Отзыв на роман Ольги Зимы и Киры Гофер «Проклятье Айсмора»
 

Отзыв на роман Ольги Зимы и Киры Гофер «Проклятье Айсмора»

+26
  • Проклятие Айсмора

Сыграть мы пьесу были рады,
И все старались искренне,
И все что видели вы, — правда,
И все что слышали вы, — правда,
Правда, да не истина.

Л. Дербенев «Песня о правде и об истине»

 

В прошлом году на ККП этот роман прошел мимо меня. Дело в том, что я достаточно подозрительно отношусь к незнакомым авторам, да к тому же рецензии на него никакого желания ознакомиться не вызывали. Не в обиду рецензентам будет сказано, но суть романа они никак не отображали и даже не позволили заякориться читателю из целевой аудитории, коей я, как оказалось, являюсь в полной мере. И если бы не тесное знакомство с одним из авторов, я бы никогда не решилась в него заглянуть.

Но тут мне повезло, и для меня открылся новый дивный мир озерного города на сваях. Этот очень тонкий, ажурный роман буквально пронизан духом «старой доброй Англии», причем, в гораздо больше степени, чем иные романы, которые авторы гордо именуют «викторианским стилем». Интересно, уж не от английского ли icemoor – ледяное болото – произошло название города? Есть тут что-то по ощущения и от «Ветра в ивах» К. Грэма, и от «Ходячего замка Хаула» Д. Джонс, но больше всего от Толкина, конечно. По мере прочтения перед моими глазами вставал то Шир с хозяйственными, прижимистыми и охочими до слухов хоббитами, но все же умеющими сплотиться в последний миг перед лицом опасности, то разоренного Смаугом богатого Дэйла, то Озерного города и лучника Барда.   Почти как в детстве окунулась в любимую книжку и вспомнила, каково это, когда чтение – не работа, а наслаждение.

Неоспоримый и вполне объективный плюс романа – густая, хоть ложку ставь, атмосферность промозглого и туманного города на воде. Я как будто побывала там, ходила по скользким доскам, дышала тяжелым влажным воздухом, мокла под дождем, ныряла в ледяную воду, трепетала от урагана и пожара, вслушивалась в неясный шепот соглядатаев и вглядывалась в ночную темень. Город таинственный, город живой, город со своим характером, по сути и есть главный герой истории. Честно, когда слышала такое о других романах и потом читала их, почти никогда не ощущала этой живости, характерности мира, а вот здесь прониклась целиком и полностью. А интрига со сваями выписана настолько мастерски, словно авторы сами строители этого города и знают каждую его опасную тайну!

Второй плюс в незатасканном сюжете. Авторы настолько виртуозно лавировали между сюжетными клише, что ни раз удивляли меня оригинальными ходами, но вместе с тем не подыгрывали персонажам, одаривая их безмерной удачей, а держались реалистичности. Бэрр не сбегает из тюрьмы невероятным образом, хрупкая Ингрид не подначивает народ идти с вилами на винира, сам винир не скатывается ни до карикатурного злодея и не раскаивается (вот ни капли!) в содеянном, сам город замирает в двойственности между добром и злом, между осуждением своего спасителя и признанием его героем. Так, как и в жизни, все грехи и добродетели, как пух, лежат на чашах весов, и ты не можешь предсказать, в какую сторону они качнутся, и все же веришь в лучшее.

Третий плюс, для меня лично самый значимый – это герои. Признаюсь честно, не могу читать русскоязычное фэнтези, особенно самиздатовское по причине героев. Либо картон, либо всемогучие неунывашки, благодаря которым я постоянно вспоминаю одно из «Человеков-пауков», как там героя шмякало о все стенки так, что ни один обколотый Шварценеггер бы не поднялся, а этот все подскакивал и продолжал сражаться, а мне уже хотелось спать, потому что я утратила веру в историю. Ни страдающие негодяи с весьма сомнительной моралью, которых авторы выдают за сильных личностей. По мне, сильная личность – тот человек, который остается человеком вне зависимости от обстоятельств. И Бэрр, главный герой Айсмора, именно такой, благородный и бдительный страж порядка, несмотря на наносную замкнутость и угрюмость. Черное ему к лицу! Да, все его заслуги приписывает себе винир, но и сам Бэрр лишен тщеславия ровно настолько, чтобы не требовать для себя ничего. Это и правда король, который выше глупой человечьей суетности Айсмора. Он даже выше того, чтобы просить милости, гния в тюрьме, столько в нем достоинства. По сути ведь сам Айсмор во многом наше общество, и в нем с легкостью угадываются все наши пороки. Герой тот, кто не поддается на них и следует своей стезей, не уподобляясь, но отвечаю лишь перед своей совестью. И немного жаль, что к моменту встречи с Ингрид он настолько затравлен, что не может ее принять и борется с самым светлым, что в нем есть, что сможет поднять его из шелухи и пепла, и даровать тихое счастье, такое маленькое, но безмерно огромное одновременно.

Его возлюбленная Ингрид, честно говоря, ее описания захватили меня больше всего в этом романе. Не думала, что среди русскоязычных авторов еще не перевелись те, кто не боится писать о таких героинях:

Воспоминания о собственной беспомощности перед враньем и нечестивостью души вернули Ингрид к тягостному состоянию, в каком она проснулась от сегодняшнего кошмара и от которого ей почти удалось избавиться при теплых мыслях об Эбби… Это были воспоминания о том, перед чем она всегда терялась вне зависимости от своего возраста и положения, и никогда не знала, что отвечать, а когда что-то говорила, то тоже не знала — верно ли и стоило ли открывать рот.

Что она должна была ответить, к примеру, одной дотошной особе из числа обслуги в ратуше, которая публично стыдила ее и все никак не отставала? Стыдила больше за глупость, за незнание жизни… А потом, украдкой, еще более настойчиво добивалась мнения о Бэрре в постели, мол, правду ли говорят, что он… Ингрид от такого напора всегда терялась и в итоге ответила, что не знает — лишь бы оборвать ее речи. Та поначалу расцвела, готовая разнести свежую сплетню, но потом, удалившись на несколько шагов, вернулась с восклицанием: «Как это так?» Ингрид, желая только покоя, выдала, что не знает, потому как до постели они за всю ночь так и не добрались. А потом, вспоминая выпученные глаза и отпавшую челюсть дотошной особы, пожалела, что сказала хоть что-то, пусть на тот момент и показавшееся остроумным. Отвечать подобным на подобное Ингрид так и не научилась, а воспоминания о наглости, поборовшей ее смущение, приносили ей лишь печаль и сожаления.

Такая благородная и скромная барышня, будто сошедшая со страниц романов 19 века, когда девушек было еще принято изображать деликатными и вежливыми настолько, что терялись и не знал, что ответить на откровенную грубость, словно фея из другого мира, и никакая грязь мира людского к этой солнечной розе не липнет.

Ну и третий персонаж – винир, антигерой, то самое чудовище, по-другому язык не поворачивается его назвать. Это, конечно, здорово, сидя в тепленькой квартирке, восхищаться эдакими политиканами и негодяями, ради собственного тщеславия едва не убившим полгорода и оставившим их без крова. Конечно, скажете вы, что жизнь маленького человека в рамках истории, перемен, великолепной статуи и парка? Но только не когда эта жизнь вдруг ваша собственная и ваших близких. Мне интересно, что бы сказали обожатели таких героев в таком случае? Выживает сильнейший? Но всегда найдется кто-то более сильный, чем вы. Да, винир хитер, деятелен, умеет великолепно играть и заговаривать зубы, но это не делает его ни мудрым, ни даже просто умным. Народная мудрость: не рой яму другому, иначе… Символично, что возмездие настигает его в виде собственной хитрости, обернувшейся против него. Все-таки маньяк с большой земли совсем не то же, что недальновидные обыватели и слишком благородные для интриг Бэрр с Ингрид, и может ответить такой бурей, что сметет все. Немного жаль, что попутно оказывается уничтожен весь город, но может оно и к лучшему.

Давным-давно люди рассказывали мифы о конце света, что пережить ужас «истории», катастроф, войн, ошибок и грехов, чтобы, как природа после затяжной зимы, обновиться и вернуться к изначальному Золотому времени, когда люди были чисты, а жизнь светла. Вот и в этой истории у героев появился шанс начать с чистого листа и построить свой Золотой, более счастливый и справедливый город, теперь это все зависит лишь от них.

В заключение этого очень длинного для меня отзыва я хочу сказать спасибо авторам. Читать этот текст было большим удовольствием, а некоторые особенно мастерски выписанные эпизоды вдохновили меня, чтобы самой научиться писать хоть немного лучше, а это для меня главное в книгах.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль