Аф Морган Лидия. Рецензия на роман Т. Богатырёвой и Е. Соловьёвой "Высшая школа им. Пятницы, 13. Чувство ежа"
 

Аф Морган Лидия. Рецензия на роман Т. Богатырёвой и Е. Соловьёвой "Высшая школа им. Пятницы, 13. Чувство ежа"

+27

конкурсный топик романа

 

«Не знаю я — известно ли вам,

Что я бродил по городам

И не имел пристанища и крова,

Но возвращался, как домой

В простор меж небом и Невой.

Не дай мне Бог,

Не дай мне Бог,

Не дай мне Бог другого.»

Б. Ахмадуллина  

Сразу скажу, один из самый ярких персонажей романа – это город. Необычный, мистический, невероятный, искусственный, зачарованный, незабываемый неистребимый, призрачный и прозрачный, как творения фата-морганы, непревзойденный Санкт-Петербург. И в этот «простор меж небом и Невой» приводят нас авторы романа, и щедро делятся своими открытиями новых граней магического кристалла, сквозь который смотрят на мир самые одаренные и творческие люди, способные воплощать свои фантазии. Питер и городское фэнтези. Непростое сочетание и очень многообещающее. Итак, с местом действия и жанром мы определились, поговорим теперь о времени действия.

Такое могло случиться когда угодно, но происходит, как кажется, сейчас. Правда у соавторов есть особый подход к идее времени. Они, думается мне, с тем, что нельзя вступить в один поток дважды, не очень согласны. И вполне себе современный подросток с сиюминутными проблемами, которые его не очень то и заботят, вдруг грезит о старинной семнадцатого, если не шестнадцатого века гитаре/лютне/виоле. И почему-то связан с ней неразрывно и ищет ее в яви, и пытается воссоздать. И почему-то в своих грезах видит себя этот подросток мастером преклонных лет и наплывают откуда-то смутные воспоминания о ином времени и жизни иной. И так явственно вместе с этим подростком вспоминаешь что-то полузабытое, но столь дорогое и близкое сердцу и вертится на кончике языка чье-то имя. И еще до того как авторы назовут его, с тайной радостью ощущаешь, как вспыхнет молния, как ударит в глубине музейных анфилад ночью бой часов, услышишь это имя Бенвенуто… Озарение! Приятно его ощущать, верно? А уж как это авторам удалось доставить тебе, читателю, нечаянную радость озарения, угадывания, это их творческий секрет. В новом, для меня во всяком случае, романе Татьяны и Евгении, я снова встретилась с их коронным приемом. Каким-то образом девушкам удается подвести читателя к нужной точке повествования, от которой он сам уже догадается, угадает и затем обрадуется узнанному. Вот как им это удается? Завидую совершенно бессовестно. Но этот прием – одна из главных характеристик авторского стиля. И романы Татьяны и Евгении поэтому не спутаешь с другими. Они очень характерны и индивидуальны.

С удовольствием представляю вниманию тех, кто еще не читал книгу соавторов Татьяны Богатыревой и Евгении Соловьевой «Высшая школа им. Пятницы, 13.Чувство ежа». Это первая часть задуманного цикла о жизни таинственной школы, расположенной где-то между Обводным каналом и Фонтанкой. Но четкой локации авторы не дают. По вполне понятным причинам. Еще бы! Мало кому не захочется поискать это зачарованное место, после того, как он прочтет волшебную книгу Татьяны и Евгении. Мало кому не захочется хоть одним глазком взглянуть на таинственных личностей, обитающих там. Попытаться встретиться с неуловимо знакомой незнакомкой преподавательницей литературы Фелициатой, которую непочтительные ученики именуют Филькой. Вот ведь негодники! Или приглядеться к физруку Твердохлебову, существу с говорящей фамилией, казалось бы, кто таких не видал, не встречал! Ан, нет. Не все так просто. И Твердохлебов читателя непременно удивит. Стоит ли говорить, о том, что непостижимый сенсей и вовсе может поставить в тупик даже самого искушенного читателя. Это учителя и высший командный состав, люди или не очень люди, или не всегда вполне люди… В общем, они очень интересные, таинственные и незаурядные, но они не главные. Главные герои – подростки. И вот с ними, как и в реальной жизни – беда.

Мне иногда кажется, что подростковый возраст дан человечеству насмешливым демиургом с самыми зловещими намерениями. И в этом возрасте, по воле своего создателя, человек последовательно вписывается упрямым лбом во все тупики эволюции. Может демиург проверяет, не упустил ли он чего в процессе творенья. Не отбросил ли случайно вместе с пустой породой золотой самородок. И может быть какой-нибудь зауропод вдруг да и окажется упущенной творческой изюминкой/жемчужинкой/самоцветом. И потерянная находка даст удивительный импульс творческой мысли создателя. И новые невероятные возможности распахнутся перед творцом. И скачут бедные подростки как белки в колесе, а пытливый исследователь исподволь наблюдает их ужимки и прыжки и что-то помечает себе в Книге наблюдений. В той самой Книге, где все и всем на роду написано… Короче, если не углубляться в философию, как часто подростки кажутся нам с вами, умудренные жизнью коллеги, смахивающими на всех зверей сразу? Мне частенько. А если вспомнить себя в этом возрасте… Ой, нет, не буду вспоминать.

Ох уж эти дети на ступеньке взросления! Чего они только с собой не творят! И какими только погремушками не играют.

Одному вспадет на ум возглавить Семью, по примеру Корлеоне, другому наоборот, простоплетную банду гопоты. И они сойдутся? Будьте уверены, как волна и камень…

Случалось ли вам наблюдать слияние рек? Или полосу разделяющую, например, Азовское и Черное моря? Справа, допустим бирюзово-пенные волны, а слева молочно-нефритовые. Случалось? Красиво, не правда ли? Стоишь над этой красотой и глазам не веришь. Вот тебе воды одного цвета, а вот рядом совсем иного. И до самого окоема тянется эта грань, и только там, в неведомой дали, волны двух морей или рек, наконец, смешиваются и обретают новые краски и новые глубины.

Вот и в романе соавторов с первых же страниц всплывает эта картина. В один десятый класс слили два девятых. И началось…

Понятно, такой расклад сулит много неожиданностей и не всегда приятных. А тут еще новенький, да какой! Что-то очень уж много воплощений у новенького, не всегда понятных и часто непредсказуемых. Но соавторы и здесь верны себе и читатель, один задолго, а другой и незадолго до того, как вещи будут названы своими именами, но все же догадается, кто именно воплощен перед ним.

Теперь о частностях. Некоторые страницы завораживают самым бессовестным образом. Представленные персонажи, просто выступают как цветной барельеф, если можно такое себе вообразить. В юности, занимаясь творчеством, я частенько задумывалась, как было бы здорово совместить живопись с пластикой. Технически это не возможно, но в воображении…

И вот чаепитие в питерском дворе-колодце с очень колоритными участниками, а вот сцены посвящения, инициации даже скорее, учеников в ночном лесу в полнолуние. Или сцена репетиции в драмкружке Шекспировской «Двенадцатой ночи». К этим главам хочется вернуться и перечитать вновь. И возможно не один раз… Живописная пластика, пластическая живопись. Что самое интересное, Татьяне и Евгении удивительным образом удается перенести читателя в описываемый ими мир так явственно, что трудно поверить. Читая некоторые сцены не видишь строк и слов, текст втягивает тебя, визовербализация протекает без сучка без задоринки. И только закончив главу, очнешься и скажешь себе «Ну и ну!»

В общем, мне все понравилось, но я пристрастна. То, что я ранее читала у Татьяны Богатыревой и Евгении Соловьевой, мне тоже нравилось. Это вообще моя читательская удача, найти эти книги. Бывает так, очень многое близко и понятно без излишних разъяснений. Льщу себя надеждой, что мы с авторами «Пятницы» на одной волне. И напоследок еще раз о Питере словами Ахмадулиной:

«А этот город мной любим

За то, что мне не скучно с ним.

Не дай мне Бог,

Не дай мне Бог,

Не дай мне Бог разлуки.»

Авторам удалось провести читателя по Питерским проспектам, паркам и улицам без скуки, это уж точно. А вот еще:

«Не знаю я — известно ли вам,

Что я в беде не унывал,

Но иногда мои краснели веки.

Я этим городом храним,

И провиниться перед ним

Не дай мне Бог,

Не дай мне Бог,

Не дай мне Бог вовеки.»

Поместив свою Высшую школу имени Пятницы 13 в Питерский простор меж небом и Невой, авторы романа перед Городом не провинились. Приятного чтения, очень рекомендую.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль