Начинать придётся с извинений. И за то, что так ничего и не написал на конкурс сам, и за то, что не отметился в комментах, и за то, что тянул с этим обзором практически до последнего.
И за то, что «Зармина» зависла, тоже надо бы извиниться – однако это уже совсем другая история.
Вот такие дела. Но как бы там ни было, конкурс состоялся, и не только в смысле «произошёл». Работы Первого реалистического в целом более «густые», зрелые, живые, чем основная масса текстов на других наших конкурсах. А там, где рассказ «не дотянул», основная причина обычно как раз в том, что не хватило реализма. Кстати, замечал не раз, что у некоторых людей о реализме довольно странное представление. Под ним понимают либо травление незатейливых баек а-ля «а ещё вот был случай», либо нудное бытописательство, либо жестокость и чернуху. И говорят, что это скучно.
Да, это – скучно. Но к реализму это никакого отношения не имеет.
По мне, реализм — это когда героям веришь. Нет, не в смысле «доверяю как себе самому» и «пошёл бы с ним/ней в разведку». Веришь мотивации, веришь внутренней логике поступков и характера, соглашаешься с тем, что такое, да, вполне могло бы быть. И вот в этом смысле вся лучшая литература – реалистическая. Даже та, которая фантастика.
Но сейчас я не о том. Сейчас я о конкурсе. И, по просьбе одного из организаторов, несравненной Синатры, начинаю с внеконкурса.
Доза эха
Признаться, когда начинал читать этот рассказ, сразу же почувствовал лёгкое разочарование из-за зачина: переписка на литфоруме. Сразу подумалось — вот, очередной МТА решил выплеснуть в текст свои впечатления от «сетературной» среды и поплакать над обидками, запахнувшись в тогу непонятой гениальности. Штамп. Банальщина. Но в рассказе дело всё же обстоит лучше. Красочнее, полнокровнее, живее. По крайней мере, та часть, которая в реале. А вот виртуал (не тот, который на литературном форуме, а тот, который у героя в голове роится, изливаясь главами недописанного романа) разочаровал. Коэльевски-примитивная претензия на глубину. Мелкая философия на глубоких местах. Одно спасение, что это не от автора, а как бы от героя. А он начинающий писатель, ему простительно. Научится ещё.
Но не вышло. Не научился. Принятая «доза эха» оказалась перебором. И вроде всё вот так красиво и стройно, и в рамках внутренней логики текста обосновано вполне… но отчего ж такой горький осадочек остаётся от рассказа? Отчего, прочитав, не хочется его никому рекомендовать? Даже при том, что написано-то хорошо.
Наверное, оттого, что это всё же не о реальности. Скорее уж о неудавшемся бегстве от неё. И в конце перед носом маячит красная табличка «Выхода нет». Та самая, из-за которой человек может, не вовремя оглянувшись на входе в метро, шагнуть не в поезд, а под поезд.
Летний парк
Тот случай, когда сама история (а эта история, насколько понимаю – настоящая история из жизни автора) оказывается интереснее, чем художественный текст о ней. Вспоминается Джулия Лэмберт, героиня «Театра» Моэма, когда она, играя на сцене, впервые в жизни изливает в лице персонажа свои настоящие, а не сыгранные, чувства и боль любовных переживаний. И слышит после пьесы от режиссёра, он же по совместительству её обманутый муж: «Так паршиво ты, милая, не играла ещё никогда!»
Вот вроде бы в рассказе две точки зрения: девчонки-студентки и актёра-поэта. А такое ощущение, что их «играет один человек». Когда юная героиня — и даже, впоследствии, не совсем юная — думает и говорит «романтишно» и чуть экзальтированно, это может вызвать снисходительную улыбку, но не вызывает недоумения или отторжения. Но когда пассажи в таком же стиле идут от лица пожилого и многоопытного, но ещё не впавшего в детство мужчины — извините. Не верю. Хотя, повторюсь, история хороша.
Мюзет
Ещё одна документальная история (как явствует из комментариев автора), но здесь всё гораздо лучше. Может быть, потому, что автор не стремится петь «на много голосов», а говорит от себя и за себя. Рассказывает о своих фантазиях, о своих житейских неурядицах, о своей мечте. И вроде нет здесь особых изысков слога, но наткнёшься на такое вот: «… мы стали друг для друга Парижем, в котором оба не были никогда», – и понимаешь, что не зря начал читать. А вот попытаешься пересказать — и понимаешь, что бесполезно. Не укладывается история в рамки сюжета, рассыпается на буквы-ноты. Не перескажешь. Разве что сыграть.
Песок и скамейка
Несомненные плюсы – яркая реалистичность образов и диалогов. Но при всей красивости, а местами и остроумии, сравнений, при всей живости воспоминаний героев по прочтении остаётся ощущение разочарования. Как будто побывал на дегустации пива, а его там наливали напёрстками. Или на презентации новой коллекции ароматов, а к столу с пробниками было не пробиться, и до тебя долетали только отголоски запахов, основательно разбавленные воздухом, смешанные друг с другом и с выделениями потовых желез многочисленных посетителей. Хороший зачин. Хороший пролог. Но как рассказ – в общем-то, ни о чём.
Танки
Чуть было не бросил читать, едва начав. Несмотря на то, что моя страна – родина компании Wargaming, сочинившей пресловутые «танчики», я не люблю произведений по мотивам этой и прочих компьютерных игрушек. Но тут что-то остановило. Игрушка-то компьютерная, а переживания настоящие. И отдельное спасибо автору за финал. Особенно за два последних предложения.
Дело Каина
Ещё один пример того, как хороший сюжет не смог превратиться в по-настоящему хороший рассказ. Хотя имел к тому все предпосылки. Не останавливаясь на «матчастевых» и логических проколах, ибо про это автору уже говорили предостаточно (а он, к чести его, принимал замечания с благодарностью), замечу лишь, что сильнее всего портит впечатление скомканная, смятая концовка. Начатый неспешной рысью, под конец рассказ скатывается в грохочущий галоп. Даже при всей его закономерности, финал звучит будто обухом по голове. Но материал, повторюсь, очень достойный. И рассказ стоит того, чтобы довести его до ума. И предложить к публикации, да.
Параллельные линии не пересекаются
Печальная история ни о чём. Простите, но не люблю слишком старательное выжимание слезы из читателя. Такое, конечно же, вполне могло случиться в жизни. И со мной, и с тобой, и с ней, и с ним. Вопрос в другом — зачем об этом писать?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.