Над миром я работать люблю — хлебом не корми. Так что задание будет прямо-таки огромное. Кому скучно — сразу не читайте. Кто все же будет читать — с удовольствием выслушаю замечания.
________________________________________________________________________________________
Часть 1: Подача места действия
Чет пока не очень у меня с вдохновением, потому будем работать с тем, что уже есть.
Айсинар, вынужденный с самого утра (время суток названо напрямую) тащиться через полгорода в старом паланкине, выдергивал по одной нитке бахрому полога и злился на себя за опрометчивое обещание. Орс, видно, совсем одичал в своей Умгарии, раз решил болтаться по ремесленным кварталам выряженным как подмастерье. С другой стороны, надо же узнать, что такого важного он хочет показать, чего никак не увидеть славнейшему избраннику. И главное — как это связано с возможной войной и его последней речью в Форуме. Речь эта уже не первый день крутилась в голове, не давая покоя. Началось все с очередной лавины, почти перекрывшей Пряный путь, и жалоб созидателя Рута на недостаток работников. Орс в который раз предложил разделить бремя содержания дороги с соседями, а Вейз — временно увеличить торговые пошлины. И тогда вещатель заговорил о войне.
/… вырезан флэшбэк .../
Как и было условлено заранее, Айсинар оставил паланкин у библиотеки и пешком спустился на набережную. Несмотря на жаркое солнце, у реки отчетливо чувствовалось, что время голубой ласточки — это еще далеко не лето. (время года — весна, собственно, названо и дано в ощущениях: жаркое солнце и сырой холодный ветер) Дул сырой, пронизывающий ветер, от высокой воды тянуло тиной, а старые причалы пахли смолой, дегтем и гнилым деревом. (тактильные ощущения и запахи) Айсинар плотнее запахнул полы плаща. Грубая ткань натирала шею, но от холода спасала надежно. (тоже тактильные ощущения)
Озавира он увидел сразу: даже наряженный в дешевую полотняную робу и овчинную безрукавку, орбинит резко выделялся среди полукровок и вольноотпущенников мастерового города. Вещатель тоже его узнал, поклонился, а вместо приветствия указал на причалы и виднеющиеся выше по течению доки старой верфи.
— Вот, смотри, избранник, какой Орбин я хочу тебе показать. Наследие Агердина-морехода.
У одного из причалов стояла лодка, вокруг нее суетились люди, разгружали какие-то бочонки, похоже, с зерном или мукой. Остальные три причала пустовали. Зрелище заброшенной верфи было и вовсе удручающим: стены полуразобраны, перекрытия обвалились, ребра стапелей почернели от времени. (визуальные описания)
— …Мы и умгары — исконные враги. Родовой чести не важно, сколько поколений сменилось, они не простили горечи поражения и позора рабства. В каждом роду до сих пор помнят, на чьих землях разбиты наши сады и виноградники, чьими руками они обрабатываются. Простой люд мечтает о мести. Этим воспользуется знать, можете не сомневаться. Кнезам нужен металл для орудий, золото и серебро, нужна беспошлинная торговля с югом, а еще — занять чем-то своих недорослей, мечтающих помахать мечами. Мы стоим на пути, и нас ненавидят — чего уж лучше? Прошлогодний закон о налоге на клинок и руку стал еще одним ручейком наполняющим море злобы северян, их желания воевать, а повышение пошлин, как предлагает наш славнейший стяжатель, — Озавир нарочито вежливо поклонился Геленну и, получив ответный поклон, продолжил, — я убежден, окажется последней каплей…
— Временное повышение, заметь, славнейший, временное: всего лишь на сезон, — прервал доклад хриплый бас Варела Рута, — чтобы закончить ремонтные работы к осенней ярмарке.
Вещатель замолчал, позволяя противнику высказаться, но в ответ на его слова только слегка улыбнулся:
— Вадану Булатному и его советникам, поверь мне, славнейший созидатель, — еще один вежливый поклон, — нет ни малейшего дела до наших забот о надежной проходимости Пряного пути. Его не волнует, сколько фарисов доберется до Мьярны к осени. Зато очень беспокоит то, чем будет занята тридцатитысячная армия, чем станут кормиться семьи воинов, и, соответственно, будут ли умгары также радоваться объединению племен по осени, как радовались зимой, или кнезы расплюются и разъедутся по своим уделам.
Озавир Орс был непреклонен, как всегда, когда пытался доказать то, во что искренне верил. И сегодня он казался убедительным не только Айсинару, но и доброй половине Форума. Патриархи перешептывались, некоторые даже согласно кивали, но вслух поддержать боялись: слишком горькую правду выдавал им вещатель, слишком в лоб, слишком болезненно и оскорбительно. И ведь мог же иначе, точно мог! Он умел, не обижая и не угрожая, уговорить любого дикаря, а вот лгать и подслащивать лекарство для своих не считал нужным.
— Тридцатитысячная армия? — раздался пренебрежительный смешок. — Не кажется ли тебе, славнейший, что это излишнее беспокойство — обращать внимание на стадо, пусть и большое? Да и кто сказал, что именно тридцать тысяч? Ты что, по головам считал?
А вот блюститель провоцировал его специально: каждый знает, что потомственный вещатель Озавир Орс — шпион из наилучших, и если уж он наазывает какие-то цифры, то все они не раз проверены. Славнейший Тир не сомневался в точности, он просто ждал, когда в запале спора кто-то скажет нечто такое, что потом пригодится для шантажа. Зверинец… настоящее паучье логово. Только Озавир, слишком долго живший среди врагов, вернувшись в Орбин, может поверить, что вернувшись в Форум, попадет в родной дом, где примут, поймут и не ударят в спину.
— Армия, славнейший блюститель, а не стадо. Армия, закаленная десятилетиями междоусобиц и стычек с соседями, более чем наполовину состоящая из личных дружин племенных умгарских кнезов. Тридцать тысяч уже мобилизованных и еще приблизительно дважды по столько, если война затянется и потребуется восполнить потери. И каждый из них кровно связан со своим командиром. Скольких воинов может выставить против этой силы республика? И сколько из них настоящих орбинских карателей, одаренных и обученных, а не наемников, дерущихся за золото, готовых сменить хозяина при первом поражении? Если начнем подготовку немедленно, через три или пять лет, быть может, армия республики превзойдет умгарскую, хотя, наблюдая, куда мы идем, я в этом сильно сомневаюсь. Но развязать войну сегодня — это положить мальчишек зря, а самим стать рабами и слугами. Отказываясь договориться и уступить часть, провоцируя войну, вы идете прямо в пасть дракона и потеряете все, вместе с жизнью.
В пасть дракона сейчас шагаешь ты, безумец! Айсинар вдруг увидел, что почти разорвал полу церемониальной мантии. Орс не глуп, но, убежденный в своей правоте, перед сопротивлением Форума не отступит. Но и Вейз ни при каких условиях не отдаст Пряный путь. Айсинар сам не мог представить большего унижения, чем передача варварам наследия Диатрена. Тем более он не желал остаться в истории избранником, признавшим падение Орбина до уровня умгарских навозников.
Между тем, Озавир Орс закончил речь и занял свое место на скамье слева. Базен Гтар, ветеран-каратель, один из старейших патриархов Форума, хлопнул его по плечу и сказал:
— Ты прав, славнейший, во многом прав. Я тебя поддержу голосом, только из той ямы, что ты себе сегодня выкопал, боюсь, не вытащу: карателями-то уже десять лет командую не я.
Слова старого вояки показались Айсинару эхом собственных мыслей. Он тоже повернулся к вещателю:
— Славнейший, я хотел бы поговорить с тобой один на один.
Озавир посмотрел на него зло и озабоченно, но потом согласно кивнул.
— Хорошо. Но тогда я должен показать тебе Орбин. Только, боюсь, славнейший избранник Форума ничего не увидит… могу я рассчитывать на прогулку с Айсином Леном, моим семинарским приятелем?
_________________________________________________________________________________________
Часть 2: Проработка мира
У меня изрядный кус 2 части задания уже сделан в блоге «Поднебесья», так что я его оттуда заберу сюда и постепенно буду дополнять.
Сразу хочу оговориться: мир большой и сложный, он появился не вчера и не ради только «Войны». В этом мире будет происходить действие двух-трех романов и трех-четырех повестей. Сейчас в МП есть «Война» (в работе), «Поднебесье» (в работе) и «Фарисанские сказки»
2.1. Происхождение мира, метафизика
(Само собой все это упрощенно, на уровне сказки, а не на уровне современных горизонтов физической науки.)
С древних времен существует миф, что мир из бездны (первозданного хаоса) создан тремя божественными сущностями: Законом, Свободой и Любовью (их так же принято называть божественными братьями и сестрой, триумвиратом Творящих Миры). Считается, что старший брат — Закон (Светлый бог, божество порядка) — собственно создал из хаоса материю и запустил механизм взаимодействия физических тел. Но первоначально его система была жестко регламентирована и не допускала никаких вероятностных отклонений. Средний брат — Свобода (Темный бог, повелитель бездны) задал условия, при которых возможны вероятностные отклонения, погрешности и изменения, и таким образом создал возможность эволюции и энтропии. Младшая сестра — Любовь (Мать всего сущего, богиня жизни и смерти) — из собственной крови создала жизнь.
Астрономия мира (чисто чтобы не заморачиваться, а не от недостатка фантазии автора, это точно) близка земной и нашей: то направление, где солнце всходит — восток, то, где садится — запад. Есть одна луна, белого цвета, с оттенками по погоде и личной фантазии смотрящего. В сутках примерно 24 часа, в неделе семь дней, в лунном месяце четыре недели. Астрономический календарь аналогичен нашему зодиакальному кругу. Например, маю соответствует месяц поющего соловья, июню — журавль, октябрю — ревущий олень и так далее (это типа созвездия такие, по сходству рисунка звезд — аналогично тому, как и у нас).
Страны, в которых происходит основное действие, лежат в северном полушарии.
2.2. Разумное население
Согласно тому же мифу, мир этот появился как своеобразная «площадка для игр», и именно ради игр, ради самопознания и познания мира, каждый из Творящих создал также разумный вид (народ, расу, как будет угодно).
Драконы — мыслители — дети Закона — совершенные создания. Внешне похожи на драконов ))) Но скорее не толстозадых европейских все-таки, а азиатских, змееподобных и рогатых. Они сильны, красивы, могущественны. Они наделены разумом, равным разуму богов, и божественными же способностями. Как животные они гермафродиты и могут производить себе подобных как способом скрещивания, так и каждый отдельно. Продолжительность жизни у них любая, собственно, они бессмертны. Умереть могут по желанию — окаменеть, истаять, пролиться водой или рассыпаться почвой для будущей жизни.
Проблема драконов в том, что они ничего не хотят. Это такие совершенства-созерцатели. Они не общаются, не размножаются, не умирают и не развиваются, потому что не хотят. Им и так хорошо.
Самое главное для драконов — чтобы их не трогали.
По преданию обиталище драконов — Драконовы острова — архипелаг, находящийся в Великом Восточном океане далеко за пределами населенных земель. Однако путь туда сложен и непредсказуем, желающих проделать его находится крайне мало, да и те в основном терпят неудачи. Потому скудные сведения о существовании как самих Драконов, так и земли, называемой Драконовыми островами, не являются общепризнанно достоверными.
Люди — вершители — дети Свободы. Надо сказать, что все это касается в полной мере лишь перворожденных людей, тех людей, что населяли мир до Потрясения тверди — глобальной катастрофы. Но об этом чуть позже.
Первородные люди похожи на богов античной Греции или персонажей с икон Возрождения (до сих пор не могу найти лучшего образа Салемы, чем Афродита Ботичелли — вот такие они и были))) — высокие, сильные, стройные, золотоволосые и голубоглазые.
Но это не главное — главное, что первоначально вершители обладали могуществом богов: они могли творить материю, энергию, пространство и время из хаоса и наоборот. Но при этом разум у них был человеческий, рождались они нулевыми и жили на свете приблизительно человеческий же век — 80 — 120 лет. А для того, чтобы не просто потенциально мочь что-то сделать, надо в точности представлять, что ты делаешь, то есть, если ты делаешь из воздуха морковку, то должен представлять себе строение морковки, желательно вплоть до самой последней белковой или углеводной формулы, до последней молекулы и атома. Приблизительно так. Естественно, они этого не умели, и естественно же уметь хотели. Они учились, развивались, выстроили очень высокоразвитую цивилизацию (насколько развитую — история умалчивает, но я думаю, пошибче нашей будет), но в конце концов все-таки зарвались, нарушили фундаментальные связи мира и чуть не разорвали свою планету.
После потрясения тверди уцелел только один город и очень незначительное число первородных вершителей. Цивилизация же была практически уничтожена полностью.
Позже с помощью Творящих популяция людей разумных восстановилась, но силу всетвореения эти, восстановленные люди, утратили. Она осталась в очень незначительном объеме у очень незначительного числа людей, собственно, как генетический отголосок связи с истинными вершителями. Главное различие вот в чем: источник энергии для мага-вершителя — первозданный хаос, он неограничен, источник энергии для прочих магов — энергетическая система собственного тела и то, что он способен будет собрать с мира вокруг при помощи различных техник и практик, понятно, что этот источник значительно, на много порядков меньше.
Самое главное для людей, особенно первородных — личная свобода, право выбора своей судьбы.
Даахи — хранители — дети Любви, это такое ангельское воинство моего мира. Созданы младшей Творящей из любви ко всем живым тварям, в качестве стражей мира, как противовес людям, чтобы не слишком зарывались и помнили, что их мир достаточно хрупок и уязвим. Представляют собой химер зверя, дракона и человека. Так как их миссия — взаимодействие с людьми, то для этого у них есть абсолютно человеческая ипостась, понимающая человека во всех его проявлениях. Как люди даахи более легкие и тонкокостные, чем прочие народы (летают потому что), внешне похожи на североамериканских индейцев, разве что бледные.
Кроме того, у них есть и зверско-драконья ипостась, тогда они представляют собой звероящеров, близких к мантикорам, разве что не с львиной головой, а с чем-то средним между тигром, псом и драконом, с кожистыми крыльями и хвостом, оканчивающимся костяным шипом.
Размножаются как люди и как все обычные млекопитающие, способностью оборачиваться обладают уже внутриутробно, а летать учатся примерно тогда же, когда ходить и бегать.
Ради исполнения своей миссии хранители наделены важным качеством: сострадание дает им способность убивать, а предел сострадания — воскрешать.
То есть, они полные эмпаты. Причем не просто чувствительны к чужим чувствам и эмоциям, а питаются ими, в основном именно негативными (позитивные — просто приятны, негативные — тяжелы, но дают силу). Победить в открытом противостоянии или просто убить их крайне сложно, почти невозможно. Но, когда сил нет все это терпеть, они могут напоить мертвого своей кровью и передать тем самым ему свою жизнь.
Самое главное для даахи — служение, исполнение той божественной миссии, для которой они созданы.
Гнездами даахи называют свои поселения.
Физические особенности
Начну с того, что хранители — твари довольно могущественные, сильные и неубиваемые, следовательно легко могли бы встать на вершину пищевой цепи не только в дикой природе, но и включая человеческое общество тоже. Но им этого не нужно — они неагрессивны по природе, не свободны и не склонны к экспансии, как остальные живые организмы. Напротив, при определенных условиях они склонны к суициду. Выживание обеспечивается двумя факторами: чувством долга, потребностью служения своей богине и миру — первое, и непробиваемым могуществом, устойчивостью к любым неблагоприятным условиям — второе.
Поскольку даахи не наделены и не озабочены личной свободой, не склонны к лени, а личный комфорт для них связан в основном не с сытостью и физическим покоем, а с ровным, стабильным чувственно-эмоциональным полем, то общество их прогрессирует крайне медленно, можно сказать, оно статично и гармонично вписывается в природу: потребляют они ровно столько, сколько необходимо для жизни, к накоплению богатства равнодушны. Но в свободное время (а его много) любят поиграть, поэтому у них довольно высоко развиты искусства: музыка и пение, танцы, изготовление тканей, кружев, вышивка, прочее шитье, изобразительное искусство в большей степени в виде ювелирки и изготовления всяческих миниатюр из дерева, камня, всего, что есть под руками. Причем сами они ценят красоту предмета, а не цену материала. В общем, они скорее будут три часа сочинять песенку или вырезать жучка из ореховой скорлупки, чем изобретать колесо или паровой двигатель.
Кроме создания всего красивенького и приятного душе основное направление общественной мысли — это целительство вообще (даахи очень не любят боль и физические страдания, причем чужую боль не любят больше, чем собственную) и деторождение в частности. Природное ограничение численности их, таких могущественных, происходит через усложненное размножение: беременность и роды женщинам-даахи очень дорого стоят, поэтому как правило женщина рожает дважды в жизни. Может трижды, но третий раз — это риск для матери и для ребенка, как правило к таким вариантам прибегают только тогда, когда жизненно необходимо сохранить численность.
Если святой долг и предназначение мужчины-даахи, которое он обязан исполнить — это хранить мировое равновесие от любых посягательств, то святой долг и предназначение женщины-даахи — родить и воспитать двоих (если очень надо — троих) детей. Рожает абсолютно каждая, и материнская или детская смерть — это большая редкость и чрезвычайное происшествие общегнездового масштаба, в этом направлении медицина хранителей совершенна. И если мужчины исполняют свой долг как правило вне Гнезд, то жизнь Гнезд всецело построена вокруг матерей и детей: все вертится вокруг них.
Хозяйство
Гнезда живут как племенные общины: поселение из нескольких родов, жилища в основном семейные, строятся из подручного материала (где из дерева, где из камня, похожи на общедеревенские в своей климатической зоне). В селении как правило бывают сады и огороды, пасеки, поля под злаки, лен или хлопок (что климат позволяет). Все общее (личное имущество вообще минимально и никому не нужно — у даахи нет обостренного чувства собственности), все очень маленькое, компактное, только для личных нужд. Животных не разводят, потому что используют диких как домашних, исключение — разве что молочное животноводство ради питания, особенно детей. Каждый трудится где хочет в удовольствие и берет, что хочет — в общем, полный коммунизм у них.
Торговли нет. Натуральное хозяйство.
Своей письменности нет — есть изустные предания и умение «записывать» весь комплекс лично пережитой чувственной информации в живых тканях, например, в растущем дереве (могут и не в дереве, но те живут дольше). Один выращивает дерево, «пересказывая» ему свою историю, а другие, обладая определенным навыком, могут потом настроиться на это дерево и все посмотреть.
Зато есть досуг и достаточно любопытства, чтобы учить чужие языки.
Управление и размножение
Управляют общиной вождь (мужчина) и колдунья (женщина). Вождь главный во всем, что касается исполнения мужского предназначения — поддержания мирового равновесия, ангело-хранительских дел. Колдунья главная во всем, что касается деторождения и детовоспитания. То есть, по сути внутри Гнезд — матриархат, а мужская власть распространяется во вне.
Мужчины активно путешествуют, общаются и взаимодействуют с людьми, особенно те мужчины, которые не имеют семей — они иногда вообще уходят из гнезд и больше не возвращаются, если находят свое служение среди людей (из них в частности образован и Крылатый гарнизон ордена Согласия — армия из 500 хранителей, постоянно живущих в замке ордена). Женщины и дети живут внутри гнезд, покидают их исключительно редко — это крайне вредно для них, расстраивает, негативно влияет на психическое состояние и в исполнении женского долга только мешает. Сами гнезда находятся в глухих местах, вдали от городов и всяческих человеческих поселений, они недоступны людям и людей туда не приглашают.
На момент начала событий в мире существует три гнезда: в Поднебесных горах, немного в стороне от Пряного пути, в Туманных горах Бергота и в лесах в районе залива Занов Рот (устье реки Зан) и берега Лазурного моря.
Самое крупное и важное поселение — в Поднебесье, на склоне вулкана под названием Страж-Над-Бездной, или попросту Страж, подробно описано в истории пока только одно это поселение, и скорее всего, так и будет.
Вожди Поднебесных Гнезд испокон веков происходили из рода Снежного барса, колдуны — из рода Волка. Белые Волчицы — великие колдуньи — как правило и рождались так, чтобы сменить одна другую во главе племени.
Внутренняя жизнь племени организована так: с рождения и до получения взрослого имени ребенок живет при матери и должен ее слушаться. Отец влияет на воспитание в той мере, в которой сочтет нужным мать. В это время ребенок учится всему, что сочтут нужным родители. В этот период жизни ребенок носит детское имя — ласковое прозвище (Лапочка, Солнышко, Милочка, Хвостик Умница и т.д.) В день получения имени — для мальчиков это инициация: надо спуститься в жерло вулкана за металлом для своего оружия, для девочек — просто время способности стать матерью — дети становятся взрослыми и начинают жить самостоятельно, в том числе мальчики — жениться или покинуть дом, девочки — выйти замуж или родить детей без замужества.
У даахи есть два главных праздника в году: день поименования детей (весной) и день соединения семей (осенью). В эти дни колдунья племени под ритуальные песни варит любовный напиток, который обеспечивает зачатие здорового ребенка, и именно в эти праздничные дни-ночи все и занимаются зачатием детей (и свадьбами по совместительству). Это делается так: женщина выбирает отца своему ребенку, потом просит колдунью наполнить чашу, которую она и разделит со своим избранником, и наденет ему браслет на плечо как знак отцовства. Он отказать не может. Кроме того, быть отцом — большая честь, всеобщая зависть и уважение. Много браслетов — прям сплошной героизм.
Но мужчина не обязан брать в жены мать своего ребенка, это он сделает, если только хочет сам и, естественно, хочет эта женщина. Семьи у них строго парные и распадаются крайне редко, но вот бессемейных взрослых довольно много. Детей одиноких матерей ценят и любят, естественно, также, как и тех, что рождены в семейных парах. Материнство у них вообще свято.
Поскольку все они очень чувствительные эмпаты, то конечно заранее знают, кто кого любит и кто кому протянет чашу в праздничную ночь. Если мужчина женщину совсем никак не хочет, то, понятно, она к нему скорее всего и не подойдет. Но если подойдет даже при таких условиях — он обязан ее принять и сделать ей ребенка. А уж напиток обеспечит то, чтобы захотел хотя бы на раз. Как-то так.
Боги, как правило, не имеют права вмешиваться в жизнь смертных напрямую, но согласно тому же мифу существует такой ритуал, как призыв троих. Если мыслитель, вершитель и хранитель вместе попросят вмешаться и что-то, то боги могут это сделать, но сделают, конечно, всегда по-своему.
Именно таким образом было спасено человечество после потрясения.
Предание о Потрясении тверди и гласит, что одна из выживших женщин-магов не осталась обустраивать жизнь в Орбине и не удалилась в пустынные земли с орденом Согласия, а вместе с воином-даахи отправилась искать драконов, чтобы призвать богов и возродить загубленную жизнь на планете. Они долго путешествовали по суше пока не вышли к восточному краю материка, там, чтобы продолжить поиски, колдунья сотворила лодку. Сама взяла весло, а ее спутник последовал за ней на крыльях. Много дней, недель или месяцев они скитались в Великом океане, и когда совсем выбились из сил и уже готовились умереть, перед ними вдруг возникли скалы и дали им пристанище. Скалы эти казались хребтами окаменевших драконов, и, увидев это, женщина, поняла тщету своей затеи и заплакала. Но от ее слез один из драконов пробудился (по одной версии; по другой — острова просто были скалистыми вершинами подводных гор, где гнездились драконы, один из которых и вышел к путешественникам) и согласился воззвать к богам вместе с ними.
Боги, услышав призыв троих, воплотились в мир и вернули его к жизни.
С тех пор люди и даахи хранят мир вместе, но никто из них не видел больше ни драконов, ни богов во плоти.
Надо отметить еще одну особенность мира, пока к политике и экономике не перешел: этот мир очень мало населен людьми. То есть, реки, леса, луга — это все не проблема и не великая ценность, этого добра кругом полно. Ценностью является освоенная земля — сельхозугодья или месторождения ископаемых, в которые уже вложен труд по разработке и использованию. А также инфраструктура — дороги, торговые пути, города, оросительные системы, налаженное почтовое сообщение, удобное местоположение относительно всего этого.
И демографический ресурс тоже. Сами люди в этом мире ценность.
2.3. Страны и народы.
Орбинская республика конечно же.
История
До Потрясения Орбин был самой дальней колонией и самой заштатной провинцией, по сути форпостом цивилизации в глуши и дикости. Собственно, это его и спасло — эпицентр катастрофы был далеко и пятерым сильнейшим магам удалось ценой своих жизней сохранить сам город и прилежащие территории — они не пострадали ни от землетрясения, ни от цунами, ни от вулканического пепла.
Когда через несколько лет катастрофа завершилась, все как-то устаканилось, жители Орбина выяснили, что они одни на обломке цивилизации. Они, конечно, очень испугались собственных сил и того, что вытворили. Поэтому поступили так. Оставшиеся в живых маги под присмотром хранителей создали своим семьям и потомкам условия для жизни: высокотехнологичные прииски и перерабатывающие станции, производства основных продуктов, необходимых в хозяйстве, энергосистему, коммуникации, пути сообщения, а сами удалились в необжитые земли и там организовали орден Согласия — общество, сохраняющее то, что осталось от магических знаний и практик. Члены ордена — маги — не имели права править, владеть собственностью, вступать в армии любых государств и участвовать в военных действиях. Они должны были только служить на благо и процветание человечества.
А крылатый гарнизон хранителей, основанный тогда же, должен был за ними приглядывать и помогать нести службу.
Прочие же жители Орбина заключили общественный договор, запрещающий практиковать магию. Если кто-то нарушал договор, его лишали всех имущественных прав и наследственных привилегий принудительно отправляли в орден. Точно так же поступали с детьми, дар которых был так велик, что они просто не могли его сдерживать, но таких вообще-то были единицы. Большинство вполне справлялись.
Через пару поколений (с божьей помощью) вокруг поднялись другие народы. Жители Орбина ощутили свое превосходство над ними, а также им были необходимы человеческие ресурсы для поддержания высокого уровня жизни (магические технологии постепенно хирели, приходилось ручным трудом заменять, а самим работать — не господское дело). Они начали захватнические войны.
В скором времени захватили очень приличные территории — весь юго-восточный берег реки Зан. В основном это были территории умгарских племен, которым пришлось уйти с плодородной равнины севернее — в лесостепи и в леса. Дальше завоевания не распространились — орбиниты были слишком малочисленны, даже эти территории удержать им дорогого стоило. Но кроме территорий они захватили еще и население — рабов, крестьян, наемных рабочих. А также выохд к реке Зан — важнейшей материковой водной дороге.
На момент начала романа:
География
Местоположение — на север от Поднебесных гор, бассейн реки Лидина, юго-западный (левый) берег реки Зан. Стратегически важно то, что Орбин контролирует Пряный путь — сухопутный тракт сквозь Поднебесные горы в южные страны материка и реку Зан, связывающую все северные страны. Выхода к морю нет.
Рельеф — в основном равнина, на юге и юго-востоке — предгорья Поднебесья.
Климат — сродни присредиземноморскому: южный умеренный, северный субтропический.
Сельское хозяйство — садоводство, виноградорство, виноделие. Из злаков в основном пшеница. Животноводство разнообразное по нуждам.
Экономика
Основа — все те же магические технологии. Они в упадке, но многое пока существует и работает. Как работает — большинству непонятно. Тем не менее Орбин — основной производитель металла и высокотехнологичного для этого мира оружия и инструмента, а также предметов роскоши и искусства.
Очень важная статья доходов — торговые пошлины.
Социальная система, управление.
Жители орбинской республики делятся на два основных слоя: орбиниты (первородные вершители, которые, соответственно, всегда полноправные граждане, если не лишены гражданства за особо тяжкие преступления) и все остальные. Все остальные — граждане (тогда они по закону равны орбинитам) свободные люди (неграждане, имеют право на защиту жизни и имущества, но не имеют прав на участие в управлении республикой, никаких) и рабы (имущество хозяина).
Первородные орбиниты малочисленны, они расисты, они все богаты, знатны и именно они стоят у власти. Орбин — аристократическая республика. Управляется двухпалатным парламентом: верхняя палата — Высокий Форум — состоит из ста патриархов (по как будто бы числу выживших после Потрясения семей). Патриарха род (семья) выбирают самостоятельно, но это обязательно должен быть мужчина старше 23 лет. Нижняя палата — форум цеховых старшин. Выбирается из числа граждан старше 23 лет по профессиональному признаку.
Высокий Форум выбирает главу государства, создает законы, форум старшин — утверждает и одрбряет, что предложено. (Если не утверждает, давят, чтобы утвердил — в основном так).
В крупнейших городах республики есть свои органы власти, которые зачастую по факту влияют на жизнь куда больше центральных. В Мьярне — Торговая палата, в Тироне — Совет магистров, и т.д.
В Орбине существует законодательство, но практически во всех сферах жизни договор между гражданами важнее общего закона. Договориться граждане могут о чем угодно, главное записать и подписать при свидетелях. Так, например, наследование недвижимого имущества семьи по закону и традиции идет от матери к дочери по женской линии, наследование власти и денег — по мужской. Но при желании отец или мать могут признать своим законным наследником любого бастарда или человека со стороны. Могут взять в семью раба, могут продать собственного ребенка, пока он недееспособен.
Однако орбиниты — народ гордый, спесивый и болезненно приверженный ко всему, что подчеркивает их более высокий по сравнению с другими народами статус. Поэтому традиции они, как правило, уважают.
Религия
Так вот, орбиниты — атеисты. В том смысле, что они считают Творящих или персонифицированными от высокой поэтичности души силами природы, или существами с более развитыми технологиями, но никак не богами. В абсолютный разум они не верят, а в прочее — особо не вдаются. Используют миф о Творящих как культурный архетип, уважают традиции (типа игр во славу Троих или браки в день Младшей), но в богов как таковых не верят, в храмы ходят не молиться, а книжки читать и вести ученые беседы. (Примерно, как я)))
Остальные граждане и даже невольники могут верить во что хотят, хоть в Ктулху. Если есть средства на постройку и налоги — могут строить храмы, любые, пожалуйста. Орбинские законы терпимы к любым извращениям.
Умгария
География
Умгария — страна на северо-востоке от Орбинской республики. Река Зан — большая часть их границы.
Природные условия — степь, лесостепь, лес. В основном — равнина, на севере немного горы. Умеренный пояс.
Хозяйство
Хозяйство в основном натуральное. Земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыбалка. Немного бортничество, немного собирательство — как обычно. В Умгарии мало легко обрабатываемой руды, плохо развита металлургия и кузнечное дело, это большая проблема для развития хозяйства.
(Зато они хорошие мастера-лучники и стрелки и приличные запасы ценной древесины).
Общество, управление
Устройство общества — продвинуто-племенное. Вожди племен уже стали князьями и завели себе дружины, построили города-столицы с центрами ремесел и торговли, но знатное сословие еще мобильно, в принципе мало чем от простонародья отличается. У всех мужчин племени почти равные права, а статус определяется не столько происхождением и наследственным богатством (хотя и этим тоже) сколько личными достижениями.
Роман начинается с войны дорог, для умгар это как раз этап централизации — образования одного государства из разрозненных племен, отказ от племенной вражды ради общих целей.
Политические цели
В общем, они неплохо описаны в «Войне», мне кажется. Такие: получить доступ к добыче и переработке металлов, получить контроль над торговыми путями. Все это ради того, чтобы иметь возможность приобретать оружие и инструмент качественнее и дешевле, и в перспективе — импортировать технологии, а также выгоднее и без потерь сбывать свои товары.
Религия
Обычный сельскохозяйственный календарь и обычное язычество с уклоном в пантеизм. Однако отголоски мифа о троих Творящих есть во всех религиях мира. Тут они тоже на местах.
Бергот (Туманные берега, Туманные герцогства)
География:
Находится на северо-западе материка. Северная граница — скалистый берег Кипящего моря (можно сказать и океана, но пусть море, без лишнего пафоса), восточная — почти не населенные восточные отроги Северного Хвоста Поднебесья, южная граница с востока на запад — с Орбинской республикой, потом с Умгарией. Рельеф — равнина, переходящая в Туманные горы и то, что от них осталось. Туманные горы — старые, образованные до Потрясения, невысокие и сточенные ветрами и морем. Климат — северный умеренный. Природная зона — смешанные и хвойные леса.
Кипящее море названо так за то, что изобилует течениями, холодными и теплыми, которые сталкиваются и перемешиваются. Поэтому над морем и берегами часто (почти постоянно) пасмурно и туманно. Кипящее море — бурное, сложное для судоходства, с извилистой и опасной береговой линией.
Хозяйство:
Туманные герцогства — это зона очень рискованного )) земледелия — плодородной земли мало, в основном болота да скалы, плюс холодно и сыро, недостаточно солнца. Поэтому сельское хозяйство довольно слабо: выращивают овощи, северные злаки, типа ячменя и ржи, но недостаточно. Развиты охота и морская рыбная ловля.
Судоходство развитым назвать нельзя — только каботажное, да и то слабое. Потому что море сложное для судоходства, а хорошего строительного леса мало (из-за все той же скудости почв).
Однако развиты ремесла: градостроительство и инженерное дело (для этого мира так прямо продвинутое), металлургия и металлообработка (потому что сырье есть: руда, торф, энергетический лес, есть много ручьев с бурным течением, способных дать энергию машинам), обработка шкур, кож, меха, производство стекла. Очень хорошо развито военное дело.
Экспорт: металлы и стекло, инструменты (качество ниже орбинского, но и цена доступнее) оружие, наемные военные специалисты. А также кожа, меха, морепродукты.
Импорт: хлеб, мясо, ткани, строевой лес.
Население маленькое, люди, трудовые ресурсы в большом дефиците.
Социалка и управление:
Общество Бергота примерно на уровне раннего средневековья. По преданию великий вождь племени, жившего на этих землях сразу после Потрясения, разделил власть, людей и территории между четверыми своими сыновьями. Так они по сей день и живут: четыре абсолютно монархических герцогства, у каждого своя столица, своя армия, свое фактически государство. Постоянно говорят о выгодах объединения, но никто не хочет подчиняться, а поэтому постоянно же и устраивают локальные войнушки между собой.
Но при угрозе извне — объединяются. В свое время отвоевали-таки часть плодородных равнин у умгар, хотя численно вообще им не ровня. И не позволили Орбину захватить свои территории и выход в море (те напоролись на неслабого противника, и решили, что ничего особенного в этом Берготе нет, чтобы упираться, оставили в покое).
Население сосредоточено в основном вокруг городов, города укреплены и готовы принять в случае нападения окрестных селян и ремесленников. Иерархия сложившаяся, строгая, закрепленная высоко почитаемыми вассальными клятвами.
Религия — поклонение Триумвирату, строгое, местами фанатичное. Но жречества как отдельного сословия нет. Правитель — он же жрец, то есть герцог в своем герцогстве — глава и светской, и религиозной власти.
Ласатр
География.
Ласатром принято называть земли по берегу Кипящего моря восточнее Бергота и острова в этом самом Кипящем море. Территориально это все же больше острова, чем материковая часть. Пролив, разделяющий Кипящее и Лазурное моря тоже как-бы на территории Ласатра.
Климат — северный умеренный, на островах местами и субарктический. Островная часть уходит за полярный круг. Север и запад, большая часть островов — все те же Туманные горы, скалы, фьорды и прочие птичьи базары. На юго-востоке — хвойные леса.
Холодно, мокро, нифига не плодородно.
Хозяйство
Сельское хозяйство крайне скудное и только для своих нужд. Очень важное место занимает охота: мясная, пушная, охота на морских животных — тюленей, моржей, китов. Это все в том числе и экспортные товары. Так как на юго-западе все же есть строевой лес, а море тут подобрее и берег поудобнее, а самое важное — делать мужикам вообще нечего )) — судоходство развито несколько получше, чем в Берготе. Судоходство рыболовное, китобойное и разбойное — ходят через пролив в Лазурное и нападают там на кафинских торговцев. На фарисанских тоже, но меньше — этих больше боятся. Пролив, кстати, контролируют. Поэтому южане крайне редко добираются морем до Бергота.
Мужчины крупны, сильны и выносливы, часто уходят в наемники.
Юг заметно более цивилизован, чем север и острова.
Социалка и управление
Родоплеменное патриархальное общество с родоплеменной же правовой системой: закон гостеприимства, закон кровной мести, многоженство. В случае смерти главы семьи его жены переходят его сыну или (если сына нет или он слишком мал) — брату. Наследник обязан принять семью как свою и заботиться. Детей любят. За бастарда жену побьют, но не до смерти, может даже и виновника на бой вызовут, но тоже вряд ли до смерти, а ребенка примут обязательно. Еще и подраться могут, какому роду его воспитывать.
Живут так: один остров — один род (как правило роды многочисленны, они же и племена). Если остров очень велик, то может быть один род, скажем, на западе, и один — на востоке. На материке так же: очагами. Городов как таковых нет, больших архитектурных форм ласатрины не строят, а в случае нападения врага рассчитывают на естественный рельеф, лес и реки. Рек, ручьев и прочей воды много.
Управляет племенем, как и кораблем, кормчий. (Корабли, кстати — достояние племени, коллективная собственность). При нем есть совет старейшин и обязательно жрец, один или несколько. Жрец опять же как правило — колдун, имеет способности, но учится не в ордене, а у своих же предшественников. (Кайле и Оген — крайне продвинутые в плане культуры представители своего народа. Боюсь, их таких дома даже и не поймет никто))).
Религия — языческий пантеизм.
Тут будет еще как минимум три-четыре страны, а лучше пять, потому что все они имеют отношение к истории.
Часть 3: Географическая карта.
Наконец-то я доделал какту. Правда, в процессе выяснилось, что косяки за долгое время написания все же поднакопились. Теперь, обретя «реальную географию», я должен перечитать все написанное и эти мелкие косяки повыправить.
Ну а карта — вот она.
Почти подробная получилась. Правда городов маловато, но если все влепить, будет нечитаемо, к сожалению. Так что пришлось обойтись тем, что часто упоминается в тексте. Хвойного леса жалко нет, да и болота с пустыней изобретать пришлось. Но пока и так сойдет.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.