Мир, который ранее был целым, а ныне представляет собой осколки, разрозненно плывущие в космосе на орбите вокруг одного из светил – романтично и очень интересно. Сеттинг мира, описанного в «Осколках», мгновенно привлекает необычностью, нестандартностью. Здесь есть простецы, живущие на осколках, и есть люди, которым дана большая сила – сила менять вещи или путешествовать между осколками. Заветная мечта людей – вновь соединить осколки в единую сферу вокруг светила, воссоединиться. В процессе чтения романа я, идя по улице, смотрела в небо и думала – а круто было бы увидеть там пролетающий осколок в виде пирамиды!
Однако основной темой романа стало не воссоединение, а потери.
Автор на мой взгляд отнесся крайне серьезно к созданию текста. Он выписан очень детально. Мы буквально видим все, что видит героиня, знаем все ее мысли, подробно осязаем окружающий мир. Но, к сожалению, именно эта детальность служит плохую службу в создании особенного мира.
Мы оказываемся вместе с героиней в тривиальных местах: деревня, болото, лес, озеро. Простые строения, примитивные материалы. Комары, улитки, лягушки. Крысы, тараканы, свиньи. Этому миру, покоящемуся на осколках, остро не хватает экзотичности. Такое впечатление, что на осколки подробило Подмосковье времен Ивана Грозного. Смею посоветовать роман Кима Стенли Робинсона «2312» (кстати, награжденный «Небьюлой»). В нем подробно описываются биомы – по факту, те же осколки с наборами.
У меня большие вопросы к возрасту героинь, что ворчливых Мастеров, что Инэн. Судя по их мыслям, словам, поступкам, они все очень юны, и в этом случае их действия выглядят органично. Предположу, что Инэн лет пятнадцать, ну а Сатс совсем юная и глупая, лет двенадцать от силы. Такое впечатление, что все, кто ходят по переходам – дилетанты. С легкостью выбрасывают, отшвыривают ценные припасы, принимают решения сгоряча, ведут себя инфантильно. Мать героини – не слишком умная женщина. Себя погубила и того, кого хотела «спасти». Более того, она оставила своего Мастера на осколке, и тот, видимо, уже не смог никуда перейти – тоже погиб.
Характеры у всех основных персонажей похожи тем, что они все чувствительные, ершистые, капризные и ворчливые. А еще нежные и трепетные. Все стремительно краснеют, розовеют щеками, шеями, и чем там еще. А еще кричат! Орут!
Постоянные пререкания и грызня на пустом месте, которые ни к чему не приводят, утомляют. Нет ощущения что все делают большое и нужное дело. Есть ощущение что им все обрыдло. Они друг друга с наслаждением жуют и топчут, нет ощущения рождающейся привязанности. Со всеми отношения – враги и вдруг они становятся очень ценными дружбайками. Внезапно. Разговоры героинь в болоте посреди нигде и ни о чем, тягомотны. Драка героинь – случилась внезапно и была не мотивирована. Психологически достоверное взаимодействие женщин, наделенных необычной силой, хорошо посмотреть у мастеров фантастики: например, Айз Седай Роберта Джордана, Бене Гессерит Френка Херберта (тема с сильным – прямо оттуда же?) или ведьмы Терри Пратчетта.
Сочувствовать героиням получилось меньше, чем населению злополучного осколка. Судите сами:
- местные деградировали;
- утеряли сельское хозяйство;
- питались искаженной едой;
- их небольшие силы высасывал местный «вождь» (в кавычках не просто так, но об этом позже), как паразит или вампир;
- в довершение всех бед приперлись Ходящие и убили единственный вариант пропитания;
- вишенкой на торте — перебили несколько десятков человек;
- ну и нафиг раскололи их осколок.
Образам героинь веришь, если сделать допущение, что они и впрямь юны. Однако образ вождя, мне кажется, совсем не удался. Дело в том, что этот вождь по факту заявлен как мессия, в будущем способный спасти мир. Но он не совершил никаких хороших поступков ни до времени действия романа, ни во время. Инэн чувствует в нем силу, но вождь этой силой не пользуется для того, чтобы улучшить жизнь людей. Сам он выглядит неплохо, красивый такой, фактурный, но погружен по уши в убожество – в убогих помещениях среди убогой обстановки правит убогими людьми, и это у него получается это из рук вон плохо. Во время кризиса он что сделал? Да ничего. И когда свершается катастрофа в его родной земле, где по идее погибли почти все, кто составлял круг его общения, все его близкие, все те, кого он любил, первое, что он говорит: «Н-да».
Однако тут я прервусь и скажу следующее. Для фильма, для реалистичной НФ или обычного фэнтези мои упреки были бы уместны. Однако не раз и два я ловила себя на мысли, что произведение, которое я читаю, больше похоже на притчу. И если бы его экранизировать, то органично оно смотрелось бы в стиле аниме. Вот там постоянные переругивания, перепалки, даже драки героев смотрелись бы уместно. Сразу вспоминается Миядзаки, например. Притча о разъединенном мире и разобщенных народах, живущих в разных мирах – смотрелось бы хорошо, красиво. И в этом случае даже моя самая первая претензия – насчет обычности мира – тоже отпадает. В притче окружение может быть любым.
Роман очень хорошо проработан с точки зрения структуры каждой главы, каждого «Шага», и тем обиднее, что остались рояли в кустах. Слепая случайность, раз за разом спасающая героиню, в итоге дарит ей немотивированную солнечную магию. Иначе как случайностью это сложно объяснить, нас к этому не готовили. Вообще, очень хочется, что бы не Т был мессией, который всех спасет, а сама главная героиня, раз уж у нее и везучесть, и девять жизней, и продвинутая сила магии. Плюс – любопытство! Будем надеяться, что в дальнейшем так и случится.
Ляпы в тексте на мой взгляд присутствуют, но, как я уже упоминала ранее, текст создает впечатление очень большой и кропотливой работы, вычитанности, поэтому эти ляпы – скорее авторское видение того, как она хочет описывать различные предметы и понятия.
«Смотрю, как розовое постепенно исчезает с лица и шеи моей Старшей, оставляет только в одежде два совмещенных цвета и еще один — в волосах.»
«А придется признать, что курицу сейчас я не то чтобы не съела, а при одном только ее виде, наверное, окна криком разбила.»
«Мы не пойдем к местным до той поры, пока вместе не поймем то, что поймем, наблюдая отсюда. Едва мы к ним спустимся, наш взгляд сразу поменяется, и мы поймем уже что-то другое.»
Пепельные волосы сравниваются с красивым закатом, но пепельный — это серый цвет, цвет спокойных облаков. Ленивый балахон – что это? У меня ассоциация с таким балахоном – это популярный мем Ждун. В целом, одежде, мне кажется, не очень подходит описание, подходящее людям. «Энергичное платье», «Задумчивая рубашка», «Грустная жилетка»…
В целом, на мой взгляд, о некоторых вещах можно было писать языком попроще.
Самая сильная глава по моему мнению — восьмая. Она мне очень понравилась. Здесь есть и приятная локация, и неожиданность в лице Алы, и стремительное действие, и разоблачения.
Подытоживая, скажу, что передо мной очень хорошо написанный роман. Мастерству автора в описаниях и конструкции сцен остается только позавидовать. В дальнейшей работе уделить время психологии персонажей и их мотивации – и получится по-настоящему грандиозное произведение.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.