В этом задании тоже будет много правил, поэтому я опять же стараюсь не лить лишнюю воду. Все это важно прочитать, усвоить и применять с умом. В любом правиле есть исключения. И даже если что-то не получается, не переставать верить в свою счастливую звезду и все обязательно получится. Я в вас верю!
Общие принципы курса:
20 число — объявление задания,
20 — 4 число — выполнение задания,
5 число — распределение взаимопроверки, объявление списков в исходном топике,
5 — 20 число следующего месяца — чтение заданий друг друга, обсуждение.
Каждое выполнение задания оформляется участником в виде отдельной темы в блоге «Курсы»
Заголовок: Курс «Стилистика». Имя Участника — Название задания
Теги: клуб романистов, сессия 4, курс стилистика, имя участника, название задания
Последней строкой в тексте должно быть:
Участвую во взаимопроверке
или
Не участвую во взаимопроверке
За каждое выполненное задание участник получает баллы, равные стоимости задания.
Обсуждение и помощь по мере поступления работ приветствуются, за комментарии от 300 знаков начисляется дополнительный балл.
Участники взаимопроверки получают четыре задания, которые нужно прокомментировать до 20 числа следующего месяца.
Пока обязательства по взаимопроверке не выполнены (если 20 число следующего месяца уже прошло), участник не допускается ни до какой активности в клубе, но не может быть исключён из-за этого из состава сессии.
Правила атрибуции диалогов
Как показывает практика, многие авторы плохо знакомы с этими правилами, поэтому не лишне будет их повторить для разогрева:
1. Слова автора (А) предшествуют реплике (Р) или прямой речи
А:
– Р.
А:
– Р!
А:
– Р?
2. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора
– Р, – а.
– Р! – а.
– Р? – а.
3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора
– Р, – а, – р.
– Р, – а. – Р.
4. Слова автора разрываются репликой
А:
– Р, – а.
А:
– Р! – а.
А:
– Р? – а.
О наречиях. Многие авторы любят вставить в речь автора наречия.
Как можно исправить?
1. Просто убрать наречия.
2. Интонацию передавать глаголом. Крикнул, заорал, вздохнул, молвил, прошептал.
3. Атрибутировать диалог действием.
Редакторы требуют, чтобы речь автора в данном случае начиналась с прописной буквы:
— Договорились. — Вася повернулся и вышел.
Речевой портрет персонажа
Один из главных характеристик персонажа – его речь, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Есть два способа создания речевых характеристик: косвенный – посредством авторских ремарок и атрибуции диалогов, и прямой – в речи персонажей.
Лексические средства создания речевой характеристики персонажа :
1. Слова-маркеры. Герой неоднократно употребляет какое-либо слово или фразу, которые начинают ассоциироваться с ним. Основная функция – придать индивидуальность речи героя.
2. Слова-паразиты: «значить», «такие дела», «ну», «такой», «как бы». Передает косноязычие и ограниченный лексикон персонажа. Как правило, используется для комического эффекта при создании образов второстепенных персонажей, т.к. перебарщивать с этим приемом не стоит.
3. Шутки и прибаутки. Используются при создании образов веселых, неунывающих героев или назойливых шутников.
4. Афористичность. Как правило, в речи главного героя, который является проводником мыслей самого автора.
5. Парадоксальность речи. Герой – либо проводник идей автора, либо его оппонент. Парадоксальность речи подчеркивает неординарность личности.
6. Чистота речи: герой говорит подчеркнуто правильным литературным языком. Этот способ используют, чтобы подчеркнуть хорошее образование и воспитание героя. Такому герою обычно противопоставляются носители всевозможного слэнга или деревенские тетушки.
7. Слэнг – молодежный, воровской и т.д. Подчеркивает принадлежность героя к определенной социальной группе или его чужеродность другой компании. Широко применяется во всех жанрах для создания колорита при описании определенной тусовки или для комического эффекта.
8. Профессионализмы. Подчеркивают принадлежность героя к определенной профессии. Авторами этот прием используется так же для противопоставления героев разных кругов, когда герои говорят на разных языках и не понимают друг друга.
9. Научная речь. Подчеркивает принадлежность героя к научным кругам, увлеченность наукой. Обычно используется в отношении второстепенных героев, чтобы не нагружать повествование.
10. Канцеляризмы. Обычно используют для создания образа отрицательных героев, строгих начальников, вся жизнь которых посвящена работе.
11. Диалектизмы и речь представителей разных народностей
12. Устаревшие слова.
13. Иностранные слова. Обычно употребляются в речи иностранцев, говорящих на русском языке вперемешку с родным, или в речи молодежи, чтобы подчеркнуть увлечение Западом.
14. Ошибки в речи русскоговорящего иностранца. Необходимы для создания образа иностранцев со слабым владением языка. Если персонаж не комедийный, дело ограничивается неправильными склонениями, падежами и спряжениями. Для создания комического эффекта авторы обыгрывают неправильное употребление значения слова.
15. Уменьшительно-ласкательные словечки. Обычно характеризуют доброго, ласкового героя или лицемерного, злого и завистливого, чтобы подчеркнуть его двуличность.
16. Иносказания. Герой говорит намеками и загадками. Как правило, этот прием используют для создания колоритного второстепенного персонажа, так как перегружать иносказаниями текст не стоит.
17. Сказительность. Герой говорит в манере русских народных сказок. Обычно прием используют в славянском фэнтези. В современных романах – как эпизодическое средство для стилизации речи персонажа с комическим эффектом.
Другие приемы создания речевых характеристик: интонационные, фонетические, синтаксические, психологические.
Скорость речи – медленная, стандартная, быстрая. Обычно иллюстрирует темперамент героя – холерический или меланхолический.
Громкость речи. Герой говорит чуть слышно, шепчет или, наоборот, громко, кричит. Используется как средство психологической характеристики героя, выражение его темперамента или минутного настроения.
Дефекты речи: акцент, заикание.
Особое построение фраз. Обычно подчеркивает индивидуальность героя, его противопоставленность всему миру.
Повторы. Их используют для придания индивидуальности второстепенным персонажам и их психологической характеристики.
Рифмовка. Герой говорит стихами или определенным стихотворным размером.
Болтливость и молчаливость. Эти качества персонажа подчеркивают, когда хотят противопоставить его в разговоре собеседнику.
Источник: ЖЖ Юлии Набоковой
Типичные ошибки в диалогах
В диалогах особенно важно соблюдать принцип краткость — сестра таланта: несколько лишних слов могут сделать разговор героев вялым или смехотворно вычурным. Ошибки:
- Затянутость
- Бессодержательность
- Повторы одной и той же мысли
- Неестественность
- Не стоит употреблять в разговоре сложносочиненные предложения на пять строк или выражения, которые не используются в живой речи.
- копирование устаревших выражений
- Несоответствие диалога ситуации или характеру героев
- Перебор с атрибуцией
- По возможности убирайте авторские комментарии в диалогах: сказал он, произнесла она и т.п.
- Лишние наречия и прочие уточнения
- Еще хуже смотрятся штампы
- Однотипная атрибуция
- Говорящие глаголы и ярлыки По возможности старайтесь не снабжать реплики героев излишне говорящими атрибутивными глаголами. Эмоции должны передаваться самой сутью сцены, а не приклеенными ярлыками. Не следует также постоянно напоминать читателю: вот этот персонаж — негодяй, а вот этот — прекрасный принц. Когда негодяи «злорадно скалятся», а принцы «презрительно поднимают брови» — это верный признак того, что автор писал, «надменно игнорируя здравый смысл». Опять же — характеризовать героя должны его слова и поступки.
- Длинный диалог из коротких предложений
- Акцент и искажение речи
- Употребление имени в диалоге
- Пересказ слов третьего лица
- Пересказ того, что герои и так знают
- Некорректное использование иностранных выражений
- Перебор со сленгом и матом
Какими свойствами должен обладать хорошо прописанный диалог?
1. Он должен быть абсолютно необходим, то есть без него невозможно развитие сюжета или раскрытие личности того или иного героя.
2. Каждый из героев должен разговаривать на своем собственном языке. Его надо наделить любимыми словечками, заранее продумать, как он будет строить фразы, каков у него лексический запас, какой уровень грамотности и т.п. Этот прием позволит не только проговорить нужную по сюжету информацию, но и создать достоверный образ.
3. Герои не должны беседовать в вакууме. Создайте вокруг них живой мир — с запахами, звуками, обстановкой, погодой, освещением и т.п.
4. Пусть герои не только говорят, но и жестикулирует, передвигается, гримасничает и т.п.
5. Следите за тем, чтобы речь героев соответствовала месту, времени, настроению и индивидуальным особенностям героев.
6. Длина предложений в диалогах должна соотноситься со скоростью развития событий. В кризисных ситуациях человек говорит кратко; дома у камина может позволить себе цветистые обороты и поэтические сравнения.
Источник: Сайт Эльвиры Барякиной avtoram.com
Задание 1. Вдохновляющий пример (стоимость — 1 балл)
Выберите диалог из чужого текста, который вам очень нравится, который вы считаете эталоном. Проанализируйте, что вам в нем нравится и какие приемы использует автор.
Задание 2. Речевой портрет персонажа (стоимость — по 1 баллу за каждого персонажа)
Выберите одного или нескольких персонажей из своего романа и охарактеризуйте их речь. Можете использовать приведенные в задании приемы или назвать что-то свое. Помните, что самое важное в творчестве – ваша индивидуальность. Подтвердите характеристики примерами из текста.
Задание 3. Редактирование (стоимость — 1 балла)
Выберите отрывок с неудачным диалогом из вашего текста и отредактируйте его, пользуясь правилами из этого топика либо иными источниками. Покажите отрывок до и после редактуры и расскажите, чего вам удалось добиться.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.