В этом году курс лекций «Литературное мастерство» при нашем клубе вам буду читать я, Светлана Гольшанская. Они основываются на материалах, размещенных в сети, и на заданиях, разработанных Фиал два года назад при основании клуба.
Как известно, любые материалы и лекции неизбежно носят отпечаток личности чтеца. Даже несмотря на то, что я не автор представленной теории, а всего лишь отбираю материалы к изучению, я выбираю то, что кажется мне наиболее нужным. Естественно, все люди разные и ни одна даже самая универсальная методика не сможет удовлетворить всех. Наш принцип – свобода творчества во всем. Вы сами выбираете выполнять задания или нет, следовать предложенным шаблонам или писать что-то свое. Вы можете обсуждать теорию, делиться опытом, предлагать свои методики работы с текстом – это только приветствуется. У нас нет учеников и учителей, все поставлены в равные условия.
Наша работа будет проходить следующим образом:
- Вначале немного теории и определений. Несмотря на то, что по натуре я иррационал, я не могу без четко очерченной структуры и понятийного аппарата. Это помогает хоть немного упорядочить тот хаос, что творится у меня в голове и в тексте.
- Упражнения. Здесь мы применяем теорию к нашим текстам: набрасываем план, составляем карточки персонажей, обрисовываем мир произведения, отрабатываем приемы стилевой правки и т.д. Мы надеемся, это облегчит вам написание текстов и улучшит их качество.
- Дополнительная литература – здесь будут представлены ссылки на дополнительные материалы по теме. Также у нас есть Библиотека, где собраны ссылки на книги по лит. мастерству.
Общие принципы курса:
10 число — объявление задания,
10 — 24 число — выполнение задания,
25 число — распределение взаимопроверки, объявление списков в исходном топике,
25 — 10 число следующего месяца — чтение заданий друг друга, обсуждение.
Каждое выполнение задания оформляется участником в виде отдельной темы в блоге «Курсы»
Заголовок: Курс «Мастерство». Имя Участника — Название задания
Теги: клуб романистов, сессия 4, курс мастерство, имя участника, название задания
Последней строкой в тексте должно быть:
Участвую во взаимопроверке
или
Не участвую во взаимопроверке
За каждое выполненное задание участник получает баллы, равные стоимости задания.
Обсуждение и помощь по мере поступления работ приветствуются, за комментарии от 300 знаков начисляется дополнительный балл.
Участники взаимопроверки получают четыре задания, которые нужно прокомментировать до 10 числа следующего месяца.
Пока обязательства по взаимопроверке не выполнены (если 10 число следующего месяца уже прошло), участник не допускается ни до какой активности в клубе, но не может быть исключён из-за этого из состава сессии.
На первом нашем занятии я предлагаю определиться с жанром, целевой аудиторией, темой и идеей, а также сюжетными линиями вашего будущего произведения.
1. Определяем жанр будущего произведения (стоимость 2 балла)
Прозу обычно делят на две категории: художественную и документальную. Под художественной литературой понимают все произведения, которые имеют вымышленный сюжет и вымышленных героев. Для документальной прозы характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла.
В свою очередь художественная проза делится на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.
Интеллектуальная проза ориентирована на узкий круг ценителей и претендует на элитарность. Авторы не ставят себе целью коммерческий успех: их прежде всего интересует искусство ради искусства. Они изливают душу и окунают читателя в мир своего подсознания. В подавляющем большинстве случаев интеллектуальная проза имеет мрачный настрой.
Серия «Интеллектуальный бестселлер» издательства «ЭКСМО»
Мейнстрим (от англ. mainstream — основной поток) — в книгах этого типа канонам не место. Читатели ждут от них неожиданных решений. Самое главное в мейнстриме — это нравственное развитие героев, философия и идеология. Так что профессиональные требования к автору мейнстрима гораздо выше: он должен быть не только отличным рассказчиком, но и хорошим психологом и серьезным мыслителем. Еще один важный признак мейнстрима — книги этого вида пишутся на стыке жанров. Например, невозможно однозначно сказать, что «Унесенные ветром» — это только любовный роман или только историческая драма.
Жанровая литература — термин, употребляемый в отношении произведений художественной литературы, в которых главенствующую позицию занимает сюжет, при этом он вписывается в определенные, заранее известные рамки. Например, любой детектив развивается по схеме преступление — расследование — изобличение преступника; любой дамский роман — герои встречаются — влюбляются — сражаются за любовь — соединяют сердца. Это вовсе не значит, что все жанровые романы должны иметь предсказуемый сюжет. Мастерство писателя заключается именно в том, чтобы в заданных рамках создать уникальный мир. Жанровая литература — это действие и быстрая смена декораций. Главный вопрос, который заботит читателя: «А что дальше?»
Жанры:
- Боевик.
- Детектив.
- Исторический роман.
- Любовный роман.
- Мистика.
- Приключения.
- Триллер / ужасы.
- Фантастика.
- Фэнтези / Сказки.
В свою очередь жанры делятся на более узкие поджанры.
По́весть — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Жанр повести — переходный между романом и рассказом, и поэтому он с трудом поддается однозначному определению. Сюжет классической повести (как он сложился в реалистической литературе второй половины XIX века) обычно сосредоточен вокруг образа главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий, в которых он принимает непосредственное участие. Побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют, повествовательный хронотоп сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства. Количество персонажей в повести, в целом, меньше, чем в романе, причём характерное для романа чёткое разграничение между главными и второстепенными персонажами в повести, как правило, отсутствует или это разграничение несущественно для развития действия.
Рома́н — литературный жанр, чаще прозаический, зародившийся в средние века у романских народов как рассказ на народном языке и ныне превратившийся в самый распространенный вид эпической литературы, изображающий жизнь человека с её волнующими страстями (на первом плане любовь), борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу. Будучи развернутым повествованием о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни, отличается от повести объёмом, сложностью содержания и более широким захватом описываемых явлений.
<b>Работа по заданию, часть #1. Жанр</b>
Художественная или документальная проза?
Интеллектуальная проза, мейнстрим или жанровая литература?
Если жанровая, то в каком жанре и поджанре вы пишете? (можно несколько)
Роман или повесть?
2. Определяем целевую аудиторию (стоимость 2 балла)
Эта тема непосредственно вытекает из предыдущей. Как известно та или иная группа людей, объединенная общим вкусом к литературными произведениям, предпочитает тот или иной жанр, те или иные типажи героев, проблематику, стилистику, сюжет и т.п. Книгу, которую поймут все от мала до велика, вне зависимости от образования, системы ценностей и взглядов написать очень сложно. Но если вы сможете – мы будем за вас только рады. Остальным предлагаю попробовать определить, к кому обращена ваша книга в первую очередь.
<b>Работа по заданию, часть #2. Целевая аудитория</b>
<u>О читателе</u>
Возраст:
Пол:
Социальное положение:
Образование:
Интересы:
Взгляды:
Литературные предпочтения:
<u>О вашей книге</u>
Ваш тип личности: статик/динамик, логик/мистик
Близкие по духу книги (можно, фильмы и даже музыка):
Ценность вашей книги для ЦА:
Конкурентные преимущества вашей книги:
Чем четче вы очертите психологический портрет читателя, тем проще вам будет вызвать у него эмоциональный отклик вашим текстом. Если вы получаете противоположные отзывы от читателей относительно образа героев и сюжета, то в первую очередь стоит ориентироваться на мнение ЦА. Не ЦА в силу разности взглядов и предпочтений может книгу не принять и осудить, несмотря на все ее достоинства.
3.Тема, идея и сюжетные линии (стоимость 2 балла)
Многие пишут «по вдохновению» и «куда вывезет». Это чудесно для короткой формы и стихотворений. Это может работать и для крупной формы, но при условии многократного переписывания и возвращения назад. Но у нас есть только одна попытка успеть к маю — написать с первого раза черновик, а потом его причесать. Как только требуется внести структурные изменения в почти готовое произведение — все, можно смириться с тем, что процесс растянется.
К чему я это все? Пытаюсь убедить тех, кто терпеть не может всяческое планирование. Все-таки попробуйте!
Тема – это предмет изображения, иначе говоря – материал, взятый для отображения в произведении. По сути, тема является отправной точкой создания любого произведения. Как правило, в произведении имеется несколько тем, но доминирующая одна. Темы исторически обусловлены, т.к. меняются с течением времени, но есть и «вечные» темы, которые остаются актуальными в любые времена, — темы отцов и детей, добра и зла, предательства, любви и др.
Идея – это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены. Безусловно, идейная оценка зависит от мировоззрения писателя: если он принимает описанную им действительность, мы говорим об идейном утверждении, если нет – об идейном отрицании. Иногда идейный замысел автора выходит «из-под контроля» и не совпадает с вытекающими идеями – как, например, и случилось с тургеневским Базаровым.
Тема — война
Идея — победителей на войне не бывает
или
Тема — война
Идея — за родину нужно биться до последнего
То есть темы одинаковые, идеи — разные.
Еще вот нашла хорошее пояснение на пальцах:
тема — о чем?
идея — что хотел сказать автор?
например: колобок. тема — путешествие и встреча с незнакомцами. идея — на каждого хитрого найдется еще хитрее.
Сюжет – это, на первый взгляд, одно из наиболее простых понятий, простота которого, несомненно, обманчива. Это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. Сюжет как сложное целое состоит из элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка + эпилог, пролог. Как видим, компоненты сюжета объединяются понятием «конфликт». Неправильно отождествлять сюжет произведения с его фабулой.
Фабула – это повествование, учитывающее причинно-следственные связи между событиями, благодаря чему раскрывается некий замкнутый процесс, стремящийся к какому-то значительному изменению, что, в свою очередь, позволяет читателю испытать эмоциональное удовлетворение.
Событие — изменение внешней или внутренней среды, которое приводит к переоценке ценностей и изменению мотивации. Т.е. не каждая сцена в произведении — событие. Но если сцена не событие, то скорее всего ее стоит выкинуть. В каждой ситуации выбора необходимо внешнее давление. Событие меняет вектор движения, и в итоге финал не равен исходной цели.
Свойства события:
• неотменяемость
• непредсказуемость
• уникальность
Драматическое событие — это переломный момент изменения мотивации героя под влиянием внешних или внутренних факторов.
Процесс – это событие, которое длится во времени, и по этой причине обладает тремя аспектами: началом, серединой и концом. Отсутствие одного их них – обычно середины – это одна из наиболее часто встречаемых причин фиаско той или иной повести.
Пример фабулы:
«Корлева умерла. Никто не знал, — почему, — пока, наконец, не открыли, что причиной этого была тоска, которую она чувствовала по смерти короля». Здесь у нас есть начало (королева умерла), середина (поиск причины), и конец (ее открытие). Таким образом, у нас получилась основа фабулы криминальной повести с неожиданным романтическим поворотом в конце.
Сюжетная линия — последовательная логическая связь эпизодов, нередко формирующаяся вокруг одного события, одной проблемы, часто одного конфликта. В зависимости от количества Сюжетных линий в произведении различают однолинейные и многолинейные сюжеты. При этом многолинейный сюжет может сформироваться и вокруг одного конфликта, масштабного и разветвленного (часто такой конфликт бывает социальным или философским).
В романе обычно присутствует разветвленная сюжетная линия, зачастую в виде двух и более мало зависящих друг от друга цепочек событий. Одна из таких цепочек основная, посвященная главному герою. Остальные линии могут описывать действия второ- и третьестепенных персонажей, показывать происходящее с их точки зрения, давать общую панораму происходящих событий или рассказывать о прошлом. При этом второстепенность побочных сюжетных линий вовсе не означает их неважность. Выбросьте из «Мастера и Маргариты» несколько псевдобиблейских эпизодов с Понтием Пилатом и Иешуа Га-Ноцри — и что от него останется? Авантюрно-сказочная сатирическая повесть.
Следует учитывать, что при усложнении побочных линий общая сложность романа растет нелинейно. Накладные расходы на описание взаимодействия нескольких сюжетных линий тем выше, чем больше действия в них происходит. В частности, чем больше сюжетных линий, тем сложнее добиваться в них «случайных» хронологических и пространственных совпадений, необходимых автору, не вызывая эффекта «рояля в кустах».
Правило, которого стоит придерживаться на начальных порах: в романе должны наличествовать не более одной-двух побочных сюжетных линий, причем по суммарному объему они должны занимать не более трети текста. В дальнейшем вы, возможно, найдете собственный баланс.
Теории по созданию сюжета множество. Вы можете использовать любой из приведенных ниже методов или найти свой собственный путь, но результат нужно записать в форму.
<b>Работа по заданию, часть #3 Сюжет и идеи</b>
<b>Тема:</b>
<b>Идея:</b>
<u>Линия 1.</u> <название опционально>
<b>Тема:</b>
<b>Идея:</b>
<b>Герои:</b> (список важных героев и их роль в сюжете)
<b>Основные локации и эпоха:</b> (где разворачиваются события? это может быть большой южный город, джунгли Амазонки, дикая тайга, маленькая деревенька или современный мегаполис)
<b>Фабула:</b> (события с их причинно-следственными связями, формирующими замкнутый процесс. Не нужно писать подробный план, это мы сделаем потом (!!!), обойдитесь двумя-тремя строчками)
<u>Линия 2.</u> <название опционально>
<b>Тема:</b>
<b>Идея:</b>
<b>Герои:</b>
<b>Основные локации и эпоха:</b>
<b>Фабула:</b> (события с их причинно-следственными связями, формирующими замкнутый процесс. Не нужно писать подробный план, это мы сделаем потом (!!!), обойдитесь двумя-тремя строчками)
и т.д.
Кому не хватает наглядности в текстовой форме, можно изобразить сюжетные линии графически, как показано ниже. Это схема сюжетных линий рассказа А. С. Пушкина «Выстрел»:
Для визуалов еще здорово порисовать: кружочки-герои, стрелочки-взаимодействия или для каждого героя отдельно кружочки-состояния и стрелочки-события-переходы. Не ленитесь, попробуйте найти свой путь.
Для наглядности можно также нарисовать к своим произведениям вот такую вот путеводную нить Ариадны (за выполнение 1 дополнительный балл):
Автор задания и рисунка Елена Лев.
Дополнительная литература
Методы работы с сюжетом
Вы не должны читать всю эту теорию — только то, что покажется вам полезным.
1. Немного литературоведческой теории:
Евгений Лотош «Техника создания романа»:
Главы 1.1 – 1.3
2. Почему и что потом?
Подходит так же для случая «ступора», когда сюжет вроде ясен, но что-то не складывается.
Коротко суть — в последовательных ответах на вопросы, которые сам себе задаешь. Можете публиковать в комментариях свои опросники с ответами.
Глава 5 из книги Юрген Вольф. Школа литературного мастерства
3. Метод снежинки
От простого предложения до готовой структуры. Полностью этот метод на данном этапе наверное излишен, но можно взять за образец начало. Материал из мастерской.
4. Метод карточек на доске
Наглядное представление сюжета отдельными сценами, хорошо для визуалов. Взято из комментария Вратова Романа.
Часть 5 книги Б. Снайдера «Спасти кошку»
Если не боитесь английского, то в качестве доски можете использовать этот сервис.
5. Метод «прогулки» Мелоди
Замечательный интуитивно понятный метод описала Мелоди. В задании как раз нужно указать опорные точки и ориентиры, о которых она пишет.
6. И еще дополнительная теория по теме Глава 3 и Глава 4 из книги Найджела Воттса — Как написать роман
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.