Курс «Мастерство» - #5: Стилистика и точка зрения персонажа
 

Курс «Мастерство» - #5: Стилистика и точка зрения персонажа

10 февраля 2017, 00:02 /
+28

Это задание посвящается ударникам литературного труда
и проводится под лозунгом: «Меньше – воды!»*goblin*

Если кто-то не может проникнуться, или я для вас не эксперт, предлагаю прочесть хрестоматийную статью М. Горького, классика русской литературы и уважаемого редактора, "О начинающих писателях".

Я собираюсь совместить тут две обширные темы: работа над стилистикой и точка зрения персонажа. Посему делать все придется в ускоренном темпе. Пристегните ремни и… Поехали! Надеюсь, вас не укачает по дороге.  

Это задание, как и все задания курса «Мастерство», подготовлены по материалам Фиал.

Общие принципы курса "Мастерство"

Общие принципы курса:

10 число — объявление задания,

10 — 24 число — выполнение задания,

25 число — распределение взаимопроверки, объявление списков в исходном топике,

25 — 10 число следующего месяца — чтение заданий друг друга, обсуждение.

Каждое выполнение задания оформляется участником в виде отдельной темы в блоге «Курсы»

Заголовок: Курс «Мастерство». Имя Участника — Название задания

Теги: клуб романистов, сессия 3, курс мастерство, имя участника, название задания

Последней строкой в тексте должно быть:

Участвую во взаимопроверке

или

Не участвую во взаимопроверке

За каждое выполненное задание участник получает баллы, равные стоимости задания.

Обсуждение и помощь по мере поступления работ приветствуются, за комментарии от 300 знаков начисляется дополнительный балл.

Участники взаимопроверки получают три задания, которые нужно прокомментировать до 10 числа следующего месяца.

Пока обязательства по взаимопроверке не выполнены (если 10 число следующего месяца уже прошло), участник не допускается ни до какой активности в клубе, но не может быть исключён из-за этого из состава сессии.

Подробное описание курса.

I. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ

Перечисление

В перечислении мы не акцентируем внимание на деталях и лишь кратко пересказываем события. Перечисление используется в следующих случаях:

1) для сообщения о событиях, которые нужно описать вкратце.

2) для того, чтобы показать, что прошел значительный промежуток времени.

3) для того, чтобы описать сильные эмоции.

4) для того, чтобы кратко пересказать длинный диалог или монолог:

Как правило, перечисление — самый простой способ изложения для новичков. Единственная проблема — перечислениями нельзя увлекаться. Если текст не будет разбавлен диалогами или описаниями, возникнет ощущение сухости.

Описание

С помощью описания мы показываем читателю место действия, предметы, людей и т.п.

Важно соблюдать следующие правила:

1) Не описывайте места и предметы, которые все знают.

2) Не описывайте то, чего не может видеть или знать фокальный персонаж.

3) Не приводите описания того, что не имеет отношения к развитию сюжета или личности героя. Задача описания — создать атмосферу или дать важную информацию.

4) Не рассказывайте, а показывайте с помощью описаний.

5) Называйте предметы и людей так, как их должен называть фокальный персонаж.

6) Фразы типа «он откинул свои прекрасные каштановые кудри со лба» никуда не годятся. Когда человек совершает привычные действия, он не вдается в детали вроде цвета и качества своих волос.

7) Некоторые описания внешности от многократного использования превратились в клише — золотистые волосы, глаза цвета небесной лазури, музыкальные пальцы, косая сажень в плечах и т.п. Старайтесь избегать их.

8) Когда вы впервые представляете героя, не давайте ему ничем не подтвержденных характеристик.

9) Описаниями не стоит злоупотреблять. Самое лучшее описание — это то, которое читатель вообще не замечает: оно идет между строк, по ходу дела, но тем не менее создает нужную атмосферу.

В каких случаях описания уместны?

1) Когда надо ввести читателя в курс дела.

2) Если вы описываете места, где ваш фокальный персонаж никогда не был. Удивляйтесь и приглядывайтесь вместе с ним.

3) Если место, предмет или человек существенно изменились, и это важно для развития сюжета.

4) Если место или предмет привлекли внимание фокального персонажа…

5) В описании драматических событий старайтесь избегать оценок: ситуация должна говорить сама за себя.

Действие. Темп повествования

Описывая действие, мы показываем, что именно делает герой в режиме реального времени.

1) Герой не должен совершать лишние телодвижения, если это прямо не требуется по сюжету.

2) Сначала событие — потом реакция или результат. Иногда, чтобы отобразить шоковое состояние героя, можно сначала дать реакцию героя, а потом описать причину — это придаст сцене больше драматизма.

3) Следите за скоростью развития сюжета. Мастера используют прием вдох-выдох: сцена с быстрым темпом чередуется с медленной сценой. Если этого не делать, то читатель перестает в полной мере испытывать нужные эмоции: он устает либо от беспрерывного нарастания действия, либо от излишней медлительности.

Быстрый темп

Предельную скорость необходимо развивать в сценах с драками, погонями и т.п. Писать надо так, как воспринимает действительность фокальный персонаж: его дыхание прерывисто, движения резки, он замечает только самое важное.

Сведите описания к минимуму, используйте перечисление, применяйте сильные глаголы и наречия (например, помчался, рухнул, мгновенно и т.п.). Следите за размером абзацев — они не должны превышать четырех-пяти строк — это помогает создать эффект быстрой перемены.

Медленный темп

Длинные предложения с обилием прилагательных замедляют действие. То же самое касается описания внешности, природы и интерьеров. Темп теряется во время:

• флэш-бэка (рассказа о событиях, которые случились до текущей сцены);

• внутреннего монолога или авторского отступления;

• описания реакции героя на те или иные события. Например, сначала дается картина погони, а потом — мысли героя о случившемся.

Снизить темп повествования помогают слова вроде застыл, задумался, неохотно, с ленцой, сонный и пр.

Проблемы с динамикой возникают в следующих случаях:

• Произведение начинается с описаний или флэш-бэка.

• Флэш-бэк намного превышает по объему соседние сцены.

• Все предложения в тексте примерно одной длины. Это не только убивает мелодику текста, но и тормозит действие.

• В тексте слишком много сцен, вставленных не ради развития сюжета, а ради настроения: аллегории, рассветы-закаты и пр.

• Скомканный конец. Некоторые авторы, чуя приближение финала, невольно убыстряют темп.

Диалоги и монологи мы рассмотрим в следующем задании, если ваш покорный слуга выживет.

II. Какими признаками обладает хорошая проза?

1) Ясность и краткость — каждое слово должно иметь отношение к делу.

2) Музыкальность.

3) Необычные сравнения;

4) Юмор;

5) Яркие детали.

III. Что делает прозу нечитабельной?

  • Избыточность
  • Фактические ошибки
  • Штампы
  • Вычурность
  • Несуразности
  • Перебор с малопонятными терминами
  • Архаизмы и канцеляризмы
  • Утверждение очевидных вещей
  • Лишние лейблы
  • Ненатуральные определения
  • Жаргонизмы
  • Соседство слов с одинаковыми окончаниями
  • Лишние местоимения
  • Дублирующие слова
  • Слова, начинающиеся на одну букву
  • Слова с одинаковыми шипящими в одном предложении
  • Однокоренные слова
  • Тяжеловесные предложения
  • Уменьшительно-ласкательные слова
  • Одинаковая конструкция соседних предложений
  • Заметные слова
  • Смешение времен
  • Любимые словечки
  • Слова-паразиты: вообще, итак, в принципе, просто, было, мол, какой-то, видимо, почему-то, действительно, тем не менее, все же, скажем и т.п.

IV. Как отредактировать ваш текст?

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Избыточные прилагательные не украшают, а портят текст. Оптимально — одно-два прилагательных в предложении, причем не в каждом.

Как убирать прилагательные

1. Механически удалять по тому же принципу, что и лишние слова (смотрите ниже), то есть все, что по умолчанию, — убираем сразу.

Стараемся избегать оценочных прилагательных в авторской речи: красивый, шикарный, замечательный, умный, милый и проч. Такие вещи лучше давать через детали или действие

Оценочное прилагательное уместно, когда вам надо кратко охарактеризовать проходного\третьестепенного персонажа.

2. Переносить. Например, у вас в предложении пять прилагательных. Два удалите, одно перенесите в следующее предложение или вообще в другое место, останется два.

3. Заменить метафорой, сравнением, действием. Он высокий — он нависал над ней — он был как гора.

МЕСТОИМЕНИЯ

Старайтесь убирать лишнее, это все знают. Но важно не перестараться.

Во-первых, и особенно если повествование от первого лица, герой не должен быть в фокусе вообще всегда — камера повествования берет шире.

Помните, что местоимение относится к последнему существительному, совпадающему с ним в роде, числе и падеже.

В абзаце одно местоимение должно относиться к одному лицу. То есть если у вас встречается «он», то этот «он» всегда один и тот же, скажем, персонаж, а не его меч тоже.

ЛИШНИЕ СЛОВА

1. Убираем все, что по умолчанию.

2. Уточнение времени, места, обстоятельств действия наречениями, местоимениями, указательными словами: тут\и тут, здесь, вдруг, сейчас\прямо сейчас и тому подобные.

3. Интуитивно понятное. «Она обернулась и увидела: за ней шли двое».

4. Усложнение конструкции. «Он начал идти», «стал идти» — нет, «он пошел».

5. Неопределенность. Что-то, как-то, какой-то, почему-то и проч.

ПАССИВНЫЙ ЗАЛОГ

Старайтесь избегать. Ничего криминального, но есть пара эстетических причин. Во-первых, активный залог лучше читается, легче и быстрее проскакивает в голову и образует там картинку. Во-вторых, пассивный залог создает много «былов», которые потом приходится долго и мучительно выпахивать.

НЕУДАЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

1. Именительный субъект = винительный объект

Окно открыло облако

Облако открыло окно

2. Нанизывание придаточных определительных

«Он вошел в помещение, где стояла кровать, на которой лежала такая красивая девушка, что дух захватывало». Не допускайте многоуровневых конструкций.

КАНЦЕЛЯРИТ

Некоторые авторы часто не замечают канцелярит в своем тексте, ибо привычен.

НЕПРАВИЛЬНОЕ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЕ

Самый сложный случай, потому что если автор неправильно употребляет слово, значит, он не знает точное значение и не понимает, что употребляет неправильно. Поэтому вариант «проверить в словаре» не годится, увы. Но если вдруг сомнения, уважаемый автор, если слово редкое, малоупотребимое (хотя бы вами лично) — проверьте, пожалуйста, в словаре и написание, и значение.

V. ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА

Ошибки формальной логики высказываний — их довольно подробно изучают будущие журналисты, но в пособиях для писателей почему-то часто пропускают. Тем не менее, эти законы также действуют в художественных текстах:

Первичные логические ошибки

Закон тождества заключается в том, что каждая мысль текста при повторении должна иметь определенное, устойчивое содержание.

Предмет нашего рассуждения не должен меняться произвольно в ходе его, понятия – подменяться и смешиваться.

– …Есть ли положительный результат в достижении целей в общерайонном масштабе?

– Безусловно, иначе напраслиной заниматься нам не позволили бы.

Нарушен логический закон тождества, ответ не соответствует вопросу. На заданный вопрос хочется услышать более развернутый ответ, а не просто «безусловно», где далее звучит ответ абсолютно на другую тему. Получается, что при отсутствии положительного результата им позволили бы напраслиной заниматься.

Закон исключенного третьего гласит: из двух противоположных суждений об одном и том же предмете, взятых одновременно в одном и том же отношении, одно непременно истинно. Третьего не дано.

Пенсия у меня хорошая, но маленькая.

Маленькая не противоположна по значению хорошей.

Закон противоречия состоит в том, что не могут быть одновременно истинны два противоположных суждения об одном и том же предмете, взятых в одном и том же отношении в одно и то же время.

Молодая девушка преклонных лет с коротким ежиком темных вьющихся белокурых волос изящной походкой гимнастки, прихрамывая, вышла на сцену.

Закон достаточного основания утверждает, что всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

Желать добра в умственном труде – это значит понимать все сильные и слабые стороны ребенка…

Нарушение закона достаточного основания вызванный отсутствием причинно-следственных связей между содержанием первого и второго предложений. В первом предложении – подмена понятий. Желать добра ребенку, приучая его к умственному труду, значит – давать ему посильные задания, учитывая все его сильные и слабые стороны.

Вторичные логические ошибки

1) «ломаная метафора»

Радость жизни так и светится в его глазах, и понять невозможно, сколько же ему минуло лет.

«Ломаная метафора», вызванная неправильным употреблением формы слова, в таком случае используется глагол миновало. Может быть, лучше было вовсе избежать этого слова: Радость жизни так и светится в его глазах, и понять невозможно, сколько же ему лет.

2) логический скачок

Говоря о высоком профессионализме и деловых качествах, следует сказать и о личной жизни, которая открывает другие грани человека.

Логический скачек, вызванный отсутствием причинно-следственных связей между профессионализмом и личной жизнью, поэтому не стоит употреблять глагол следует. Или, может быть, можно написать так: Говоря о высоком профессионализме и деловых качествах героини, следует сказать и о тех чертах ее характера, которые раскрываются в личной жизни человека.

3) повествовательный алогизм

Для участия нужны были не только сила, но и сноровка, находчивость, смекалка.

Повествовательный алогизм. Для участия в подобных соревнованиях нужно только желание, а вот Для победы нужны были не только сила, но и сноровка, находчивость, смекалка.

4) амфиболия

Если не будет хлеба, как в прошлом году, колхоз можно будет пускать по миру…

Амфиболия, предложение допускает двойное прочтение: в прошлом году хлеб был, но если не будет, как в прошлом году, то… или: в прошлом году хлеба не было, и если в этом также не будет, то…

5) подмена понятия

Это явление (подключение к Интернету – Н. Р.) внесло новое содержание в учебный процесс.

Подмена понятия. Содержание учебного процесса определено учебной программой, и изменить его подключение к Интернету не может. Оно может инициировать новые формы получения знаний, подготовки к занятиям и пр.

6) расширение/cужение понятия; несоответствие посылки и следствия

Нелогичной делает речь и неоправданное расширение или сужение понятия, возникающее вследствие смешения родовых и видовых категорий:

При хорошем уходе от каждого животного можно надаивать по 12 л молока.

Следовало употребить не родовое наименование – животное, а видовое – корова.

В любое время суток медицина должна прийти на помощь ребенку.

Надо было написать: В любое время суток медицина должна прийти на помощь больному (ведь в медицинской помощи нуждаются не только дети).

Быстрота размножения вредителей зависит от того, насколько упорно и планомерно ведется с ними борьба.

Получается, что чем больше борются с вредителями, тем быстрее они размножаются.

Ссылка: Статья с примерами

VI. И еще несколько советов от бога советов!

• Если вы используете флэш-бэк, т.е. рассказываете о событиях, которые случились задолго до текущего момента, не забывайте объяснить читателю, что речь идет именно о прошлом. Не помещайте флэш-бэк в неподходящем месте, а именно в разгар погони, в середину напряженного собеседования и т.п.

• Абзацы не должны быть длиннее 10-15 строк.

• Играйте на контрасте.

• Используйте игру слов.

• Используйте сравнения.

• Давая имена героям, особенно иностранные или фантастические, старайтесь, чтобы они не начинались на одну букву.

• Давая историческую или культурологическую вводную, не перечисляйте факты и даты. Лучше показать исторические события глазами фокального персонажа и продемонстрировать, как он относится к событиям.

* Для акцентирования внимания на чем-то необычном, можно использовать прием противопоставления.

• Ощущение реальности появляется тогда, когда автор подмечает детали, о которых знают только местные — люди, хорошо знакомые с данным городом, эпохой, профессией и т.п.

Ссылки: Справочник писателя Практикум по редактированию Ольги Жаковой

VII. ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПЕРСОНАЖА

Под повествовательной точкой зрения в художественном тексте подразумевается позиция нарратора (рассказчика) по отношению к излагаемым событиям.

Точка зрения может быть следующей:

1) Повествование от первого лица

2) Повествование от второго лица

3) Повествование от третьего лица

Фокализация

Всего выделяется три типа фокализации, которые, впрочем, обладают динамической, текучей природой и не могут быть очерчены четко:

1. нулевая фокализация: классический нарратив с повествователем-«богом», знающим всё о своих героях, их мысли и чувства, их прошлое, настоящее и будущее, способным присутствовать одновременно в разных местах; в текстах с нулевой фокализацией объём знаний читателя превосходит объём знаний персонажа. Пример текста с доминированием нулевой фокализации — «Война и мир» Льва Толстого.

2. внутренняя фокализация: читателю доступен взгляд на мир исключительно с точки зрения «фокального персонажа», его глазами. Читатель получает информацию о мире текста преломленной через призму субъективного сознания героя, неполную и отражающую его интерпретацию событий. Объём знаний читателя равен объёму знаний персонажа. Последовательная внутренняя фокализация реализуется, например, в «Романе с кокаином» М. Агеева, где сочетается с повествованием от первого лица, и в повести «Степь» А.П.Чехова в рамках повествования от третьего лица, с точки зрения главного героя — девятилетнего мальчика Егорушки.

Внутренняя Фокализация может быть:

а) фиксированной — нарратор не покидает свой пост, он привязан к персонажу;

б) переменной — Ф. смещается от одного персонажа к другому;

в) множественной — одно и то же событие может упоминаться несколько раз с точки зрения различных персонажей.

Правила:

1. Фокальный персонаж — это всегда тот, чья проблема главнее: во всей книге, или в данной главе, или в коротенькой сцене.

2. Пользуясь ограниченной точкой зрения, автор обязан показывать события через менталитет данного персонажа (образовательный уровень, воспитание, убеждения и предрассудки, стиль речи и т.п.).

3. Всё, что автор сам хочет сказать о данном персе, он обязан вложить в его собственные уста, мысли и поведение, передать через отношение к нему других героев.

4. Чем короче произведение, тем меньше фокальных персонажей.

5. Без веской причины точку зрения не менять. Метаться из головы одного фокального персонажа в другую без конкретной авторской задачи называется «прыгать по головам».

6. Поскольку всё происходящее пропускается через восприятие конкретного перса и описывается его «голосом», всё, что не попадает в эти рамки, должно опускаться.

7. При письме в ограниченной точке зрения третьего лица настоятельно рекомендуется опускать глаголы чувственного восприятия и мыследеятельности: подумал, увидел, услышал, ощутил и т.п.

8. Когда речь идет о фокальном персонаже, не обозначайте его словами, указывающими на пол, возраст, профессию, социальный класс, должность и внешний вид. Например: мальчик, бухгалтер, графиня, нищий, неряха. Эти определения используют другие люди — те, с кем общается герой. Очевидно, что сам себя он может называть только по имени, фамилии или прозвищу, которое ему нравится.

 

3. внешняя фокализация: взгляд на героя оформляется с помощью внешней нейтрального, объективированного, безоценочного нарратива, который можно уподобить беспристрастной камере оператора-документалиста, находящегося, однако, внутри мира текста. Персонаж при этом обладает большим объёмом знаний, чем читатель. Последний может только выдвигать более или менее правдоподобные мотивировки действий героя.

Ссылка: Форум Эксмо

 

Ваш мозг еще не взорвался? *CRAZY*

Задание 1. Самоанализ (стоимость — 2 балла)

Для начала ответьте на вопросы:

1. Охарактеризуйте свой стиль, когда вы только начинали писать.

2. Как вы пишете теперь?

3. Чего бы вы хотели добиться после редактуры вашего текст и в идеале?

4. Что вы для этого делаете?

5. От какого лица вы ведете повествование?

6. Почему вы выбрали именно его? Какие задачи оно решает?

7. Приведите несколько примеров чужих текстов с цитатами, чью стилистику вы могли бы выбрать как пример для подражания и расскажите, что конкретно вам в них нравится.

Задание 2. Редактирование (стоимость — 2 балла)

Выберите одну сцену из рабочего произведения. Лучше возьмите уже «остывшую», которую не вчера писали и не сегодня, а еще лучше сцену, которая вам не нравится больше других.

Приведите текст «как он есть».

Поработайте над текстом, применяя правила редактирования из этого задания. Не полагайтесь на них слепо, а используйте с умом.

Приведите текст «после».

Задание 3. Точка зрения персонажа (стоимость — 2 балла)

Выберите коротенькую сцену из вашего произведения и опишите ее от всезнающего автора и с точки зрения нескольких участвующих в ней персонажей так, чтобы была заметна разница в их восприятии.

И не забывайте, что красота ваших текстов — это их индивидуальность и своеобразие! Даже если у вас не получается выполнять все правила ;)

Доп. литература

Статьи:

(к статьям относимся с должной степенью критики, не факт, что там всего полезного насоветовано, думаем своей головой )

Все вместе на прополку плеоназмов!

Рейтинг паразитов

Как создать экспрессивную литературную речь?

Примеры, что убирать из текста

 

дополнительно

 

4. Нора Галь «Слово живое и мертвое»

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль