Случилось это в один из долгих зимних вечеров. Солнце уже давно скрылось за алый горизонт. Мороз был трескучий, и из печных труб в звёздное небо валил дым.
Ворота открылись и в Бержну въехали десять всадников на лошадях. За уздцы они вели нескольких вороных жеребцов. Всадники все как один — были облачены в кованые латы поверх тёплых меховых плащей. Головы грели меховые шапки. С левой или правой стороны (в зависимости от того, какой рукой воин бьёт) на поясе у каждого в ножнах висели мечи. У некоторых за спиной был прикреплён лук и колчан со стрелами. У предводителя отряда с правой стороны была приторочена большая, шиповатая дубина. Два воина ехали рядом друг с другом, и на толстой жерди везли здоровенного кабана.
Навстречу им вышли несколько местных, среди них были и Владияр с Ратмиром. Предводитель, Яронор, слез с коня и распростёр руки.
— Эх! Хорошо как! — было заметно, что он во хмелю. — Дома! — Яронор подошёл к народу и поклонился Владияру. — Разбили кочевников! Вот! — он показал в сторону вороных, с которых уже спешились воины, — Каких славных коней мы раздобыли!
Владияр сухо ответил:
— И где вы их раздобыли?
— Да что с тобой, друг мой! — воскликнул Яронор и обнял Владияра.
— Во хмелю ты, друг. Знаешь ведь, что я на дух это не переношу, — спокойно ответил Владияр и сменил тон на гневный, — Бусурманское пойло пить горазды?! Вы что, бусурмане, лиходеи или разбойники?! — он осмотрел всех прибывших. — Вы росские воины! — затем, видимо понимая, что молодые замёрзли, приказал:
— Ступайте по избам! Согрейтесь! — понизил голос, — Утром поговорим.
Владияр отвернулся, не дождавшись ответа. Но Яронор был уже в гневе. Его глаза налились кровью. Ратмир испугался. Такие глаза он видел у отца только, когда тот был в ярости и ничего хорошего это не предвещало.
— Постой! — Яронор схватил Владияра за левую руку и с силой развернул к себе, — Я что-то не понимаю, — прошипел Яронор.
Их глаза встретились. Все знали, что сейчас может случиться что-то страшное, но никто не решался вмешаться. Воины лишь переглянулись между собой.
— Отпусти мою руку, Яронор и мы мирно разойдёмся. А утром, когда у тебя выветрится и освежится голова — поговорим.
— Мы старались, бились с кочевниками. Прихватили славных вороных. Да, немного позволили себе согреться…
— Зачем вы взяли вороных?! — из глаз Владияра, словно молнии сверкнули. — Ты же знаешь, брать только своё! Мы не разбойники! Ты навёл на всех нас тень, Яронор! Они вернуться, что бы забрать своё, но заберут гораздо большее, — голос Владияра заметно ослаб.
— Так ты испугался кочевников? — Яронор обернулся к собравшимся и развёл руками. — Люди! Разве нам есть, кого бояться?!
Толпа зевак заволновалась.
— Вот, что я скажу тебе, друг… — Владияр подошёл вплотную к Яронору. — Нас две сотни. И нам нужен мир. Нас очень мало. А их будет тысяча или две. Вот и подумай.
— Да ты просто испугался, — как-то зловеще засмеялся Яронор. — Я всегда считал тебя смелым, а ты просто испугался.
— Не смей так говорить, Яронор. Не смей, — глаза Владияра вспыхнули доблестной яростью. — Просто иди спать.
Внезапно Яронор схватил Владияра за грудки.
— Нет, друг мой, ты боишься.
Владияр резко оторвал от себя руки Яронора и опустил их.
— Не смей! — сказал Владияр и поднял вверх дубовый посох.
Ярость Яронора выплеснулась наружу, и он замахнулся кулаком на друга. Тут уже не выдержал Ратмир и встал между ними. Он крикнул отцу:
— Не надо, папа!
— Уйди! Щенок! — прорычал Яронор и ударил сына по щеке. Ратмир упал и схватился за больное место.
— Ты что делаешь! — крикнул Владияр и помог мальчику подняться. — Сына за что?!
— Да какой он мне сын, — огрызнулся Яронор. — Хил да слаб. Если бы ты не уговорил, я бы от него вмиг избавился. Сам знаешь.
Яронор посмотрел на Ратмира и опустил глаза.
— У меня нет сына, — сказал воевода и с поникшей головой побрёл в свою избу.
Владияр молча, посмотрел вслед Яронору. Он понимал, что его друг до сих пор так и не смирился с потерей жены. Яронор винил в этом своего сыны. Он был уверен — не родись Ратмир, она, осталась бы, жива. Как ни старался Владияр переубедить друга, у него ничего не получилось.
Яронор ушёл в избу. Ратмир был раздавлен. Он, молча, вошёл вслед за отцом, оделся теплее и пошёл к воротам. Владияр хотел остановить парня, но тот еле заметно улыбнулся учителю, хотел что-то сказать, но промолчал и пошел прочь.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.