Светлана Гольшанская. Нетореными тропами 2. Пророк
Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!
Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо!
Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!
Все пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.
Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.
Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно!
Э.Асадов.
Гхем-гхем! Данное стихотворение посвящается Лайсве от лица Микаша, Безликому от лица… эээ… господи боже, да в кого ни ткни… Лайсве, Гэвин, Ойсин (походу).
Прелюдия окончена, давайте разбираться
Что такое хорошая книга? Смотря с какой стороны зайти… Если с позиции автора, то хорошая книга – та, которая ровно закручивается в спираль, сворачивается, складывается. Иначе говоря – книга без косяков, без «торчащих ниток», без «повешенных героев», с выверенной интригой, с полноценными героями. Если с позиции читателя, то хорошая книга – та, послевкусие от которой сравнится со вкусом, та, которую я захочу купить и поставить на полку, та, которая заставит меня усмехаться над замыслом (не путать с юмором, у меня с ним вообще не очень хорошо), и та, которую я дам мужу (ну не могу я подсунуть ему что-то плохое, это же еще потом обсуждать придется).
Мир.
Собственно, пластов видения мира несколько. Тут вам и несколько государств (в политику которых мы почти не вмешиваемся), и орды воинствующих демонов, которые не желают ничего, кроме людской боли, крови и… мести (в первую очередь главному человеческому чудовищу, которым пугают своих демонических деток). Тут вам и Боги, по большей части делящие небесный престол. Есть орден, который борется с демонами (и с людьми в силу обстоятельств), есть относительно мирная цитадель, в которой мы проведем большую часть романа (да еще и много лет в придачу). Как и любой другой город, Эскендерия является пристанищем и богатых высокородных, и бедных. Делят они разные территории, но наша героиня будет ходить и там, и там, показывая жизнь и тех, и других.
Герои.
Гэвин чуть ли не единственный, кто слышит себя, слышит свою душу. И от того, какая у него судьба, хочется обнять его и успокоить, дать хоть немного тепла в бесконечной агонии и боли. Он хороший человек, который делает хорошие поступки. И отношение тоже же Безликого к нему чудовищно. Но он единственный, кто выстоит, кто сможет, кто справится. Как персонаж, мне он жутко импонирует, кажется родным и знакомым. Он — единственный из них всех, кого я действительно уважаю, как героя романа.
Микаш. Мальчик без чувства собственного достоинства, с огромным, раздутым буквально, чувством собственной неполноценности и недостойности. Но это все без хныканья, без излишней жалости к себе. Стоит отдать ему должное, он с этим справляется, и тем лучше, чем ближе конец романа. Хороший мальчик, честный, добрый, толковый, сильный. Да, как и многие, он ошибается, но эти ошибки признает и двигается дальше. Он стал лучше, он здорово вырос.
Лайсве. Нам упорно вливают в уши, что она светлая и святая. При этом с Микашем она ведет себя просто ужасно. Лайсве мечтает о свободе, о своем предназначении (и даже о новом боге, и после о безопасности ребенка)… и ничего про Микаша. Она не желает быть с ним, не желает счастья с ним, нет! Дело не в ее недостойности, как она любит говорить, а в некотором эгоизме. Когда чувствуешь себя недостойной, все равно мечтаешь, что все будет так, будто достойна, а тут… воздушные замки о нереальной свободе и ничего о Микаше, хотя он всегда был рядом, он родной, он свой. Она думает о своей шкуре, о ребенке. а Микаш… ну как приятное дополнение. В отличие от целой толпы вдохновленных героев, я не увидела в ней святую светлую госпожу. Я не почувствовала, не прониклась. И даже не знаю, должна ли была? Может, так было задумано, чтобы я ее ненавидела и местами даже презирала? Может. Наверное, мне просто обидно, что она так относится к Микашу. Говорит, что любит, но на деле она не слышит его, не понимает его. Только любит — любит, что он сильный, что она за ним всегда спрячется, любит близость с ним. Но на большее она не способна. Любовь ли это? м, не та, которую я уважаю, но любовь. И будь она честнее с Микашем (нет-нет, не как ей постоянно твердил Жерард), а по настоящему «я знаю, что ты меня любишь больше всех, я слышу, что ты хочешь быть моим мужем, но у меня есть предназначение, Безликий, моя ноша, моя вера. Давай мы будем любить друг друга, как раньше, пока я не выполню свою задачу». Но нет же. Она бросается помогать каждому встречному и поперечному, раздаривает непрошенные советы, полные доброты и мудрости, каждому, кто хоть где-то запнется; а тех, кто под носом, в упор не видит… Агргрх
Жерард. Все, чего он желал, так это чтобы кто-то свыше сказал, как правильно. Как правильно жить, как правильно думать. а чтобы после он сам знал, что и как правильно. Его автор использует как некую карточку для фокуса. Большую часть романа он один, а потом другой. оп-па! Жаль, Гизелла потерялась и не сыграла в сюжете (нужна ли она была тогда?)
Хлоя. Яркая, звонкая девчушка (а позже и девушка, и женщина), непосредственная, живая. За переменами в ней приятно наблюдать. И она — настоящая. Что очень хорошо контрастирует с Лайсве.
Безликий. Он и его провидица друг друга стоят… Но вся его история сюжетообразующая, посему молчу)))
Было много и других героев, но по большей части они исполняли роли. Если что, могу рассказать и про них)
Сюжет.
У Микаша есть мечта — убивать демонов. Да, вот такая вот простая безыскусная мечта. И все было бы просто, если бы у Микаша не было мозгов, но они у него есть, как есть и таланты, и умения, и внутренняя сила. И поэтому его мечта разворачивается новыми кольцами сюжета (причем весьма увлекательными).
У Гэвина есть родовое проклятие, оно же родовое предназначение. Он служит вернее любой собаки, дорого платит за свои слабости. И вся его линия немного за гранью сюжета. Нет, он играет важную роль, но двигает сюжет иначе, неосязаемо читателем, но очень грамотно.
У Лайсве есть предназначение. Она пророчица Безликого, она служит ему во что бы то ни стало. А еще есть и другое пророчество, которое гласит (изначально), что ей надо найти Духа Огненного. Предначертано ей так, что ли…
У Жерарда тоже есть предназначение и огроменное желание вкупе с мощным потенциалом — собрать всех норн-пророчиц, чтобы даровать всем божью мудрость (и не только). И к своей цели он идет с упрямством осла. Одного не пойму, откуда взялось это про «духа огненного», если Лайсве слышит Безликого, а Безликий как-то не горит желанием играть в игры Жерарда.
У Одержимых тоже есть цель — помочь своему богу занять Небесный престол. И за нее они готовы бороться любыми способами.
Язык.
Переменяющееся первое и третье лицо — это что-то… Объяснить самой себе, зачем это нужно, я не смогла. Говоря откровенно, читать от первого лица человека, который бесит весь роман, не шибко приятно, в ее шкуре мне неуютно. Я-то привыкла к концу, но изначально было очень странно. Хозяин текста — автор, если так надо, значит, так надо. Хотя было бы интересно знать, почему… я понимаю, что из-за моей рецензии автор не побежит переписывать, но почему оно так начиналось (от первого лица) и зачем оно так компануется (с третьим), если можно было все сделать в третьем, я не знаю…
А вообще водянисто (о чем указала лично). Но я не спотыкалась об сам язык, не спотыкалась об обороты и словесные конструкции. Претензий нет, читалось легко.
Проскакивают современные словечки и обороты, для меня это портит качество текста, я прямо чувствую, как начинает ворочаться в гробу внутренний Станиславский. «закрыть лицо рукой» — привет, фейспалм, ноги которого растут из современного фильма. «Ну а что мне плакать и биться головой о стены?»
и «Самомнение часом не жмет?» опять… притом это слова древнего Бога… весьма современно, не правда ли?)
Концовка. Гораздо темнее и мрачнее, чем ожидалось (чем вообще могло ожидаться в начале романа). Эпизоды непростые, во многом сильные. Жалко Ульд и Скульд, жалко Хлою с Ферранте. Верится (ха! знается!), что Микаш свою любимую Лайсве не бросит, простит и утешит, спасет и заберет. Обещания Безликого дают толчок к продолжению (причем, видимо, с несколькими поколениями). Жизнь Гэвина продолжается в новом амплуа, но с теми же, по сути, интригами и проблемами. Жизнь продолжается)
Сильные места. Очень хорошая и насыщенная линия сороки-воровки Хлои, перемены в ней, ее откровенность действительно впечатляют. Прекрасна выдержка Микаша, его исключительная верность (и кумиру маршалу Гэвину, и Лайсве), таланты и отношение к окружающим. Гэвин и его боль родового проклятия и дара, его связь с Безликим — еще одна сильная веха романа, и на мой взгляд одна и самых тяжелый, но кроме него не справится совершенно никто.
Слабые места. По Кодексу Сумеречникам запрещено использовать свои способности на таких же Сумеречниках. Но каким-то неведомым образом телепатия в этот запрет не входит, и Микаш использует ее в бою всегда.
Я так и не поняла, зачем Безликому Лайсве. Зачем Гэвин — поняла, но зачем Лайсве — нет, может, это было в другой части.
Есть целая ветка эмансипации женщин и феминизма. Она ведет в никуда. Может, была какая-то серьезная роль, но я не заметила. Или не поняла.
Множественное описания обучения норн-пророчиц только добавили в текст воды. Практической пользы я не нашла. Может, читатель так должен был передохнуть? может…
Хочу ли я перечитать? пусть это будет такое махровейшее имхо, но я бы сконцентрировала роман, выплескав из него всю лишнюю воду, оставив самый сюжет, самый смак. И вот тогда — да, было бы здорово.
Какой у книжки вкус? Многослойного желе. Водицы много, держится оно все благодаря основным крепким веткам сюжета. Полно фруктов, разных — они и приторно сладкие от Лайсве, и насыщенно вкусные от Микаша, и с пикантной кислинкой от Хлои, и горьковаты, но безумно вкусны в этой горечи — от Гэвина, и совершенно неожиданно сладкие снаружи и с гнильцой внутри от Жерарда и Безликого.
Какое послевкусие? какое-какое… лучше всего это послевкусие описывает стихотворение-эпиграф в самом начале рецензии. Хочется, чтобы все это было не зря. Все эти страдания героев, их сомнения, их жертвы, их пороки и ошибки.
Что я хочу вынести из книги? слушай душу, слушай себя.
С чем я согласна? О, я находила в тексте идеи, которые были мне близки. И даже не стала оставлять любимые цитаты, а собрала их все, что нашла) оно все там)
С чем не согласна? Все-таки я чего-то не понимаю в любовных романах и любовных сценах. Может, не то воспитание, не тот характер. Но для меня секс это рубильник — если любовь есть, то без секса быть не может; а наоборот не работает))) Посему я в упор не понимаю, зачем автор рассказывает и доказывает мне «смотрииии, герои много занимаются сексом, они так любят друг друга!». Ну, ребят, если вы любите друг друга — флаг вам в руки, я могу сыграть в вуаериста разочек в самых расчудесный раз, и все прекрасно пойму, и поверю, и запомню, что «сладкое», как называет это Лайсве, любят оба, я честно-пречестно поверю, что любятся они как кошки. Но зачем мне это лишний раз доказывать? типа я не поверю? заради посмаковать? Но это таки особенность жанра любовного романа, а здесь этот жанр таки указан, посему претензий не имею (совсем не имею, на третий раз я смирилась и просто читала эти моменты как часть романа), но негодование к самому явлению в литературе осталось.
А если без вкусовщины, то я не считаю Безликого эдакой доброй и мудрой стороной романа, как и не считаю его мудрым богом. Вообще нет. Ни разу. И все обвинения Гэвина абсолютно справедливы. Потому что я тоже не согласна с позицией Безликого. Это неправильно — заставлять страдать и мучиться тех, кто близок и дорог, ради банального выживания. Ага, давайте погорим в аду, зато подольше! это лучше, чем в раю пожить, но не очень долго! Я против. Я не согласна.
Что задело? Что царапнуло? Нелегкая судьба Гэвина (особенно сцена его встречи с Безликим и природа таких татуировок на всем теле). Жизнь Хлои, весьма колоритная, весьма непростая. Исключительная верность Микаша (верность не только другим, но и себе), его упрямство, старательность.
Цитаты.
Мир покоится на плечах у каждого из нас и существует только до тех пор, пока мы сражаемся за него и жертвуем ради него
Когда в твоих руках судьба мира, личное отступает на второй план. Выживание нашего вида и общее благо — вот в чём смысл. То, что нужно сделать, должно быть сделано невзирая ни на что.
Люди страшнее демонов, не забывай.
О своём мужчине нужно заботиться. Не потому что этого требует общество и добродетель, а чтобы он дольше оставался рядом. Окутывал нежностью и любовью, заставлял чувствовать себя желанной.
Всё зиждется на маленькой ниточке. Глазом моргнуть не успеешь, как она перетрётся и порвётся. Связать её уже не выйдет. Эта ниточка зовётся доверием. Тут всего два пути: либо испугаться и разорвать её самому, чтобы больше никогда не открывать своё сердце для ножевых ран, либо набраться мужества и наслаждаться, пока не истечёт наше время.
Когда мне было шестнадцать, и я злилась на весь мир, отдать всё было проще. Сейчас я обросла дорогими людьми и воспоминаниями, маленькими наслаждениями — жить захотелось непереносимо, и чтобы эта жизнь, вместе с трепетной птицей счастья, которую мне удалось ухватить за хвост, длилась как можно дольше. Вечно.
Больше всего мы скрываем от самых дорогих людей, никогда не замечал? Боимся их расстроить или потерять их расположение. А есть такая правда, сказать которую непереносимо тяжело. Мужества на это требуется гораздо больше, чем встретиться лицом к лицу с ордой демонов. Душевная боль всегда страшнее и сильнее телесной.
Если есть качество хуже гордыни, то это тщеславие.
Можно ли спасти если не всех, то хотя бы тех, кого любишь? От лютого демона — пожалуй, но как защитить людей от самих себя? Стоит ли?
К чему переживать о будущем, которое никак изменить нельзя? Лучше потратить все силы, чтобы сделать лучше настоящее, помочь и защитить своего маршала, раз уж он сам так беспечен.
Если никто не будет жертвовать, то и жить тоже никто не будет.
Если кто и сможет меня победить, то только я сам.
Итоги.
Итого, роман о двух хороших людях (у одного из которых проблемы с чувством собственного достоинства), и о святой деве, которую мне, если честно, почти весь роман хотелось побить. Я понимаю, что это не так закладывалось (особенно с Лайсве), но оно так увиделось мною. Ничего поделать не смогу, прошу меня извинить.
Как приключенческий роман (Микаш, Гэвин, Жерад) он удался. Как любовный — я не тот читатель, и точки именно любовного романа я не нашла, все оборвалось. Нет-нет, я-то понимаю, что эти двое будут любить друг друга, но этого понимания ими друг друга, единения (с разоблаченными-то тайнами) я не увидела. Нитки Одержимых и Безликого тянутся дальше, на другие книги, другие поколения героев, все вполне нормально.
Что до Гэвина… я повторяла бы бесконечно «Да хранит вас само Небо, раз Безликий не может!».
Несмотря на то, что я не приняла и не полюбила всех героев, несмотря на общую водянистость текста, мне вполне понравилось. Да, что-то я бы исправила, но на все воля автора. Для меня роман вытянули трое совершенно разных мужчин — Гэвин, Микаш и Жерард. Они его основа, его фундамент, его сильная сторона. А уж Гэвина я бы отобрала из жестоких рук автора, чтобы он хоть немного, но выдохнул.
Вот как-то так. В этом романе есть и плохие стороны, которые я озвучила. И достаточно хороших, которые я тоже постаралась озвучить в полной мере. А там пусть каждый сам решает, какой для него этот роман. И что за такое автору стоит сделать рецензенту)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.