Чудовище Джет. Рецензия на произведение Доры Штрамм, Матильды Вандермар «Ханет»
 

Чудовище Джет. Рецензия на произведение Доры Штрамм, Матильды Вандермар «Ханет»

+35

Ссылка на блог произведения Доры Штрамм, Матильды Вандермар «Ханет»

 

Начну с самого главного. Текст — специфический. Это текст для женщин, написанный женщинами. Потому что он об отношениях между мужчинами, которые составляют пару. Ну или, возможно, составят пару. В тексте несколько таких пар, и главный конфликт текста – сложится пара или нет. Еще в тексте есть как минимум два флэшбека, в которых тоже рассказывается, как складывались пары.

Поэтому самый главный вопрос для героев, собственно, классический для любовного романа – он тот самый, мой единственный, или нет, будем мы вместе или не будем.

Если можно так сказать, это фэнтези-утопия. Авторы, описывая Огровы копи, пытаются создать идеальный мир, в котором все сплошь благородны, в котором все стараются вести себя достойно, жить в ладу с природой, устраивать праздники, во время которых следует приносить дары королям зверей, восторгаться крохотными эльфами и вообще беречь их. Также в этом мире высоко ценится все прекрасное: поэзия, музыка, литература, разные красивые искусства, а также сложные прически и многослойные одежды. Здесь принято покупать кучу подарков своим спутникам жизни, заботиться о них, носить на руках, подсаживать, когда тем нужно забраться на высокий стул и держать под руку на прогулке. В общем, делать все, чтобы спутник жизни был окружен вниманием и счастлив.

И все это делается ограми-мужчинами по отношению к человеческим юношам.

Авторы создают прекрасный мир, для чего все   приукрашивают, припудривают, наряжают и прихорашивают.

Собственно, этому посвящена большая часть текста.

Собственно, самые первые строки меня сразу насторожили.

 

— Сегодня последний день, когда мы можем пользоваться магией…

Сидя перед зеркалом, нидинец Далий неторопливо и старательно расчесывал костяным гребнем пышные белокурые волосы.

Юношей, которые собираются продаться в рабство ограм, именно так к этому и готовят – учат ухаживать за собой, за волосами, за кожей, за одеждой. Они ухаживают за собой, покуда едут в Огровы копи, потом еще больше ухаживают за собой, покуда целую неделю идут торги, а потом они ухаживают за собой с удвоенным упорством уже с помощью специально обученных слуг.

Все остальные события разворачиваются на фоне постоянного ухаживания за собой, бесконечных чаепитий со сладостями и разговоров об одежде.

Читательницы наверняка смогут почерпнуть массу нужной информации – как правильно делать маски для лица, как подбирать украшения и аксессуары к розовым платьям, как не забыть бальзам для губ, когда собираешься на прогулку.

Даже если ты – суровый северный рыбак. Особенно если ты – суровый северный рыбак. Потому что северному рыбаку, понятное дело, нужно особенно тщательно заботиться о своей коже, чтобы она была мягкой.

 

Сюжет, конечно, в тексте тоже есть. Практически детективное действие начинается в шестнадцатой главе и длится вплоть до двадцать седьмой. Потом еще четырнадцать глав длятся ритуалы, флэшбеки и финальное выяснение отношений.

С внутренними конфликтами сложней – их нет. Обоим ограм сразу очень нравятся оба мальчика, и Ханет, и Нейтан, и мальчики отвечают им взаимностью. Нейтан практически сразу, Ханет немного позже, но он с самого начала был настроен на то, чтоб угождать хозяину, и прикладывает к этому все усилия. Никакого внутреннего раздрая у него нет, разве только сомнения в том, будет ли он достаточно хорош, чтобы огр предложил ему остаться с ним навсегда.

Далий, третий мальчик, несколько глав переживает по поводу того, что остается невостребованным своим хозяином, но и тут все складывается ко взаимному удовольствию и хозяина и мальчика.

Даже то, что мальчикам запрещают пользоваться магией, что является обычным для людей авторского мира – даже с этим они сразу соглашаются, как только огры говорят, мол, неконтролируемым использованием магии вы убиваете землю. И магичат потихоньку, под присмотром, каждый раз оглядываясь, а что скажет господин огр.

 

Сомневаюсь даже, есть ли смысл разбирать логику столь специфического мира. Конечно, у меня возникла масса вопросов. Например – а, собственно, зачем из героев-мальчиков делают девочек? Не физически, а по поведению, по внешнему виду, по домашним обязанностям.

Мальчики, став спутниками жизни огров, должны красиво выглядеть, учиться петь, танцевать, развлекать огра и его гостей, командовать слугами, заниматься украшением дома, готовкой блюд, консервированием и мелкими покупками. Ханет вон вообще мечтает научиться вязать.

Не проще ли было ограм изначально покупать человеческих девочек, которые априори красивее и ухоженнее мальчиков, да и всем домашним женским обязанностям обучены с самого детства? Не все ли равно, кого кусать в плечо, девочку или мальчика?

Или, например, — почему мальчиков берегут, как зеницу ока, не позволяют выйти из дома без сопровождения? С одной стороны, вроде бы да, вокруг такие огромные и страшные огры, а люди против них беспомощны, но – вспоминаем начало рецензии – авторы описывают идеальный мир, у них почти не бывает преступлений. Огры по своей сути благородны и не способны на плохие поступки. Они открыты, честны, щедры и вообще всячески прекрасны. Чего опасаться мальчикам в таком прекрасном обществе?

Понятное дело, почему эта традиция возникла в нашем мире – мужчины опасаются, что женщины загуляют, забеременеют и родят детей от других мужчин. Хочется быть уверенным, что ты вкладываешь свои деньги в своего ребенка.

А в Огровых копях? Мальчики ведь по-любому не могут забеременеть и принести в подоле. Более того. Там же вообще секса нет. Никакого. Мужские причиндалы всех мальчиков болтаются без толку. Вероятно, мужское либидо магическим образом засыпает на границе Огровых копей. Ну и зачем тогда так яростно за ними бдить?

Зачем вообще огры – мужчины, если у них принципиально нет женщин? Как и с кем они используют свои половые признаки? Что мешает им быть бесполыми, как слуги, если полового размножения в их обществе нет? Если же огры, например, искусственно выведенная раса (а на это наводят мысли о ее несамодостаточности) – то зачем такие сложности при размножении? Почему слуги говорят неправильно выстроенными фразами, как наставник Йода? Если огры заявляют, что «видят не глазами – видят сердцем» — почему так муштруют мальчиков по поводу внешнего вида? И, наконец, меня удивляет внезапно анонсированная война, которая выпрыгивает из текста в последней главе, как вспугнутый заяц. «Будет война, этого хочет наша богиня, мы не можем ее ослушаться». О, как внезапно кончился диван ©.

 

Из-за подобных вопросов, из-за отсутствия внутренних конфликтов, из-за того, что герои-мальчики слишком легко принимают подчиненное положение и ничуть не парятся по этому поводу, я их понять не могу.

Приведу пример, поразивший меня наповал ))

 

— Это господин Миджирг Аппватауир[1], Ханет, — объявил Оскат. — Теперь он твой хозяин.

И поспешил к другой группе покупателей.

— Идем, — рявкнул огр и, схватив Ханета за руку, поволок к выходу из зала. Тот оглянулся. Этим утром они с Нейтаном попращались и пожелали друг другу удачи, и все же ему хотелось увидеть его в последний раз. Увы, перед их павильоном столпилось не меньше десятка огров, и разглядеть происходящее внутри было невозможно. Ханету ничего не оставалось делать, кроме как следовать за хозяиномк выходу из Аукционного дома.

Стоило им выйти на улицу, как рядом с ними остановилась большая крытая повозка, запряженная парой огромных белых козлов. Размером эти звери не уступали быкам, их волнистая шерсть была ухожена и расчесана, черные рога и копыта отполированы до блеска. Один из козлов равнодушно воззрился на Ханета, второй ударил копытом по вымощенной зеленоватым камнем мостовой, словно ему не терпелось снова двинуться в путь. Слуга, сидящий рядом с возницей — высокий, тощий, облаченный в бархатную коричневую куртку, скромный килт того же цвета, ботинки и шерстяные гетры, — спрыгнул на землю и с поклоном распахнул дверь. Миджирг, взяв Ханета за пояс, поднял его так, словно тот ничего не весил, подсадил внутрь и сам забрался следом. Слуга закрыл дверь. Возница гортанно выкрикнул что-то, поводья звонко щелкнули, и повозка тронулась с места.

Парня продали, у него теперь есть хозяин, который тащит его за руку к выходу – а он козлов рассматривает. Что шерсть у них волнистая. Что она ухожена и расчесана. Что рога черные и копыта. Что они отполированы. Мостовую рассматривает, чем вымощена. Слугу разглядывает, во что одет. Сорри, облачен)) Куртку его изучает бархатную коричневую, килт, ботинки и гетры.

У него, кроме как поглазеть вокруг – никаких других переживаний нету? Никаких других движений души? Страха, например. Да просто волнения. Блин! Да если б меня купил какой-то монстр, схватил за руку и потянул куда-то, я не знаю, у меня б, может, ноги отнялись к чорту! Ну уж точно б дыхание перехватило, сердце бы забилось невпопад, так, что я б его чувствовал, руки бы похолодели. Я б споткнулся, может, на ровном полу. Попытался бы вырвать руку – чисто инстинктивно. Я бы реагировал, как живой человек. А не козлов бы рассматривал с куртками и гетрами.

На одном только факторе неизвестности можно было бы устроить герою полный набор переживаний. Чтобы пробирало. Но я не могу сочувствовать герою, который сам себе не сочувствует.

Нет, он раньше по тексту немного переживал, но – тут такой момент! Знаковый! Важный. А – ничего… ноль эмоций у героя.

 

Что еще.

Приведу пример из текста, чтобы дать представление о его красоте. Текст написан несколько возвышенным языком, возможно, чтобы передать восторг и прелесть авторского мира.

 

Над поляной вновь зазвучала музыка — легкая и нежная, словно журчание горного ручья или перезвон серебряных колокольчиков. Эльфы пустились в пляс, закружились вокруг гостей, радостно смеясь. Сперва они опасались Нейтана, старались облетать его стороной, но быстро осмелели и даже, в благодарность за угощение, сплели венок из багряных листьев и аккуратно опустили ему на голову. Отлетев в сторону, малютки прижали крошечные ручки к груди, любуясь своим творением.

— Спасибо, — растрогано поблагодарил Нейтан и поклонился. Происходящее казалось удивительным, невероятным сном.

 

Но когда запел Далий, у него перехватило дыхание. Высокий нежный голос околдовывал, завораживал, стирая границы реального мира. Казалось, Ханет воочию видит старый полуразрушенный замок, в лесной глуши, где живет прекрасная юная дева, и отважного всадника, скачущего по лесной тропе к замку. Он видел, как они, встретившись, идут вместе, взявшись за руки, вдоль ручья, видел, как солнечные лучи золотят кудри влюбленных, слышал, как поют над ними птицы, благословляя их союз, видел, как деревья склоняют к земле ветви, укрывая пару под своей сенью.

Этот текст можно рассматривать как отображение чисто женской мечты о том, что вот придет он, такой огромный и сильный, унесет тебя куда-то на руках и будет решать вообще все твои проблемы, а тебе остается только быть красивой и любить его. Ну… немножко эгоистичной женской мечты, потому что в этом мире даже детей рожать и воспитывать не надо, этим неблагодарным делом занимается богиня Удра. Причем почти самостоятельно.

Потому что отображением мужской мечты этот текст быть не может. Ну, не мечтают мужики прилепиться к кому-то сильному и быть для него красивым дополнением.

Мужики – они самцы, среди них природой заложено постоянно выяснять, кто круче. Среди зверей тоже так. Это для эволюции нужно, а не из врожденной вредности. Выживает сильнейший, и от него же самка дает потомство. Пусть цивилизация нас испортила, сейчас выживает хитрейший или наиболее приспособленный. Но все равно. Значит, такие качества он передаст своему потомству, и научит его так себя вести. А слабые и неприспособленные, соответственно, умрут вместе со своим уникальным набором генов.

Поэтому я не верю в эту утопию. Она изображена за счет замалчивания и игнорирования реальности.

У огров тоже есть социальное расслоение, например. Среди огров есть простые рудокопы и рыбаки, но есть и знать. Есть возможность построить карьеру. А раз есть такая возможность – значит, всегда найдутся охотники померяться, кто круче. Всегда кто-то захочет сделать карьеру, чего бы это ни стоило, пойти по головам и трупам.

Вот по улице идет огр-рудокоп. Вот он видит очень красивого мальчика, которого купил за большие деньги министр «морских ресурсов». Неужели огр-рудокоп подумает: «О, да, министр хороший огр, он двести лет пропахал простым рыбаком, потом долго учился, старался изо всех сил и по праву занял этот пост. И поэтому может за большие деньги покупать самых красивых мальчиков, и я должен радоваться за министра. И довольствоваться мальчиком поплоше».

Вот почему-то я в это не верю )))

Потому что огр-рудокоп, наверно, тоже в шахте не прохлаждается. И тоже считает, что он некисло там пашет. Но вот почему-то простых рудокопов сотни и тысячи, а министров – единицы. Должностей-то на всех не хватает. И больших денег на всех не хватает. И красивых домов, и красивых мальчиков.

Вот отсюда и социальное недовольство, вот потому и утопия рассыпается при ближайшем рассмотрении.

 

Но.

Если вспомнить, что текст изначально специфический, очень такой милый, няшный и приукрашенный, и написан не ради размышлений над тем, возможно ли построение идеального общества в конкретно взятых условиях, то в своей среде, я думаю, текст найдет своих поклонниц.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль