Наверно, рассказ об этом исполнителе надо было бы сделать чуть позже… но с другой стороны, а какая разница, в какой последовательности рассказывать про хорошую музыку?))
Когда я делал предыдущий топик , Ютуб «подкинул» мне вот такое вот видео:
Я не слишком большой поклонник восточной музыки, однако эта песня мне понравилась, причём настолько, что захотелось послушать что-то ещё и узнать больше об этом исполнителе. Начался поиск. В результате…
Итак, позвольте вам представить: Эркин Корай.
В Турции его называют не иначе, как «Отец Эркин», причём не только в музыкальных кругах: точно такой же эпитет (Erkin Baba) я видел в комментариях на Ютубе. Ещё его называют «турецким Джими Хендриксом», «Моррисоном и Хендриксом в одном лице», «тонким и изящным ответом Востока Западу»… Конечно, ко всем этим сравнениям можно относиться снисходительно и с улыбкой (как тут не вспомнить: «У вас Гоголи как грибы растут»), однако в данном случае это не только дань уважения музыканту, но и признание его заслуг и значения для национальной культуры. А имя Эркина Корая для современной турецкой музыки (и, в частности, для рок-музыки) значит очень много.
Но всё по порядку.
Родился Эркин Корай 24 июня 1941 года в Стамбуле, в районе Кадыкёй, что расположен в азиатской части города и является самым древним городским районом (следы первых поселений на этом месте датируются аж VII веком до н.э). К сожалению, мне не удалось найти каких-либо сведений о его семье, о его детстве — турецким я не владею, а английская Википедия на этот счёт не говорит ни слова. Зато она утверждает, что Эркин Корай был первым человеком, который стал играть рок-н-ролл в Турции, причём вскоре после того, как он зазвучал в Америке. По крайней мере, уже в 1957 г. у него была своя группа, игравшая кавер-версии песен Элвиса Пресли и Фэтса Домино. В Турцию же рок-н-ролл попал вместе с «The Shadows», которые в середине 50-х годов приехали туда на гастроли. Наверняка молодой Эркин был на их концертах, и в результате получилось то, что получилось)).
Однако кроме исполнения кавер-версий он начал сочинять и свой материал, в котором пытался соединить турецкий фольклор с англо-американскими ритмами. Надо сказать, что в этом он не был одинок. Целый ряд молодых турецких исполнителей того времени — видимо, под влиянием от услышанного у «The Shadows» — начали комбинировать в своём творчестве западные и восточные мотивы. Так постепенно сформировался жанр, известный в рок-музыке как «анатолийский рок». Он не ограничивал себя сочетанием турецкой этники и рок-н-ролла, хотя и отталкивался от этого: в его рамках можно было услышать психоделию, прогрессив, хард… На анатолийский рок в своё время оказали влияние такие группы, как «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Лед Зеппелин», «Статус Кво», «Йес» и даже венгерская «Омега».
Одной из ключевых фигур этого жанра и был Эркин Корай. В ноябре 1967 г. он выпустил сингл с песней, которая считается первой турецкой психоделик-композицией:
А в 1972 г. со своей тогдашней группой «Ter» он записал кавер-версию песни Орфана Генсебая, которая той же английской Википедией признаётся «прорывом в его карьере»:
Вот ещё несколько песен из творчества Эркина того периода. Как по мне — одна другой интересней:
1962 год:
(не так давно раскопали одно интервью Мика Джаггера, датированное 1995 годом, в котором он, рассказывая об альбоме «Роллинг Стоунз» «Aftermath», говорил о песне «Paint it black», что она — переделка «одной турецкой песни». Бытует мнение, что он имел в виду именно эту песню Эркина Корая «Bir Eylül Akşamı». Всё бы ничего, однако Корай выпустил «Bir Eylül Akşamı»в том же 1966 г., хотя записал её четырьмя годами ранее… Да и похожего вроде бы ничего нет...)
1966 г. (кавер-версия на «The Beatles»):
1967 г.:
1968 г.:
эта же песня, но записанная в другой обработке с очередной группой Эркина Корая «Yeraltı Dörtlüsü» и выпущенная отдельным синглом в 1970 г.:
1968 г.
1969 г. (эта песня является кавер-версией композиции Криса Кеннера «Land of a Thousand Dances», переведённой на турецкий язык)
1970 г.
1971 г.
1972 г.
1972 г.
1973 г.
В 1973 г. вышел сборник синглов Корая, выпущенных им в период с 1967 по 1973 г.г. А уже в следующем году увидел свет его первый студийный альбом «Elektronik Türküler» («Электрические баллады»). Сейчас его называют самой «влиятельной пластинкой в восточном роке». В общем-то, если послушать альбом, то даже не зная турецкого языка, можно понять, почему его так называют… Вот лишь некоторые песни и инструментальные композиции с него:
Замыкала альбом вот эта композиция:
Она была написана на стихи Назыма Хикмета, к которому в Турции в то время было очень неоднозначное отношение. И действительно: коммунист с двадцати лет, выступавший против кемалистского правительства и писавший острые стихи на злободневные темы, человек, которого неоднократно арестовывали и чьи произведения подвергались цензуре; проведший много лет в тюрьме, эмигрировавший в 1951 г. в СССР после получения повестки в армию (хотя в своё время он был признан негодным к военной службе) и лишённый гражданства (его вернули поэту лишь через 46 лет после его смерти, в 2009 году)… И хотя официальный запрет с его стихов был снят в 1965 г., он по-прежнему оставался в глазах консерваторов (а таких в Турции 70-х годов, которую захлестнула волна исламизации, было больше, чем немало) «предателем, оскорбившем турецкую нацию». Записать на свою пластинку песню на стихи такого человека в такой атмосфере, да ещё столь популярному певцу — это, мне кажется, очень смелый шаг. И вдвойне он смел потому, что музыку к этой песне написал Мехмет Рухи Су — музыкант, в 50-х годах отсидевший в тюрьме пять лет за членство в Коммунистической партии Турции и поплатившийся за него своей карьерой оперного певца.
Но мы отвлеклись.
Видимо, именно после выхода этого альбома о Корае заговорили как о человеке, который играет так, будто рок был придуман турком. И это — ещё один показатель того влияния, которое музыкант оказал на турецкую музыкальную культуру ХХ века.
В дальнейшем он выпускал и чисто этнические альбомы, и фолк-рок-записи. Вот, например:
(похоже на то, что эта композиция — вообще народная песня-танец).
По-прежнему, как и в ранние годы творчества, в его репертуаре были адаптированные к турецкой почве песни американских исполнителей — например, эта:
не что иное, как переведённая на турецкий язык и слегка переделанная песня Джонни Кэша «I walk the line». Можно даже сравнить:
По-моему, даже без экспертизы всё понятно
Были в его репертуаре и несколько песен на английском языке — например:
Популярность Эркина Корая была такова, что его записи, судя по всему, были известны даже Джону Леннону. Мне удалось найти вот такое вот интересное фото:
Не узнать Леннона и Йоко Оно невозможно)))) Ну а Корай — крайний справа, рядом с Йоко сидит…
Его песни популярны и сейчас. Например, их можно встретить в сериалах:
(как называется сериал, не знаю, не видел, а сама песня датирована 1983 г. Ютуб подаёт её как саундтрек).
Сейчас Эркин Корай живёт в Ванкувере. И хотя его последний альбом датирован 1999 годом, он по-прежнему выступает.
И глядя на то, как его принимают зрители, действительно можно понять, почему его называют «Отцом Эркиным».
В заключение, пожалуй, можно сказать только ещё три вещи.
1. Эркин Корай — изобретатель электрического баглама (баглама — это большой саз, народный музыкальный инструмент, с семью струнами — двумя парными и одной тройной. Не знаю, как правильно склоняется это слово, если что, поправьте меня, пожалуйста). Его звук можно услышать на многих записях музыканта.
2. Его голос называют «голосом, который не стареет». Возможно, это образное преувеличение, высказанное чересчур восторженными поклонниками его творчества, однако на том же всеведущем Ютубе даже есть видео с анализом его голоса, где именно так и сказано).
3. Наконец, Эркина Корая называют первым турецким хиппи.
Вот так вот).
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.