Авиенда. Работа по заданию №5. Язык, стиль, описания.
 

Авиенда. Работа по заданию №5. Язык, стиль, описания.

+19

Работа по заданию, часть #1

 

Когда я работаю над текстом, я слежу за:

 

1. Повторами. Из-за того, что часто возвращаюсь к отдельным сценам и редактирую их в отрыве от остального текста, могу наплюхать повторов и похожих по звучанию фраз. Приходится вычёсывать снова.

2. Упрощением и сокращением текста. На этом этапе выпалываю лишние местоимения, неопределенные конструкции «какой-то», «как-то», лишние уточнения и пояснения. Тут же правлю всякие кривые конструкции, набросанные при первом этапе. А этого добра у меня хватает)

3. Деталями и картинкой. Правлю описания, стараюсь подобрать более яркие, емкие образы, ищу сравнения. Иногда получается удачно и я радуюсь тому, как текст перестаёт быть скелетом из коротких действий и диалогов, а становится красочным, мир обретает запахи, звуки, картинку, тактильные ощущения и т.д.

4. Фокалом и индивидуальностью. Пишу от первого лица, но от трёх разных героев, поэтому мне очень важно передать их отличия в стиле повествования. В принципе я чаще пускаю это на самотек, просто настраиваюсь на героя и стараюсь смотреть на мир его глазами. Не всегда получается, иногда чувствую, что как начала в одном ритме за одного героя, так и пишу, пишу… В таких случаях надо встряхнуться, сойти с проторенной дорожки и взглянуть осознанней.

5. Эмоциями и присутствием фокального персонажа. В некоторых главах слишком отвлекаюсь на сюжетные события и забываю о чувствах и эмоциях того, чьими глазами смотрю. В таких случаях возвращаюсь в текст и пытаюсь передать больше ощущений и мыслей.

6. Ритмом и звучанием текста. Правлю те места, которые плохо звучат или которые сложно выговорить. Вообще обычно проговариваю текст про себя, как если бы читала вслух. Иногда вслух читаю, особенно если это важная эмоциональная сцена. В таких случаях мне очень важно, чтобы всё звучало идеально гладко, слова цеплялись друг за друга, чтобы не было лишних слов или наоборот каких-то провалов. Эти места могу править особенно часто, возвращаясь снова и снова.

 

Чаще других я позволяю себе нарушить такие правила:

Не скажу, что у меня есть какие-то строгие правила. Пишу больше интуитивно. Часто чувствую, что некоторые сцены неудачны, не дожаты, описаны плохо. Если вижу, как поправить, правлю. Если нет — оставляю, чтобы вернуться позже, со свежей головой. Так как опыт небольшой, только сейчас начинаю понимать какие-то основные принципы и когда возвращаюсь к старым главам приходится много переделывать и исправлять.

 

Когда я пишу «с чистого листа», я сначала определяю, где и в какое время происходят события. Решаю, с чего начать главу/сцену. Обычно обозначаю это кратко, для себя, помня, что надо будет вернуться позже и прописать со всеми деталями. Потом набрасываю скелет текста: короткие действия, основные штрихи, диалоги. Их почему-то редко редактирую, обычно чуть-чуть поправляю некоторые слова, но часто диалоги остаются, как были написаны в первый раз.

 

Дальше перечитываю написанное много раз: на следующий день, через день, когда возвращаюсь и пытаюсь писать продолжение. И каждый раз подчищаю кривые места, там-сям заменяю слова, прописываю детали, эмоции, мысли. Даже сложно сказать, сколько раз возвращаюсь к сценам. Много. И почти каждый раз нахожу, что надо править.

 

Иногда мои черновики напоминают мне конструктор. Не все главы, но некоторые у меня состоят из накиданных коротких зарисовок и спорных идей, которые я помечаю звёздочками. Есть главы, где идёт разветвление, когда я не могу решиться, стоит ли вставлять эту сценку или нет и оставляю оба варианта на подумать. Есть места, которые надо «вклеить» в основной текст и которые можно «подвигать». Обычно это выглядит опять же диалогами с минимальными пояснялками.

При этом я считаю мысленно главу сделанной и могу идти дальше по сюжету. Мне сложно обдумывать белый лист, мне надо накидать слова и начать писать главу, чтобы было над чем работать. При этом у меня есть проблема: мне жутко сложно удалять уже написанное. Я буду править и править до посинения, но вот стереть и начать всё с начала трудно.

 

Я перечитываю вслух не всегда, но часто. Потому что хочу, чтобы текст звучал, для меня очень важен ритм и легкость произношения.

 

Думаю, что в целом мне не хватает осознанности и внимательного отношения к словам. Возможно, это проблема связана с тем, что я постоянно правлю старые тексты и боюсь удалять неудачные фразы. Надо больше следить за построением предложений, за ошибками и опечатками.

 

Работа по заданию, часть #2

Решила взять первый попавшийся рабочий кусочек из одной из последних глав. В первом варианте то, что писалось в один заход и почти не правилось. Фактически скелет. Второй — попытка подойти со свежим взглядом, сделать текст более художественным, подумать о главном герое и о том, что происходит вокруг.

Не думаю, что идеально, но мне нравится больше.)

До редактуры, первый этап набора текста.

Вечером тропа неожиданно стала лучше, превратилась в широкую дорогу. Мы, кажется, приближались к какому-то селению. Эрик напрягся и теперь уже сам настаивал, что надо объехать стороной, но Алекс остановился, а потом дал команду спешится.

— Добрались, — он уверенно пошёл в сторону первых домов. — Нам нужна крыше, иначе просто свалимся от простуды.

— Не уверен, что ты помнишь, но нам больше нечем расплачиваться за еду, — мрачно высказался Эрик, поведя вороного за собой и поровнявшись с Алексом.

— Я возьму это на себя.

— И я бы не стал лишний раз подходить к людям…

— Просто держи себя в руках, ладно? — Алекс снисходительно хлопнул его по плечу.

А мне не хотелось спорить. Сил почти не осталось. В животе недовольно урчало. Я даже готова была за кусок хлеба с сыром устроить новые скачки, только бы что-нибудь перехватить.

Это была не маленькая деревня с разваленными домами, как под Скогримом, а целый городок. В такую непогоду людей на улицах видно не было, видать, попрятались под крыши. Везёт же им… Мелькнула впереди тонкая башня храма Служителей. Я заволновалась. Алекс, кажется, ведёт себя слишком открыто, на что он расчитывает?

Наконец, мы подошли к какому-то невысокому зданию с конюшней. Алекс дал нам знак оставаться на месте, а сам отряхнулся от капель, провёл ладонями по лицу, пригладил волосы и постучал в дверь.

Её открыли не сразу, сперва внутри что-то долго шуршало. Но тот, кто бы внутри, чего-то боялся: цепочка внутри осталась пристёгнута, и хозяин или хозяйка выглядывали на Алекса через узкую щель. Послышался глухой вопрос. Спрашивали, кто мы такие, поняла я. Алекс ответил, но через мгновение дверь захлопнулась прямо перед его носом.

Но он не отчаивался и направился к следующему дому. Мы держались в отдалении. Сверкнула молния, озарила на миг тонущую в мокрой хляби улицу, грохнул гром. Алекс снова постучал в другую дверь и снова стал просить о крыше и ночёвке. Но мужик, на этот раз вышедший на порог, оглядел его с презрением и тоже отказал. Алекс попытался спорить, но в ответ мужик только с силой пихнул его в грудь и, ругаясь, запер дверь. Алекс споткнулся о камень и упал прямо в грязную лужу.

После редактуры

Вечером узкая тропа неожиданно повернула в сторону, стала лучше и вскоре превратилась в широкую дорогу. Но и тихий дождь тем временем перешёл в ливень, размывая эту дорогу до грязной жижи, в которой то и дело утопали копыта лошадей. Где-то далеко на западе, где должно было быть море, гремел гром, мелькали зарницы. Я совсем продрогла и оглушительно чихнула, так, что заложило и уши.

Кажется, мы приближались к какому-то селению. За последние дни мы всё чаще натыкались на небольшие деревни, но каждый раз обходили их стороной. Эрик напрягся и теперь уже первый настаивал, что лучше бы и сейчас объехать, но Алекс его не слушал. Сощурившись, он вгляделся в тусклые огоньки окон, едва различимые в ливень.

— Слезаем, — он спешился и повел гнедую в поводу, шагая в сторону первых домов. — Нужна крыша, иначе быстрее свалимся от простуды, чем куда-то придём.

Я неловко скатилась с крутого бока своей кобылки, оступилась в лужу и промочила насквозь правую ногу. Только этого не хватало! Хотелось расплакаться от жалости к себе. От выматывающего, тянущего голода. От того, что я давно не чувствую замерзших рук и ног. От усталости. Хочется, но нельзя. Что толку?

Эрик шумно плюхнулся на ноги позади меня, но быстро обогнал и поравнялся с Алексом.

— Не уверен, что ты помнишь, но нам больше нечем расплачиваться за еду, — мрачно высказался он, поведя вороного за собой.

— Я возьму это на себя.

— И я бы не стал лишний раз подходить к людям…

— Просто держи себя в руках, ладно? — Алекс снисходительно хлопнул его по плечу.

А мне не хотелось спорить. Сил почти не осталось. В животе недовольно урчало. Я даже готова была за кусок хлеба устроить новые скачки по горам, только бы что-нибудь перехватить. Или выпить хоть глоток чего-то горячего…

Это была не маленькая деревня с разваленными домами, как та под Скогримом, а целый поселок. Домов, может, и сто. В такую непогоду людей на улицах видно не было, видать, давно попрятались под крыши. Везёт им… Мелькнула на дальнем холме тонкая белая башня храма. Я заволновалась. Алекс, кажется, ведёт себя слишком открыто, на что он рассчитывает?

Мы подошли к невысокому дому с отдельной конюшней. Алекс дал нам знак оставаться на месте, а сам отряхнулся от капель, провёл ладонями по лицу, пригладил мокрые волосы и постучал в дверь.

Её открыли не сразу, сперва внутри долго шуршало. Там чего-то боялись: цепочка внутри осталась пристёгнута, и хозяин или хозяйка выглядывали на Алекса через узкую щель. Послышался глухой вопрос. Спрашивали, кто мы такие, поняла я. Алекс ответил, но через мгновение дверь захлопнулась прямо перед его носом.

Но он не отчаивался и направился к следующему дому. Мы с Эриком держались в отдалении. Сверкнула молния, озарила на миг тонущую в хляби улицу, грохнул гром. Алекс снова постучал в другую дверь и снова стал просить о крыше и ночёвке. Но хозяин, на этот раз открывший дверь и вышедший на порог, оглядел его с презрением и тоже отказал. Алекс попытался что-то сказать, протянул руку, чтобы схватить ручку, но мужик только с силой пихнул его в грудь и выругался. Алекс споткнулся об ступеньку и упал прямо в огромную лужу. В доме с грохотом опустился засов.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль