Ариса Вайя. Рецензия на произведение Александра Баса. Танец с удачей
 

Ариса Вайя. Рецензия на произведение Александра Баса. Танец с удачей

+30

Бас Александр. Танец с удачей

Сперва я готовилась (долго… 33 с лишним алки попадаются не каждый день и не в сжатые сроки), но обещания надо выполнять) Потом я плевалась, потом ругалась, потом привыкла и даже вошла во вкус.

Но обо всем по порядку.

 

 

ну, само собой, правила

Что такое хорошая книга? Смотря с какой стороны зайти… Если с позиции автора, то хорошая книга – та, которая ровно закручивается в спираль, сворачивается, складывается. Иначе говоря – книга без косяков, без «торчащих ниток», без «повешенных героев», с выверенной интригой, с полноценными героями. Если с позиции читателя, то хорошая книга – та, послевкусие от которой сравнится со вкусом, та, которую я захочу купить и поставить на полку, та, которая заставит меня усмехаться над замыслом (не путать с юмором, у меня с ним вообще не очень хорошо).

 

Мир.

Фентезийный мир, как порождение ума автора, обладает своей уникальностью. Ну, перво-наперво, эдакие расы. Люди, силт ло (читай — маги), летары (а вот не знаю, как их кратко обозвать… духи животных?). Живут все очень даже долго, так что придется привыкнуть, что пятидесятилетний принц — юноша. Хотя те же силт ло за свою магию (плетения, отчего и зовут их в народе пауками) расплачиваются собственной жизнью — казалось бы, при этом они должны сперва думать, потом плести, но двадцатипятилетний старец Силт Ло (да, конкретно этот с большой буквы), не такое уж необычное явление. Собственно, эти же силт ло управляют погодой, защищают замки и даже роют туннели… посреди вулкана (нет, серьезно, прямо сквозь него… и таверны там внутри… с видом на лаву). Летары же, призванные из своего мира, — особенные. Они не люди, хоть их и призывают в человеческие тела; они не животные, несмотря на то, что суть их — зверь; они не подчиняются плетениям силт ло, они не живут как люди, они существуют ради данной им цели — сути призыва. Аларни — «принцы среди летар» — помнят даже прошлые призывы, прошлые человеческие жизни, и, уж поверьте, родина им нравится больше, а вернуться они могут лишь умерев в мире людей и силт ло.

Герои.

Я не буду расписывать всех, а только укажу, за что зацепилась.

Сова. И его спокойное отношение вкупе с чутьем (тут и его вил — умения — видеть плетения силт ло; и его чутье к другим, особенно Гепарду).

Гепард. Близнец Совы по телу. И его звериная импульсивность, а также нетерпимость к рабству (когда живешь одну жизнь хуже, чем цирковая зверюшка-неумеха, невольно проникаешься этой болью). Его внутренняя борьба и попытки сладить — сладить со зверем внутри, прекрасно помнящим о прошлой боли; сладить с человеком снаружи.

Сова и Гепард. Их вдвоем обозначу цитатой из самого романа:

Они вытерпят любые пытки, любые неприятности, и сделают как должно. А как должно?

Монета. Пусть будет героем. Обычная черная монета без надписей. Хорошо, необычная монета — она принимает решения за Сову и Гепарда, оставляя им немного личной свободы. Она и несет волю своего хозяина, призвавшего Сову и Гепарда для своих целей (а вот фиг вам! я сама не знаю, это целый цикл… хотя ладно, вру, в эпилоге лежит подсказка, но я ничего не говорила).

Силт Ло. Загадочная личность, о которой непрерывно рассказывают сказки перед сном. И я бы даже не стала говорить о нем, сохраняя интригу, если бы не тот факт, что он убежден, что миру нужен палач с веревкой покрепче.

Меркар. Вваливая на себя ношу жалости к другим и желания помочь — не сломай хребет. Хотя надо признать, продержался он стойко.

Пеларнис. Шума много, а толку…

Дари. Субординация на высоте (это сарказм). Птичка в клетке, заложница обстоятельств, но тем не менее слишком бойкая птичка.

Клард. Генерал, проигравший три сражения подлежит суровому прилюдному наказанию и смерти. Но избежать этого можно, предав родину, которой служишь. И как следует поступить?

Сюжет.

Летары Сова и Гепард — наемники. И стелется за ними следом плата с заказчиков. Не важно, чего ты хочешь, заключая с ними контракт — выиграть войну против двух тысяч людей или наказать пару обидчиков; плата будет непростая — на выбор: заплатить всем, что имеешь, или заплатить жизнью (и выбирать не заказчику и даже не наемникам, а черной монете). В этот очередной раз Сове и Гепарду досталась миссия по спасению принца, тайно вывезенного в другое государство. И чем дальше они продвигаются в его поисках, тем глубже вязнут в глобальной истории, в которой они не наемники даже, а часть сложного плана.

Язык.

Подайте розги… Треть предложений хочется переписать по-человечески. Об них спотыкаешься и спотыкаешься, и спотыкаешься. Я не стилистический гурман ни разу, но мне пришлось тяжковато, пока я не освоилась.

Сильные места.

Гепард и его психика (весьма искалеченная, весьма непростая).

Сова и его личная философия.

Сложности и муки выбора. А также плата за выбор (почти что всегда не золотом).

Интрига — где-то ложная (автор отмалчивается, и половина ходов всплывает сама собой, никак не объясняясь, а объяснение «пожелала монета» — это так себе объяснение), где-то настоящая.

Летары. Просто летары. Звери в телах людей. Они заставляют подумать, пораскинуть мозгами — они интересны и непросты в своих особенностях.

Для меня хорошим плюсом оказался язык (нет, вам не померещилось) — описания ужаты, фокус на действиях, персонажах, ситуациях — то, что я люблю! Где-то там же плещется вода (а вы как думали? 33 алки, как никак), но эта вода мимикрирует под интригу с намеком на весь цикл, так что пусть остается на совести автора. Может, часть линий надо вычеркнуть, и напомнить о них в следующих романах. Потому что клянусь, такой склерозник, как я, все это не запомнит.

Слабые места.

Мелкие косяки валяются по роману (на выходных выдам автору лично в руки, там и логические ляпы, и потерянные предметы, и в самых первых главах хронические напоминания о том, как круты герои — клянусь, я пойму и так, если они и правда крутые). Жирных косяков не замечено, но в силу того, что перед нами цикл — они могли замаскироваться под интригу (помним про ложные интриги).

И да, продублирую — язык иногда «выбивает» из повествования.

Какой у книжки вкус? Один из моих любимых тортиков. Бисквит, кисло-сладкий сметанный крем, горький шоколад. Вот только я столько не съем.

Какое послевкусие? Чего-то добротного, но вместе с тем оставляющего вопросы-придирки — это точно надо? а эта линия точно важна? а это все куда? а это что за ложная интрига, покажут только поверхностно и опять сиди гадай на протухшей кофейной гуще? Автор, давай там разбирайся со своей ленью, пинай там ее, угрожай — что хочешь делай, но надо эту всю катавасию закончить, хочет там Силт Ло палача с веревкой, пусть шевелится.

Цитаты.

Народ любит приврать в своих рассказах для красного словца, но порой правда куда страшнее.

— Вот представь, следопыт. Ты живёшь в лесу, и твой дом сторожит одна единственная собака. Она бешеная, но сидит на цепи. Станешь ты её убивать, рискуя оказаться в пасти волков, или доверишь ей свою жизнь, зная, что в один прекрасный день поводок может не выдержать, и она бросится на тебя?

— Я постараюсь найти другого сторожа.

Люди порой совершали безумные вещи, считая, что так будет лучше для родных, наплевав на их мнение.

— Ты же знаешь, чем дольше мы остаёмся в телах людей, тем больше становимся похожи на них. Привычки, слабости. Мы обрастаем этой шелухой, забывая, кто мы такие на самом деле. Но когда ты можешь видеть душу и каждый день видишь настоящего себя, этого не происходит.

— Может, всё же попробуешь для разнообразия взглянуть на жизнь с другой стороны? Какая польза от твоего вечного ворчания?

— Примерно такая же, как от твоей веры в светлое будущее.

— Я по крайне мере делаю это молча.

— Удача — это наугад выбрать самим, куда идти. А как принимает решения монета, мы не знаем. Лучше я доверюсь решению тому, что не обязательно зависит от удачи.

Тот продолжал стоять, разглядывая старика, потом глубоко вздохнул, задержал дыхание, словно прислушиваясь к ощущениям, и шумно выдохнул.

— Знаете, — шёпот заполнил всю комнату. — Запах не изменился, но именно так пахнет свобода.

Пророчество в ней гласило «В час, когда мир будет нуждаться больше всего, первый из Лиэн Силт Ло возродиться вновь». Очень точное и многообещающее пророчество, ага. Если он не возрождается, значит, мир не так уж в нём и нуждается.

— Незачем ещё раз испытывать удачу.

— Я не собираюсь её испытывать, я бы предпочёл, чтобы она вообще забыла о моём существовании, — проворчал Гепард. — Тогда я был бы уверен, что не случится ничего неожиданного.

— Они всегда такие, — тоном знатока прошептал Пеларнис, подъехав ближе. — Строят свои коварные планы, думают, как бы заманить в них ни в чём неповинных людей, а потом ещё и обставить всё так, будто те сами виноваты.

— А не сам ли ты пришёл к ним, невинный человек?

— Сам, — вздохнул менестрель. — Но они меня заманили.

— Это чем же?

— Золотом.

— Любопытные не учатся. — Гепард с глухим стуком вогнал меч в ножны. — Они только успокаиваются на время.

— Люди такие смешные, особенно вы, силт ло. Упиваетесь собственным могуществом, играете с силами, которых не понимаете. Пока не получите сдачи от этих сил. А потом начинаете жаловаться, что мир такой не справедливый, обидел вас. Если играете со львом, будьте готовы, что он оттяпает вам руку, в лучшем случае.

Сейчас эти люди пойдут за ними. Большинство, конечно, из страха и жажды наживы, но найдутся и те, кто искренне верит в них. Не может же среди пятидесяти человек не быть идиотов.

Если бы мы всё время пытались исправить последствия своих поступков, то только этим и занимались бы.

— Вот бы таких жителей во все города, — пробормотал Сова, пошатываясь на ступеньках и пытаясь удержать равновесие. — Празднуют себе тихо, панику не поднимают, ничего не говорят. Подумаешь, какие-то типы только что убили их управителя и идут мимо. Запачканы кровью, на плечах тащат ещё четверых. Обычный вечер, ничего такого.

Гепард бросил последний взгляд на мёртвое тело.

— Похоже, удача решила подарить тебе улыбку, перед тем как вонзить нож в спину. Вот почему лучше обходиться без неё.

Сложно стать безумцем, не имея чувств. Ведь именно чувства порождают безумие.

Итоги.

Жирный минус красной пастой за язык. Еще минус за ложную интригу, оправдывает которую монета и то, что на ней будет написано (нет, ни разу не оправдывает, только усиливает, но она часть авторского плана, так что увы и ах).

Плюс за героев. Практически всех (маленький минус за тех, кто тащит на себе груз нитей к следующим романам, по мне, так только захламляя текст). Плюс за концентрацию действий, за интерес.

Подводя итоги — мне понравилось, хорошо сложено, интересно подано. Автора надо поколотить, но легонько — ему еще другие тома писать.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль