Продолжение обещанного. Начало вот здесь.
Три дня без Даши
Выступать первым всегда трудно. Даже если выступаешь не с речью перед многотысячной аудиторией, а с письменным текстом перед не столь уж многочисленной. Так устроен человек – по первому впечатлению он склонен судить о дальнейшем. В этот раз «первый блин» конкурса получился не совсем, но всё же комом. Да, история вполне себе жизненная – где-то даже до банальности. Но в не банальности сюжета здесь главная проблема. Как и не в шероховатостях языка, легко устранимых при редактировании.
По сути дела, основная и практически единственная значимая мысль рассказа высказана с ходу, на первой же странице — да что там, в первом абзаце! И после этого — всё. Абзац. Вплоть до финала ничего нового или своеобразного автор нам не сообщает. Как, впрочем, и в финале тоже. Да, история грустная. И у этого молодого мужчины, и у этой… хм… несколько менее молодой женщины. Но это ещё не причина её, историю, нам рассказывать. Если и главный герой, и читатель выходят из солёных вод текста такими же, какими в них вошли, и с той же самой мыслью в сознании – тогда, может, и входить не стоило?
Присутствие
Вы меня хотите убивайте, хотите режьте на запчасти, хотите сдавайте на комбикорм, но это – не реализм. Это сказочная история о прекрасной принцессе и её несбывшейся мечте, а также о принце, который свою принцессу так и не разглядел. Да автор и сама (практически уверен, что автор – женщина, вероятно, даже молодая девушка) это подтверждает, характеризуя проведённую героиней в Ереване неделю как «воплощение наивных девичьих мечтаний о принце». Под стать содержанию и язык: слишком высокопарный и одновременно шаблонный. Так может говорить и думать девица – героиня рассказа, но не явно более опытная и умудрённая жизнью рассказчица, от имени которой ведётся повествование. Финал столь же наигран и наивен, как и весь текст. Словом, реалистична здесь разве что вершина Арарата за гостиничным окном.
Дрессировка мечты
Начало рассказа, несмотря на, возможно, излишне смакующе-чернушные описания грязи и крови деревенской жизни, прозвучало для меня весьма себе убедительно и многообещающе. Конечно, чернуха – не синоним реализма, но кто сказал, что дальше будет одна чернуха? Примерно с таким настроением дочитал я рассказ примерно до середины. Но, к сожалению, дальше стало даже хуже, чем в моих худших опасениях. Нарочито-утрированное описание бытовой грязи уступило место примитивно-мистической истории, ещё более далёкой от реализма. Особенно расстроил финал, являющий собой «аднаногую сабачку» во всей красе.
Каникулы для джентльменов
При всей уютности стилизации, сразу вызывающей в памяти атмосферу произведений Марка Твена и О.Генри, я не могу сказать, что мне понравился этот рассказ. Слишком уж тут всё искусственно – и фигуры джентльменов, коих присутствует нужное количество исключительно для того, чтоб партия в покер была возможна, и шалости мальчишек, за которыми, увы, не видно самих мальчишек и их характеров, и месть джентльменов оным мальчишкам за… по правде говоря, непонятно даже, за что. За то, что они мальчишки? Словом, по части реалистичности здесь всё не просто печально, а полный швах. Хотя, повторюсь, атмосфера неплоха.
Зашторенный рассказ
Честно говоря, так и не понял, зачем автору понадобился столь гротескный герой, своего рода «человек в футляре» наших дней, и что именно он – автор, а не герой – хотел читателю этим рассказом хотел сказать. Начавшись «ни о чём», ни о чём текст и закончился. Непонятно даже, закончился ли: последняя фраза не смотрится как финальная точка. И даже как многоточие.
Дожди-пистолеты
Вот не любит злой Берман неуместной эксплуатации темы страдальцев-инвалидов и прочих обделённых жизнью бедняг, но рассказ этот ему скорее понравился. Быть может, потому, что сделана попытка взглянуть на мир глазами этой несчастной девчонки – и кое-где даже не совсем неудачная. В ряде мест правдоподобие действительно автора подводит (к примеру, обвинять слабоумную девушку, с развитием на уровне 9-10-летнего ребёнка, за то, что взрослый дееспособный мужчина с ней переспал, – фактически чуть ли не изнасиловал, – и теперь из-за этого у него в семье проблемы… хм… это, знаете ли, как-то слишком даже для деревни с такими нравами, какие описаны в рассказе). Мне показался слишком «сказочным» и финал с появлением защитника-отчима. Возможно, потому, что мотивация его сострадания и привязанности к падчерице как-то совершенно не прописана. Рассказ определённо заслуживает того, чтобы его довести до ума.
Три возраста мечты
Сладковато. Слишком сказочно и предсказуемо. По сути дела, финал прочитывался очень-очень издалека. Сюжет не то чтобы вторичный – он бродячий, кочующий из книги в книгу. Конечно, и на бродячие – а порой и на украденные – сюжеты порой рождаются гениальные произведения, но в данном случае этого не произошло. Получилась – уж простите – розовая водица, сладенькая сказочка для тех, кто взрослый лишь по паспорту. И гладкопись словесного узора эту засахаренность лишь подчёркивает.
Хрупкость
Почему-то воспринял весь этот рассказ как сон главного героя. Да, сон развёрнутый, насыщенный, со множеством подробностей – местами интересных и «вкусных», местами, как на мой вкус, чрезмерных – но всё же так и оставшийся сновидением, не перешедший в явь. И не потому, что у девушки необычное имя – Мечта. В этом-то как раз ничего фантастичного нет, в жизни ещё и не такие имена да фамилии встречаются.
До сих пор, к примеру, не могу понять, как милейшая женщина, комендант здания, где арендует помещение моя фирма, смогла привыкнуть к собственной фамилии – Столбоушкина. А спрашивать как-то неудобно.
Дело скорее в том, что Мечта так и остаётся мечтой, представлением о человеке, а не полноценным живым персонажем. Слишком много эфемерности и абстракции, слишком мало объёмности. И поэтому в конце концов начинаешь воспринимать её метафорически – не как реальную возлюбленную автора, а как его мечту об идеале. Впрочем, если оценивать с этой точки зрения, получается вполне себе целостный текст-аллегория.
Комедиант
А вот это хорошо. Несмотря на то, что не прошло в финал. И даже несмотря на некоторую политическую окраску. Понравилось, что автор отказался от лобовой прямолинейщины: «Начни снова следовать мечте своей юности – и будет тебе сразу щасте неземное». Не так всё просто, ох не так. И то, что в итоге милый конъюнктурщик Слава оказывается богат и знаменит, а нашему герою «всего лишь» хватает на жизнь и он наконец-то чувствует себя на своём месте – тоже правильно. По подвигу – и награда. Или, говоря современным языком: кто к чему стремился, тот то и получил.
Уже написал этот отзыв, когда любопытства ради глянул на мнения читателей под рассказом. Ну что ж… не сошлись во мнениях. Бывает. Против течения, автор, плыть вообще сложно.
Трудности понимания
Первая ассоциация, которая у меня возникла – фильм «Игры разума». А вторая – комикс про зайца ПЦ и его воображаемых друзей. Если же серьёзно, то «Трудности понимания» – пожалуй, самое подходящее название для этого рассказа. Хорошо или плохо? Не знаю, честно. Но со-вер-шен-но не моё. И, будучи знаком не понаслышке с людьми, в детстве слывшими вундеркиндами, не вполне верю в мировосприятие героя, уж простите.
Мой полковник
Написано хорошо, не отнимешь. Люди живые, чувства настоящие, аж сочатся. Вдвойне уважуха за то, что мастерски, сдержанно, по-мужски, без котурнов и «драматической икоты» отыграны болезненные темы. Но вот полноценной истории я тут не увидел. В конце вместо финала – чёрный экран. Всё кончилось. Все умерли. Ну, допустим, не все, но особой разницы нет. И случайная встреча с женщиной на кладбище ничего не меняет в общей черноте.
Лялька
Рассказ-водевиль. Или первая серия модного телесериала. Или зачин для ЖЮФ. Или для городского фэнтези. В общем, что угодно, только не реализм. Я бы не удивился, если бы в конце собака Лялька, откусив лишнее недругам главной героини, подарила ей ночь незабываемой любви, а под занавес спела голосом Шаляпина украинскую песню «Черемшина». Реалистичности бы не прибыло и не убыло.
Сны о китах
А вот хорошо же, блин. Несмотря на эксплуатацию модной темы нетрадиционной любви. И кит как символ – тоже мощно. Единственное «против» – не покидающее ощущение того, что где-то такое или похожее уже видел. А может, показалось. Жизнь вообще донельзя любит самоповторы.
Проданная мечта
Несмотря на узнаваемый «постперестроечный» антураж, это не рассказ, а притча. Само по себе это не плохо, хотя в жанр реализма вписывается с трудом. Хуже другое – прямолинейное, даже навязчивое морализирование автора, мало связанные с замыслом сюжетные ходы, недошлифованный язык, топорная концовка. Не говоря уже об очевидных заимствованиях из классики – не отсылках, а вот именно прямых заимствованиях без привнесения оригинального авторского звучания. Скорее, напротив, сводящих к примитиву. И это печально.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.