Рецензия на роман Даны Арнаутовой (Твиллайт) «Год некроманта. Ворон и ветвь»
В этом мире, полном магии — Светлой и Темной, живут рядом люди и фейри (или, как они себя называют, сидхе — народ, схожий с известными нам эльфами). Когда-то между ними случилась Война Сумерек, фейри потерпели поражение и ушли на север, в Звездные Холмы. С тех пор прошло двести лет, между двумя народами еще сохраняется перемирие, но оно может рухнуть в любой день или год — растущие конфликты и противоречия вот-вот приведут к новой войне.
Герой романа Грель, сын рыцаря из древнего, но не знатного рода Энидвейт в королевстве Арморика, переживает трудную судьбу. Еще в детстве в нем пробудилась темная магия некроса, запрещенная господствующей в королевстве церковью Света Истинного. Отец его, пытаясь спасти сына, отдает мальчика под покровительство целителя Керена, полукровки-фейри. Долгие двенадцать лет юноша терпел насилие от наставника-изувера, усердно постигал преподаваемые им науки как в магии, так и отчасти в целительстве. Наконец, тот посчитал воспитанника прошедшим обучение и отпустил на волю, но обязав исполнить в будущем особое поручение.
Грель теперь живет своей жизнью — творит собственную магию, тайно выполняет за плату заказы с упокоением всякой нечисти. Его преследует церковь, псы-инквизиторы всеми мерами пытаются изловить или уничтожить колдуна. В самый разгар Самайна — времени тьмы и холода, спасаясь от карающей Дикой Охоты, встречает в заброшенной часовне Женевьеву Бринар, вдову заклятого врага семьи Энидвейт — барона Бринара. Именно по вине барона погибли отец и мать Греля, сестры. Но и самого злодея постигла кара, умер от руки жены и ее сына — Эрека, вступившегося за мать. Подвигнутый то ли жалостью к отчаявшейся женщине, то ли какими-то планами мести к барону и еще не родившемуся наследнику в чреве Женевьевы, Грель спасает ее от возмездия Дикой Охоты за убийство мужа. Позже, когда бывшая баронесса бежит с детьми от преследования церкви, вновь спасает ее от гибели и злой участи в застенках инквизиции.
По воле своего наставника Грель выполняет его задание — убивает герцога Альбана, будущего короля. Тот строит планы войны с фейри и Керен руками ученика спасает свой народ от гибели. В этом событии сплелись интересы двух народов, а также внутренние противоречия церкви — между инквизиториумом и епископатом, сторонниками и противниками войны. Среди фейри также есть разделение — кто-то провоцирует конфликты с людьми, другие пытаются сохранить хрупкий мир, осознавая губительность войны. С уничтожением герцога на какое-то время напряжение противостояния снижается — людям не до фейри, больше забот среди власть предержащих вызывает престолонаследование умирающему королю.
Идея книги, ее интрига вызывает несомненный интерес. Отношения между народами и судьба героев, противопоставление светлой и темной магии, вера людей в прежних богов и новому Спасителю — эти и другие темы органично ведут читателя в жестоком мире, заставляя сопереживать происходящему в романе действу. Повествование ведется широким планом — от судьбоносных для страны событий до мыслей и чувств героев. Здесь, на мой взгляд, есть свои издержки. В романе параллельно ведутся шесть (!) сюжетных линий: Греля, Женевьевы, Керена, королевы сидхов Вереска, Великого магистра Инквизиториума Игнация, архиепископа Домициана. Конечно, палитра событий становится многообразной, но все же страдает главная линия — основной герой теряется среди них, доля внимания ему существенно сужается. А ведь именно он вызывает наибольший интерес, симпатии читателя в первую очередь связаны с ним.
Характеры, мысли и чувства действующих лиц — главных и второстепенных, — написаны изумительно. Зримо представляются их образы, мотивы поступков, подоплека и детали происходящих с ними событий. Кто-то вызывает сочувствие, как главные герои. С кем-то сложнее — тот же Керен через восприятие Греля представляется злодеем, с другой же точки зрения вполне рациональная, с долей благородства личность. Примерно также с остальными персонажами — соперничающие между собой Игнаций и Домициан понятны читателю, их действия, даже и не совсем благочестивые (например, фактически предательство Домициана, выдавшего Керену планы герцога о будущей войне), находят свое оправдание.
Возможная поправка. В воспоминаниях Керена его половые партнеры (как женщины, так и мужчины) погибают из-за наложенного при изгнании колдовства. Грель же остается в живых. Или с ним не доводил до полового акта за все двенадцать лет?
Впечатление от книги неоднозначное. Великолепная картина этого мира, каждое слово и эпизод дают пищу воображению читателя. Кружево образов и эмоций вызывает искреннее восхищение мастерством автора. Но, с другой стороны, сама атмосфера сурового мира, природа магии героя, питаемой кровью и смертью, детальные сцены насилия, мужеложства накладывают негативный оттенок на книгу, даже какое-то отторжение. Наверное, не мой