Роман «Грань» напомнил мне чем-то грейпфрут: такое вот фруктовое послевкусие осталось после его прочтения. Попробую рассказать почему.
Толстая и прочная кожура – это то, что читатель видит прежде всего, некая внешняя оболочка, которая улавливается сознанием перед тем, как происходит понимание сюжета и формируется отношение к героям. Кто-то называет это стилем, но о стиле, с моей точки зрения, можно говорить лишь тогда, когда писатель окончательно сформировался, достиг своего потолка в мастерстве владения словом. К сожалению я не была знакома с творчеством автора до прочтения этой книги, но видя как менялся стиль от начала к концу, как коллега могу предположить, что эта вещь писалась достаточно давно, вероятно долго и возможно частично дописывалась местами в процессе, чем объясняются некоторые огрехи и шероховатости (я тут имею в виду стиль как построение сюжета на небольших отрезках текста). Подробнее все это я объясню автору лично, так что любители желтой прессы могут расходиться – концерта не будет.
Итак, очищенный от кожуры грейпфрут уже полезен, но еще немного горчит, поскольку прежде, чем станет пригоден в пищу, с него требуется снять более тонкую кожицу. В данном случае это именуемая в кругу писателей «матчасть» или проще говоря – продуманность мира. Роман «Грань» раскрывает перед читателями богатый красочный мир, чья природа близка и знакома, а магия красива и разнообразна. Мне понравилось та продуманность, с которой раскрыта природно-магическая составляющая мира. Горчило или огорчило лишь то, что сосредоточившись на ярких красках, автор не додал черно-белых оттенков: если чуток подработать политическую, географическую и историческую составляющие, выйдет просто волшебно. Плюс вытащить на свет то, что у автора уже есть в голове, но он решил это спрятать. Не буду лукавить, я знаю, какие богатства заперты в сундуки. Поэтому ругаюсь и негодую.
С вещами нужными, но не слишком радостными мы на этом закончим и плавно перейдем к мякоти – вкусной и сочной. Мякоть это собственно те идеи, которые раскрывает сюжет и герои, т.е. самая сердцевина романа, которая становится видна после того, как закрыта последняя страница.
Роман не зря называется «Грань». Каждый читатель безусловно найдет в нем свои грани. Лично для меня эта книга – попытка раскрыть то главное, что способно удержать человека в границах жизни и собственной личности.
Автор делит историю на две части: «Расплата», в которой основными действующими лицами становится девушка Варвара, весьма удивившая в конце своей метаморфозой, маг Ридан Нортель, его друг и ученик Дулон, подруга Вари – Мита и антагонист еще один Нортель — брат Ридана Ильдар. Также как герои второго плана вводятся несколько персонажей, раскрытие которых и выдвижение на первый план происходит во второй части романа. Как мне кажется, эта самая вторая часть, названная «Предел», получилась более глубокой, хотя по динамике не уступает первой. Первая – скорее событийно-информативная, с горчинкой печали, вторая – детективно-приключенческая, с перчинкой. Причем к концу автор перца не жалеет. Накал и трагичность событий превосходит кульминацию первой части на порядок, поэтому достаточно громкий финал оказывается очень кстати и ставит жирное многоточие (можно, конечно, и точку, но многоточие предпочтительнее).
Теперь дабы не утомлять почтенную публику, плавно перейдем к героям. Первой в моем списке будет Варвара, девушка-сирота, потерявшая родных в Зоряне, где некоторое количество лет назад произошла страшная катастрофа, уничтожившая как сам город, так и большую часть его жителей. Варвара – воплощение женственности. В отличие от остальных героев она имеет довольно слабый магический потенциал, но благодаря своим человеческим качествам: отзывчивости, любви к людям, миру и всему живому, несмотря на личную трагедию, во многом сильнее большинства из них. Ее сила в чисто женской слабости и жертвенности, в четких морально-этических принципах, от которых Варя не отступает несмотря на потерю близких и собственные ошибки. Соглашаясь стать орудием в руках Ильдара, девушка преследует не личные цели, а желает остановить зло, чтобы уберечь других людей от повторения зарянской трагедии. Когда Варя понимает, что была обманута и помогала не тому человеку, она, несмотря на опасность, делает все, чтобы исправить свою ошибку и помочь тем, кто из-за нее пострадал. Душа Вари – это воплощение стихии Земли-матери в состояние покоя. Лишь к концу романа Варвара задумывается о том, что может на самом деле противостоять злу. Это, можно сказать, последнее испытание ее истиной сути, и она выходит из него победительницей: приносит себя в жертву ради людей и их счастья, как и стремилась изначально.
Киранда или просто Кира – это девушка-воин и по роли и по сути. Воплощение самоотверженности. Кира – это чувства в абсолюте. Если она ненавидит, то всепоглощающе. Самое страшное для Киранды – потерять цель, в которую можно устремить внутренний огонь. Совершив свою месть, она теряется, потому что дальше для нее наступает тупик. Кира осознает, что смерть врага не принесла ей никакого морального удовлетворения и искомого спокойствия. Не вернула ту жизнь, которую она потеряла, а напротив лишила друзей, успевших войти в сердце, и опустошила душу. Кира запутывается, потому что все, что было в ее жизни чужого, становится для нее дороже собственного. Как мне кажется, все это, в том числе метания Киранды до кульминации первой части – вполне закономерны. Сформировавшись как личность в любящей семье и соответственно, умея любить в ответ, Кира на самом деле чужда навязанной Ильдаром модели мира и потому бессознательно ей противится. Ошибка, допущенная единожды, как и Варвару, укрепляет ее встать на «грань совести» и сделать тяжелый, но правильный выбор – не в пользу себя, а ради большинства.
Раз уж я начала с женских персонажей, то следующее слово замолвлю за милую девушку Миту. Мита самостоятельная героиня, совместившая в себе черты и Киры и Варвары. Она женственна, жертвенна, но при этом достаточно решительна и представляет то самое добро с кулаками. Ее роль несколько вторична и скорее необходима, чтобы оттенить героинь первого плана, но персонаж получился достаточно живой и запоминающийся, хорошо работающий на пословицу: «скажи мне, кто твой друг – и я скажу тебе, кто ты».
Основная интрига романа закручена вокруг семьи Нортель, и, хотя сюжетно эта самая интрига заглушается линиями героинь Варвары и Киранды, она, тем не менее, является связывающей нитью обеих частей произведения.
В первой части роль антагониста отдана Ильдару, брату Ридана. Оба брата Нортель сильные маги, но один – классический злодей, а второй тоже в общем-то не особо добродетелен, но по ходу повествования раскрывается как человек, знающий цену своим поступкам. Ридан – сын своей матери, которая скорее всего была против экспериментов мужа с Гранью. Движимый любовью к ней и благодарностью за самопожертвование, Ридан желает остановить брата любой ценой. Ильдар же, напротив подогреваемый обидой на мать, решает продолжить дело отца. Внутрисемейная драма братьев затрагивает всех остальных героев. И если Ильдар становится настолько одержимым своей идеей, что считает себя вправе на любой шаг и поступок и в этом состояние костенеет, то Ридан претерпевает некоторую метаморфозу и постепенно становится протагонистом. Он умеет быть хорошим другом, умеет признавать ошибки и отвечать за них, узнает любовь. Конец романа открывает для героя новый, выстраданный и заслуженный путь.
Антагонист второй части произведения во многом похож на Ильдара, что впрочем закономерно, поскольку является его родственником. Его образ скорее проходит фоном, хотя герой достаточно интересный. Думаю, если автор немного доработает и допишет роман, оба антагониста добавят в разноцветный мир необходимые штрихи темных оттенков и дадут четкость главной интриге.
Дулон и Милан – герои скорее второго плана, но от этого не менее интересны. Дулон – друг Ридана. Классический такой друг, который и плечо в трудный момент подставит и проблем создаст столько, что попробуй реши. Если в первой части Дулон скорее ведомый, то во второй он резко меняется с Риданом местами и начинает действовать самостоятельно. Милан является практически противоположностью Дулона и по внутреннему устроению во многом повторяет линию Варвары. Любящий брат, ради сестры вставший на темную дорогу, он сходит с нее ради любимой женщины. Его чувства к Киранде заслуживают уважения, в них видится искренность, глубина и постоянство. Он именно та недостающая половина личности, которую героиня тщетно ищет в себе, но не понимает этого до самого конца, пока не теряет Млана, свой «ласковый теплый ветер». Финальные сцены получились у автора по-настоящему трогательными.
Роман «Грань», как я уже сказала в начале – это попытка ответить на вопрос, что именно держит человека по эту сторону грани жизни и что каждый получит по ту. Через судьбы героев читатель видит и силу ненависти и силы любви и дружбы. Первая сеет гибель вокруг себя и утягивает в небытие того, кто ее использует. Ильдар и его дядя окружали себя злом при жизни, и результат их трудов не мог быть положительным. Имеющие черное сердце за Гранью находят только чудовищ и смерть. Киранда и Ридан в отличие от них попадают совсем в иное место – их мир за Гранью прекрасен и они не только сохраняют свою личность, но и возрастают духовно и морально.
В заключении хочу пожелать автору набраться терпения и отшлифовать до совершенства тот камень, который она уже вставила в хорошую оправу. А читателям скажу так: совершенствуются не только авторы, но и читатели. И иногда то, что сегодня не идет, через пару лет может скрасить дождливые дни прекрасной историей… потому что до любой книги нужно дойти, как и до осознания того, какую силу имеет любое наше слово.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.