Ариса Вайя. Лепрозорий. Упражнение #6. Диалоги.
 

Ариса Вайя. Лепрозорий. Упражнение #6. Диалоги.

+20

Му-ха-ха, у меня в-попе-гвоздь. И мне интересно, что из этого получится. К тому же я не обременена текстом (2 алки, и я свободен, как пингвин из-под пинка… а потом правки… бррр, не будем о грустном).

Так-с. Приступим! Часть 1.

Не подглядывала. Чесслово. Иначе бы меня не прорвало сразу выполнять упражнение…

 

Шаг 1

Диалог на 7-10 реплик. Угу. Выбирать особо не из чего, диалоги либо короче, либо раза в полтора длиннее. Собственно, рыбка выловилась вот такая (11 реплик, так себе погрешность).

— Ты сильно занята? — спросила Химари, склонившись над плечом бескрылой. Люцифера скрупулезно отделяла мясо от костей и складывала в мешок с перетертой клюквой и солью.

— Говорить могу, руки заняты, — пробурчала Люция, дернув плечом.

— Помнишь наш разговор о цирке уродов, лепрозории Бога? — Химари отряхнула бревно напротив бескрылой и примостилась на краюшке.

— Помню.

Сегодня Люция была немногословна, но кошка пообещала Еве, значит, должна поговорить. Даже если ей глубоко наплевать на мнение бескрылой.

— Я все пытаюсь понять, почему ты считаешь мир совершенством, — осторожно начала она. Люция только хмыкнула, и пришлось продолжить, надеясь, что хоть какие-то слова заденут ее. — Я понимаю, почему ты считаешь себя совершенной — ты не чувствуешь боли, как Самсавеил, ты сильная, крепкая, выиграла войну совсем девчонкой, вела за собой мужчин, пережила целый ад, — принялась перечислять она. — Но мир? Мир — почему? Почему ты считаешь этот проклятый лепрозорий совершенным?

Люция покачала колой, наотмашь швырнув мясо в мешок.

— Ничего вы не поняли, госпожа Химари, — презрительно усмехнулась она.

Кошка удивленно изогнула бровь.

— Мир сам по себе совершенен, — продолжила бескрылая, пальцами выковыривая тазобедренный сустав оленихи. — Не потому, что в нем нет страданий, боли, болезней — они есть, еще какие. Не потому, что в нем безопасно и легко — еще как опасно! И даже не потому, что и в таком аду найдется место счастью — много вы таких видели? Мир — совершенство, потому что он — единственное, что у меня есть. Я пыталась это и Еве объяснить, но она не понимает меня, — хмыкнула Люция. — Я другого мира не знаю и никогда не узнаю. Он — самый лучший из всех, что мне доведется увидеть, и именно поэтому он — совершенство. А я — всего лишь часть его. Я тоже совершенство, потому что я такая же, как этот мир. Несовершенна в совершенстве. Совершенна в несовершенстве. И вы — такая же. И Ева. Все мы — совершенства этого мира, потому что других таких нет, — Люция задумчиво повертела в руках сустав и, сжав кулак, разломала его.

Химари пожевала губами, осмысливая ее слова. Хмыкнула, улыбнувшись про себя. Сколько людей она знала, сколько мнений, но таким мир видела одна только Люцифера. Мир — через призму себя. Себя — через призму мира.

— Совершенные чудовища, — задумчиво прошептала кошка. — Уроды-совершенства. Презренные циркачи в этом лепрозории бога.

Люция пожала плечами.

— Пусть так.

— Спасибо за такое откровение, — кошка была уже занята мыслями о том, как стоит это объяснить Еве.

— Это не откровение и не тайна. Просто никто меня об этом не спрашивает, — усмехнулась Люция, исподлобья глядя Химари в глаза.

Кошка кивнула. Мнение Люциферы она все равно не разделяла, но теперь — уважала.

Шаг 2

Все, что не слова — нафиг! Ну, без проблем, могем. Получается так:

 

— Ты сильно занята?

— Говорить могу, руки заняты.

— Помнишь наш разговор о цирке уродов, лепрозории Бога?

— Помню.

— Я все пытаюсь понять, почему ты считаешь мир совершенством. Я понимаю, почему ты считаешь себя совершенной — ты не чувствуешь боли, как Самсавеил, ты сильная, крепкая, выиграла войну совсем девчонкой, вела за собой мужчин, пережила целый ад. — Но мир? Мир — почему? Почему ты считаешь этот проклятый лепрозорий совершенным?

— Ничего вы не поняли, госпожа Химари. Мир сам по себе совершенен. Не потому, что в нем нет страданий, боли, болезней — они есть, еще какие. Не потому, что в нем безопасно и легко — еще как опасно! И даже не потому, что и в таком аду найдется место счастью — много вы таких видели? Мир — совершенство, потому что он — единственное, что у меня есть. Я пыталась это и Еве объяснить, но она не понимает меня. — Я другого мира не знаю и никогда не узнаю. Он — самый лучший из всех, что мне доведется увидеть, и именно поэтому он — совершенство. А я — всего лишь часть его. Я тоже совершенство, потому что я такая же, как этот мир. Несовершенна в совершенстве. Совершенна в несовершенстве. И вы — такая же. И Ева. Все мы — совершенства этого мира, потому что других таких нет.

— Совершенные чудовища. Уроды-совершенства. Презренные циркачи в этом лепрозории бога.

— Пусть так.

— Спасибо за такое откровение.

— Это не откровение и не тайна. Просто никто меня об этом не спрашивает.

Шаг 3.

1. Отличаются ли персонажи способом разговора? Т.е. по-разному строят фразы, используют особенные словечки и т.д. Или за всех с читателем говорит автор? Хм. Объективности бы полкило не помешало… Мне кажется, что отличаются. Кошка (которая спрашивает и не понимает) говорит мягче, потом у нее резкий переход на свой вечный бзик про чудовищ и цирк, потом снова мягко. Люция (которая отвечает) на разговор не настроена, у нее более простые и четкие фразы, потом снова «бам» — прорвало, потому что задело, и снова проще.

2. Можно ли понять, кому принадлежит та или иная реплика? Это становится понятным только за счёт чередования реплик или есть другие причины? ммм, мнения у них разные? Тут просто понять, они выражают свои мысли, характерные и уникальные для них.

3. Соответствуют ли фразы и словарный запас возрасту, полу, характеру персонажа? Или они обезличены? тут две женщины с весьма приличным возрастом (кошке за пару сотен, Люции за сорок). Мне кажется, что обезличены. Но, с другой стороны, обе дамы военные, они говорят конкретно и по делу (Ева, попади она сюда, начала бы тянуть, брыкаться со своими страхами и тыды). Вроде соответствует, но у меня язык не шибко поворачивается так рассудить.

4. Насколько содержательным получился обмен репликами? Можно ли только по репликам восстановить полную картину происходящих событий? а тут нет картины. Тут диалог занимает центральное место. Понять, где чье можно, содержание несколько другого рода, они же не приказы обсуждают.

5. Не находите ли вы количество реплик избыточным? Можно ли их сократить без потери вложенного смысла? упаси меня боже. Меня тут распнут, расстреляют, закопают, откопают и на костер отправят… Я и так пишу так, что оттяпать нечего (а если есть, то при правке оттяпаю, ну что поделать...)

 

Шаг 4

Мотивация. Угусь, ладно, у меня еще час-полтора до «баиньки» осталось, доделаем-с)

 

Часть 2. Работа с атрибуцией

Шаг 1 Так, найти атрибуцию, примеров эдак 3-5. Ладна, пойду полистаю.

Таааак. Атрибуция, это когда один герой додумывает за другого, судя по его действиям, поведению и реакции. Вроде, поняла, попробуем-с.

1.

Полный нос соплей, мокрые губы и ледяные щеки — приятного мало. И хуже того, этот спокойный кот перевязывал раны, шипя сквозь зубы, и совсем не обращал внимания на нее. Словно презирал. Не считал кем-то важным, заслуживающим внимания.

— Чего ты ревешь? — пробурчал он, поднимаясь и туже затягивая поясок на холщовом белом кимоно.

2.

— Ты ведь знала, что они придут, бестолковая ты провидица! Почему мне не сказала? — она была в бешенстве. Этот же взгляд паучих глазенок был ей чертовски знаком, догадка пришла сама собой. — Что, захотелось побыть спасительницей? Убийцей? Сильной и независимой? — рыкнула она, задирая Евину голову за подбородок.

3.

Люция закрыла руками лицо, пытаясь сосредоточиться. У Лиона никогда не было простых планов, он ничего не делал просто так. Понятие «прихоть» было ему совершенно не знакомо, он просчитывал все наперед, никакой импровизации, никакой гибкости и лояльности. Ответ должен был быть прост, но его не было. Он что-то задумал, и пытаться разгадать такой маневр было наивно и глупо, планов у Лиона могло быть сразу несколько.

4.

А он молчал, скрыв крыльями лицо от ее любопытных глаз. И вздрогнул, когда она к нему так просто обратилась.

— Простите, мой генерал, за грубость, — спохватилась она, поклонившись ему в пояс. Он явно был не намерен продолжать разговор, и стоило уйти, пока какой-нибудь предмет не полетел ей в голову.

5.

Кошка смотрела на нее, словно первый раз видела, вглядываясь в каждую черточку, каждую морщинку. Подняла глаза на мужа, снова на Люцию.

Но бескрылая не стала ждать ее ответа, ловко сгребла кошку в охапку и подняла на руки. <...>— Ты так постарела, — Химари чувствовала себя виноватой.

мде, ну какой-то из вариантов точно попал…

 

Шаг 2

Анализируем…

1. По какому признаку персонаж пытается догадаться о настроении собеседника? По его позе? По выражению глаз? По выражению губ? По мимике? По голосу? тааак, неудачные примеры :D ладно, не беда, и так подумать можно.

1. по реакции. Реакции нет, значит, собеседнику плевать. Но у гг в голове такая жирная-жирная таракань на мужчин, значит, не просто плевать, так еще и презрительно плевать!

2. по взгляду, из личного опыта.

3. по опыту общения с другим персонажем. как военная, Люция пытается просчитать и предугадать, полагаясь только на свои знания другого человека.

4. по его реакции на все ее слова (до этого он тоже молчит и, отвернувшись, прячется за крыльями), тоже — личный опыт, но уже через призму себя. Когда она молчит — закипает и готова рубить и кромсать, значит, и он станет делать так же (плюс уже были случаи летающих предметов).

5. а вот тут какая-то дыра. Люция воспринимает такую реакцию кошки, как удивления и даже спрашивает «Я что, такое чудовище?», думая, что мысли кошки не связаны с ее стареющим телом.

2. Насколько верны его догадки? Или даже не так. Во всех случаях его догадки верны?

Неа)

1. Угадала!

2. Угадала!

3. Не угадала)

4. Не угадала)

5. Тоже не угадала)

3. Если теперь убрать всю атрибуцию из диалога, сохранится ли восприятие другого персонажа? Или его мотивация провиснет и потеряется? Хм а везде по разному.

1. ничего не потеряется, там целая глава на этих взаимных перегавкиваниях. Но эти ощущения Люции задают вектор для главы, нагнетают, намекают

2. ничего не потеряется, сменится курс, но мотивация не исчезнет. Исчезнет это «первое» понимание, догадка и сравнение.

3. потеряется, я тут с бубном зря что ли, прыгаю :D

4. потеряется, их взаимоотношения этим как бы показывают, что там такая дырень-дырень и гора непонимания.

5. вообще ничего не потеряется, это у автора ля-ля

 

Шаг 3.

Пробный диалог. Ага. Кто-то меня спрашивал, о чем говорила бы Химари с Ясинэ, додумайся они своими кошачьими мозгами сперва поболтать, а потом только кости друг другу ломать.

И не забыть одну атрибуцию. Ладно, попробуем.

Кошка устало присела на край лавки и уткнулась лбом в колени. До чего же хочется сдохнуть, но надо терпеть.

Госпожа Ясинэ, прихрамывая на раненой лапе, изящно присела рядом. О этот взгляд чайных глаз. Укоризненный, презрительный. И кошка вытянулась по струнке, словно и не устала, и всегда ко всему готова.

— Как ваша нога? — вежливо поинтересовалась она. И тут же добавила, заметив, как встрепенулась женщина, — моя госпожа.

— Уж лучше, чем твоя рука, — расхохоталась Ясинэ, смерив кошку взглядом. Вид ученицы, такими усилиями превозмогающей боль, ее радовал. Глупая кошка, но выносливая.

— Я быстро учусь и больше не куплюсь на ваши колкие слова, — пробурчала Химари, отвернувшись. Ей казалось, что в голосе госпожи ярый садизм, и она непременно попытается и в душу плюнуть и за самое сердце укусить.

Но Ясинэ была настроена миролюбиво, лодыжка ныла слишком сильно.

— Купишься.

— И научусь разить тем же оружием! Я прекрасная ученица! — огрызнулась кошка, и Ясинэ почувствовала угрозу.

— Сына у меня уже забрала. Уж больнее ты мне не сделаешь.

— Еще один заход? — фыркнула кошка, удовлетворенно услышав толику грусти в словах госпожи.

— Да, бери бо. Должна же я выбить из тебя эту дурь!

ну вроде атрибуция есть. Если нет, то я редкостный тупень и надо было писать «инструкцию для чайников (не электрических)» :D

 

Часть 3. Когда открывается второе дыхание

ой, мне всего две алки осталось. Прям соблазнительно… Мечтать не вредно, даже полезно. Приступим!

1. Вы прошли долгий путь: от идеи к готовому роману. Расскажите, отличается ли реализация от первоначальной задумки. Были ли изменения по ходу сюжета? От совсем-совсем первоначальной? :D Ну если рассуждать, натягивая это одеяло на себя, то получается, что первоначальная задумка — то, что было до написания первой главы, а реализация — дописанные главы. В таком случае — не отличается. Я вытрясла из музы всю душу, выжала ее до последней капли и нагло шантажировала. К первой главе у меня был готов сюжет. В процессе его написания он, безусловно, менялся, хотя стержень оставался тем же. А вот главы я писала, как и запланировала. Боялась, что передумаю с концовкой, но — фигушки! Теперь она мне нравится еще больше.

Что-то я еще буду править, я умудрилась закопать по самую уши героя (ну действительно, я ж понимаю, что там у него в черепушке вертится, а что поделиться с читателем надо, так забыла). Это не изменит ни сюжет, ни героев, но правка необходимая)

2. Расскажите, кто главный герой вашего романа. Одинаков ли он в начале и в конце своего пути? О, у меня их аж три!

Начну с Люциферы. Перечитывая финал (его сжатый вариант, сцены, общие диалоги, наброски), я понимаю, что всем нужна Люцифера. Героям, в смысле. Да и мне тоже она нужна, очень нужна. Физически она меняется ну просто кардинально (фигушки, не скажу, читайте), морально — всем кажется, что меняется, а на самом деле — нет. Она становится мягче, ее мир становится шире и «гуще», но позиция остается той же.

Химари. Эту кошку я знаю много-много лет, она самый старый мой персонаж, страшно ненавидимый и жутко любимый. И да — она меняется. Из-за Люции меняется. Как мне кажется, в лучшую сторону. Мировоззрение ее рушится, как колосс на глиняных ногах, но она способна это понять и принять новое. И да, жизнь ее поворачивается совсем другим боком.

Ева. Вот кто меняется больше всех, так это она. И сваливается на нее чудовищная ноша, которую в начале пути она не смогла бы вынести. Меняется даже ее восприятие, отношение к себе и другим. Она взрослеет. За считанные месяцы проходит годы, которые и не каждый человек пройдет и познает. Она — самая преданная ученица Лепрозория.

3. Какую сцену в романе вы назвали бы наиболее удачной? мы же мечтаем, верно?) Тогда — любую. Я хочу, чтобы оно все ложилось как по спирали ровно и замечательно. Чтобы любая сцена была важна и позволяла лучше увидеть то важное, что заложено в книгу.

4. Кто из второстепенных героев вам больше всех нравится? Много ли ему уделено внимания на страницах романа? Мм. Лион? Или Хайме. Или, все же, Лион. Пусть будет Лион, мне он гораздо ближе)) Он проскальзывает от самой первой главы до последней. У него не первая роль, но он с ней справляется. И мне кажется, добавлю правки, связанные с ним, и смогу со спокойной душой расслабиться) Думаю, тогда будет в самый раз!

5. Как вы относитесь к читателям, которые сожалеют, что герой в критической ситуации поступил так, как поступил, или выбрал ту женщину (того мужчину), которого выбрал? Вас не тяготят их неоправдавшиеся ожидания? Наоборот! Пусть ожидают, пусть оценивают, пусть решают, сожалеют. Пусть у читателя будет свое мнение. Ведь именно этого я и добивалась. Нет у меня плохих героев. Нет и хороших. И читатель волен сам взять мои фигурки и расставить на шахматной доске за черных или белых, навесить им ярлыки плохих и хороших. И пусть он злится на меня, ругает, перекрашивая фигурки в новый цвет, меняя их из черных в белые, из белых в черные. Пусть он мучается. Пусть гадает. Пусть поймет, что они просто люди) Я не хочу оправдывать ожидания, я хочу бурю, хочу сомнения, я жажду, что читатель триста раз подумает, прежде чем решит для себя, кто победил, хороший ли конец, прекрасны ли герои. И я буду дьвольски хохотать, следя за тем, как он пытается сформулировать свои ожидания.

Да, там есть выбор героини (хотя вообще выбор так себе, в ее ситуации не выбирают, а ее позиция ясна, как день), может, кто-то оспорит ее выбор. И, черт возьми, это будет прекрасно)

6. Говорят, написать роман тяжело. Но вы с этим справились. Что вас всё время поддерживало в этом нелёгком деле? Или, может быть, кто?

Ммм, сила воли?

Честно, одной ее мало))) Силы воли хватает на половину романа, а потом волком вой, особенно когда знаешь историю, как свои пять пальцев. Помогли отзывы. Иногда просто дружеские, иногда откровенные, проницательные, необычные. Что-то вдохновляло, и хотелось бежать и писать-писать-писать. А после некоторых садилась в кресло и смеялась — удалось, получилось, и становилось чертовски хорошо. Спасибо Тири, она первая пришла и пока что даже не сбежала))) Здорово помог клуб. Да даже перечислять глупо, все, что меня читал, вложили свою лепту. Я всех услышала, многие вещи поправила, многие увидела иначе и поправила так, чтобы читатель наверняка увидел то, что я имела в виду на самом деле. Здорово поддержали беседы с Ришем и легкие споры с Эром — теперь я пишу для них и других читателей «пасхалки», буду дьявольски хихикать и хрустеть попкорном))

А, еще муж внес свою лепту, и я даже уговорила его подобрать для каждой главы эпиграфы. Правда, книгу он не читал, отнекивается: «Дураку полработы не показывают!», но ждет, спрашивает, когда закончу. Ему чтоль, тоже пасхалки подсунуть…

7. Что вы чувствуете, когда видите людей, которым искренне нравится ваш роман? Тех, кто благодарен вам и счастлив, что в тяжёлые минуты, когда вам хотелось всё бросить, вы этого не сделали? Что я чувствую… что хочу, чтобы их было больше. Мы же мечтаем, верно… Хочется верить, что Люцифера нужна не только героям моего романа и не только мне самой. Хочется думать, что она нужна и другим. Сложно рассуждать про «нравится», я не жду этой «любви». Я жду бури. Я жду, что мозги читателя закипят. Я жду, что он будет так же хохотать, как и я, когда догадается, когда увидит, что хранится в самом сердце Лепрозория) Я жду прозрения. Жду бури, а не любви. И если читатель сможет увидеть, сможет понять, что я все это время несла до его души, быть может, он захочет меня отблагодарить. За историю. За бурю.

Не знаю, смогу ли это воплотить. Не смогу — буду пытаться снова и снова, пока не создам то, что заставит читателя вновь и вновь окунаться в мой омут и мою бурю с головой.

8. Вы написали роман, и это очень круто! Скажите, что это дало вам самим? Как изменились вы, пока его писали? Понимание, что все это время мне просто нужна была Люцифера. И спокойствие, какую-то удовлетворенность и свободу. Как будто донесла целую гору камней, и они мне понравились. Я написал книгу для себя, такую, которую сама бы захотела перечитать. Моя буря затихла, и я созерцаю штиль…

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль