Катерина Самсонова. Рецензия на повесть Киры Гофер "По осколкам"
 

Катерина Самсонова. Рецензия на повесть Киры Гофер "По осколкам"

+27

Ссылка на топик романа

 

Этот неизбежный крах — это смещение только началось.
Этот сияющий взрыв — и всё гибнет вокруг.
Это прекрасное разрушение — конец всего и всюду.
Чтобы найти новое начало, мы уничтожим свет.

Ison — RedShift

 

Сюжет «По осколкам» отчасти напомнил мне эту малоизвестную, но красивую песню. А я обычно всё делаю с музыкой: и читаю, и пишу. Ну ладно, это я отвлеклась.

Чужие рецензии я не читала специально, а их уже много, и это прекрасно, что у этого романа уже столько оценок. Моя рецензия — это сугубо моё видение.

Я специально выждала целую неделю, чтобы не писать свою рецензию сразу, будучи под впечатлением и эмоциями. Но знаете, что? Они никуда не исчезли.

 

А это даёт мне полное право говорить, что эта книга если не великолепна, то просто чудесна!

Думаю, вам знакомы эти ощущения: когда одна книга, казалось бы, и интересная, и затягивает, но уже подумываешь о том, чем же и когда она, наконец-то, кончится; и когда другая книга настолько тебя захватывает, погружает в свой мир, что, дойдя до конца, ужасно сожалеешь о том, что всё кончилось. Для меня «Осколки» принадлежат именно ко второму случаю. Посмотришь — это же повесть, и небольшая, а между тем она вобрал в себя столько мыслей, чувств и эмоций, что я просто поражалась тому, как же быстротечно и в то же время ёмко они воплощены.

А, главное, переживать-то и дальше хочется. И есть, за кого.

И теперь непосредственно я перехожу к сюжету.

 

«Когда-то этот мир был целым. Сейчас мы сидим на одном из его осколков», — так начинается эта история. Апокалипсис свершился, но жизнь ещё существует на некоторых из многочисленных фрагментов разрушенной искусственной планеты. Каждый из таких осколков стал маленьким миром сам для себя. Где-то холода, где-то пустыни, где-то одни растения, а где-то есть и животные, и даже люди. Но и эти маленькие миры оказались на грани полного вымирания, а люди — на грани безумия. И чтобы предотвратить безвозвратные последствия путём восстановления равновесия на каждом из живых осколков, существуют Основатели и Мастера. Для простоты понимания: Основатели ищут «ошибки» в равновесии (они же «искажения»), Мастера их исправляют. Но это далеко не всё, на что они способны.

История ведётся от первого лица в настоящем времени. Это Инэн, одна из Основателей, «смотрящих в основание». Во время одного из походов её Мастер по имени Крин погибла в схватке с чудовищем, и после её смерти Инэн потеряла интерес к работе, своему призванию и даже к жизни. Однако жизни ещё есть, чем удивлять, и ближе к финалу окажется так, что даже такая женщина с устоявшимися принципами и мышлением, как Инэн, может взглянуть на мир иначе, под другим углом, и осознать, что её сила способна на гораздо большее, чем она привыкла думать.

Увы лишь, что без жертв это не обошлось. Ничто не обходится без жертв. Иногда не только разрушая можно создавать, но и создавая — разрушать.

Когда я читала сцену гибели Крин в первый раз (ах да, я когда-то начинала читать «Осколки», но потом по некоторым причинам я притормозила с чтением), мне она показалась слишком быстрой. Раз, и случилось. Но теперь понимаю, что была неправа. В этом-то и весь ужас реальности, — если не «обыденности», страшное слово, — когда близкий тебе человек, каким бы он ни был, умирает на твоих глазах, и ты ещё не веришь в его гибель, или даже нет времени на осознание гибели. Раз, и случилось. В этом вся боль.

И вот в один прекрасный — нет, не день — поворот к Инэн приставляют Сатс, лучшую из лучших из нового потока обученных Мастеров. Образование, однако, сомнительное (даже здесь всплывают проблемы обучения, не только в нашей реальной жизни), так что опыта 0%, знаний ±50%, самомнения и тщеславия 100%. Типичный представитель молодёжи с промытыми мозгами. Которого научили единственному и якобы неопровержимому мнению, не давая никакого повода и возможности смотреть на действительность по-другому. Кстати, в романе определение «молодёжь» великолепно отыграно со всех основных сторон.

Вот и взялась Инэн её переучивать и перевоспитывать. И оказываются они вдвоём, две противоположности, не способные до конца принять друг друга, на больном искажением осколки, где им приходится не только выживать из-за отравленных мест и отсутствия еды как таковой, но и спасаться от местных жителей, забывших свою культуру и общее с другими народами прошлое, которых в то же время необходимо по закону защитить от искажения.

Что-то знакомое? То-то и оно, что вместе с Инэн в течение всего романа начинаешь задумываться о страшных вещах. Вплоть до того, что — а стоит ли спасать таких людей, которые уже давно перестали быть людьми разумными, а превратились в двуногих монстров без проблесков рассудка? А нужен ли такой разум, пусть даже во имя спасения человечества? Остальное перечислять не стану.

На самом деле, Инэн поистине прекрасна как главная героиня, вокруг которой и завертелась эта непредсказуемая история. Она решительна, но осторожна. Она думает и действует согласно собственной и объяснимой логике. Она переживает, она сомневается в том, что делает. И допускает ошибки — не всегда, но именно они показывают Инэн как полноценного персонажа, который, и будучи во многом супергероем этого разрозненного мира, остаётся смертной уязвимой женщиной, способную ошибаться, любить и ненавидеть.

И что я особенно хочу отметить, так это то, что Инэн — женщина не совсем уже молодая, и потому передача сюжета её взглядом выполнена превосходно, ибо она, как я смею судить, примерно того же возраста, что и сам автор. Позволю также себе сказать, что лично меня нужно причислять к категории «молодёжи», и что госпожа Кира, когда писала рецензию на меня, отмечала, что я пишу именно с молодёжной точки зрения. Я нахожу это весьма занимательным и положительным, когда автор умеет передавать свой возраст, а также любой другой возраст персонажей настолько удачно, что работает огромным плюсом на сюжет. *улыбается*

И да, её саркастическое чувство юмора — ещё один внушительный плюс роману, создающий свойственную только ему изюминку. Заставляет улыбаться даже тогда, когда не стоит. Потому что вот такая вот Инэн.

А минусы… А есть ли они? Мне трудно говорить об этом, чувствую себя излишне субъективной. А думают ли обыкновенные читатели о каких-то там минусах и несостыковках, если они есть, когда сюжет увлекает и ни в коем случае не оставляет равнодушным, когда слова становятся сладостями, а потом ещё и возвращаешься, чтобы заново насладиться их вкусом? Так думают ли такие читатели о минусах? Да вряд ли. Но уж точно не так часто. Вот и я про них ничего не скажу. Иначе говоря, думайте сами.

 

Хорошо это или плохо, но конец повести остаётся открытым. С одной стороны, так и ловлю себя на мысли: «Как же так! А Библиотека Мастеров? А раненый ключевой герой, оставшийся в неизвестности? А что же, собственно, дальше?!» Сплошная неопределённость как для героини, так и для всего мира. Точки-то и нет как таковой. Но с другой стороны, так и должно быть. Кончается одна история, но где-то впереди, в будущем произойдёт ещё одна. Что это будет за история, никто не знает, ибо все мы персонажи одной большой истории под названием жизнь. Вот так.

 

И потому ещё раз скажу о том, как же я жалею о том, что этой даже не повести, а маленького романа оказалось для меня так мало. Пусть по началу строение мира и не совсем понятно, но по мере продвижения я легко втянулась. Обычно даже то, что я не совсем понимаю, я воспринимаю как то, что я просто понимаю это несколько иначе, но понимаю. В моём воображении уже нарисовались система из красивых разрушений, более двух миллионов обособленных мирков, вдобавок затерянное хранилище забытых сокровищ, плюс ещё несколько деталей, которые упоминаются просто как составляющие этой неповторимой галактики.

Всё такое яркое и живое. И его так мало! Как корабль в бутылке. Но это я так, мои мелкие придирки. Размер такой, какой есть, каким задумал его автор, а, значит, каким и должен быть. И уж очень сильно я привязалась к этому миру во время чтения.

Так не это ли самое главное — единение читателя с миром автора?

В таком случае, о чём же ещё говорить.

Думаю, вы меня поняли. Разумеется, у вас будет свой взгляд на «Осколки», если вы за них возьмётесь, или вы уже видите их иначе, если читали. Скажем так — я нашла своё место в этой повести. Найдёт ли его кто-то ещё? Решать вам. Может, именно так и оживёт этот противоречивый мир. Благодаря нашей любви.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль