Критика, переводы
15 июня исполнилось 153 года со дня рождения поэта Константина Бальмонта — мечтателя и романтика.
Похоже, что за делами сермяжными мы про эту дату совсем забыли...
Константин Дмитриевич окончил гимназию во Владимире. Учился в Московском университете на юрфаке, из которого был изгнан после студенческих волнений и отправлен на исправление туда, откель приехал, и где Макар телят не пас — в Шую, тихий провинциальный городок, приютившийся в междуречье Волги и Клязьмы.
Население Шуи составляло в те годы тыщ 10-15 душ. Все друг друга знали и раскланивались при встрече. По улицам гоняли коз и коров на выпас, летом в тёплой дорожной пыли копошились куры и утки. Крепких улиц было немного — одна. Улица Александровская.
Ходят байки, что шуйскую тюрьму накануне Судебной реформы посетил сам государь-император Александр ІІ.
Велел построить во дворе заключённых и начал опрос.
— За что сидишь, братец?
— Невиновен я, государь, злые люди оговорили…
— А ты? — обратился император к другому.
— Случайно попал, по ошибке…
И так отвечала вся сотня отпетых душегубов и разбойников — сидельцев шуйской тюрьмы.
Лишь один мужичок искренне сознался: — По злобе, батюшка, я дом тестя спалил. Уж шибко корил он меня за то, что в приймаках живу, даже лошадки захудалой не имею…
Послушал его царь-государь, да и спрашивает: — Не желаешь ли домой воротиться?
— Не, взад возвращаться не буду, дорогу железную строить хочу…
Хмыкнул Александр II, улыбнулся ласково в усы, и тут же велел начальнику тюрьмы немедленно подготовить бумаги на помилование этого заключенного. А потом добавил: — У вас только один виновный на всю тюрьму. Чего ж ему среди невиновных сидеть?..
По моей вине мы отвлеклись малость, потому опять возвращаюсь к повествованию о поэте.
Вот в этой провинциальной шуйской глухомани и начал свою активную литературную деятельность Константин Бальмонт.
Первая книжка его стихов была отпечатана в Ярославле и очень не понравилась тамошним критикам. Наперегонки они топтали стихи Бальмонта, называя их всяческими паскудными словами, так свойственными людям их профессии.
Юный и вспыльчивый поэт тут же спалил большую часть тиража, а постоянные ссоры с женой (дочкой шуйского фабриканта), чуть не поставили последнюю точку в его короткой и пока ещё ничем непримечательной жизни.
Вот возьмите и спросите меня: "А каким образом он хотел покончить с собой?"
Вам же интересно… Спросили?
Отвечаю, из окошка выпрыгнул, с третьего этажа. Руки-ноги поломал, ушибся шибко (год в постели потом пролежал), но хвала создателю, эта попытка самоубийства оказалась неудачной.
В 1892 году Константин Бальмонт решил покинуть опостылевшую ему Шую и отправляется в Петербург. Там, во время одного из литературных вечеров, он знакомится с Мережковским и Гиппиус. А спустя еще пару лет с Валерием Брюсовым.
Удивительная вещь, но чванливый и высокомерный Брюсов и пылкий Бальмонт через некоторое время становятся лепшими друзьями — на всю отпущенную им судьбой жизнь. Я не хочу сказать, что Брюсов стал настоящей творческой Музой Бальмонта (она обычно бывает женского пола — личное наблюдениеИ.К.), но добрым советчиком Валерий Яковлевич для Константина Дмитриевича стал.
Бальмонт, наконец-то, издаёт очень удачный сборник стихов «Под северным небом», благосклонно принятый столичной критикой. Затем следуют сразу две книги (сегодня их назвали бы бестселлерами) — «В безбрежности» и «Тишина».
У поэта появились нормальные деньги, издатели встали в очередь у дверей квартиры Бальмонта. А ещё у него появилось желание развестись со склочницей и неврастеничкой Ларисой Гарелиной (так звали первую жену) и жениться на красавице Екатерине Андреевой. Сказано-сделано!
Катя Андреева была родственницей известных московских издателей Сабашниковых. Издателей!!!
Да и сама барышня происходила из богатой купеческой семьи.
Но если читатель подумал, что Бальмонт был меркантильным и предприимчивым обольстителем, то он ошибается. Причём, очень сильно.
Екатерина Андреева была очень заботливой и любящей женой. Обольстительная, стройная, умная и властная в любви женщина затмила всё (сказано довольно условно — И.К.) и лишь одна (тоже условно — И.К.) освещала своей любовью и верностью путь мужу к творческому успеху.
А ещё их объединила общность литературных интересов. Прекрасно владея иностранными языками (Бальмонт знал 16 языков, Андреева — 11), они прекрасно дополняли друг друга в переводах Одда Нансена, Герхарда Гауптмана, Шейли, Байрона, Блейка, Эдгара По, Мицкевича, Лопе де Вега, Шоты Руставели и т.д.
Эти переводы — их подарки нам, сегодняшним…
Уж очень любил женщин знаменитый поэт. Да он и сам признавался, что:
Я заглянул во столько глаз,
Что позабыл я навсегда,
Когда любил я в первый раз,
И не любил — когда?
Как тот Севильскии Дон Жуан,
Я Вечный Жид, минутный муж.
Я знаю сказки многих стран
И тайну многих душ.
Мгновенья нежной красоты
Соткал я в звездный хоровод.
Но неисчерпанность мечты
Меня зовет-вперед.
Что было раз, то было раз,
Душе любить запрета нет.
Хочу я блеска новых глаз,
Непознанных планет.
Волненье сладостной тоски
Меня уносит вновь и вновь.
И я всегда гляжу в зрачки,
Чтоб в них читать — любовь.
Стихи Бальмонта упоительны. Они музыкальны. Когда их читаешь, можно услышать музыку и сердца, и любви. Недаром и его так любили женщины…
А вот эти строки Бальмонт посвятил известной поэтессе Мирре Лохвицкой. Она прожила недолгую жизнь, но всегда была обласкана его любовью. Игорь-Северянин тоже был без ума от этой женщины.
Слова любви всегда бессвязны,
Они дрожат, они алмазны,
Как в час предутренний — звезда,
Они журчат, как ключ в пустыне,
С начала мира и доныне,
И будут первыми всегда.
Всегда дробясь, повсюду цельны,
Как свет, как воздух, беспредельны,
Легки, как всплески в тростниках,
Как взмахи птицы опьяненной,
С другою птицею сплетенной
В летучем беге, в облаках...
Чтобы закончить с «женской темой», расскажу ещё об одной любви Константина Бальмонта.
Её звали Елена Цветковская. Она стала тенью поэта. Переезжала вместе с его семьёй с места на место, никогда не упрекала Бальмонта за пьянство и связь с другими женщинами, она прощала ему всё, даже писала его почерком!
Почему? Да потому что любила!
Даже Екатерина Андреева смирилась и приняла эту любовь.
Когда Елена забеременела, они стали жить на две семьи. Один только раз Катя упрекнула мужа в связи с Цветковской, но больше этого не делала никогда. И вот почему.
Услышав требование жены оставить Елену, Бальмонт, спорить с ней не стал, а по обыкновению своему, просто вскочил на подоконник и выбросился из окошка. Опять сломался-поломался. В итоге левая нога стала короче правой, но хрупкий семейный мир был восстановлен.
Нам сегодня трудно понять характер этих отношений, но так действительно было. И это всё — правда!
Так они и жили. И в Петербурге, и в Москве, и в Париже…
По воспоминаниям современников, Бальмонт был альбатросом в поэзии. А в жизни — настоящим скитальцем. Уж шибко сильна была в нём охота к перемене мест.
Где он только не побывал! Испания, Франция, Новая Гвинея, Англия, Италия, Австралия, Голландия, Канары, Индия. И даже мыс Доброй Надежды!
Наверное, потому Максимилиан Волошин посвятил Бальмонту такие строки: «О, поэт пленительнейших песен, ты опять бежишь на край земли…»
В заключение, я предлагаю ещё раз послушать музыку стихов Бальмонта.
Есть поцелуи — как сны свободные,
Блаженно-яркие, до исступления.
Есть поцелуи — как снег холодные.
Есть поцелуи — как оскорбление.
О, поцелуи — насильно данные,
О, поцелуи — во имя мщения!
Какие жгучие, какие странные,
С их вспышкой счастия и отвращения!
Беги же с трепетом от исступленности,
Нет меры снам моим, и нет названия.
Я силен — волею моей влюбленности,
Я силен — дерзостью негодования!
***
В замке был веселый бал,
Музыканты пели.
Ветерок в саду качал
Легкие качели.
В замке, в сладостном бреду,
Пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду
Золотая рыбка.
И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьяненные весной,
Бабочки ночные.
Пруд качал в себе звезду,
Гнулись травы гибко,
И мелькала там в пруду
Золотая рыбка.
Хоть не видели ее
Музыканты бала,
Но от рыбки, от нее,
Музыка звучала.
Чуть настанет тишина,
Золотая рыбка
Промелькнет, и вновь видна
Меж гостей улыбка.
Снова скрипка зазвучит,
Песня раздается.
И в сердцах любовь журчит,
И весна смеется.
Взор ко взору шепчет: «Жду!»
Так светло и зыбко,
Оттого что там в пруду —
Золотая рыбка.
Константин Бальмонт скончался в эмиграции недалеко от Парижа 23 декабря 1942 года. Но музыка его стихов навсегда осталась с нами...
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.