Дорогие друзья!
Приглашаю вас принять участие
в новом туре литературной игры «Виньетки».
Персонаж: Марионетка
Ограничение: Пятистишие
Работы присылать в личку ведущему
writercenter.ru/profile/miloki7/
до 18.11.23 до 23.00до25.11.23 до 23.00 по Москве
Желаю вам вдохновения и жду замечательные стихи
___________________________________
Чуть-чуть о пятистишии
Пятистишие
Как следует из самого термина, пятистишие – это строфа, состоящая из пяти стихов или строк. Отсюда другое название, иногда встречающееся в литературе, – пятистрочник. У обычного пятистишия нет фиксированной формы. Схема рифмовки может быть свободной. Чаще всего встречаются такие: abaab, aabba и ababa. Как видим, пятистишие можно представить как четверостишие с дополнительной первой строкой. Но эта строфа допускает и другие варианты. Также свободным может быть стихотворный размер, поскольку пятистишие не является твёрдой формой.
Из пятистрочников могут состоять целые стихотворения. Такие произведения встречаются в поэзии А. С. Пушкина («Прощание»), Ф. И. Тютчева («Люблю глаза твои, мой друг…»), М. А. Кузмина («Бисерные кошельки»), А. М. Майкова («Летний дождь») и других авторов.
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.
«Люблю глаза твои, мой друг…», Ф. И. Тютчев.
Множество примеров произведений, составленных из пятистиший, можно обнаружить в творчестве современной российской поэтессы Веры Полозковой. Вот несколько отрывков из её стихотворений.
А где я? Я дома, в коме, зиме и яме.
Мурлыкаю в ванной медленно Only you,
Пишу себе планы, тут же на них плюю;
А кожа сидит на креме как на клею
И, если не мазать, сходит с тебя слоями.
А он где? Никто не знает; по веществу ведь
Он ветер; за гранью; без вести; вне игры.
Пусть солнце бесстыдно лижет ему вихры,
Пусть он устаёт от женщин и от жары, –
Его, по большому счёту, не существует.
«А где я? Я дома, в коме, зиме и яме…».
Я могу быть грубой – и неземной,
Чтобы дни – горячечны, ночи – кратки;
Чтобы провоцировать беспорядки;
Я умею в салки, слова и прятки,
Только ты не хочешь играть со мной.
Я могу за Стражу и Короля,
За Осла, Разбойницу, Трубадура, –
Но сижу и губы грызу, как дура,
И из слёзных желёз – литература,
А в раскрасках – выжженная земля.
«Детское».
Такая ночью берёт тоска,
Как будто беда близка.
И стоит свет погасить в квартире –
Как в город группками по четыре
Заходят вражеские войска.
Так ночью эти дворы пусты,
Что слышно за три версты, –
Чуть обнажив голубые дёсны,
Рычит земля на чужих как пёс, но
Сдаёт безропотно блокпосты.
«Такая ночью берёт тоска…».
Фильм, в котором почти непроизводима речь.
Она пишет ему откуда-нибудь «тут сыро» –
Он ей очень рекомендует себя беречь.
И они никогда не осуществляют встреч –
А на сэкономленные отапливают полмира.
«Я специалист по бесперебойной подаче слёз…».
Пятистишие может быть одной из частей стихотворения, состоящего из других видов строф. Вот отрывок из стихотворения С. Я. Маршака, в котором пятистишие окружено четверостишиями:
Мосты и переулки говорят,
Беседуют между собой балконы,
И, у платформы выстроившись в ряд,
Так много сердцу говорят вагоны.
Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
Сегодня старый маленький вокзал,
Откуда путь идет к финляндским скалам,
Мне в сотый раз подробно рассказал
О том, кто речь держал перед вокзалом.
«Всё то, чего коснётся человек…», С. Я. Маршак.
Пятистишие может функционировать как самостоятельное произведение.
А вода? Миг – ясна…
Миг – круги, ряби: рыбка…
Так и мысль!.. Вот – она…
Но она – глубина,
Заходившая зыбко.
«А вода? Миг – ясна…», А. Белый.
Эхо стонало, шумела река,
Ливень стучал тяжело,
Луч серебристый пронзил облака.
Им любовались мы долго, пока
Солнышко, солнце взошло!
«Луч серебристый», М. И. Цветаева.
Таким образом, пятистишие – это интересный вид строфы, достаточно распространённый в творчестве многих поэтов разных эпох. Он позволяет экспериментировать с рифмой, ритмом стихотворений и получать новое звучание строк.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.