отогнали от неё и могли прекратить потасовку за пару секунд. Это не столько придирка, сколько мои размышления о поведении солдат. В тексте говорилось, что ивварцы не располагают большой и хорошо обученной армией. Ошибки командования и дисциплины можно списать на это. Как верно заметил Эрик

А доски-то грязные, недраеные. А ещё военное судно. Да на «Ясном» за такую палубу Мейкдон бы всем головы поотрывал, и Байзен бы линьком прошёлся.

Рецензент снова нахмурился, понимая, что сваливается в абстрактную болтовню. Повертев в руках несколько ключей, он разложил их веером.

 

Бегло коснусь мира. Без моря и Ясного, на передний план выходит проблема взаимоотношений магов и не магов. Широко и понятно показывается, что всех «нормальных» магов уже перебили, а тех, кто остался и магами то не назвать. В дополнении к «байкам» из предыдущей книги выглядит хорошо и логично. Здесь магов не любят сильнее, чем за океаном, но, думаю, образ геноцида – это иллюзия. Умные и самые способные по-любому спрятались. Взять того же Вария: помер? схвачен? Не верю!

Магия, как и всегда, на своей отдельной для изучения позиции. Не перестаю восхищаться красотой образов и словооборотов, используемых для описания. Непонятно и понятно, обычно и необычно одновременно. Последняя глава с Эриком даже год спустя ломает мозг. Магия – это, на мой вкус, самая вкусная вишенка на торте. При всей своей нелюбви к описаниям и сценам, где не происходит ничего, визуальный поток магических образов Проклятого капитана я слопаю в количестве двух полных глав подряд спокойно. Трёх – может быть. Дальше уже по настроению.

Подводя черту сей болтологии скажу, что воспринимаю дилогию как «обучение и погружение в мир». Шторм завязка, Знак подготовка и тренировка. Третья книга должна (хотя это скорее мои пожелания:-Р) выстрелить. Мы узнали об основных действующих лицах всё что могли, рассмотрели мир и основные локации, узнали историю. Теперь можно отогнать камеру назад и показать театр действий, полную картину, вывести события в объём. Это сложно, и не требование к реализации.

В любом случае, я давно говорю, что историю надо довести до логического завершения.

Собрав свои записи, рецензент двинул в сторону уже знакомой двери, размышляя о море, ветре и свободе.

Говорят, химический состав крови и лимфы человека похож на морскую воду. Вроде бы именно это открытие (или оно было одним из) позволило предположить, что жизнь зародилась в океане. Получается, море живёт в каждом. И наверно поэтому вызывает схожие ощущения у большинства людей – все интуитивно чувствуют родство и тянутся к символу свободы.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль