Петр Дубенко. На волжских берегах
Начнем, пожалуй, с того, что с историческими романами у меня хорошо складывалось в школе… а потом как-то не задалось… Но чем черт не шутит) В прошлый КПП зарекалась по любовным романам, теперь и до исторических очередь дошла.
Собственно, во главе стола всея романа посажен некий Князь Дмитрий Петрович Лопата Пожарский, вот >этот< мужчина. Можете познакомиться
Что такое хорошая книга? Смотря с какой стороны зайти… Если с позиции автора, то хорошая книга – та, которая ровно закручивается в спираль, сворачивается, складывается. Иначе говоря – книга без косяков, без «торчащих ниток», без «повешенных героев», с выверенной интригой, с полноценными героями. Если с позиции читателя, то хорошая книга – та, послевкусие от которой сравнится со вкусом, та, которую я захочу купить и поставить на полку, та, которая заставит меня усмехаться над замыслом (не путать с юмором, у меня с ним вообще не очень хорошо).
Предупрежу заранее, моя речь претерпела временные изменения. Ну… не настолько сильные изменения, как после Достоевского, но иногда может того… Невиноватая я.
Мир.
Если верить Википедии, это год где-то 1614. Так, заради исторической справки из школьного курса — Лжедмитрий II, Иван Заруцкий… припоминаете, м? Смутное времечко. Смутная Русь. Смутное царствование Михаила Федоровича Романова.
И Пожарский. Нет, не тот Пожарский, а Лопата Пожарский) Справочка по нему в самом начале.
Герои.
Как и оговорено в аннотации главный герой Дмитрий Петрович Лопата Пожарский. Князь, воевода. С ним и сподручные его, надежные товарищи, помощники, воины. Каждому уделено особое авторское время.
Гхм, начнем с самого Пожарского. Человек он волевой, казалось бы, человек чести, достоинства. Но методы его, прямо скажем, заставляют с прищуром на него смотреть. Он многократно обещает и нарушает свои обещания, многократно нарушает данные им клятвы, не держит слова и с «неверными» расправляется с обезоруживающей легкостью. Самару удержал, как должен был. Ценой высокой, неоправданной и… бессмысленной? Русь уберег, но герой ли он от этого? Я бы от такого держалась подальше. Трехсот верст будет мало…
Отдельно стоит упомянуть, что историческая личность Лопата Пожарский и личность в романе несколько разные люди. Как минимум — документально. Не совпадает супруга, дети, отнятая вотчина. И это только то, что я заметила невооруженным глазом не-историка.
Остальные его люди в отличие от своего князя реальных прототипов не имеют (насколько я понимаю… но помним, что я ни разу не историк), и смотрятся на его фоне значительно живее, «настоящее».
Тут вам и татарин Гумер Акчурин, «хитрый лис о двух лапах», слепому бинокль продаст. И его внутренняя трагедия — предать ли Русь, князюшку, или предать родину и семейство свое. непростой выбор, правда? Там детки плачут, там долг зовет.
Тут и ершистый, готовый вспыхнуть от любой искры Михаил Соловцев. Ураганом все снесет, но споткнется об рыжую бойкую девку.
И воин до мозга костей — Лука Вышеславцев, которому одинаково любо и бойня, и драка, и пьянка, и верность князю. Вот только выбирать все равно придется.
Сюжет.
Казалось бы, совсем незамысловатый с военной точки зрения. Чего там — Самару отстоять. А на деле такая дырища с этой Самарой, что бедному князю приходится сражаться мозгами чаще, чем пистолетом и мечом. И на этом зиждется весь роман. На продуманных дипломатических ходах, на психологических трюках, нарушении и даче клятв, на поисках лазеек — шахматной игре против целой Самары… ради спасения этой же Самары. Это как насильно запихивать в кота таблетку от глистов. Чуть зазеваешься — руки в кровищи, успеешь — отлично… до следующего раза.
Язык. Среди неизвестных мне исконно русских слов (почти все отмечены в сносках в самом романе) встречаются и совершенно «нашенские» словечки. Желе. Фантом. Такая встреча, прямо скажем, обескураживает)))
Среди длинных пространственных гусениц описания встречаются и замечательные камушки. Навродя этого:
Концовка. И вроде все по чести, Русь спасена, кому-то свадебку играть, а все равно грустно как-то. Вот пашешь ты, в поте лица трудишься, а потом тебе под дых.Солнце выпало из низких темных облаков на лезвие горизонта с зазубринами сосновых верхушек и залило небосвод алой кровью умиравшего дня.
Сильные места.
Перипетии сюжетных ходов и то, как орудует чужими слабостями и кознями Лопата Пожарский.
Сложный выбор героев (Гумера, Луки, Дервиш-баба), семья или долг, личная выгода или совесть, смерть или жизнь.
Сложные мысли. О том, что девчонке приходится продавать себя ради куска хлеба для своего голодного семейства, и как с этим жить. О том, как ради обеспечения своих детей приходится быть самой настоящей тварью, и постепенно, незаметно же, а пути назад не будет.
Слабые места.
Атмосфера и подача.
Какой у книжки вкус? у меня стойкое ощущение, что я прошла по историческому музею с экскурсоводом. Посмотрите направо. На манекене длиннополый иноземного кроя кафтан с разрезными рукавами, ботфорты, а на левом боку висит шведская шпага с изящным витым эфесом. При жизни хозяин вещей звался так-то, был тем-то, рожей и кожей вышел таков. Следующий наш экспонат… И так все. Каждый встречный и поперечный. Я ознакомилась с одеждой, оружием, модой и прическами, строениями того времени. Прямо таки реконструкция! И все в одном маленьком музее на 14 авторских листов.
Какое послевкусие? История вышла весьма интересная, но этот музейный привкус вяжет язык.
С чем не согласна? С понятием чести Лопаты Пожарского (который герой романа, а не который историческая личность). Обещать одно, делать другое, клясться третьим, а думать четвертое… это, знаете ли… Никакого доверия к человеку. У его подчиненный чести поболе будет.
Цитаты.
Он со вздохом опустился на лавку, откинулся назад, прислонился к стене и, спиной почуяв живое тепло древесины, слегка поплыл в дреме. Перед закрытыми глазами его как наяву встали знакомые с детства луга в разноцветье благоухающих трав, заботливо обкошенные поля с сеннЫми зародами, собственный терем, окруженный белым цветом фруктового сада, и на крыльце Марья Афанасьевна, в подол которой вцепились два беззаботно смеющихся мальчугана. Но стоило лишь протянуть к ним руку, как видение исчезло и Дмитрий Петрович очнулся в чужой темноте, пахнущей сухими травами, сапожным дегтем, потом и горьким чадом лучин.
В восьмиугольной комнатенке повисла тишина. Не та тяжелая и гнетущая тишина, когда совсем нечего сказать, а та осторожная предвестница недоброго, в которой, наоборот, рождается слишком много мыслей, заставляющих иначе посмотреть на привычные, еще вчера такие простые и бесспорные вещи.
Сейчас, глядя на эту тщедушную малолетку, что нервно тряслась перед ним нагая, Дмитрий Петрович ясно видел товарища по несчастью и побратима в борьбе, которую он вел последние пятнадцать лет ради маленького мира под названием Кушалино. И чтобы победить в этой войне, он готов был пойти на край света, решиться на что угодно, свершить любые подвиги и сотворить любые мерзости. А она? Лопата прекрасно видел, что для Айки гораздо проще и правильней было бы умереть, прямо сейчас перекусив себе вены, чем стоять вот так в темном предбаннике и с кривой вымученной улыбкой предлагать себя, невинную, похотливо-скучающему князю. Но она стояла и предлагала, стиснув кулачки и трясясь тощим сухопарым телом, потому что за ее спиной было еще три беспомощных души, ради спасения которых она обрекала себя на муки и унижения. Да, она, как и он, воевала за свой мир, за своих любимых. Только он в доспехах и с саблею, во главе дружины и многотысячных отрядов, а она в полном одиночестве, голая и беззащитная, но оба они ради победы готовы была пожертвовать всем.
— Думали мы, он разоритель, мздоимец обычный. А он хуже оказался, — полушепотом закончил он рассказ о прошедшем осмотре, — Куда, как хуже. Он, оказывается, герой. А хуже этого быть ничего не может.
— А тебе то что?
— А не знаю, что, — честно призналась Варвара. — Только не усиделось, как увидала. Да тебе не понять. Кто бьет, тому не больно, а нам… Каждый удар в тебе отзывается. Потому ближнего в обиду дать, самому в беде оказаться.
Жизнь у нас только одна, а совесть выдумали те, кому не хватает смелости поступать так, как хочется.
Услуга, ради которой человек готов отказаться от денег, больших и легких, может обойтись куда дороже потерянного золота и товара.
Итоги.Могучая яблоня может пережить суровую зиму и выстоять в свирепый ураган, но ее ветки ломаются под грузом урожая, что сама она родила и по-матерински щедро кормила соками земли. Семья — сила человека и его слабость, самое уязвимое место.
Как не-историк, я совершенно не знаю, насколько достоверен этот роман. Нестыковки, случайно найденные мною, я указала, но знать не знаю, есть ли такие еще.
Как читатель, я просто не могу не отметить этого музейного привкуса. То ли я отвыкла, и все исторические музеи похожи на экскурсии. То ли этот такой. Мне оно по вкусу не пришлось. Описания экспонатов воодушевляют мало, запоминаются и того хуже. Они все промелькнули экскурсией и исчезли. Как-то сухо что ли, вот вам убранство дома, вот вам манекен с одеждой.
Как рецензент, я не могу не абстрагироваться от этого музея и истории, и уделить внимание сюжету. Без налета реконструкции, без истории — какой-то там воевода стоит за какой-то там город и… борется за него всеми силами, всеми правдами и неправдами, ложью, клятвами, обманом, вымогательством, подкупом. На его войне хорошо все средства, любая низость. Он только не может бросить голую девчонку, готовую отдать все за кусок хлеба — пытается, но не может. Ему не хватило какой-то внутренней широты, простора, но эта пляска его ума — замечательно, стоит того. Разгадывать эти ходы, ждать реакции на чужие ходы, шах, мат — было здорово. А вот то, насколько перевешивает чашу весов музейность и игра ума, решать уже не мне, а каждому читателю отдельно))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.